Разработка урока Физическая карта Донецкой области. Общий план строения поверхности

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока :

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ.

ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ.

Цель : дать обучающимся понятие «физическая карта», объяснить, какие бывают формы рельефа, дать понятие о геоморфологии, как науке об особенностях рельефа и строение земной поверхности. Развивать умения и навыки работы учащихся с раздаточным материалом; внимание к услышанному на уроке материала по поводу особенностей рельефа; умение работы с картой. Воспитывать достойное отношение учащихся к природе родного края.

Оборудование : физическая карта Донецкой области

Тип урока: комбинированный

Ход урока

І . Организационный момент.

• проверка отсутствующих в классе;

• проверка наличия школьных принадлежностей у учащихся (дневник, тетрадь, учебник, атлас «Донецкая область»);

• распределение учащихся по группам для дальнейшей работы (учитель раздает ученикам заранее (перед началом урока) заготовленные значки :

Разработка урока Физическая карта Донецкой области. Общий план строения поверхности

II. Актуализация опорных знаний учащихся.


  1. Что такое географическая карта ?

• ученики отвечают : «Географическая карта - это уменьшенная обобщенная модель земной поверхности на плоскости, которая отражает с помощью условных обозначений расположение, взаимосвязи, качественные и количественные характеристики различных природных и общественных явлений»


  1. Какие выделяют карты по тематике и какую информацию можно из них почерпнуть?

• ученики отвечают :

- карта природных зон, тектоническая карта, климатическая карта, топографическая карта, карта почв и. т. д.)

III. Формирование проблемной ситуации.

Что же такое физическая карта и какую информацию можно почерпнуть из нее ? (в тетрадях учащиеся записывают дату и тему урока)

IV. Объяснение нового материала.

1. Геоморфология как наука. (учитель побуждает учеников определить самим предмет изучения геоморфологии как науки. Вопрос: «Что означает «морфология» в языковом аспекте?»)

Геоморфология - наука о рельефе твердой поверхности Земли и его развитии в пространстве и времени.

Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности, разных по чертам, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Состоит из положительных форм, которые образуют возвышенности, кряжи и негативных форм - впадин, низменностей.

2. Объяснение понятия «физическая карта» (какую информацию нам дает физическая карта Донецкой области?)

3. Общий план строения поверхности Донецкой области.

• (рассказ учителя).

Самостоятельная работа

4. Работа в группах. В начале урока ученики были разделены на три группы. Перед началом работы учитель каждой группе дает право выбора (с которыми рельефами работать: кряжи, возвышенности, низменности. После выбора каждой группе раздается карточка для формирования своего ответа. Каждая группа выбирает докладчика и секретаря)

Задание 1 группе

КАРТОЧКА ДЛЯ ГРУППЫ КОТОРАЯ БУДЕТ РАБОТАТЬ С КРЯЖЕМ

Название

Характеристика

Какую территорию занимает




Задание 2 группе

КАРТОЧКА ДЛЯ ГРУППЫ КОТОРАЯ БУДЕТ РАБОТАТЬ С ВОЗВЫШЕННОСТЯМИ

Название

Какую территорию занимает

Наивысшая точка




Задание 3 группе

КАРТОЧКА ДЛЯ ГРУППЫ КОТОРАЯ БУДЕТ РАБОТАТЬ С НИЗМЕННОСТЯМИ

Название

Какую территорию занимает

Низшая точка




После того как работа по анализу особенностей рельефа Донецкой области закончена, от каждой группы выступает докладчик. При этом оппоненты из других групп имеют право дополнить ответы. (Учитель проводит анализ ответов по группам)

5. Просмотр видеоролика «Путешествие в Святогорье»

V. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

1. «Мозговой штурм»

  • Что такое физическая карта и какую информацию можно почерпнуть из нее?

  • О каких особенностях рельефа территории Донецкой области вы узнали ?

  • Какой вывод (на основании чего) можно сделать об особенностях строения поверхности области ?

2. Географический диктант (закончить предложение).

1) Наука о рельефе поверхности Земли, его развитии в пространстве и времени называется - геоморфология.

2) Совокупность неровностей земной поверхности, разных по чертам, размерам, происхождению, возрасту и истории развития называется рельефом.

3) Положительные формы рельефа образуют возвышенности, кряжи.

4) Отрицательные формы рельефа образуют впадины, низменности.

5) Самая высокая точка Донецкой области - курган Могила - Острая, 331 м.

6) низшая точка Донецкой области - уровень воды в Азовском море (- 0,4 м.)

Учитель напоминает ученикам, что после написания диктанта каждый окажется в роли учителя, проверяя ответы своего соседа по парте.

VI. Итог урока.

• Заключительное слово учителя, подведение итогов урока (оценивание обучающихся)

VII. Домашнее задание.

Использованная литература

1.Географический энциклопедический словарь : Географические названия / Гл. ред. А. Ф. Терешков. - 2-е изд. - М.: Советов. Энциклопедия, 1989. - 728с.

2.Мальская М., Худо В., Чубук В. Основы ландшафтоведения : Учеб. пособ. - Л.: Вид. центр ЛНУ, 2003. - 295 с.

3.Стадник А. Г. Физическая география Украины. - Х.: Вид. группа «Основа», 2007. - 96с.


© 2010-2022