Рабочая программа по географии (8класс)

Цели и задачи: Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; - овладение умениями использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географиче...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Рабочая программа

по географии для

8 класс














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

1. Авторская программа по географии для 8 класса общеобразовательных учреждений В.П. Дронова и Л.Е. Савельевой (М: Просвещение, 2009г), соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень.

2.С.В. Курчина. География: Программы для общеобразовательных учреждений. 6- 11 классы. - М..Дрофа, 2010.

3. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 09 марта 2004 г. №1312, от 03 июня 2011 г. №1994, от 01 февраля 2012 г. №74

4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004г. №1089, в редакции приказов Мин. обр. и науки РФ от 03 июня 2008 г. №164, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г.№2643, от 24 января 2012г. №39.

5. Учебного плана МОУ ООШ №11 с. Прасковея на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа ориентирована на учебник:

В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2008г. Линия учебно-методических комплектов «Сферы»

Цели и задачи:

Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Изучение географии на этой ступени основного общего образования направлено на решение следующих задач:

- сформировать у учащихся знания и представления о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;

- сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;

- сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;

- продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;

Количество часов: всего - 70 часов, в неделю - 2 часа; практических работ - 6, из них оценочных - 3,

Контрольных работ

Практические работы в курсе географии - это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Место предмета в базисном учебном плане школы

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе - 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах - по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА:


  1. Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения географической информации;

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государства;

  • особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

  • границы часовых поясов;

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океанов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники;

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;

  • народы, наиболее распространенные языки, религии;

  • примеры рационального и нерационального размещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России;

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.



  1. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.



  1. Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религий отдельных народов.



  1. Объяснять:

  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на территории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах ого роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвижении, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий; «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «Трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».

5. Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе;

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Учебно-тематический план

Название раздела

Название темы

Номер

практической работы

Введение

Введение

Особенности географического положения России

(8 ч)

Границы России

Размеры территории. Часовые пояса.

№1

Географическое положение России

№2

Россия в мире

Освоение и изучение территории России

Районирование. Административно-территориальное устройство России

№3

Географическое положение и районирование региона проживания

Обобщение по теме «Географическое пространство России»

Природа России (48ч)

Природные условия и ресурсы

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (8ч)

№4

Климат и климатические ресурсы (11ч)

№ 5,6,7,8

Внутренние воды и водные ресурсы (8ч)

№ 9,1011,12

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4ч)

№13

Почва и почвенные ресурсы (3ч)

№14

Природно-хозяйственные зоны (12ч)

№15

Население России (11ч)

Численность населения

Половой и возрастной состав населения

Народы и основные религии

№16

Особенности расселения населения России

№17

Миграции населения России

Человеческий капитал страны

Население своего региона. Обобщение знаний

Резерв (2ч)

Итоговая проверочная работа

Природное наследие России

ИТОГО

за год (70)

















КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс. География. Россия: природа, население, хозяйство.

В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. М..Просвещение 2011.

Тема урока

Кол-во ч.

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Средства наглядности, ИКТ

Практические и контрольные работы

Домаш

нее задание

Дата проведения

по плану

по факту

ВВЕДЕНИЕ (1час)

1

Введение.

Как работать с учебником

1


Стр.5-6

04.09.13

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ (8 часов)

1

Границы России

1

Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Морские и сухопутные границы России. Часовые пояса .Экономически эффективная территория

Понимать: связь между географическим положением и другими компонентами природы, определять поясное время.

Знать: основные типы и виды границ, понятия «территориальные воды», «экономическая зона», «соседние государства».

Уметь: приводить примеры, показывать границы России, определять местное, поясное время.

Физическая карта России

§1,МГИ

06.09

2

Размеры территории.

Часовые пояса

1

Физическая карта России, карты атласа, интерактивные карты.

П/р №1 «Определение поясного времени для различных пунктов России»(обучающая)

§2,задача №1

11.09.

3

Входная контрольная работа


13.09.

4

Географическое положение.

Р/к Географическое положение нашего края.

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику) интерактивные карты.

П/р №2 «Сравнение географического положения России и других стран».(итоговая)

§3,МГИ

18.09.

5

Россия в мире

1

Политическая карта мира, ЭП (электронное приложение к учебнику)

4

20.09.

5

Освоение и изучение территории России

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику)

§5, заполнить таблицу

25.09.

6

Районирование- основной метод географических исследований

1

Физическая карта России, карты атласа, интерактивные карты.

§6,МГИ

27.09.

7

Административно-территориальное устройство России

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику) интерактивные карты.

П/р №3 Анализ административно-территориального деления России (обучающая)

§7,МГИ

02.10

8

Обобщающий урок по теме

1

Подготовка к ГИА (выполнение заданий части А,В)

Стр.30

04.10

ПРИРОДА РОССИИ (42 часа)

Рельеф и недра (7 часов)







§

9

Природные условия и ресурсы

1

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формировании земной коры на территории страны.

Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования.

Знать: основные геологические эры, тектонические структуры, основные формы рельефа их свазь со строением земной коры ( номенклатуру гор и равнин).

Понимать: взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа.

Уметь: показывать на карте объекты литосферы , приводить примеры.

§8

09.10.

10

Формирование земной коры на территории России

1

Карта строения Земной коры


§9,МГИ

11.10.

11

Рельеф

Р/к Особенности рельефа Ставропольского края

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП , интерак. карты

П/р№4 Создание фотоальбома( презентации ) «Горы России» (творческая)

§10,работа на к/к, МГИ

16.10.

12

Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов

1

§11, МГИ

18.10.

13

Изменение рельефа под воздействием внешних процессов

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику)

§12,МГИ

23.10

14

Минеральные ресурсы и их использование.

Р/к Полезные ископаемые нашего региона

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику), интерактивные карты

П/р № 5 « Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных полезных ископаемых»

(итоговая)

§13, работа по карте

МГИ

25.10.

15

Земная кора и человек

1

Тестовая работа (подготовка к ГИА)

§14

30.10

Климат (11 часов)







§

16

Географическое положение и климат

1

Факторы формирования климата, циркуляцию воздушных масс, циклоны и антициклоны.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.

Типы климатов России, факторы их формирования, климатические пояса.

Влияние климата на быт и здоровье человека.

Неблагоприятные климатические явления.

Знать: факторы определяющие климат России, характеристику типов климата , основные понятия.

Понимать: закономерности распределения тепла и влаги, понятие «сезонность».

Уметь: объяснить образование циклонов и антициклонов, анализировать карты, приводить примеры.

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику) интерактивные карты.

§15

08.11.

17

Солнечное излучение и климат

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику)


§16,МГИ

13.11.

18

Земная поверхность и климат

1

Климатическая карта, ЭП (электронное приложение к учебнику)

§17

15.11

19

Воздушные массы и их циркуляция

1

Климатическая карта, ЭП (электронное приложение к учебнику)

§18

20.11

20

Атмосферные фронты

1

§19

22.11

21

Циклоны и антициклоны

1

ЭП (электронное приложение к учебнику)

№5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов.

(обучающая)

§20

27.11.

22

Распределение температуры воздуха по территории России

1

ЭП (электронное приложение к учебнику)

§21, МГИ

29.11.

23

Распределение осадков и увлажнения по территории России

1

Климатическая карта, ЭП (электронное приложение к учебнику)

§22,МГИ

04.12.

24

Климатические пояса и области

1

Климатическая карта, ЭП (электронное приложение к учебнику)

№6 Выявление способов адаптации человека к разным климатическим условиям.(итоговая)

§23, МГИ

06.12

25

Климат и человек

1

§24

11.12

26

Обобщающий урок

1

Контрольная работа №1 по темам: «Рельеф и недра», «Климат».

13.12



Внутренние воды и моря (7 часов)







§

27

Моря

1

Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы.

Распределение рек по бассейнам океанов.

Питание, режим, годовой сток рек.

Важнейшие озёра их происхождение. Болота, подземные воды. Ледники.

Знать: особенности внутренних вод, распределение рек по бассейнам океанов. Меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений. Основные географические понятия, номенклатуру.

Климатическая карта, ЭП (электронное приложение к учебнику),интерактивная доска.

§25, работа по карте, МГИ

18.12.

28

Особенности природы морей

1

Презентация «Моря Тихого океана»

§26, таблица

20.12.

29

Внутренние воды России . Реки.

Р/к Реки Ставропольского края

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику) ),интерактивная доска.

№7 Составление характеристики одной из рек, определение возможностей её хозяйственного использования(итоговая)

§27, МГИ, работа на к/к

25.12.

30

Озера, водохранилища, болота.

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику)

П/р №8 Реки и озера России(создание презентации или фотоальбома)

(творческая)

§28, подготовить презентацию по теме

27.12.

31

Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику)

§29

08.01.14

32

Вода и человек

1

Презентация « Стихии воды»

§30

10.01

33

Итоговый урок по теме

1

Подготовка к ГИА (тестовая работа).

15.01



Растительный и животный мир (3 часа)

34

Растительный мир

1

Растительный и животный мир России, видовое разнообразие.

Биологические ресурсы и их рациональное использование

Знать: особенности растительного и животного мира России, видовое разнообразие. Основные понятия.

Уметь: объяснить размещение живых организмов по природным зонам.

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику)

§31,МГИ

17.01

35

Животный мир

Р/к Биологические ресурсы Ставрополья

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику)

§32, подготовить презентацию по теме

22.01

36

Биологические ресурсы и человек

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику)

Подготовка к ГИА ( задания части А)

§33

24.01



Почвы ( 3 часа)







§

37

Почвы и факторы их образования

1

Почвы и почвенные ресурсы. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Размещение основных видов почв.

Знать: понятие «почва», факторы почвообразования, основные свойства почвы, закономерности распространения почв, значение почв.

Уметь: объяснять существенные признаки почв, анализировать карту почв, приводить примеры.

ЭП (электронное приложение к учебнику)

§34

29.01

38

Основные типы почв России.

Р/к Почвы нашего региона.

1

ЭП (электронное приложение к учебнику)

№9 Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

(обучающая)

§35,МГИ

31.01

39

Почвы и человек

1

ЭП (электронное приложение к учебнику)

§36,МГИ

05.02

Природно- хозяйственные зоны (11 часов)

41

Природные районы и природно-хозяйственные зоны

1

Природно - территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Роль В.В.Докучаева и Л.С.Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственные зоны? Характеристику природных зон.

Особо охраняемые природные территории: заповедники. Заказники, природные парки, памятники природы. Высотная поясность.

Знать: понятие ПТК, уровни ПТК, физико- географические районы России.

Характеристику природных зон России, природные ресурсы и хоз. освоение природных зон их экологические проблемы. Заповедники России.

Уметь: объяснять разнообразие природных и антропогенных комплексов, составлять краткую характеристику природных зон,

Показывать на карте объекты.

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику), ),интерактивная доска.

§37,МГИ

07.02

42

Природа арктических пустынь, тундр и лесотундры

2

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику), ),интерактивная доска.

П/р №10 «Составление характеристики природно- хозяйственной зоны» (итоговая)

§38

19.02

21.02

43

Население и хозяйство в Арктике и тундре

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику)

§39

26.02

44

Природа лесных зон

2

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику) ),интерактивная доска.

§40,подготовить фотоальбом «Жизнь леса»

28.02

05.03

45

Население и хозяйство лесных зон

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику)


§41

07.03

46

Природа лесостепей и степей.

Р/к В какой природной зоне мы живём?

2

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику)


§42, создание фотоальбома «Портрет» российской степи

12.03

14.03

47

Население и хозяйство лесостепной и степной зон

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику)


§43

19.03

48

Засушливые территории России

1

ЭП (электронное приложение к учебнику)


§44

21.03

49

Горные области.

Р/к Горы Кавказа

1

Фильм «Рельеф Ставрополья»,интерактивная доска.


§45

02.04

50

Охрана природы и особо охраняемые территории

1

ЭП (электронное приложение к учебнику), интерактивная доска.

№11 Определение особо охраняемых природных территорий своего района (творческая)

§46, работа на к/к

04.04

51

Итоговый урок по теме

1

Контрольная работа № 4 по теме «природно- хозяйственные зоны России»

Стр.130

09.04

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ ( 14 часов)







§

52

Численность населения

1

Население России. Численность населения, типы воспроизводства, половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии. Городское и сельское население. Роль крупнейших городов.

Направления и типы миграций. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы, проблемы безработицы.

Знать: численность населения страны, факторы влияющие на численность. Среднюю продолжительность жизни. Народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, основные религии. Основные понятия «урбанизация», «миграция», «трудовые ресурсы», «естественный прирост», формы городского и сельского расселения.

Уметь: приводить примеры, работать с картой и статистическими материалами.

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику)

§47

11.04

53

Почему снижается численность населения России?

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику)

§48

16.04

54

Мужчины и женщины

1

ЭП (электронное приложение к учебнику)

§49

18.04

55

Молодые и старые

1

§50

23.04

56

Народы.

Р/к Народы Ставропольского края

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику)

П/р №12 Анализ карт населения (обучающая)

§51,МГИ

25.04

57

Языки

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику)

§52,МГИ

30.04

58

Религии

1

ЭП (электронное приложение к учебнику)

§53,МГИ

02.05

59

Размещение населения

1

ЭП (электронное приложение к учебнику)

№13 Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и её отдельные территории .(итоговая)

§54

07.05

60

Города России. Урбанизация

2

Презентация «Города России»

§55,МГИ

14.05

16.05

61

Сельские поселения и сельское население

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику)

Р/к. Разработка проекта «Мой населенный пункт»

§56

21.05

62

Миграции населения

1

Физическая карта России, карты атласа, ЭП (электронное приложение к учебнику)

§57

23.05

63

География миграций

1

ЭП (электронное приложение к учебнику)

§58,МГИ

28.05

64

Итоговый урок по теме

1

Контрольная работа №5 по

теме « Население России»

30.05

65

Итоговый урок по разделу

1







УМК:

  1. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2008г.

  2. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс . Электронное приложение к учебнику 8 класса/ Под редакцией В.П.Дронов.

  3. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Банникова С.В. Россия: природа, население, хозяйство тетрадь - тренажер для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение,2010 .

  4. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Россия: природа, население, хозяйство тетрадь - практикум для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение,2010 .

  5. 8 класс. Атлас.- М.: Просвещение ,2010.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Поурочные планы. География, 8 класс, С.А. Малиновская. Изд. Учитель/2007

5.Интернет- ресурсы ( Библиотека по географии. Географическая энциклопедия geoman.ru/


География. Планета Земля rgo.ru/ , Страны мира: географический справочник geo.historic.ru/


Территориальное устройство России: справочник-каталог «Вся Россия» по экономическим районам terrus.ru/


Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга afromberg.narod.ru/


Учебно-методическая лаборатория географии Московского института открытого образования geo.metodist.ru/







© 2010-2022