• Преподавателю
  • География
  • Методическая тема Разнообразные формы обучения, применяемые для повышения познавательного интереса на уроках географии

Методическая тема Разнообразные формы обучения, применяемые для повышения познавательного интереса на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Григорьева Н.А. учитель географии

МБОУ «СОШ № 63» г. Ижевска

Разнообразные формы обучения, применяемые для повышения познавательного интереса на уроках географии

"Учитель, как заботливый садовник, поливающий и подкармливающий молодое деревце, может способствовать тому, чтобы юная душа со временем дала плод обильный»

Тихон Задонский

Вот уже на протяжении десяти лет я работаю над методической темой: «Активизация познавательной деятельности учащихся, как путь привития интереса к предмету географии»

За последние пять лет мною испробовано немало различных приемов обучения. Наиболее эффективными из них являются те, в которых ученик задействовал все виды памяти: зрительную, слуховую, механическую. Нововведением для меня является применение игр и разнообразных видов контроля изученного материала.

И от того насколько я правильно подхожу к решению поставленной задачи, настолько будут правильнее сформированы географические понятия.

Овладение терминологией

Еще одним из способов активизации познавательного процесса, который я использую в своей практике, является работа с терминами.

В конце урока снижается концентрация внимания и ученикам хочется сменить вид работы. Во многих темах по географии найдется список терминов, который необходимо знать и уметь воспроизводить. На протяжении нескольких лет я в своей работе использую карточки с терминами. Приемы работы с терминологией нравятся учащимся. Вот один пример: один человек выходит к доске, он не должен видеть слово на карточке, а класс воспроизводит определение, не называя слова с карточки. Задача стоящего у доски, отгадать слово Эта форма приемлема в слабых классах. Второй пример: в общеобразовательном классе отвечающий у доски называет определение самостоятельно по ряду карточек Поскольку география относится к устному предмету для меня очень важно, чтоб ученик проговаривал понятия, поэтому на уроке я даю время выучить определение или новый термин.

Такая работа, на мой взгляд, способствует более эффективному усвоению новых для учащихся географических терминов.

Методическая тема Разнообразные формы обучения, применяемые для повышения познавательного интереса на уроках географии

Методическая тема Разнообразные формы обучения, применяемые для повышения познавательного интереса на уроках географии

Методическая тема Разнообразные формы обучения, применяемые для повышения познавательного интереса на уроках географии

«Загадочный сундучок»

У школьников младшего и среднего звена переключение внимания происходит быстрее, чем у старшеклассников. После шумной перемены настроить на урок можно с помощью визуализации. Показав яркий предмет (в данном случае коробка в виде сундучка, не имеющая отношения к уроку) я загадываю загадку или вопросы по пройденному материалу. Задача ребят угадать о чем идет речь. Если это минерал, то он лежит в этом сундучке. Я разрешаю задавать вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет». (Это относиться к живой природе? Этот предмет тяжелый?), Разрешаю потрогать коробку, оценить вес. За наиболее полные и грамотные вопросы и ответы целесообразно ввести оценивание в виде жетончиков или баллов.

Игра «Пятерочка»


В конце урока в качестве закрепления материала я акцентирую внимание ребят на маленьких карточках. Под каждым словом необходимо привести пять примеров на заданную тему. Например, на уроке краеведения подписать:

  • формы рельефа Удмуртии;

  • виды растений;

  • водные объекты;

  • 5 различных животных;

  • людей, прославивших родной край.

рельеф растения


5


воды животные



знаменитости

Работа расчитана на 5-7 минут

Разминка

В коррекционных классах (ККО) повышена утомляемость ребят. Поэтому целесообразно на уроке проводить разного рода паузы или физкультминутки. На мой взгляд это время можно проводить в рамках изучаемой темы.

Методическая тема Разнообразные формы обучения, применяемые для повышения познавательного интереса на уроках географии

Методическая тема Разнообразные формы обучения, применяемые для повышения познавательного интереса на уроках географии

По опыту могу сказать, что Су-Джок терапия на уроках географии - это и разминка, и познавательная игра. Приведу пример. Учащиеся передают мяч по кругу, называя географические объекты по изучаемой теме горы, реки, равнины и т. Все, кто ответили правильно получают баллы. Разминка приобретает соревновательый характер. Чем больше правильных ответов, тем выше отметка.


Заключение

Комплексное использование средств, форм, методов и приемов обучения эффективно при правильной дозировке. Учет каждого метода и приема в соответствии с изучаемым материалом дает положительный результат.

Таким образом, возможности школьной географии воспитывать учащихся коренятся как в содержании изучаемого географического материала, так и в способах его передачи учащимся: в системе разнообразных форм и приемов работы, в организации познавательной деятельности школьников, широком применении средств наглядности, в том числе натуральных и произведений искусства, в создании мажорного тона обучения, в глубокой эрудиции учителя и его духовного богатстве, в умении передать учащимся свое отношение к изучаемому.

Осуществление обучения доступно каждому учителю, любящему и знающему свой предмет, учитывающему психологические особенности и возрастные познавательные возможности школьников.



© 2010-2022