- Преподавателю
- География
- Методическая тема Разнообразные формы обучения, применяемые для повышения познавательного интереса на уроках географии
Методическая тема Разнообразные формы обучения, применяемые для повышения познавательного интереса на уроках географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Григорьева Н.А. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Григорьева Н.А. учитель географии
МБОУ «СОШ № 63» г. Ижевска
Разнообразные формы обучения, применяемые для повышения познавательного интереса на уроках географии
"Учитель, как заботливый садовник, поливающий и подкармливающий молодое деревце, может способствовать тому, чтобы юная душа со временем дала плод обильный»
Тихон Задонский
Вот уже на протяжении десяти лет я работаю над методической темой: «Активизация познавательной деятельности учащихся, как путь привития интереса к предмету географии»
За последние пять лет мною испробовано немало различных приемов обучения. Наиболее эффективными из них являются те, в которых ученик задействовал все виды памяти: зрительную, слуховую, механическую. Нововведением для меня является применение игр и разнообразных видов контроля изученного материала.
И от того насколько я правильно подхожу к решению поставленной задачи, настолько будут правильнее сформированы географические понятия.
Овладение терминологией
Еще одним из способов активизации познавательного процесса, который я использую в своей практике, является работа с терминами.
В конце урока снижается концентрация внимания и ученикам хочется сменить вид работы. Во многих темах по географии найдется список терминов, который необходимо знать и уметь воспроизводить. На протяжении нескольких лет я в своей работе использую карточки с терминами. Приемы работы с терминологией нравятся учащимся. Вот один пример: один человек выходит к доске, он не должен видеть слово на карточке, а класс воспроизводит определение, не называя слова с карточки. Задача стоящего у доски, отгадать слово Эта форма приемлема в слабых классах. Второй пример: в общеобразовательном классе отвечающий у доски называет определение самостоятельно по ряду карточек Поскольку география относится к устному предмету для меня очень важно, чтоб ученик проговаривал понятия, поэтому на уроке я даю время выучить определение или новый термин.
Такая работа, на мой взгляд, способствует более эффективному усвоению новых для учащихся географических терминов.
«Загадочный сундучок»
У школьников младшего и среднего звена переключение внимания происходит быстрее, чем у старшеклассников. После шумной перемены настроить на урок можно с помощью визуализации. Показав яркий предмет (в данном случае коробка в виде сундучка, не имеющая отношения к уроку) я загадываю загадку или вопросы по пройденному материалу. Задача ребят угадать о чем идет речь. Если это минерал, то он лежит в этом сундучке. Я разрешаю задавать вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет». (Это относиться к живой природе? Этот предмет тяжелый?), Разрешаю потрогать коробку, оценить вес. За наиболее полные и грамотные вопросы и ответы целесообразно ввести оценивание в виде жетончиков или баллов.
Игра «Пятерочка»
В конце урока в качестве закрепления материала я акцентирую внимание ребят на маленьких карточках. Под каждым словом необходимо привести пять примеров на заданную тему. Например, на уроке краеведения подписать:
-
формы рельефа Удмуртии;
-
виды растений;
-
водные объекты;
-
5 различных животных;
-
людей, прославивших родной край.
рельеф растения
5
воды животные
знаменитости
Работа расчитана на 5-7 минут
Разминка
В коррекционных классах (ККО) повышена утомляемость ребят. Поэтому целесообразно на уроке проводить разного рода паузы или физкультминутки. На мой взгляд это время можно проводить в рамках изучаемой темы.
По опыту могу сказать, что Су-Джок терапия на уроках географии - это и разминка, и познавательная игра. Приведу пример. Учащиеся передают мяч по кругу, называя географические объекты по изучаемой теме горы, реки, равнины и т. Все, кто ответили правильно получают баллы. Разминка приобретает соревновательый характер. Чем больше правильных ответов, тем выше отметка.
Заключение
Комплексное использование средств, форм, методов и приемов обучения эффективно при правильной дозировке. Учет каждого метода и приема в соответствии с изучаемым материалом дает положительный результат.
Таким образом, возможности школьной географии воспитывать учащихся коренятся как в содержании изучаемого географического материала, так и в способах его передачи учащимся: в системе разнообразных форм и приемов работы, в организации познавательной деятельности школьников, широком применении средств наглядности, в том числе натуральных и произведений искусства, в создании мажорного тона обучения, в глубокой эрудиции учителя и его духовного богатстве, в умении передать учащимся свое отношение к изучаемому.
Осуществление обучения доступно каждому учителю, любящему и знающему свой предмет, учитывающему психологические особенности и возрастные познавательные возможности школьников.