Методическое пособие по организации работы над проектами на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

44

Методическое пособие по организации работы над проектами на уроках географииМетодическое пособие по организации работы над проектами на уроках географииМетодическое пособие по организации работы над проектами на уроках географииМетодическое пособие по организации работы над проектами на уроках географииМетодическое пособие по организации работы над проектами на уроках географииМетодическое пособие по организации работы над проектами на уроках географииМетодическое пособие по организации работы над проектами на уроках географииСодержание

Введение 2

І. Теоретико-практическая часть. 5

  1. История возникновения и использования метода проектов. 5

  2. Современные подходы к методу проектов и его место в

учебном процессе. 8

  1. Классификация проектов. 10

  2. Основные этапы проектной деятельности 11

  3. Критерии оценки работы над проектом. 17

  4. Учебные цели, достигаемые учащимися в процессе работы над

проектом. 18

  1. Преимущества и недостатки метода проектов. 19

2. 6. Мониторинг результатов по внедрению проектной технологии 20

  1. Заключение. 21

  2. Литература. 22

ІІ. Практико- ориентированная часть проектной деятельности

основ географических знаний. 24

  1. Алгоритм работы над проектом. 24

  2. Темы проектов, 6-10 классы. 25

  3. Проект «Глобальные экологические проблемы человечества». 30

  4. Анкета принимающего участие в работе над проектом. 32





Введение

Жить - вот ремесло, которому я хочу научить его (воспитанника)… и, как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте.

Ж.Ж. Руссо

Современное общество требует от школы подготовки молодого поколения, способного самостоятельно решать многочисленные жизненно важные вопросы, быть социально активным, осмысливать события, уметь критически мыслить, использовать школьные знания для решения реальных проблем. В Государственной национальной программе «Образование» «Украина XXI столетие» подчеркивается: «Общее среднее образование масс обеспечивать продолжение всестороннего развития ребенка как целостной личности». Развитие становится ключевым словом и внутренней сущностью современного педагогического процесса во многих, в первую очередь развитых странах мира. Выпускник школы, который будет жить, и будет работать в XXI столетии, должен иметь такие качества личности: уметь адаптироваться в непостоянных жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем; видеть трудности реального мира и искать рациональные пути их преодоления; сознавать, где и как самое знание, добытые им, могут быть примененные на практике; критически и творчески мыслить; быть способным генерировать новые идеи; грамотно работать с информацией, уметь собирать ее, обрабатывать; устанавливать закономерности, формулировать гипотезы и аргументировано обосновывать их; быть коммуникабельным в разных социальных группах; уметь работать в коллективе, предотвращая конфликтные ситуации или умело решая их; работать над развитием собственной личности.

Сегодня педагоги многих стран осознали необходимость реформирования национальных систем образования ради того, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, а познавательная деятельность ученика находилась в центре внимания педагогов. Привлечение каждого ученика к активному познавательному процессу предусматривает проверку физических, интеллектуальных и моральных сил для выявления проблем и умение решать их общими усилиями, осуществляя при этом подготовку к выполнению в обществе разных социальных ролей. В связи с этим возрастает роль школы как одного из институтов социализации молодого поколения,

Социализацией называют процесс развития человека, который происходит на условиях ее взаимодействия с окружающим миром и связанный с общением и общественной деятельностью. Этот процесс характеризуется аккумулированием и следующим воспроизведением индивидом норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. На сегодняшний день, школьное образование несколько отдалено от реальных жизненных ситуаций и порождаемых ими задач, от повседневной деятельности школьников, их саморазвития, мотивации и ценностей. По обыкновению в средней школе решаются задачи формирования теоретических, реже прикладных знаний и умений в пределах одного предмета, поэтому о развитии школьника можно говорить в первую очередь в когнитивной сфере. Но опираясь лишь на информирование и демонстрирование тех или других теорий, законов, закономерностей, нельзя побуждать ученика принимать их как такие и потом успешно использовать в повседневной жизни. Поэтому возникает необходимость использования методов, характерных для личностно ориентированного обучения, которые разрешают моделировать и имитировать поведение школьников в обществе. Из них большое значение имеет метод проектов, теоретические и практические основы которого описаны в данной творческой работе.

Актуальность работы заключается в том, что она поможет учителю-практику создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

  • развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

  • развивают системное мышление, что является краеугольным камнем современной педагогики.

Новизна работы в том, что в ней рассматривается проектное обучение как развивающие, базирующиеся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.

Цели: раскрыть сущность, содержание, назначение технологии проектного обучения помочь учителю освоить технологию, адаптируя ее к классно-урочной форме.

Прогнозируемый результат: теоретико-практическая подготовка педагога на таком уровне, при котором можно рассчитывать на получение качественно нового результата в обучении учащихся, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.





І. Теоретико-практическая часть

1. История возникновения и использования метода проектов

Метод проектов возник около ста лет тому в СШАблагодаря идеям философа и педагога Джона Дьюи(1859-1952). Он сформулировал концепцию инструментализма - направления в философии и методологии науки, которая изучает научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в ее взаимодействии с природой и обществом. Отстаивая гуманистическое направление в образовании, обучений обосновал цель, задача и содержание педагогики проектирования. Соответственно ним весь учебно-воспитательный процесс должен организовываться на основе самостоятельного решения ребенком вопросов, которые возникают в повседневной жизни, прежде всего через практическую деятельность, которая отвечает личности ученика и его заинтересованности в овладении определенными знаниями. Девизом Дж. Дьюи постоянная попытка помочь ученикам развить свои способности с помощью работы над определенной проблемой при условии коллективного поиска и создание коллективного проекта. Чрезвычайно важно было показать ребенку его личную заинтересованность в получении знаний, а также где и как именно они могут понадобиться в жизни.

Детально метод проектов освещен в работах американских педагогов В. Килпатрика и Ф. Паркера. Эти ученые старались организовать активную познавательную деятельность учеников на основе общей работы над проектом. На той час под проектом имелся в виду акт практической деятельности, в основу которого положен целевой интерес ребенка, последовательное решение учениками жизненных ситуаций и проблем. Так, профессор педагогическогоколледжа Колумбийского университета В. Килпатрик различал четыре типа проектов: творческий (продуктивный), потребительский, проект решения проблемы, проект-упражнение. Он считал, что основу школьных программ должны составлять исследовательская деятельность ребенка, который связанный с реальным мироми основывается на его интересах. В. Килпатрик отмечал, что вовремя использования метода решается целый ряд разноуровневых дидактических ивоспитательных проблем, среди которых: развитие познавательных привычек учеников, формирование умения самостоятельно конструировать своизнания, умение ориентироваться в информационном пространстве. Исследователь писал: «Целью образования являютсяпродолжения обогащения жизненного процесса путем улучшения мышления и действий, а это, в свою очередь, есть то самое образование».

Метод проектов, как дидактическая система распространился не только в США, но и в других странах. Еще в начале XX столетья он, обратил внимание русских педагогов. Под руководством С. Шацкого в 1905 г. было организованно небольшую группу сотрудников, которые старались активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 20-х годах XX столетья его признали близким к целям построения социализма и начали применять в советской школе.

Несмотря на значительный начальный интерес проектировочные технологии не имели своего продолжения в советской педагогике.

В советской школе проектная деятельность учеников была вытеснена за границы урока. Ее использовали во внеклассной кружковой работе и лишь иногда, в виде ученических рефератов, и вовремя классно-урочного обучения. Технологии проектирования нашли свое отражение и в украинской педагогической практике. В частности, известный украинский педагог Г. Ващенко называл их методом поисков, который направлен на развитие у учеников творческих способностей. Другой исследователь - Г. Иваница - считал, что воспитательная стратегия должна базироваться, прежде всего, на интересах отдельной личности и ее непосредственного окружения.

В конце 80-х годов прошлого столетия, в период поиска новых форм и методов обучения и общего увлечения «нестандартными уроками», можно было наблюдать возвращение к элементам проектной системы в технологии коллективных творческих упражнений. В середине 90- х годов метод проектов начал возрождаться в школах стран СНГ, в частности в России и Украины. Интерес к нему был обусловлен попытками реформирования системы образования на основе личностно - ориентированного обучения и влиянием западного опыта на разные области общественной жизни, в частности на образование.















2. Современные подходы к методу проектов и его место в учебном процессе

С точки зрения личностно-ориентированного обучения проектная деятельность наиболее полно раскрывает возможности для индивидуализации учебного процесса, внедрения в него элементов развития творческого потенциала учащихся, повышает мотивацию деятельности обучаемых.

Персональный проект занимает особое место в учебном процессе, являясь обучающим и развивающим по своей сути, становится интегрированным компонентом современной системы образования.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проектная деятельность предполагает использование исследовательских, поисковых методов, методов решения проблем, ориентированных на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Наибольшая эффективность при работе над проектом достигается тогда, когда найдено решение пусть небольшой, но какой-то определенной проблемы. Решение этой проблемы должно предусматривать, с одной стороны, использование совокупности разнообразных педагогических методов, средств обучения, а с другой стороны, - умение интегрировать информацию, умение применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В отличие от реферата итогом выполненного проекта должен быть конкретный результат, конкретный продукт, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся, как правило, осуществляется по определенной схеме, начиная с четкого обоснования выбора темы проекта и заканчивая его практическим воплощением. Темы проектов выбираются учащимися в зависимости от их заинтересованности в той или иной области знаний, в зависимости от будущей профессии. Предметом проектно-исследовательской деятельности в школе может быть социальный заказ родителей, педагогов, администрации района, международные проекты и т. п.

Очень важно, чтобы проектная деятельность позволяла изучить материал, выходящий за пределы учебной программы, используя наиболее полную информацию как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так и из сети Интернет. При этом учащиеся будут обучаться работе в Интернете, поиску информации, использованию различных поисковых систем. В процессе работы над проектом должно происходить не просто накопление знаний, но и их реорганизация.

При грамотной организации проектной деятельности, учащиеся овладевают основами проектирования, мультимедийных технологий, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Навыки работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации тех или иных идей в процессе выполнения различных проектов. Наиболее важным результатом проектной деятельности учащегося должен быть реализованный на практике объект проектирования, а также его оформленное описание (дневник проектирования или проектная папка) и освоенные в ходе проектной деятельности знания и умения, развитые личностные качества и способности школьника.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции и учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Достижение положительных результатов при использовании метода проектов возможно при условии качественной методической подготовки учителя, которая включает:

  • знание принципов и требований к подбору объектов проектной деятельности учащихся;

  • владение методикой и организацией учебного проектирования;

  • умение планировать деятельность учащихся в ходе работы над проектом;

  • организацию систематического контроля учащихся в ходе выполнения творческих проектов;

  • подготовку необходимых методических и дидактических материалов.

Включение метода проектов в учебный процесс дало мне возможность как учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но и эвристические приемы и методы активизации творческого мышления.

Естественно, это потребовало от меня, как руководителя проекта, постоянного самосовершенствования, профессионализма, высокого уровня знаний и умений, поэтому проектная деятельность развивает не только ученика, но и учителя.

2.1. Классификация проектов

Выполняемые учащимися проекты классиками проектной деятельности условно делятся на следующие виды.

По содержанию проекта:

  • монопредметные, когда работа выполняется на материале одного учебного предмета;

  • межпредметные - в проекте интегрируется тематика нескольких предметов;

  • внепредметные- в проекте используются материалы, не входящие в школьную программу.

По продолжительности работы учащегося над проектом:

  • текущий - в проекте разбирается одна или две смежные учебные темы, которые не изучаются на уроке;

  • итоговый - в проекте интегрируется тема по определенному учебному блоку или в целом по законченной теме;

  • минипроекты - задание выполняется менее месяца;

  • долгосрочные проекты - на их выполнение отводится от нескольких месяцев до полутора-двух лет.

По количеству участников:

  • коллективный - в выполнении проекта принимает участие весь класс;

  • групповой, когда класс делится на несколько групп, как правило, по интересам.

Могут быть и другие критерии деления класса на группы, а также индивидуальные проекты.

Основные требования, предъявляемые к использованию метода проектов как части образовательного процесса, могут быть следующими:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

  • самостоятельная (индивидуальная, групповая, коллективная) деятельность учащихся.

2.2. Основные этапы проектной деятельности

Обозначим следующие общие подходы к работе над проектом:

  1. начинать следует с выбора темы проекта, его типа, количества участников;

  2. далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с участием учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем и т. д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением;

  3. потом распределяю задачи по группам, провести обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;

  4. затем происходит самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;

  5. полезны промежуточные обсуждения полученных результатов в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.);

  6. организую защиту проектов;

  7. после защиты организовую коллективное обсуждение итогов, экспертизу внешней оценки, выводы.

Важно ориентировать учащихся на то, что персональный проект должен быть личным, оригинальным и индивидуальным, может быть выполнен в любой форме, но лучше рекомендовать учащимся создать, сделать, изобрести что-то свое.

Если проект выполняется во взаимодействии с другими учащимися (в группе), работу необходимо организовать так, чтобы можно было оценить вклад каждого исполнителя в отдельности.

Работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Все это способствует самоопределению, самореализации личности учащихся.

Тематику проектных заданий разрабатываю достаточно широко и разнообразно, чтобы охватить по возможности больший круг вопросов и учесть интересы большинства учащихся. Организуя учебное проектирование, осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, а для этого использую различные по уровню сложности проектные задания. Создаю условия для творческого и успешного осуществления работы учащихся над проектом, постоянно стимулируя их интерес к проектированию.

Для успешной работы над проектом при планировании работы над ним учащийся должен задать себе следующие вопросы:

  • Где я найду необходимые материалы (информацию)?

  • Кто имеет информацию по моей теме?

  • Надо ли мне выполнить мое собственное исследование?

  • Надо ли мне подготовить, провести и проанализировать анкету или опрос?

  • Надо ли мне сходить еще в какую-нибудь библиотеку, кроме школьной?

  • Что я должен узнать (изучить), чтобы выполнить проект?

Разумеется, список вопросов может быть более широким. Проектанту рекомендуется записать эти и другие вопросы и свои же ответы на них, чтобы напомнить самому себе о разнообразии потенциальных источников информации, которые помогут в работе над проектом. После этого следует проверить, все ли задачи и возможности рассмотрены. Затем необходимо определить порядок выполнения поставленных задач и приступать к сбору материала.

Кроме того, необходимо решить, какая информация нужна в первую очередь. Список ресурсов в конце работы должен включать только те источники, которые действительно использовались.

При работе над проектом, в котором предусматривается использование исследовательских методов, соблюдаю следующую последовательность действий:

  1. определить проблемы и вытекающие из них задачи исследования (в ходе исследования можно использовать метод «мозговой атаки», «круглого стола» и т. п.);

  2. выдвинуть гипотезы решения поставленных проблем;

  3. обсудить методы исследования (статистические, экспериментальные методы, метод наблюдений и т. п.);

  4. обсудить способы оформления конечных результатов (презентация, защита, творческий отчет и т. п.);

  5. организовать сбор, систематизацию и анализ полученных данных;

  6. подвести итоги, оформить результаты, организовать их презентацию;

  7. сделать выводы, выдвинуть новые проблемы исследования.

Итак, основные этапы работы над проектом можно выразить следующее таблицей:

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка

проектного

задания

1.1. Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

1.2. Выделение подтем в темах проекта

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую

Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3. Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм,альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся,стимулирует их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся,стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия

Выбор темы. Выбор темы - личное дело учащегося. Любой проект должен включать в себя элементы исследования как наиболее важную часть. Когда выбирается тема, необходимо помнить, что персональный проект - это путь демонстрации учащимися понимания рассмотренной в проекте темы.

Выбор темы необходимо обсудить с разными людьми в школе и за ее пределами, чтобы точнее определить, что вы хотите сделать, и реально ли это. Тема не должна быть слишком общей, которую можно реализовать в форме пересказа или суммирования идей, взятых из книг, энциклопедий или Интернета. Эта должна быть тема, которую действительно интересно исследовать и которая позволит тесно связать ее с другими областями знаний.

Планирование работы над проектом. Для успешного выполнения проектной работы необходимо составить план пошагового продвижения к цели, очертить круг основных идей, определить направление исследования и выбрать, где и какие материалы необходимо собрать.

Главная задача учителя на этапе сбора информации и собственно работы над проектом - производить периодический контроль деятельности учащегося, чтобы при отклонении от целей проекта направить исследование в нужное русло.

Составление отчета. В качестве результата своей работы учащийся должен представить не только проект, но и письменный отчет. Он должен содержать критическое осмысление выбора темы, развития проекта и завершения работы над ним. Письменный отчет должен включать следующие элементы:

  • титульный лист;

  • оглавление;

  • введение;

  • главную часть;

  • заключение;

  • приложения;

  • библиографию.

Введение должно быть коротким и общим, в нем надо обрисовать основные идеи по поводу того, как предполагалось исследовать проблему и описание того, с какой целью создавался проект.

В главной части должно говориться о том, что было сделано, обнаружено, почему использовался этот метод, а не другой, описание всех исследований, которые проводились, и того, какие усовершенствования можно было бы предложить.

Главная часть должна быть ясной и хорошо структурированной (с подзаголовками и разделами). В конце должны быть выводы по основной части.

В разделе «Заключение» должны быть ответы на вопросы проведенных исследований.

2.3. Критерии оценки работы над проектом

Оценивая работу над проектом использую следующие критерии оценки.

Планирование и процесс работы над проектом: 0-8 баллов. Оценивается, насколько ясно изложены конечные идеи и цели, насколько логично спланировано продвижение к конечной цели. Цели должны быть поставлены в форме утверждений или проблемных вопросов.

Сбор информации или материалов: 0-6 баллов. Оценивается умение работать с информацией. Информация должна служить аргументацией для выводов, которые будут сделаны в проекте.

Выбор и применение методов исследований: 0-6 баллов.

Анализ и творчество: 0-8 баллов. Оценивается глубина размышления над темой, умение анализировать и синтезировать информацию. Кроме того, ученик должен показать, что представленный проект является творческим и оригинальным.

Организация отчета: 0-6 баллов. Оценивается, насколько логична и структурирована работа, наличие библиографии, сносок, диаграмм, графиков, перечня источников и т. д. Сноски необходимы, если берутся цитаты из книг. Сноски должны быть выделены как на странице, так и в конце работы в списке литературы.

Обзор процесса и конечного результата: 0-8 баллов.

Личное усердие и отношение к работе: 0-6 баллов. Оценивается энтузиазм, усилия, усердие, инициативность, оригинальность, внимание к конечным срокам. Итоговое оценивание проводится по среднему балу

Кроме того, можно оценить:

  • своеобразие творческого мышления;

  • оригинальность оформления работы;

  • выявление характерных особенностей работы;

  • дизайн и стиль оформления работы.

Обязательно должна проводиться защита проектов в классе. При защите учащийся должен показать знание цели, задач проекта, области его применения, уметь рассказать о назначении объектов и гипертекста на каждом слайде, а также ответить на вопросы, задаваемые членами комиссии.

После защиты в классе имеет смысл провести общешкольную защиту проектных работ и лучшие работы отправить на окружные и городские конкурсы. Внешняя оценка работ имеет большое значение, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность и необходимость своевременной коррекции всего процесса проектной деятельности в учебном заведении.

2.4. Учебные цели, достигаемые учащимися в процессе работы над проектом

Учебные цели, которые должны быть достигнуты в процессе работы учащихся над проектами:

  • совершенствование навыков самостоятельной работы в поиске и подборе учебной литературы, развитие способности обобщать и представлять разнообразную информацию в рамках общей поставленной задачи;

  • умение использовать знания, полученные на разных предметах школьного курса;

  • формирование устойчивого интереса к обучению;

  • обучение сотрудничеству, умению работать в команде;

  • развитие творческих способностей;

  • привитие исследовательских навыков;

  • реализация индивидуального подхода;

  • обеспечение права ученика на свой темп в работе.

В процессе работы над проектом учащийся должен приобрести следующие навыки и умения:

  • планирование и анализ деятельности;

  • сбор и анализ информации;

  • оформление собранного материала;

  • работа со сканером при считывании графической и текстовой информации;

  • работа с графикой, распечатка текстов и рисунков;

  • знакомство с особенностями работы компьютерной сети и ее использование для обмена информацией;

  • работа над дизайном презентации (подбор фонов, оформление текстов);

  • работа с видеокамерами и фотоаппаратами;

  • компьютерная обработка видеофрагментов;

  • запись текста и музыки;

  • линейный и нелинейный монтаж;

  • организация коллективной работы.

2.5. Преимущества и недостатки метода проектов

Необходимо отметить, что дальнейшему развитию проектной деятельности учащихся в наших школах мешают проблемы, среди которых, по мнению ряда педагогов, можно выделить следующие:

  • дети активно включаются всем классом в проект, всем он интересен, но при многочисленности команды возникают трудности в сборе всей команды для коллективного обсуждения тех или иных вопросов;

  • длительные по времени проекты очень сложны для реализации в школе. Все учителя отмечают, что на первых этапах ребята оживленно, заинтересованно участвуют в проектах, на заключительных этапах активность заметно падает;

  • стимулом активизации деятельности учащихся является оценка конкретного вклада каждого члена команды в общее дело, а значит, этот вклад необходимо строго учитывать с самого начала работы над проектом;

  • обязательна четкая координация деятельности на всех этапах работы над проектом со стороны организаторов проектной деятельности;

  • для поддержания интереса детей к проектной деятельности координаторам проектов необходимо оперативно и систематически подводить итоги.

2. 6. Мониторинг результатов по внедрению проектной технологии

Моніторинг навчальних досягнень учнів 7 класу

Методическое пособие по организации работы над проектами на уроках географии

Рівні

досягнень

2010-2011н.р.

2011-2012н.р.

2012-2013н.р.

середній

0 %

0 %

0 %

достатній

40 %

60 %

33 %

високий

60 %

40 %

67 %

Моніторинг навчальних досягнень учнів 9 класу

Методическое пособие по организации работы над проектами на уроках географии

Рівні

досягнень

2010-2011н.р.

2011-2012н.р.

2012-2013н.р.

середній

1 %

0 %

0 %

достатній

49 %

40 %

52 %

високий

50 %

60 %

48 %


3. Заключение

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, на мой взгляд, выполнение проекта даст возможность реализовать творческие силы учащихся, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную творческую работу, которая не только привлекает новизной и необычностью, занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Большинству учащимся проектная деятельность на уроках очень нравится, это повышает их учебную мотивацию и как следствие, качество получаемых знаний. В процессе реализации проекта у школьников формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии. При работе над проектом ученик сам видит насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Оценка его личностных качеств, проявленных в процессе работы (усидчивость, находчивость, воля в преодолении трудности, аккуратность, кропотливость, сообразительность), становится для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.

Таким образом, метод проектов как одна из технологий личностно- ориентированного образования позволяет достичь основной цели в моей педагогической деятельности; сформировать у личности жизненных компетенций, а также способность к преобразованиям различных сфер жизнедеятельности с учетом собственных потребностей и меняющихся условий жизни, что в свою очередь содействует становлению и развитию человеческой индивидуальности.


Литература

  1. Алехина Н.В. Индивидуальный образовательный проект как средство самоопределение гимназиста: Автореф. дис…. канд.пед. наук: 13.00.01. - Оренбург, 2000.

  2. Болотов В., Сериков В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003.

  3. Ващенко Г. Виховний ідеал: Підручник для педагогів, виховників молоді і батьків. - Полтава: Полтавський вісник, 1994.

  4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2001.

  5. Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с англ.. - М.: Педагогика-Пресс, 2000.

  6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Педагогика, 1990.

  7. Інтерактивні технології навчання: теорія, практика, досвід О. Пометун, Л. Пироженко. - К.: А. П. Н., 2002.

  8. Килпатрик В. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации/ Пер. с англ. - М.: Новая Москва, 1930.

  9. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2002.

  10. Котелянець Н. Проектнийметод навчання молодших школярів// Рідна школа. - 2001.

  11. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. - 2002. - № 6.

  12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2001.

  13. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

  14. Хуторский А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.

  15. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. управление образовательными системами.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
























ІІ. Практически-ориентированная часть проектной деятельности основ географических знаний

1. Алгоритм работы над проектом

Деятельность участников

Организация проекта

  • определение темы и цели проекта

  • формировка проблемы

  • гипотезы решения проблемы

Этапы проектирования





    • определение источников информации

    • описание желаемыхконечных результатов

    • распределение заданий

Планирование деятельности в проекте


  • сбор необходимой информации

  • анализ собранной информации

  • выводы предложения

Исследование темы проекта



Результат

  • оформление результата

  • презентация результата

  • оценка и подведение итогов





2. Темы проектов при изучении школьной географии

6 класс

Общая география

  1. Интервью с Христофором Колумбом.

  2. Интервью с Фернаном Магелланом.

  3. Путешествие к центру Земли.

  4. Туристический буклет «Путешествие по океанам».

  5. Туристический буклет «Путешествие в горах».

  6. Туристический буклет «Удивительнейшие озера мира».

  7. Загадки Бермудского треугольника.

  8. Путешествие капельки.

  9. Кто сильнее? Вода или камень?

  10. Выпуск научно-географического журнала «Биосфера».

  11. Проект моделирования:

  • вулкана в разрезе;

  • внутреннего строения Земли;

  • строение платформы;

  • рельеф дна Мирового океана.







7 класс

География материков и океанов

  1. Проект международного сотрудничества по охране природы Земли.

  2. Туристический буклет:

  • «Мое путешествие по Африке».

  • «Мое путешествие по Австралии».

  • «Мое путешествие по Южной Америке».

  • «Мое путешествие по Северной Америке».

  • «Мое путешествие по Евразии».

  • «Мое путешествие по Антарктиде».

    1. Памятники всемирного культурного наследия на материках Земли.

    2. Интервью с:

  • Ж.И. Кусто.

  • М.М. Маклаем.

  • Д. Куком.

  • А. Лазаревым, Ф. Беллинсгаузеном.

  • Р. Скоттом, Р. Амундсеном.

    1. Проект телепередачи «Вокруг света».





8 класс

Физическая география Украины

  1. Экскурсионный проект. Региональный ландшафтный парк «Донецкий кряж».

  2. Экскурсионный проект. Заповедники Украины.

  3. Экскурсионный проект. Достопримечательности Донбасса.

  4. Буклет:

Крымская южнобережная субтропическо-средиземноморская природная область.

Природные области Украинских Карпат.

Природные области Крымских гор.

  1. Создание экологической карты Донецкой области.

  2. Выпуск научно-географического журнала «Природа Украины».

  3. Проект. Экологическая карта.

  4. Проект. Благоустройство территории школьного двора.

  5. Рассказ о жителях Красной книги Украины.

  6. Интервью с Григорием Капустиным.





9 класс

Экономическая и социальна география Украины

  1. Демографические проблемы в Украине.

  2. Мультимедийные электронные мини-справочники:

  • Общая характеристика хозяйства Украины.

  • Экономический потенциал Украины.

  • Общая характеристика промышленности Украины.

  • Характеристика сельского хозяйства Украины.

  • Характеристика транспорта Украины.

  1. Интеграция Украины в мировом хозяйстве.

  2. История экономико-географического районирования Украины.

  3. Выпуск научно-географических журналов:

«Донецкая область - взгляд в будущее».

«Шахтерск - взгляд в будущее».







10 класс

  1. Мультимедиа проекты. Туристические буклеты по странам:

  • Европы;

  • Азии;

  • Америки;

  • Африки.

  1. Создание буклетов «Визитная карточка государства».

  2. Памятники всемирного культурного наследия в странах Европы, Азии, Африки.

  3. Украинская диаспора в мире.

  4. Выпуск научно-географического журнала «Страны и континенты».







3. Проект«Глобальные экологические проблемы человечества».

Выбор темы данного проекта обусловлен повышенным интересом учащихся к экологическим проблемам.

Цель проекта: привлечение внимания к экологическим проблемам мира, Украины, Донецкой области.

Средства реализации, подходы и методы создания. Над проектом работали учащиеся 10 классов. Были сформированы группы по интересам, отдельные учащиеся работали по индивидуальным заданиям.

Отбор источников. При работе над проектом проанализированы и систематизированы видио- аудиоматериалы, графики, диаграммы, печатные издания по теме, экологические карты, материалы из Интернета.

Работа над проектом. В работе над проектом принимали участие учащиеся, преподаватель географии, информатики.

Деятельность учащихся заключалась в поиске информации, систематизации, разработке слайдов.

Деятельность учителя географии заключалась в консультациях при подборе материала (текстового, иллюстративного), разработке слайдов.

Деятельность учителя информатики заключалась в консультации учащихся по вопросам программного обучения.

Презентация проекта стала итоговой тематической аттестацией по теме 5 «Глобальные проблемы человечества».

Работа над проектом проводилась в группах, что позволило осуществить раздел обязанностей, взаимопомощь, воспитывать такие черты характера как усидчивость, ответственность, уметь доводить начатое дело до конца, а также повысить мотивацию обучения.

Знания, умения, навыки, полученные ребятами в процессе работы выходят за рамки школьной программы, как по географии, так и по информатике.

Прилагаю электронные варианты проектов:

  1. Глобальные экологические проблемы человечества.

  2. Визитные карточки государств.









Анкета

принимавшего участие в работе над проектом.

  1. Организация работы над проектом.

    1. Какой вид работы вы выбрали и почему?

    2. Как вы организовали свою деятельность.

    3. В каких видах работы вы участвовали?

  2. Отбор информации.

    1. Какими видами информации вы пользовались?

    2. Как вы отбирали нужную информацию.

    3. Использовали ли вы компьютер? Да? Нет? Почему?

    4. Если бы вам потребовалась дополнительная информация, откуда вы взяли бы ее?

    5. С какими людьми (официальные лица, участники событий и прочее)вам хотелось бы переговорить, чтобы получить информацию из первых рук?

  3. Результативность работы над проектом.

    1. Чему вы научились в результате работы над проектом?

    2. Что узнали о себе, о ваших товарищах из группы?

    3. Использовали ли вы полученную информацию на других уроках, в жизни?

    4. Сохранился ли у вас интерес к проблемам, которые вы изучали?

    5. Какие бы советы вы дали тому, кто начнет выполнять подобную работу?












© 2010-2022