Рабочая программа по географии 6 класс

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 классРабочая программа по географии 6 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По предмету «География. Начальный курс» 6 класс

Ступень обучения (класс)основное общее образование (6 класс)




Количество часов - 70

Учитель: Косивченко Юлия Ивановна, 1 квалификационная категория

Программа разработана на основе :


  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.


Раздел 1. Пояснительная записка.


Нормативные акты и учебно-методические документы

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует Федеральный компонент основного общего образования по географии.

Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004);

Примерная программа основного общего образования по географии;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2015-2016уч.год.


Основная цель: формирование основ географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально - целостного отношения к миру, необходимых для усвоения географии.

Начальный курс географии - курс, формирования первоначальных знаний из различных областей наук о Земле - картографии, геологии, географии, почвоведении и других.

Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

Учебно-методические задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

- способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободной и творчески мыслящей личности;

- передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;

- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

- способствовать формированию картографической грамотности;

- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;

- сформировать знания о земных оболочках, гидросфере, литосфере, биосфере;

- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы;

- развитие элементарных практических умений при работе с приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности;

- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира, его территориальном многообразии;

- начать формировать правильное представление о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных;

Промежуточная аттестация в 6 классе проводится в форме теста 23.05.2016 г

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета.

«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс - первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф - картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Начальный курс для учащихся основной школы - первый по географии. Поэтому в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже - объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому.

Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане.


На изучение предмета «География» в 6 классе отводится 70 часов, но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Отрадовская СОШ программа будет выполнена за 67 часов.





Раздел 4.Содержание учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

География - наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.

Земля - планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна - спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.

Практические работы.

На местности: Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.

На контурной карте: Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба.

Раздел I. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.

Тема 1. План местности (7 часов)

Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.

Использование планов местности в практической деятельности человека.

Практические работы.

Ориентирование на местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов). Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. Топографический диктант.

Тема 2. Географическая карта (10 часов)

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Использование географических карт в практической деятельности человека.

Практические работы.

Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность). Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность. Характеристика карты (или ее части) своей местности.

Раздел II. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ.


Тема 1. Литосфера (4 часа)

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора - внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые Бурятии. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.


Тема 2. Формы рельефа земной коры

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Практические работы.

Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Изучение рельефа своей местности. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

Тема 3. Мировой океан (6 часов)

Вода на Земле - как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода - растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан - основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части - полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их - проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Тема4. Воды суши (9 часов)

Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.

Практические работы.

Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта. Характеристика карты океанов. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.

Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе.

Тема 5. Атмосфера (12 часов)

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Практические работы.

Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание погоды и климата своей местности.

Тема 6. Разнообразие и распространение организмов на Земле. Биосфера (4 часа)


Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.

Практическая работа. Описание растительного и животного мира, почв своей местности.

Тема 7. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы (3 часа)

Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера - часть географической оболочки.

Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.

Природные комплексы своей местности.

Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.

Практические работы.

Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.

Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ


Тема 1. Численность населения Земли. Расовый состав (3 часа)

Общая численность населения Земли (приблизительно).

Основные человеческие расы; равенство рас.

Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку.

Тема 2. Человек и природа (3часа)

Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность.

Мировые религии. Народы мира.

Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские.

Государства на карте мира.

Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.

Практическая работа. Составление полного описания географического комплекса своей местности.


Раздел 5.Тематический план (70 часов)


В структурном соотношении курс состоит из Введения и четырех разделов: «Изображения земной поверхности», «Оболочки Земли», «Население Земли".


раздела


Наименование разделов

Всего часов

Характеристика основных видов деятельности


Введение.

3

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение. Формировать умение ставить вопросы, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, умение извлекать информацию из различных источников. планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений;

1.

Изображения земной поверхности.

17

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений. Научиться переводить именованный масштаб в численный и обратно. ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности ,осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; действия, так и по ходу его реализации;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

2.

Строение Земли .Оболочки Земли.

43

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение. выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение. в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений. планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).


3.

Население Земли

7

Сформировать представления о численности населения Земли и ее изменении, формировать представление о политической карте, учить определять географическое положение стран и их столиц. Называть и показать три расы людей, численность и плотность населения, миграции

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений

ИТОГО

70




Раздел 7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1.Компьютер

2.Проектор

3.колонки

4. Интерактивная доска

Данная программа дополняется следующим дидактическим комплектом:

Учебники и учебные пособия для учащихся

1.Герасимова Т.П. и др. Начальный курс географии, Дрофа, 2012 г.

2. Рабочая тетрадь «Наш край - Азовский район». 6 класс. / Сост. В.А. Козырева, В.А. Эртель, Ростов- Дону, 2013

3. Атлас Ростовской области.

5. Атлас по географии, 6 класс, Москва, Дрофа 2013 г.

6 Контурные карты.

УМК для учителя

1. Л.М. Дмитриева Уроки географии в 6 классе (к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс).

2. А.М. Зотова Игры на уроках географии 6-7 классы (к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс).

3. Е.В. Баранчиков Сборник заданий и упражнений по географии (к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс).

4. Природа, население и хозяйство Ростовской области. // Под ред. Т.А. Смагиной - Ростов-на-Дону: 2012

Раздел 8. Планируемые результаты обучения и система их оценки.

Предметные и метапредметные

1. Оценивать и прогнозировать на доступном для школьников уровне тенденции развития природных объектов и явлений: влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности; изменение природных объектов своей местности под воздействием человеческой деятельности; погоду на ближайшие сутки.

2. Объяснять:

последовательность приемов построения планов местности;

построение градусной сетки на картах;

черты сходства и различия плана местности и географической карты;

происхождение землетрясений, ветровых волн и цунами; особенности очертаний и размеров озерных котловин в зависимости от способа их образования;

влияние рельефа на направление и характер течения рек;

образование ледников;

нагревание атмосферы;

зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей;

образование атмосферных осадков, ветра;

изменение погоды, народные приметы ее изменения;

причины смены дня и ночи, времен года;

зависимость климата от географической широты;

значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха;

применение в процессе учебного познания географических понятий: план местности, азимут, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты, литосфера, земная кора, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат, природный комплекс.

3. Описывать: внешний вид форм рельефа суши; влияние рельефа на особенности жизни и быта человека; значение Мирового океана и вод суши в хозяйственной деятельности человека; внешний облик представителей органического мира гидросферы; внешний вид слоистых, кучевых и перистых облаков; времена года своей местности; особенности внешнего облика, поведения, образа жизни, приспособлений к условиям существования отдельных животных и растений; природные комплексы своей местности

4. Определять (измерять): на местности стороны горизонта, направления, расстояния; по плану местности и географической карте географические объекты, направления, расстояния, высоты и глубины точек; по картам и глобусу географические координат; по картам протяженность, средние и абсолютные высоты одной и равнин и горных систем земного шара; принадлежность горных пород своей местности к магматическим, осадочным м метаморфическим генетическим группам; по картам основные природные особенности объектов гидросферы; при помощи приборов температуру, давление воздуха, направление и скорость ветра; по статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуду температуры, преобладающее направление ветра; на местности наиболее очевидные особенности природных комплексов, взаимосвязи между отдельными компонентами; результаты мероприятий по охране природы своей местности.

5. Называть (показывать): примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт; крупнейшие равнины и горные системы земного шара; океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, области оледенения; источники питания рек; элементы речной долины; среднюю соленость вод Мирового океана; основные мероприятия по охране гидросферы; источники поступления тепла на Землю; форму орбиты Земли, угол наклона земной оси к плоскости орбиты; положение Солнца над горизонтом на экваторе и тропиках в дни равноденствий и солнцестояний; примеры влияния на климат различных причин; основные следствия суточного и годового движения Земли; мероприятия по охране атмосферного воздуха; границы распространения живого вещества; представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу; наиболее характерных животных и растений своей местности; основные мероприятия по охране органического мира; примеры взаимосвязей между земными оболочками.

6. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

· понимания географической специфики крупных природных географических оболочек.

· описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической экспертизы;

· понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Проверочная работа по теме «Атмосфера» 6 класс

1 вариант

  1. Что называется:

а) атмосферой

б) погодой

в) ветром

г) воздушной массой

д) бризом

е) влажностью воздуха

2. Для измерения каких элементов погоды используют:

а) термометр

б) флюгер

3. Назовите виды атмосферных осадков.

4. Перечислите тепловые пояса Земли.

5. Перечислите основные климатические пояса Земли.

6. Чем отличается континентальные воздушные массы от морских?

7. Приведите примеры повышенного атмосферного давления.

8. Установите, где летний и где зимний муссон:

А

материк океан



Б

материк океан



Проверочная работа по теме «Атмосфера» 6 класс

2 вариант



  1. Что называется:

а) тропосферой

б) климатом

в) атмосферным давлением

г) годовой амплитудой температуры

д) муссоном

е) пассатом

2. Для измерения каких элементов погоды используют:

а) барометр

б) гигрометр

3. Назовите виды облаков.

4. Перечислите типы воздушных масс.

5. Перечислите переходные климатические пояса Земли.

6. Как изменяется температура воздуха в тропосфере с высотой?

7. Приведите примеры пониженного атмосферного давления.

8. Установите, где дневной и где ночной бриз:

А

берег озеро

Б

берег озеро


Итоговая проверочная работа по географии 6 класс

1 вариант

1) По какой параллели кругосветное путешествие будет короче?

а) 20 б) 30 в) 40 г) 50

2) Расположите планеты Солнечной системы по мере их удаления от Солнца

а) Венера б) Марс в) Меркурий г) Земля

3) Определите, правильны ли высказывания:

а) Земля имеет форму идеального шара

б) Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 365 суток и 6 часов

в) 21 марта и 23 сентября Солнце находится в зените над экватором

г) экватор делит поверхность земного шара на восточное и западное полушарие

4) Угол между направлением на север и на данный объект:

а) масштаб б) азимут в) горизонталь г) широта

5) Первое кругосветное путешествие совершил:

а) Х.Колумб б) Ф.Магеллан в) А.Тасман г) М.Поло

6) К магматической горной породе относится:

а) песок б) гранит в) мрамор г) известняк

7) Наибольшую толщину земная кора достигает под:

а) горами б) океанами в) материками г) равнинами

8) Установите соответствие между формой рельефа и материком

А Уральские горы а Австралия

Б Кордильеры б Евразия

В Амазонская низменность в Южная Америка

г Северная Америка

9) В каких из обозначенных на карте районов возможны сильные землетрясения?

Рабочая программа по географии 6 класс

10) Текучая вода на равнинах образует:

а) дюны б) барханы в) овраги г) лавины

11) Из предложенных вариантов выберите тот, в котором направление ветра указано правильно:

а) 730 мм.рт.ст. ← 738 мм.рт.ст. в) 768 мм.рт.ст. ← 750 мм.рт.ст.

б) 770 мм.рт.ст. ← 750 мм.рт.ст. г) 750 мм.рт.ст. → 770 мм.рт.ст.

12) Атмосферные осадки-это:

а) дождь б) ветер в) радуга г) бриз

13) Перед вами график суточного хода температур. Определите:

а) максимальную температуру воздуха б) время ее наблюдения

Рабочая программа по географии 6 класс

14) К бассейну Северного Ледовитого океана относится:

а) Белое море б) Охотское море в) Жёлтое море г) Красное море

15) Найдите реки и озёра Африки:

а) р. Нил б) р. Амазонка в) р. Конго г) оз. Виктория д) оз. Ладожское е) р. Миссисипи

16) Самые плодородные почвы:

а) каштановые б) подзолистые в) чернозёмы г) тундровые

17) Что общего между песчаной пустыней и ледяной?

а) выпадает мало осадков б) наличие оазисов в) минимальное количество растений и животных

г) количество солнечного тепла

18) Выберите правильные утверждения:

а) Форма рельефа с абсолютной высотой 200-500 метров это- возвышенность

б) Линия, соединяющая точки с одинаковой высотой это - горизонталь

в) Прибор для измерения атмосферного давления - сейсмограф

г) Постоянный ветер, дующий из тропиков на экватор - пассат

д) Ветер, который меняет своё направление 2 раза в год это - муссон

е) Подземные воды, лежащие в верхнем водоносном слое это - межпластовые воды

ж) Колебания уровня воды в океане, вызванное притяжением Луны и Солнца, это - шторм

19) Продолжите предложение:

а) Кратковременный подъём воды в реке из-за таяния снега -…………

б) Место, где река впадает -………..

в) Смена природных зон от полюса к экватору -…………

г) Самый низкий уровень воды в реке -………….

д) Группа островов -………….

е) Горизонтальное движение воздуха вдоль земной поверхности -…………

ж) Состояние нижнего слоя атмосферы в данной местности и в данное время -…………

20) Определите географические координаты вулкана Котопахи

2 вариант

1) Длина экватора составляет

а) 20 000 км б) 40 000 км в) 100 000 км г) 140 000км

2) Какая из перечисленных планет расположена ближе всего к Солнцу?

а) Венера б) Марс в) Меркурий г) Земля

3) Определите, правильны ли высказывания:

а) полярные сутки, в течение которых Солнце не садится за горизонтом, называется полярной

ночью

б) у Северного тропика широта - 23,5°, а у Южного - 66,5°

в) Земля имеет форму геоида

г) 22 декабря самая длинная ночь в северном полушарии

4) Число, показывающие во сколько раз расстояние на местности уменьшено при его изображении на

карте:

а) масштаб б) азимут в) горизонталь г) долгота

5) Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев открыли:

а) Австралию б) Америку в) южный полюс г) Антарктиду

6) К осадочной горной породе относится:

а) песок б) туф в) мрамор г) базальт

7) Назовите причину движения земной коры:

а) вращение Земли вокруг своей оси

б) активность Солнца

в) внутренние силы

г) внешние силы

8) Установите соответствие между формой рельефа и материком:

А Скандинавские горы а Африка

Б Среднесибирское плоскогорье б Евразия

В Анды в Южная Америка

г Северная Америка

9) В каких из обозначенных на карте районов землетрясения невозможны?

Рабочая программа по географии 6 класс

10) На равнинах ветер создаёт:

а) балки б) террасы в) пойму г) барханы

11) К атмосферным осадкам, выделяющимся на охлаждённой поверхности земли, относятся:

а) град б) туман в) снег г) роса

12) Из предложенных вариантов выберите тот, в котором направление ветра указано правильно:

а) 760 мм.рт.ст. → 765 мм.рт.ст. в) 760 мм.рт.ст. → 752 мм.рт.ст.

б) 765 мм.рт.ст. → 770 мм.рт.ст. г) 756 мм.рт.ст ← 749 мм.рт.ст.

13) Перед вами график суточного хода температур. Определите:

а) минимальную температуру воздуха б) время ее наблюдения

Рабочая программа по географии 6 класс

14) К бассейну Атлантического океана относится:

а) Чёрное море б) Берингово море в) Жёлтое море г) Аравийское море

15) Найдите реки и озёра Евразии:

а) р.Нил б) р. Енисей в) р. Волга г) оз. Танганьика д) оз. Байкал е) оз.Верхнее

16) Основное свойство почвы:

а) влажность б) постоянная температура в) наличие микроорганизмов г) плодородие

17) Самый богатый растительный и животный мир в:

а) саваннах б) влажных экваториальных лесах в) тайге г) широколиственных лесах

18) Выберите правильные утверждения:

а) Ветер на берегах озёр, который меняет своё направление 2 раза в сутки это-бриз

б) Подземные воды, которые лежат меду двумя водоупорными слоями это- грунтовые воды

в) Форма рельефа с абсолютной высотой 0-200 метров это- возвышенность

г) Чертёж большого участка земной поверхности, выполненный с помощью масштаба это- географическая карта

д) Волны, вызываемые землетрясениями, извержениями вулканов называются цунами

е) Природный горячий источник воды это- гейзер

ж) Экваториальный, тропический, умеренный пояс это - переходные климатические пояса

19) Продолжите предложение:

а) Кратковременный подъём воды в реке из-за сильных дождей -………….

б) Начало реки -……………

в) Смена природных зон в горах-…………..

г) Река и все её притоки -……………….

д) Озеро, из которого не вытекает ни одна река - ………………..

е) Сила, с которой воздух давит на земную поверхность, -……………….

ж) Многолетний режим погод в данной местности -……………….

20) Определите географические координаты вулкана Килиманджаро


© 2010-2022