Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. География международного туризма.

Тип урока. Комбинированный.

Цель урока. Формировать представления о международном туризме как о важной составляющей мировой экономики и культуры.

Задачи урока. Раскрыть суть понятий «туризм, международный туризм, виды туризма, индустрия туризма», активизировать тематическую лексику, систематизировать культуроведческие знания, совершенствовать навыки сравнения и оформления результатов работы в форме таблицы, воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе, развивать монологическую речь.

Оборудование урока. Политическая карта мира, атласы, тетради, иллюстрации, сообщения учащихся по темам: «Самые опасные города для туристов», «Самые опасные государства для туристов», «Самые красивые места на планете», компьютер, медиа доска, проектор.

Ожидаемые результаты. После этого урока обучающиеся смогут дать определение понятию «туризм», рассказать о туризме и его значении, выбрать те территории, которые особенно заинтересовали и по возможности посетить их…

Ход урока.

1.Организация класса. Проверка обучающихся к уроку.

2.Речевая зарядка. Какой сейчас урок? Какие темы мы изучали?, Чтобы вы хотели ещё узнать на уроках географии?

3.Сообщение темы урока. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о международном туризме. А куда бы вы хотели поехать, что посмотреть, нужно ли это?

Выслушав ответы обучающихся, учитель продолжает, ребята, прежде чем мы поговорим о туризме, я прошу вас вспомнить, что мы учили о понятии «рекреационные ресурсы»?

Задание 1. На доске высвечивается таблица, в которой поэтапно высвечивается материал, который нужно прочитать, выделить главное, запомнить основное, которое будет необходимым для выполнения последующих заданий.

Рекреационные ресурсы (природные рекреационные ресурсы) -

это объекты и явления природного происхождения, которые могут быть использованы для туризма, лечения, отдыха, а также влияют на территориальную организацию рекреационной деятельности.

К основным природным рекреационным ресурсам относят

климатические, биологические, гидрологические, ландшафтные, источники минеральных вод, лечебные грязи, культурно - исторические, архитектурные ценности народов мира.

Около 20 % территории суши имеют рекреационные ресурсы, которые могут быть использованы для отдыха и оздоровления человека. Такими регионами являются:

побережье Испании, Франции (Лазурное), Италии, Албании, Греции, Хорватии, Турции, Израиля, Египта, стран Магриба (там, где заходит солнце)- Ливия, Алжир, Тунис, Марокко, Мавритания, Западная Сахара, Мексики, Болгарии, Румынии, Украины, России, Грузии, а также горные районы Альп (Франция, Италия, Швейцария, Австрия), Гималаев, Анд, Кордильер, Атласских, Кавказских, Уральских гор…

Что влияет на характер использования рекреационных ресурсов?

Влияет экологическое состояние территории - чистота или загрязнение вод, воздуха, почв… Вторую группу рекреационных ресурсов образуют культурно - исторические достопримечательности, имеющие не природное, а антропогенное происхождение. Это памятники истории, архитектуры, искусства.

4. Сообщение темы и задач урока.

Учитель. Спасибо, а теперь вам нужно найти в словаре определение понятию «туризм» и записать его в тетради. Откройте тетради. Запишите тему урока.

Ребята, а что бы вы хотели узнать о туризме? (Выслушав ответы, обучающиеся записывают определение «туризм»).

Туризм - экономическая система с разнообразными связями между отдельными элементами как в пределах хозяйства отдельной страны, так и мирового хозяйства в целом.

На доске таблица, которую нужно заполнить:

Ведущими факторами развития массового туризма являются:

природно-географические, демографические, социально-экономические, материально-технические.

привести примеры (домашнее задание).

Главная предпосылка развития туристической деятельности

благоприятные условия стабильной политической ситуации в мире и в районах, в которые непосредственно направлены потоки туристов.

привести примеры (домашнее задание).

По характеру деятельности массовый туризм можно подразделить на три структурные группы.

1.по форме организации - плановой или самодеятельной, 2.по количеству участников - индивидуальный, групповой, семейный, 3. По видам туризма - рекреационный, деловой, научный, познавательный.

привести примеры (домашнее задание)

Решающую роль в выборе места для туристического путешествия играют рекреационные ресурсы. К ним относятся:

природно - климатические условия, национально - исторические памятники, состояние развития туристических и торговых предприятий, транспортных средств (материально - техническая база).

Такие наиболее благоприятные условия имеют следующие регионы:

1. В Западной Европе - Лазурный берег во Франции, Лигурийская Ривьера в Италии, Коста-Брава и Коста-дель-Соль в Испании, Альпы.

2. В Восточной Европе - Адриатическое побережье Хорватии и Черногории; Черноморская зона России, Украины, Болгарии, Румынии , Грузии, Абхазии; Высокие татры в Словакии, озеро Балатон в Венгрии;

3.в Америке - Калифорнийское побережье и Флорида в США; Мексиканское побережье и внутренние районы древней культуры ацтеков Мексики;, Багамские острова; 4.в Азии - некоторые страны Ближнего Востока Израиль, ОАЭ, Саудовская Аравия; Эгейское побережье Турции; историко - культурные центры Индии, Шри - Ланки, Китая, Южной Кореи, Японии, Индонезии, Филиппин; Таиланд, Сингапур;

5.в Африке - Египет, страны Магриба, ; Танзания, Кения, Мадагаскар, ЮАР;

6.в Австралии и Океании.

Главным туристическим регионом мира является Европа. Северная Америка имеет развитую инфраструктуру туристических услуг и по всем показателям занимает вторую позицию после Европы.

На страны Латинской Америки, Африки, Азии, Австралии и Океании приходится 10% объёма мирового туризма, хотя в некоторых регионах здесь происходит значительное развитие туристических услуг.

В некоторых странах туризм является важной статьёй поступления бюджетных валютных доходов: 1 место - Греция, Кипр.

2 место - Испания, Мексика, Италия;

3 место - США.

Туристическая деятельность обеспечивает значительное количество рабочих мест

Например во Франции непосредственно в туристической индустрии занято около 5 миллионов человек (20% всего трудоспособного населения)

5. Закрепление изученного на уроке. Задание №1. Ребята, сейчас вы выполните практическую работу. На доске таблица «Виды туризма» Вам нужно подумать и заполнить 1 колонку таблицы.

Виды туризма (ответы учащихся)

Центры

Пляжный туризм

-Лазурный берег (Франция), Итальянская Ревьера, Юг и Восток Испании, Балеарские и Канарские острова, Мальта, Адриатическое побережье (Хорватия), Золотые Пески (Болгария), Израиль, Таиланд, Бермудские о - вы, Багамы, Гаваи…

Зимний туризм: санный, горнолыжный).

Альпы (Швейцария, Франция, Австрия, Италия), Скандинавские горы, Карпаты (Словакия, Украина), Олимп, Парнас (Греция), Пиренеи (Испания, Андорра), Кордильеры (США, Канада).

Игральный

Монте - Карло (Монако), Лас - Вегас (США), Сан - Сити (ЮАР).

Познавательный туризм

Интерес к историко - культурным ценностям: Греция, Египет, Палестина, Италия, Ватикан, Испания, Мексика, Франция, Россия…

Экологический туризм

В национальные парки и слабо освоенные районы, гилея Латинской Америки, Сибирь России, Канадский Север, Аляска.

Задание №2. Используя текст, заполните таблицу «Страны - лидеры».

Прибыль от туризма (млрд. долларов)

США - 56,5, Франция - 23,4, Италия - 21,5, Испания - 20,7, Великобритания - 15.

По количеству туристов (млн. чел. в год)

Франция - 71,4, Испания - 52, Италия - 50,1, США - 47, Китай - 27…

По поставкам туристов

Германия, Великобритания, США, Канада, Франция.

Задание №3 Индустрия туризма. Как вы понимаете это словосочетание?

- Предполагаемые ответы (заполняется по наводящим вопросам учителя).

А. Строительство отелей, кемпингов, пансионатов.

Б. Туристические фирмы, реклама.

В. Транспортные организации.

Г. Специальные торговые организации.

Д. Учебные организации по туризму.

Вывод. 65% всех туристов принимает Европа. На 1 месте - Франция, 2 место - Испания, 3 место - Италия, 4 место - Греция.

. Учитель. Ребята, путешествовать по миру и видеть прекрасное - это просто замечательно. Но стоит всегда знать, что везде нужно быть осторожным Ваши товарищи приготовили сообщения на интересные темы.

1 ученица. Сообщение «Самые опасные государства для туристов».

1. Бразилия. Да, мы конечно знаем о том, что это страна карнавалов, яркого солнца и темпераментных жителей. Однако, как ни странно, по количеству убийств Бразилия превосходит США в несколько раз. Изнасилования (к слову о темпераментности) и грабежи здесь тоже не редкость. А самый высокий уровень преступности приходится как раз на время проведения карнавалов. Люди гуляют, пьют и отдыхают, а в это время профессионалы преступного мира не дремлют. Ограбления туристов нередки, кошельки и дорогие украшения исчезают в момент эйфории отдыхающих.Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

2. Венесуэла. Ласковое солнце, золотые пляжи и пейзажи необыкновенной красоты - все это присутствует здесь в полном объеме. Но уровень преступности высок так же, как и в Бразилии. Полиция не может справиться с ворами-карманниками и группировками, осуществляющими грабежи со взломом в лучших отелях курортных мест, так как подобных преступлений, касающихся приезжих, стало невероятно много. Разгул преступности в этой стране связан с политической нестабильностью.Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

3. Гаити. Атлантический океан, Карибское море, необыкновенной красоты природа. Рай для отдыхающих. Но и здесь прибывшим туристам не рекомендуют особо расслабляться. Стихийные бедствия в Гаити не редкость. Напротив, здесь выбор экстрима достаточно разнообразен. Землетрясения, шторма и оползни могут настигнуть ничего не подозревающего туриста в любой момент. Терять бдительность в Гаити никак нельзя. Население Гаити очень бедное - отсюда и неприятности для туристов, связанные опять же с насилием и ограблениями. В контакт с коренными жителями этой страны лучше не вступать, так как непрекращающиеся эпидемии холеры и других инфекционных заболеваний могут представлять реальную опасность для отдыхающих.Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

4. Ирак. Про эту страну можно долго не рассказывать. Вряд ли кто-то захочет отдохнуть там по своей воле. Хотя туристов-экстрималов достаточно много. И, конечно, в Ираке - стране древнейшей культуры - есть на что посмотреть. Вавилон и шумерская цивилизация привлекают любителей истории со всех концов мира. Но так как в стране десять лет не прекращаются военные действия, стоит задуматься: а не поехать ли все-таки в Европу и там, в уюте и комфорте, почитать «Тысячу и одну ночь».Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

5. Конго. Вообще, африканские страны все находятся в так называемой группе риска для отдыхающих. Ни в одной из стран Африки не безопасно, это следует иметь в виду каждому туристу. В Конго есть, что посмотреть. Это и красивейшие водопады, и замечательные заповедники, где можно вполне насладиться созерцанием флоры и фауны. Однако гулять в одиночку туристам не рекомендуется, так как джунгли - прекрасное укрытие для повстанцев. Страна находится в состоянии гражданской войны, и поэтому защитить туристов от местных жителей могут только осторожность и здравый смысл.Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

2ученик. Сообщение «Самые опасные города для туристов».

Хенфорд,США. Это был небольшой городок, где жили в основном фермеры. Расположен он в штате Вашингтон, США. Сегодня из Хенфорда эвакуированы практически все жители, а «живут»в нем высокотоксичные радиоактивные отходы. Это - «эхо войны», Холодной Войны с СССР. С тех самых пор в Хенфорде хранится более 204 тысяч кубических метров радиоактивных отходов. Это количество составляет примерно две трети очень радиоактивных отходов, которые хранятся в США. Да и вообще, Хенфорд - наиболее загрязненное радиацией место в США.Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

Дхарави,Индия. Еще один ужасный город, расположенный рядом с Мумбаи, Индия. Этот город вполне можно назвать одним словом «трущобы». Да, трущобы здесь не какой-то определенный район, а весь город. Здесь наблюдаются проблемы со всем - с водой, едой и работой. Через городок протекает речка Митхи, которая используется местными жителями как общественный туалет. А туалетов здесь насчитывается один на почти полторы тысячи человек.
В общем, не самое лучшее место для проживания.Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

Сукинда,Индия. Долина Сукинда - место, в котором находится 97% индийских месторождений хромитовой руды. В двенадцати местных шахтах руду добывают открытым способом. После того, как все, что интересует добывающие компании, извлечено из этой руды, отходы производства просто остаются лежать на поверхности земли. Сегодня это 30 миллионов тонн отходов, разбросанных вдоль берегов реки Брахмани. Естественно, вода в ней отравлена, в основном, шестивалентным хлором, его тут в два раза больше, чем допускают национальные стандарты Индии. Между тем вода Брахмани - единственный местный источник воды, которую используют ежедневно 2,6 миллиона местных жителей. Желудочнокишечное кровотечение, туберкулез и астма - обычные их болезни. Большой процент бесплодия и врожденных дефектов. Международные добровольные организации здравоохранения считают, что 84,75% смертей в этом городе связаны с его экологией.Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

Вапи,Индия. Все население этого города - порядка 71 тысячи человек живут в зоне повышенной опасности для здоровья. Исследования ученых показали, что на сегодня нет такого способа, который мог бы очистить это место от всех видов существующих в нем загрязнений. Город Вапи - расположен в конце «Золотого коридора Индии» (400-километровый пояс промышленных зон штата Гуджарата). Мало того, что Вапи есть свои, в основном, частные предприятия (читай: не тратящие ни рупии на очистные сооружения), сюда также свозят промышленные отходы из других городов «коридора». Тут в страшном количестве скопились отходы предприятий нефтеперерабатывающих, текстильных, по производству красок, удобрений, изделий из кожи, хлорсодержащих веществ. Яды в виде тяжелых металлов, цианидов, пестицидов, ртути попадают в грунтовые воды и загрязняют реку - источники воды в городе. Вода в реке Колак в Вапи и ниже Вапи неспособна поддерживать биологическую жизнь - в ней умирает всё. А жители города ее пьют, потому что до ближайшего другого источника воды больше мили. Воздух и вода этого города - причины болезней местных жителей. «Букет» их болезней разнообразен - и дерматиты, и карциномы, онкология, бесплодие и врожденные дефекты.Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

Могадишу,Сомали. Этот город - самый крупный в Сомали, одновременно Могадишу является столицей этого государства, если Сомали еще является государством. Социологи и политики считают данный регион наименее стабильным в мире. Здесь нет понятия «уровень преступности». Преступность - в порядке вещей, здесь у нас и обычные бандиты, и пираты, и всякие экстремистские политические партии, и экологические пираты, вываливающие радиоактивные отходы в прибрежные воды.
В 2008 году сообщалось, что город оставила половина жителей. Лучше туда действительно не ездить, уж поверьте.Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

Сумгаит,Азербайджан. Этот город расположен на побережье Каспийского моря, в 30 км к северу от столицы Азербайджана, Баку. Проживает в нем почти 260 тысяч человек. Еще при советской власти здесь располагалось более 40 фабрик по производству химикалий, главные из них работают до сих пор - ПО «Органический синтез», «Химпром», трубопрокатный и алюминиевый заводы. Ежегодно выброс вредных выхлопов в атмосферу из труб фабрик, производящих синтетический каучук, хлор, алюминий, моющие средства, и пестициды, составлял порядка 70-120 тонн. Сейчас их меньше, но город это не спасает - хватает того, что накопилось в этой экологической помойке со времен коммунизма, чего стоят только следы ртути в естественных водоемах. Все это не могло не отразиться на здоровье жителей города. Уровень только онкологических заболеваний тут на 22-51% выше, чем в других городах Азербайджана, а смертность - на 8%, но, скорее всего, и это заниженные данные.Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

Линьфынь,Китай. Когда-то, во времена правления императора Яо (XXIV век до н.э.) на месте современного Линьфыня находилась древняя столица Пинъян. Сегодня этот город трудно представить местом императорского двора. Частицы золы в воздухе, угарный газ, окисид азота, диоксид серы, мышьяк и свинец - это не тот воздух, которым хотел бы дышать правитель страны. А простым труженикам угледобывающих комбинатов выбирать не приходится. Здесь производится 2/3 угледобычи всей страны, как вы помните, уголь - основной источник энергии в Китае. Считается, что количество потенциально затронутых отклонениями от экологических норм в этом городе составляет три миллиона человек. Бронхиты, пневмонии и рак легкого тут слишком частые заболевания. Власти Китая обещают, что больше половины угледобывающих предприятий будет ими закрыто уже к концу этого года, и многих людей, кроме подорванного здоровья может ожидать еще и безработица.Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм



Учитель. Но хватить о грустном. Сейчас вы услышите интересное сообщение о самых красивых местах на нашей Земле.

3 ученик. Сообщение «Самые красивые места на планете».

Большая голубая (синяя) дыра Белиз. Где-то в середине рифа Лайтхаус, в Атлантическом океане, расположилась Большая синяя дыра. Почему ее так прозвали? Вероятно, потому что глубина этой дыры более 120 метров, а диаметр составляет, приблизительно, 300 метров. Впечатляет, не так ли? Узнали мы о древней водномобразовании благодаря Жаку Ив Кусто. Это место так и манит дайверов со всего мира своей красотой, но многие погибали в этой бездонной водной пучине. Опасность, которую скрывает внутри себя "Большая синяя дыра", не является преградой для большинства путешественников. Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

2. Гейзер Флай США. Гейзер Флай - если не самый восхитительный гейзер во всем мире, то, как минимум, одно из самых красивых мест на планете. Красота этого удивительного места поистине восхищает. Кто бы мог подумать, но этот гейзер возник благодаря человеку. Когда-то на его месте бурили скважину, затем, спустя какое-то время, горячая вода сумела вырваться за пределы своего обитания. Под постоянным воздействием горячей воды постепенно начали растворяться различные полезные ископаемые, которые и сотворили такой уникальный гейзер. Теперь же он достигает 1.5 метра, но это еще не все, ведь гейзер Флай растет до сих пор. Это просто удивительно!Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

3. Кристальная река, Колумбия. Одна из самых удивительных и прекрасных рек во всем мире находится в Колумбии. Ее название Кристальная, но местное население предпочитает величать ее по-своему, а именно «Река пяти цветов» или же «Река, сбежавшая из рая». И ведь не врут местные жители, в реке действительно присутствуют пять основных цветов: черный, зеленый, красный, голубой и желтый. А все благодаря подводным обитателям, именно они являются причиной того, что река имеет красочные, ярко выраженные оттенки.Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

4. Изгиб реки Колорадо, США. Одним из самых красивых мест планеты, которые стоит посетить, по праву, считается излучина реки Колорадо. Находится это природное образование в 8 километрах вниз по течению от плотины Глен Каньон и озера Пауэлл, недалеко от города Пейдж, Аризона, в США. Русло реки причудливо изгибается, образуя форму, по виду напоминающую подкову для лошади. Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

5. Аризонская волна, США. Аризонская волна - настолько поразительное природное образование. Это древнее горное образование выглядит очень красиво, словно талантливый художник рисовал его от руки. Чтобы оказаться в этом месте, нужно приложить немало усилий. Почему же? Все дело в хрупкости этих гор. Поскольку они состоят из мягкого песчаника, неосторожное вмешательство человека может просто-напросто их разрушить. Поэтому за день здесь могут побывать не больше 20 человек. Путевки для посещения этих необычных гор разыгрываются в лотерее. Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

6. Пещера огромных кристаллов, Мексика. Это красивейшее место нашей планеты было найдено сравнительно недавно, в 2000 году. Где же располагается это чудо природы? В Мексике, а именно в городе с причудливым названием Чихуахуа. Что делает "Кристальную пещеру" уникальной в своем роде? Во-первых - глубина, пещера достигает 300 метров вглубь. Во-вторых - кристаллы, наибольшая их длина достигает 15 метров, а ширина 1.5 метра. Привести к возникновению таких кристаллов могли условия, царящие в пещере, а именно влажность воздуха, составляющая 100% и температура 60 градусов.Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

7. Солончак Салар-де-Уюни, Боливия. Салар-де-Уюни - несомненно, одно из самых красивых мест в мире. Солончак Уюни - это огромное соляное поле, образовавшееся в результате высыхания озера. Располагается в Боливии, вблизи озера Титикака. Красота этого удивительного места поражает воображение, особенно когда идут дожди, в это время весь солончак становиться зеркальным и, кажется, будто не существует поверхности земли. Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

8. Озеро Клилук, Канада. В городе Осойос, что в Канаде, есть поистине необыкновенное озеро - Клилук. Его также называют пятнистым озером. Почему? Потому что благодаря минералам, содержащимся в этом чудо озере, вода становится пятнистой. С расстояния озеро больше напоминает плитку из камней. Все дело в том, что при повышении температуры вода сохнет, благодаря этому и образовываются пятна. Изменение цвета зависит от того, каков минеральный состав озера в данный промежуток времени. Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм



9. Зачарованный колодец, Бразилия. В Бразилии, а именно в штате Баия, можно отыскать "Зачарованный колодец". Располагается этот колодец на самом дне глубокой пещеры, высота которой 80 метров. Сам же колодец в глубину составляет 37 метров. Вода этого колодца кристально чистая и прозрачная, вы даже можете разглядывать дно в мельчайших подробностях. Этот таинственный уголок и вправду зачаровывает своей красотой, игра света дарит воде синеватый оттенок. Вся водная поверхность переливается, создавая красочное зрелище. Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

10. Мраморные пещеры, Чили. Мраморные пещеры являются одними из самых популярных достопримечательностей в Чили и на наш взгляд - это самое красивое место на планете. Располагаются пещеры на одном из глубочайших альпийских озер в мире. Материал, из которого состоят пещеры, содержит большое количество известняковых пород, что способствовало появлению красочных пейзажей с преобладанием оттенков синего цвета. Для поклонников дайвинга "Мраморные пещеры" станут настоящей находкой. Вот мы и закончили наше с вами маленькое, но очень насыщенное путешествие по самым красивым местам на планете. Жаль прощаться с этой красотой, но как мы уже говорили, у вас останутся впечатления на долгое время. Конечно, не у каждого есть возможность посетить эти места. Но ведь кроме них на нашей планете достаточно много других, которые по-своему красивы и уникальны. Стоит приглядеться и, может быть, в вашем городе вы сможете найти такие же замечательные места, созданные самой природой.Конспект урока по социальной и экономической географии мира на тему: Международный туризм

7. Рефлексия. Ребята, что вам больше всего понравились на уроке?, Что вызвало у вас интерес?, Чтобы вы хотели ещё узнать о туристическом бизнесе?

8. Итоги урока и оценка деятельности обучающихся на уроке. Домашнее задание дано в ходе урока, но вам ещё нужно заполнить контурную карту В ней отобразите свою мечту - куда бы вы хотели отправиться в путешествие? На каком виде транспорта и почему? Учитывайте сезонность того места, куда вы хотите поехать. Урок закончен. Спасибо за сотрудничество.

В подготовке к проведению урока использовались интернет ресурсы.



© 2010-2022