Рабочая программа по географии 7 класса по ФГОС

Рабочая программа без последнего пункта содержания!   Рабочая программа по географии 7 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и составлена на основе:   Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования /Стандарты второго поколения/ М.: «Просвещение»), Примерной программы по учебным предметам. География 5-9 классы /Стандарты второго поколения/ М.: «Просвещение»); Авторской программы по географии 7 кл. «Страноведение» (под редакцией О.А Климановой); Образовательной программы МБОУ лицея №57 города Ростова-на-Дону на 2014-2015 год; С учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.    
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии 7 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования /Стандарты второго поколения/ М.: «Просвещение»),

  • Примерной программы по учебным предметам. География 5-9 классы /Стандарты второго поколения/ М.: «Просвещение»);

  • Авторской программы по географии 7 кл. «Страноведение» (под редакцией О.А Климановой);

  • Образовательной программы МБОУ лицея №57 города Ростова-на-Дону на 2014-2015 год;

  • С учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

Целью изучения географии в основной школе является формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

Задачи:

-познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);

-познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экологических, социально-экономических, геополитических, и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

-понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

- применение географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

- соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.



  1. Общая характеристика учебного предмета.

География - учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В 5-6 и 7 классах изучается блок «География Земли», состоящий из 2 частей - «Землеведение» и «Страноведение». В 7 классе изучается вторая часть - Страноведение. При его изучении уделяется большое внимание на географическую целостность и неоднородность Земли, всеобщей связи явлений при рассмотрении природы и населения мира, общим географическим закономерностям развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственного деятельности в различных природных условиях. Кроме этого происходит и формирование знаний о природе Земли, подведение обучающихся к пониманию своего места в стране и мире, развитие знаний страноведческого характера - дифференциации политической карты мира, стран и регионов, о людях их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.


  1. Описание места предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 7 классе отводится не менее 68 часов из расчета 2 ч. в неделю. В соответствии с учебным планом лицея, годовым календарным графиком и расписанием учебных занятий на 2014 - 2015 учебный год в 7 а классе - 67 часов, в 7 б классе - 67 часов, в 7 в классе - 67 часов, в 7 г классе - 70 часов.

В основное программное содержание предмета включены дополнительные вопросы по географии, способствующие развитию географического кругозора, освоению более сложных географических закономерностей при изучении политической карты мира, государств и регионов, природных условий и ресурсов, дающих предпосылки развитию хозяйства региона, а также региональное рассмотрение экономико-социально-географических проблем, в том числе - демографических.






  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала.

1) в направлении личностного развития:

-развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

-формирование у обучающихся интеллектуальной объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

-воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

-развитие интереса к географическим исследованиям;

  1. в метапредметном направлении:

- формирование и развитие посредством географического знания: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

представлений о географии как части общечеловеческой культуры, о значимости географических наук в развитии цивилизации и современного общества;

-развитие представлений о географии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта географических исследований;

  1. в предметном направлении:

- понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

- представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;

- умение работать с разными источниками географической информации;

- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- картографическая грамотность;

- владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;


  1. Содержание учебного предмета

Ведение

География в современном мире. Материки, части света и страны. Разнообразие стран современного мира. Источники страноведческой информации. Карта-один из основных источников страноведческой информации.

Раздел I. Земля - планета людей.

Тема1. Население мира.

Расселение человека по земному шару. Численность и размещение населения мира. Человеческие расы. Народы мира. Городское и сельское население.

Тема2. Хозяйственная деятельность людей.

Возникновение и развитие хозяйства. Современное хозяйство мира.

Тема3. Природа Земли и человек.

Влияние строения земной коры на облик Земли. Влияние климата на облик Земли и жизнь людей. Образование климатических областей. Мировой океан и его значение для человечества.

Раздел II. Материки, океаны и страны мира

Евразия. Общая характеристика Евразии. Особенности природы и хозяйственного использования Атлантического океана. Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана.

Тема4. Европа

Северная Европа. Средняя Европа. Британские острова. Франция и страны Бенилюкса. Германия и Альпийские страны. Восточная Европа. Страны между Германией и Россией. Белоруссия, Украина и Молдавия. Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове. Страны на Апеннинском полуострове. Дунайские и Балканские страны. Россия - самая большая по площади страна мира. Природа, население и хозяйство России.

Тема5. Азия

Закавказье. Юго-Западная Азия. Центральная Азия. Китай и Монголия. Япония и страны на Корейском полуострове. Южная Азия. Юго-Восточная Азия.

Тема6. Африка.

Общая характеристика Африки. Северная Африка. Западная и Центральная Африка. Восточная Африка. Южная Африка.

Тема7. Америка - Новый Свет.

Северная Америка. Южная Америка. Общая характеристика. Канада. Особенности географического положения, государственного устройства и природы США. Население и хозяйство США. Центральная Америка и Вест-Индия. Бразилия. Хребты и нагорья Анд. Лаплатские страны.

Тема8. Австралия и Океания.

Географическое положение и природа Австралии. Австралийский Союз. Океания. Особенности природы и хозяйственного использования Тихого океана.

Тема9. Полярные области Земли.

Полярные области Земли. Арктика. Антарктика.

Раздел III. Человек и планета: история взаимоотношений

История изменения природы Земли человеком. Изменение человеком природы материков. Прошлое и будущее Земли.

  1. Тематическое планирование учебного материала с определением основных видов учебной деятельности.

Тематическое планирование реализует подходы к распределению материала «Содержание курса» по модулям. Разделы основного содержания разбиты на темы (модули), в которых программное содержание представлено более детально.

В тематическом планировании содержится описание возможных видов деятельности обучающихся в процессе усвоения соответствующего содержания, направленных на достижение поставленных целей обучения. Представленное тематическое планирование составлено на основе программы «Страноведение». (Сборник программ для общеобразовательных учреждений. «Дрофа», Москва 2014 г.).

В календарно-тематическом планировании дается подробный расчет часов, отведенных на изучение каждой темы, определяются сроки прохождения учебного материала в соответствии с расписанием уроков, определены виды контроля, сроки проведения проверочных работ.




При организации учебного процесса выделяются следующие виды уроков:

Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, представленный в ЦОР, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке обучающиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных географических задач, обсуждение социально- экономических, экологических и других проблем, нанесение на контурные карты различных природных компонентов. Компьютер на таких уроках используется как электронная карта, источник справочной информации, персональное рабочее место обучающегося.

Урок-исследование. На уроке обучающиеся решают проблемную задачу исследовательского характера с помощью компьютера.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности, тренировки техники тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте.

Урок-зачет. Индивидуальный устный или письменный опрос обучающихся по заранее составленным вопросам.

Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ, в том числе и на компьютере.

Урок - контрольная работа.

Предлагаются различные виды контрольных работ: традиционные письменные, тестовые, наборы практических задач различного уровня сложности, компьютерное тестирование.

Система оценивания традиционная - пятибалльная.


  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Оснащение процесса обучения географии обеспечивается библиотечным фондом (учебная и справочная литература), печатными пособиями, а также ИКТ средствами обучения, учебно-практическими оборудованием.

В библиотечный фонд входят: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по географии, примерные программы по географии основного общего образования, авторская программа программы географии 7 класса (автор-составитель: О.А. Климанова «Страноведение»), федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году.

В библиотечный фонд также входят сборники заданий, обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, учебная и справочная литература, необходимая для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ.

В комплект печатных пособий включено более 150 таблиц и географических карт практически по всем темам курса географии.

Состав учебно-методического комплекта для изучения географии в 6-м классе

(издательство Дрофа, 2012-2014 год)

  1. О.А. Климанова и др. География. Страноведение. 7 класс. Учебник, 2014 гг.

  2. В.И. Сиротин Практические и самостоятельные работы учащихся по географии, 2014 г.

  3. Географический атлас с контурными картами, Москва, Издательство «Дрофа», 2012-2014 гг.

В ходе реализации рабочей программы применяются информационные средства обучения - мультимедийные обучающие программы, электронные учебные пособия, презентации. Это позволяет обеспечить дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов учебного материала. Кроме того, применение ИКТ предоставляет техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки обучающихся (в том числе и тестового контроля). Инструментальная среда дает возможность изучения и исследования динамических процессов в природе: циркуляция воздушных масс, движение литосферных плит и т.д., повышая наглядность на уроках географии.

В Приложениях к рабочей программе представлены компьютерные демонстрационные презентации по многим темам курса для использования их на разных этапах урока (объяснения нового материала, закрепления нового материала и т.д.).

Электронные карты дают возможность отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель - ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.

Наборы тренировочных упражнений включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы географической теории и практики.

Электронные учебник используются в качестве виртуальных лабораторий при проведении практических занятий, уроков введения новых знаний. В них заключен большой теоретический материал, много тренажеров, практических и исследовательских заданий, справочного материала.

Использование компьютерных технологий в преподавании географии позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и тестовые упражнения, осуществлять разные подходы к решению географических вопросов и задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.

В ходе реализации рабочей программы используются мультимедийные пособия:

  1. «Страноведение» О.А. Климанова и др. Республиканский мультимедиа центр по заказу Министерства образования РФ.2012г. 7 класс.

Оценка предметных результатов

Устный ответ.

Базовый уровень достижений демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках круга выделенных задач. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»). Отметка выставляется, если учащийся

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4») Отметка выставляется, если учащийся

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Отметка выставляется, если учащийся

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Низкий уровень. Недостижение базового уровня фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»). Отметка выставляется, если учащийся

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка самостоятельных, письменных и контрольных работ.

Базовый уровень достижений демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках круга выделенных задач. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»). Отметка выставляется, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4») Отметка выставляется, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Отметка выставляется, если учащийся

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Низкий уровень. Недостижение базового уровня фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»). Отметка выставляется, если учащийся

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

• стартовой диагностики;

• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерием достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.



© 2010-2022