- Преподавателю
- География
- Технологическая карта и самоанализ урока по теме Вулканы
Технологическая карта и самоанализ урока по теме Вулканы
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Корнилова Н.В. |
Дата | 27.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока по теме «Вулканы»
Данные об учителе: Корнилова Нина Владимировна, первая категория, МБОУ «Воткинский лицей» города Воткинска УР.
Предмет: география Класс: 6 Учебник: Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. 2013.
Оборудование: карта полушарий, видеофрагменты по теме «Вулканы», раздаточный материал («Вулканическая энциклопедия», распечатки с дополнительным материалом), учебники, атласы, макет действующего вулкана, напиток газированный «Кока-кола», маркеры, листы для схем.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
Умение выделять и структурировать информацию, существенную для усвоения темы; строить логическое размышление; развитие интеллектуальных творческих способностей; планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей при совместной работе, эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижений результатов обучения
Предметные УУД
- раскрыть особенности происхождения и строения вулканов путем выдвижения гипотез;
- создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи между расположением и происхождением вулканов; основными видами извержений и типами вулканов;
- закрепить умение определять объекты по географическим координатам;
-самостоятельно давать определения
2 уровень: уметь без подсказки воспроизводить информацию и применять ее для решения проблемы и формулировки ответов на поставленные вопросы
3 уровень: уметь преобразовывать знания и приспосабливать их к новой ситуации.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели
- поиск и выделение наиболее важной информации
-извлечение необходимой информации из текстов;
- структурирование знаний
- установление причинно- следственных связей
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
- рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности
2 уровень: самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
2 уровень: совместные действия
учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Регулятивные УУД
- целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что ещё не известно
- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
2 уровень: совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними
3 уровень - самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний
Коммуникативные УУД
- слушать и слышать других
- участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблемной ситуации
- представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме
-умение аргументировать свою точку зрения
1 уровень - высказывать свою точку зрения по инициативе учителя
2 уровень - обсуждение разных точек зрения и выработка общей (групповой) позиции;
ЛичностныеУУД
-осознание ответственности за общее дело
- воспитание любви к природе, интереса и уважения к профессиям, связанным с изучением природы.
2 уровень - формирование ценностных ориентиров при совместной работе
Этапы урока, время этапа
Задачи этапа
Методы, приёмы обучения
Формы учебного взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД и предметные действия
1.Мотивационно - целевой этап (5 мин)
-Организовать самоопределение учащихся к деятельности на уроке
- Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к уроку
-постановка целей учениками
Просмотр
видеофрагмента (2 мин)- «Извержение вулкана»
Беседа
Фронтальная
Сейчас я предлагаю вам увидеть своими глазами, что происходит в этот момент за тысячи км от нас, на Гавайских островах.
- Задает вопросы: Какова тема урока? Как вы думаете, зачем каждый школьник изучает эту тему, как она касается каждого из нас?
- На какие три главных вопроса с географической точки зрения мы сегодня должны ответить?
- Размышляют над вопросами учителя, отвечают на них
(Что такое вулканы? Где они находятся? И почему здесь?)
учащиеся сами:
- Определяют цели и задачи урока
- Записывают число и тему урока в тетради
Познавательные
УУД: - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели
Регулятивные УУД:
- определять цели и задачи учебной деятельности.
Личностные УУД:
- проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний
Коммуникативные УУД: включаемость в коллективное обсуждение вопросов
- умение слушать и слышать друг друга
Предметные результаты:
- развитие познавательных интересов
2.Ориентировочный этап (5 мин)
закрепить умение определять объекты по географическим координатам;
Подготовить учащихся к поисково-исследовательскому этапу
Практическая работа
индивидуальная, групповая
На странице 2 «Вулканических энциклопедий» - список самых известных вулканов планеты с координатами. Пользуясь списком и атласом, ответим на главный вопрос географии: где находятся вулканы?
Идёт работа в группах. Дети находят вулканы и прикрепляют на настенную карту мира звёздочки в местах их расположения
Познавательные
УУД: самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Предметные результаты: закрепление умения определять объекты по географическим координатам;
Личностные УУД: - осознание ответственности за общее дело
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном деле
- Регулятивные УУД:
- самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний
3.Поисково - исследовательский этап
(15 мин)
- Организовать осмысленное восприятие знаний о происхождении вулканов
-создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи между местонахождением и образованием вулканов
моделирование
Парная, индивидуальная, коллективное обсуждение
Мы видим, что вулканы образуют Великое Тихоокеанское огненное кольцо. -К каким формам рельефа приурочены вулканы ? Почему?
- корректирует работу
учащихся
-помогает группам, советует по ходу работы
- 3группы учащихся: «Серыевулканы»,«Красные вулканы», «Вулканологи»-после обсуждения выдвигают версии происхождения вулканов, пользуясь «Вулканическими энциклопедиями» ;
- один учащийся от группы докладывает о результатах совместной работы рисуя схемы на доске. Аргументируют свою точку зрения - формулируют выводы
Познавательные
УУД:
-построение логической цепочки рассуждения,
- выдвижение гипотез и их обоснование.
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные УУД:
-умение работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении, слушать и слышать других
Регулятивные УУД: самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний
- Личностные УУД:
- осознание необходимости самосовершенствования
Предметные УУД осмысление самостоятельно приобретенных знаний
4.Практический этап
(15 мин)
- Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний
Практическая работа
Просмотр
видеофрагмента (2 мин) - типы извержений
Беседа
Индивидуальная, коллективное обсуждение
Фронтальная,
пользуясь схемой строения вулкана на стр.4 «Вулканической энциклопедии» и учебником, подпишем части вулкана и попробуем дать определения им и термину «вулкан». Чем различаются действующие и потухшие вулканы?
Одинаковы ли вулканы по форме и типу извержения? Почему они имеют такую форму? Какое извержение опаснее?
«Вулканы» приведут примеры использования вулканов, «Вулканологи» перечислят опасные проблемы, возникающие при извержениях.
корректирует работу
учащихся
-помогает группам,
Работа в группах ,обсуждение . самостоятельно дают определения
терминам Оформляют схемы на доске. Делают записи в «Вулканических энциклопедиях».
Размышляют над вопросами учителя, отвечают на них
Работают с текстами, краткие выступления
Предметные результаты:
учащиеся уточняют и конкретизируют полученные знания,
для детей новые термины стали самостоятельно приобретенными знанием Познавательные УУД:
-синтез и анализ информации, оценка результата деятельности.
-извлечение необходимой информации из текстов;
Коммуникативные УУД:
- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
5.Рефлексивно - оценочный этап
(5 мин)
- Осмысление процесса и результата деятельности
Беседа
Фронтальная, индивидуальная
- предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы
- предлагает ученикам продолжить предложение
Меня удивило…
Сегодня я понял…
Сегодня на уроке я почувствовал…
- Задает домашнее задание
- Оценивают степень достижения цели урока
- Высказывают своё мнение об уроке
- Слушают друг друга
Регулятивные УУД:
- контроль и коррекция результатов работы.
Личностные УУД:
- способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха
Коммуникативные УУД:
-адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании
Предметные результаты:
- умение применять полученные знания в жизненных ситуациях
Дата: 13.02.2015 Подпись учителя: Корнилова Н.В.
Самоанализ урока
Данные об учителе: Корнилова Нина Владимировна, первая категория, МБОУ «Воткинский лицей» города Воткинска УР.
Предмет: география Класс: 6 Учебник: Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. 2013.
Оборудование: карта полушарий, видеофрагменты по теме «Вулканы», раздаточный материал («Вулканическая энциклопедия», распечатки с дополнительным материалом), учебники, атласы, макет действующего вулкана, напиток газированный «Кока-кола», маркеры, листы для схем.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
Умение формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов; выделять и структурировать информацию, существенную для изучения темы; строить логическое размышление; развивать познавательный интерес, развитие интеллектуальных творческих способностей; эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижений результатов обучения
Предметные УУД
- раскрыть особенности происхождения и строения вулканов путем выдвижения гипотез;
- создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи между расположением и происхождением вулканов; основными видами извержений и типами вулканов;
- закрепить умение определять объекты по географическим координатам;
-самостоятельно давать определения
2 уровень: уметь без подсказки воспроизводить информацию и применять ее для решения проблемы и формулировки ответов на поставленные вопросы
3 уровень: уметь преобразовывать знания и приспосабливать их к новой ситуации.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели
- поиск и выделение наиболее важной информации
-извлечение необходимой информации из текстов;
- структурирование знаний
- установление причинно- следственных связей
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
- рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности
2 уровень: самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
2 уровень: совместные действия
учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Регулятивные УУД
-целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что ещё не известно
- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
2 уровень: совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними
3 уровень - самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний
Коммуникативные УУД
- слушать и слышать других
- участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблемной ситуации
- представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме
-умение аргументировать свою точку зрения
1 уровень - высказывать свою точку зрения по инициативе учителя
2 уровень - обсуждение разных точек зрения и выработка общей (групповой) позиции;
Личностные УУД
-осознание ответственности за общее дело
- воспитание любви к природе, интереса и уважения к профессиям, связанным с изучением природы.
2 уровень - формирование ценностных ориентиров при совместной работе
Этапы урока
Уровень достижения планируемого результата
Возможные риски
Коррекционная работа
1.Мотивационно - целевой этап
Ученики научены готовиться к уроку на перемене, поэтому рабочее место соответствовало требованиям урока.
ПознавательныеУУД:
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели
Регулятивные УУД:
учащиеся самостоятельно определяют цель урока и формируют задачи урока
Коммуникативные УУД:
-включаемость в коллективное обсуждение вопросов - умение слушать и слышать друг друга
- ученики затрудняются самостоятельно определить цель и задачи урока
Не могут включиться в работу
- попросить ответить тех учеников, которые смогут сформулировать свою мысль
Еще раз активизирует учащихся на урок
Личностные УУД:- проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний
учащиеся проявляют интерес к вопросам учителя и ответам одноклассников
- учащиеся не проявляют интерес к вопросам учителя, не оценивают значимость данной темы
- учитель пытается найти индивидуальный подход, использует дополнительную информацию для повышения интереса к данной теме
2.Ориентировочный этап (опрос учащихся)
Предметные УУД
закрепление умения определять объекты по географическим координатам;
- учащиеся допускают ошибки при выполнении заданий
-подключает к взаимопомощи более подготовленных учеников
-учитель помогает в индивидуальном порядке
Регулятивные УУД:
- самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний
Личностные УУД:
осознание ответственности за общее дело
Познавательные УУД:
самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
- учащиеся пытаются выполнить задание быстро, не учитывая интересы группы
-подключает к взаимопомощи слабым членам группы более подготовленных учеников
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном деле
Шум в классе
- учитель указывает на правила поведения, и общение во время урока
3.Поисково - исследовательский этап
Дети работали в группах, обсуждая и выдвигая версии происхождения вулканов, пользуясь «Вулканическими энциклопедиями» ;
- один учащийся от группы докладывал о результатах совместной работы, рисуя схему на доске, аргументируя свои доводы. Члены группы
корректировали неточные ответы.
Предметные результаты:
осмысление самостоятельно приобретенных знаний
ПознавательныеУУД:
учащиеся умеют строить логическую цепочку рассуждений
- выдвигают гипотезы и обосновывают их
- умеют осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Регулятивные УУД: самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний
-
- учащиеся не могут обосновать гипотезу
-учащиеся не могут построить речевое высказывание в устной форме;
-учитель корректирует ответы учащихся
-задает наводящие вопросы
- выбирает учащихся из класса, которые могут объяснить свою точку зрения
Коммуникативные УУД: - учащиеся приняли участие в коллективном обсуждении гипотез
Личностные УУД:
осознали необходимость самосовершенствования
- общий шум в классе при обсуждении полученной информации, расхождении точек зрения
- учитель обеспечивает бесконфликтную работу учащихся во время урока, поддерживает выдвижение различных гипотез и их обсуждение
4.Практический этап
Учащиеся, пользуясь «Вулканическими энциклопедиями» и учебником, дают определения частям вулкана, сравнивают вулканы по форме и типу извержения; приводят примеры использования вулканов, перечисляют опасные проблемы, возникающие при извержениях
Предметные результаты: учащиеся усвоили полученные знания, новые термины стали самостоятельно приобретенными знанием.
учащиеся не могут сделать задания, связанные с построением логической цепочки рассуждений (сравнение вулканов по форме и типу извержения)
-учитель корректирует ответы учащихся
-задает наводящие вопросы
- просит объяснить сформулированные выводы-сильных учеников
Коммуникативные УУД: учащиеся приняли участие в коллективном обсуждении вопросов
-шум в классе
-напоминает учащимся о правилах работы в группе
Познавательные УУД:
- синтез и анализ информации, оценка результата деятельности.
- учащиеся извлекли необходимую информацию из текстов;
- учащиеся не могут выявить причинно - следственные связи
не могут определить основную и второстепенную информацию
- просит объяснить сформулированные выводы-сильных учеников
-задает наводящие вопросы
5.Рефлексивно - оценочный этап
Личностные УУД:
установили связь между целью учебной деятельности и продуктом учения, побуждающим деятельность
- не все ученики могут выражать своё мнение
- учитель указывает на достигнутые результаты после того, как ученики сами попытаются их найти
- просит ответить более подготовленных учеников
Познавательные УУД:
умеют обобщать и делать выводы
- ученики не могут сформулировать свою мысль
- можно попросить ответить тех учеников, кто знает ответ и может сформулировать свою мысль
Коммуникативные УУД: умеют адекватно отображать свои мысли и чувства в речевом высказывании
- учащиеся не могут быстро и четко выразить свои мысли
- учитель может использовать более легкий способ рефлексии, например рисунок