Технологическая карта и самоанализ урока по теме Вулканы

Технологическая карта урока по теме «Вулканы» составлена к уроку географии в 5-6 классах к  учебникам: «Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова» и «География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И.Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа». В технологической карте прописаны цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений; этапы и задачи урока, методы и приёмы обучен...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по теме «Вулканы»

Данные об учителе: Корнилова Нина Владимировна, первая категория, МБОУ «Воткинский лицей» города Воткинска УР.

Предмет: география Класс: 6 Учебник: Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. 2013.

Оборудование: карта полушарий, видеофрагменты по теме «Вулканы», раздаточный материал («Вулканическая энциклопедия», распечатки с дополнительным материалом), учебники, атласы, макет действующего вулкана, напиток газированный «Кока-кола», маркеры, листы для схем.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

Умение выделять и структурировать информацию, существенную для усвоения темы; строить логическое размышление; развитие интеллектуальных творческих способностей; планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей при совместной работе, эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные УУД

- раскрыть особенности происхождения и строения вулканов путем выдвижения гипотез;

- создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи между расположением и происхождением вулканов; основными видами извержений и типами вулканов;

- закрепить умение определять объекты по географическим координатам;

-самостоятельно давать определения

2 уровень: уметь без подсказки воспроизводить информацию и применять ее для решения проблемы и формулировки ответов на поставленные вопросы

3 уровень: уметь преобразовывать знания и приспосабливать их к новой ситуации.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

- поиск и выделение наиболее важной информации

-извлечение необходимой информации из текстов;

- структурирование знаний

- установление причинно- следственных связей

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

- рефлексия способов и условий действия, контроль и

оценка процесса и результатов деятельности

2 уровень: самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

2 уровень: совместные действия

учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Регулятивные УУД

- целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что ещё не известно

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

2 уровень: совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

3 уровень - самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний

Коммуникативные УУД

- слушать и слышать других

- участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблемной ситуации

- представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме

-умение аргументировать свою точку зрения

1 уровень - высказывать свою точку зрения по инициативе учителя

2 уровень - обсуждение разных точек зрения и выработка общей (групповой) позиции;

ЛичностныеУУД

-осознание ответственности за общее дело

- воспитание любви к природе, интереса и уважения к профессиям, связанным с изучением природы.

2 уровень - формирование ценностных ориентиров при совместной работе



Этапы урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Мотивационно - целевой этап (5 мин)

-Организовать самоопределение учащихся к деятельности на уроке

- Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к уроку

-постановка целей учениками


Просмотр

видеофрагмента (2 мин)- «Извержение вулкана»

Беседа



Фронтальная

Сейчас я предлагаю вам увидеть своими глазами, что происходит в этот момент за тысячи км от нас, на Гавайских островах.

- Задает вопросы: Какова тема урока? Как вы думаете, зачем каждый школьник изучает эту тему, как она касается каждого из нас?

- На какие три главных вопроса с географической точки зрения мы сегодня должны ответить?




- Размышляют над вопросами учителя, отвечают на них

(Что такое вулканы? Где они находятся? И почему здесь?)

учащиеся сами:

- Определяют цели и задачи урока

- Записывают число и тему урока в тетради

Познавательные

УУД: - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи учебной деятельности.

Личностные УУД:

- проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Коммуникативные УУД: включаемость в коллективное обсуждение вопросов

- умение слушать и слышать друг друга

Предметные результаты:

- развитие познавательных интересов

2.Ориентировочный этап (5 мин)

закрепить умение определять объекты по географическим координатам;

Подготовить учащихся к поисково-исследовательскому этапу

Практическая работа

индивидуальная, групповая


На странице 2 «Вулканических энциклопедий» - список самых известных вулканов планеты с координатами. Пользуясь списком и атласом, ответим на главный вопрос географии: где находятся вулканы?


Идёт работа в группах. Дети находят вулканы и прикрепляют на настенную карту мира звёздочки в местах их расположения



Познавательные

УУД: самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Предметные результаты: закрепление умения определять объекты по географическим координатам;

Личностные УУД: - осознание ответственности за общее дело

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном деле

- Регулятивные УУД:

- самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний

3.Поисково - исследовательский этап

(15 мин)

- Организовать осмысленное восприятие знаний о происхождении вулканов

-создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи между местонахождением и образованием вулканов




моделирование

Парная, индивидуальная, коллективное обсуждение

Мы видим, что вулканы образуют Великое Тихоокеанское огненное кольцо. -К каким формам рельефа приурочены вулканы ? Почему?

- корректирует работу

учащихся

-помогает группам, советует по ходу работы




- 3группы учащихся: «Серыевулканы»,«Красные вулканы», «Вулканологи»-после обсуждения выдвигают версии происхождения вулканов, пользуясь «Вулканическими энциклопедиями» ;

- один учащийся от группы докладывает о результатах совместной работы рисуя схемы на доске. Аргументируют свою точку зрения - формулируют выводы

Познавательные

УУД:

-построение логической цепочки рассуждения,

- выдвижение гипотез и их обоснование.

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД:

-умение работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении, слушать и слышать других

Регулятивные УУД: самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний

- Личностные УУД:

- осознание необходимости самосовершенствования

Предметные УУД осмысление самостоятельно приобретенных знаний

4.Практический этап

(15 мин)

- Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Практическая работа




Просмотр

видеофрагмента (2 мин) - типы извержений

Беседа

Индивидуальная, коллективное обсуждение





Фронтальная,

пользуясь схемой строения вулкана на стр.4 «Вулканической энциклопедии» и учебником, подпишем части вулкана и попробуем дать определения им и термину «вулкан». Чем различаются действующие и потухшие вулканы?

Одинаковы ли вулканы по форме и типу извержения? Почему они имеют такую форму? Какое извержение опаснее?

«Вулканы» приведут примеры использования вулканов, «Вулканологи» перечислят опасные проблемы, возникающие при извержениях.

корректирует работу

учащихся

-помогает группам,

Работа в группах ,обсуждение . самостоятельно дают определения

терминам Оформляют схемы на доске. Делают записи в «Вулканических энциклопедиях».


Размышляют над вопросами учителя, отвечают на них


Работают с текстами, краткие выступления

Предметные результаты:

учащиеся уточняют и конкретизируют полученные знания,

для детей новые термины стали самостоятельно приобретенными знанием Познавательные УУД:

-синтез и анализ информации, оценка результата деятельности.

-извлечение необходимой информации из текстов;

Коммуникативные УУД:

- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

5.Рефлексивно - оценочный этап

(5 мин)

- Осмысление процесса и результата деятельности

Беседа

Фронтальная, индивидуальная

- предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы

- предлагает ученикам продолжить предложение

Меня удивило…

Сегодня я понял…

Сегодня на уроке я почувствовал…

- Задает домашнее задание

- Оценивают степень достижения цели урока

- Высказывают своё мнение об уроке

- Слушают друг друга

Регулятивные УУД:

- контроль и коррекция результатов работы.

Личностные УУД:

- способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха

Коммуникативные УУД:

-адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании

Предметные результаты:

- умение применять полученные знания в жизненных ситуациях

Дата: 13.02.2015 Подпись учителя: Корнилова Н.В.


Самоанализ урока

Данные об учителе: Корнилова Нина Владимировна, первая категория, МБОУ «Воткинский лицей» города Воткинска УР.

Предмет: география Класс: 6 Учебник: Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. 2013.

Оборудование: карта полушарий, видеофрагменты по теме «Вулканы», раздаточный материал («Вулканическая энциклопедия», распечатки с дополнительным материалом), учебники, атласы, макет действующего вулкана, напиток газированный «Кока-кола», маркеры, листы для схем.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

Умение формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов; выделять и структурировать информацию, существенную для изучения темы; строить логическое размышление; развивать познавательный интерес, развитие интеллектуальных творческих способностей; эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные УУД

- раскрыть особенности происхождения и строения вулканов путем выдвижения гипотез;

- создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи между расположением и происхождением вулканов; основными видами извержений и типами вулканов;

- закрепить умение определять объекты по географическим координатам;

-самостоятельно давать определения

2 уровень: уметь без подсказки воспроизводить информацию и применять ее для решения проблемы и формулировки ответов на поставленные вопросы

3 уровень: уметь преобразовывать знания и приспосабливать их к новой ситуации.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

- поиск и выделение наиболее важной информации

-извлечение необходимой информации из текстов;

- структурирование знаний

- установление причинно- следственных связей

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

- рефлексия способов и условий действия, контроль и

оценка процесса и результатов деятельности

2 уровень: самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

2 уровень: совместные действия

учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Регулятивные УУД

-целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что ещё не известно

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

2 уровень: совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

3 уровень - самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний

Коммуникативные УУД

- слушать и слышать других

- участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблемной ситуации

- представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме

-умение аргументировать свою точку зрения

1 уровень - высказывать свою точку зрения по инициативе учителя

2 уровень - обсуждение разных точек зрения и выработка общей (групповой) позиции;

Личностные УУД

-осознание ответственности за общее дело

- воспитание любви к природе, интереса и уважения к профессиям, связанным с изучением природы.

2 уровень - формирование ценностных ориентиров при совместной работе


Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата

Возможные риски

Коррекционная работа

1.Мотивационно - целевой этап

Ученики научены готовиться к уроку на перемене, поэтому рабочее место соответствовало требованиям урока.

ПознавательныеУУД:

самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

Регулятивные УУД:

учащиеся самостоятельно определяют цель урока и формируют задачи урока

Коммуникативные УУД:

-включаемость в коллективное обсуждение вопросов - умение слушать и слышать друг друга


- ученики затрудняются самостоятельно определить цель и задачи урока


Не могут включиться в работу


- попросить ответить тех учеников, которые смогут сформулировать свою мысль


Еще раз активизирует учащихся на урок

Личностные УУД:- проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

учащиеся проявляют интерес к вопросам учителя и ответам одноклассников

- учащиеся не проявляют интерес к вопросам учителя, не оценивают значимость данной темы

- учитель пытается найти индивидуальный подход, использует дополнительную информацию для повышения интереса к данной теме

2.Ориентировочный этап (опрос учащихся)

Предметные УУД

закрепление умения определять объекты по географическим координатам;

- учащиеся допускают ошибки при выполнении заданий

-подключает к взаимопомощи более подготовленных учеников

-учитель помогает в индивидуальном порядке

Регулятивные УУД:

- самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний



Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело

Познавательные УУД:

самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

- учащиеся пытаются выполнить задание быстро, не учитывая интересы группы


-подключает к взаимопомощи слабым членам группы более подготовленных учеников


Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном деле

Шум в классе

- учитель указывает на правила поведения, и общение во время урока

3.Поисково - исследовательский этап

Дети работали в группах, обсуждая и выдвигая версии происхождения вулканов, пользуясь «Вулканическими энциклопедиями» ;

- один учащийся от группы докладывал о результатах совместной работы, рисуя схему на доске, аргументируя свои доводы. Члены группы

корректировали неточные ответы.

Предметные результаты:

осмысление самостоятельно приобретенных знаний

ПознавательныеУУД:

учащиеся умеют строить логическую цепочку рассуждений

- выдвигают гипотезы и обосновывают их

- умеют осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные УУД: самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний


-



- учащиеся не могут обосновать гипотезу

-учащиеся не могут построить речевое высказывание в устной форме;





-учитель корректирует ответы учащихся

-задает наводящие вопросы

- выбирает учащихся из класса, которые могут объяснить свою точку зрения

Коммуникативные УУД: - учащиеся приняли участие в коллективном обсуждении гипотез

Личностные УУД:

осознали необходимость самосовершенствования

- общий шум в классе при обсуждении полученной информации, расхождении точек зрения

- учитель обеспечивает бесконфликтную работу учащихся во время урока, поддерживает выдвижение различных гипотез и их обсуждение

4.Практический этап

Учащиеся, пользуясь «Вулканическими энциклопедиями» и учебником, дают определения частям вулкана, сравнивают вулканы по форме и типу извержения; приводят примеры использования вулканов, перечисляют опасные проблемы, возникающие при извержениях

Предметные результаты: учащиеся усвоили полученные знания, новые термины стали самостоятельно приобретенными знанием.




учащиеся не могут сделать задания, связанные с построением логической цепочки рассуждений (сравнение вулканов по форме и типу извержения)





-учитель корректирует ответы учащихся

-задает наводящие вопросы

- просит объяснить сформулированные выводы-сильных учеников

Коммуникативные УУД: учащиеся приняли участие в коллективном обсуждении вопросов

-шум в классе

-напоминает учащимся о правилах работы в группе

Познавательные УУД:

- синтез и анализ информации, оценка результата деятельности.

- учащиеся извлекли необходимую информацию из текстов;

- учащиеся не могут выявить причинно - следственные связи

не могут определить основную и второстепенную информацию

- просит объяснить сформулированные выводы-сильных учеников

-задает наводящие вопросы

5.Рефлексивно - оценочный этап

Личностные УУД:

установили связь между целью учебной деятельности и продуктом учения, побуждающим деятельность

- не все ученики могут выражать своё мнение

- учитель указывает на достигнутые результаты после того, как ученики сами попытаются их найти

- просит ответить более подготовленных учеников

Познавательные УУД:

умеют обобщать и делать выводы

- ученики не могут сформулировать свою мысль

- можно попросить ответить тех учеников, кто знает ответ и может сформулировать свою мысль

Коммуникативные УУД: умеют адекватно отображать свои мысли и чувства в речевом высказывании

- учащиеся не могут быстро и четко выразить свои мысли

- учитель может использовать более легкий способ рефлексии, например рисунок



© 2010-2022