Методическая разработка по географии на тему Удивительные просторы России (8 класс)

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа















Тема внеклассного мероприятия: «Удивительные просторы России».















Учитель: Ипатова Оксана Петровна





г.о. Домодедово, с. Ильинское,

2016 год

Цели внеклассного мероприятия:

Образовательные:

  • удовлетворить и развить познавательные возможности учащихся, опираясь на уже имеющиеся у них знания о природе России;

  • углубление знаний о физико-географических закономерностях на примере природных районов страны; изучение особенностей природы России;

  • чтение и анализ карт.

Воспитательные:

  • формирование чувства любви к родной природе;

  • эстетическое воспитание при работе с художественными произведениями, посвященными природным районам России;

  • формирование экологического сознания школьников на примере экологических проблем Байкала, Волги и их причин.

Развивающие:

  • научить учащихся выступать на школьных мероприятиях по географии с презентацией своих рефератов, докладов и наблюдений, используя компьютерные технологии;

  • научить учащихся самостоятельно вести поиск в сети Интернет, сканировать необходимые рисунки и слайды;

  • развитие навыков работы со справочниками и публицистическими материалами;

  • формирование критического мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • мультимедийные фильмы,

  • DVD, видеофильмы.

Слайд 1. От нас природа тайн своих не прячет, Но учит быть внимательными к ней. (Н. Рыленков)

Учитель: Сегодня мы встретились на повторительно-обобщающем уроке по теме: "Удивительные просторы России".

Целью урока является закрепление знаний о разнообразии природы нашей Родины, ее уникальности.

Была проведена предварительная работа. Учащиеся класса были разделены на 4 группы. Каждая группа разрабатывала свой проект, отражающий уникальность определенной территории России. Все, что группы наработали, нам будет сегодня представлено на наше суждение.

Учитель: Начало Руси, ее истоки, зарождались на территории Русской равнины. Сначала - Киевская Русь, затем образовались княжества, в том числе и Московское княжество, которое в последующее время стало играть центральную роль в формировании России как государства.

(Защита учащимися проекта "Русская равнина"; представление презентации. Приложение 1)

Приложение 1 (слайды2-11)

РМетодическая разработка по географии на тему Удивительные просторы России (8 класс)усская равнина

1-й ученик:

Наша группа представляет проект Восточно-Европейской (Русской) равнины. Мы образно представили просторы Русской равнины от северных широт до южных морей. Большая протяженность с севера на юг обеспечивает огромное разнообразие ее природных условий от тундр севера до полупустынь побережья Каспийского моря.

На проекте четко прослеживаются природные зоны Русской равнины.

(Проект передается на рассмотрение)

2-й ученик: (Работа с картой).

  • Слайд 2-3. Восточно-Европейская равнина одна из самых крупных равнин на нашей планете (вторая по величине после Амазонской равнины в Западной Америке). Она располагается в восточной части Европы. Так как большая её часть находится в пределах границ Российской Федерации, Восточно-Европейскую равнину иногда называют Русской. В северо-западной части она ограничивается горами Скандинавии, в юго-западной части - Судетами и другими горами центральной Европы, в юго-восточной - Кавказом, а на Востоке - Уралом. С севера Русская равнина омывается водами Белого и Баренцева морей, а с юга - Чёрным, Азовским и Каспийским.

Слайд 4. В основании равнины лежит фундамент древней Восточно-Европейской платформы. Холмистый рельеф равнины обусловлен особенностями его вертикальных движений: поднятиям соответствуют возвышенности, например, Среднерусская; опусканиям - низменности, например, Прикаспийская.

Менее крупные формы рельефа образовались при ведущей роли внешних сил. Определяющим среди них были деятельность древнего четвертичного оледенения и текучих вод. Например, фьорды Кольского полуострова, котловины озер Карелии...

3-й ученик:

Слайд 5. Чудесна и разнообразна природа Русской равнины. Именно, природа равнины является ее главным богатством, источником вдохновения в творчестве многих русских поэтов и писателей, композиторов и художников. Русскую равнину воспевали А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов и С.А. Есенин, Н.А. Римский-Корсаков и П.И. Чайковский и многие другие.

Отсюда вышли многие великие ученые нашей страны - М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, В.В. Докучаев, Л.С. Берг и другие. Здесь снаряжались все российские экспедиции, возглавляемые научным географическим обществом.

(Обращается внимание на картины природы на доске).

4-й ученик:

Слайд 7. В настоящее время Русская равнина - это наиболее освоенный и преобразованный район России. Здесь почти не осталось территорий, не измененных человеком. И только некоторые районы равнины поражают красотой первозданной природы. Это девственные леса Коми, это Карелия с ее многочисленными озерами, образованными во времена движения ледника в ледниковый период.

(Зачитываются слова из песни стихотворение.)

Долго будет Карелия сниться,

Будут сниться с этих пор

Остроконечные елей ресницы

Над голубыми глазами озер.

Еще в 1719 году по указанию Петра I здесь был построен первый в России курорт у деревни Дворцы с источниками минеральной воды.

В настоящее время здесь расположен один из первых заповедников России « Кивач» с одноименным водопадом.

1-й ученик:

Рассказывая о Русской равнине, нельзя не сказать об одном из лучших « украшений» равнины - Валдайской возвышенности.

Слайд 8. Валдайская возвышенность - удивительное по красоте место, объявлена заповедной зоной и является элитным местом отдыха.

Отдых на Валдае - это свежий воздух, сосновый бор, чистые озера, тишина.

Природа Валдайского края ценна уникальной озерно-речной системой, которая в сочетании с лесами и болотами по эстетическому и рекреационному потенциалу не имеет аналогов на территории России.

Здесь, на Валдае, ледник, двигаясь с севера, оставил многочисленные отложения - валуны, щебень, пески, глины огромной мощности. На Валдае располагается главное сокровище - озеро Селигер, похожее по очертаниям на цветок орхидеи. На данной равнине берут начало крупные реки Европейской России - Дон, Днепр и главная « артерия» равнины - Волга, которую воспевали во все времена, называя ее ласково - «кормилица», «Волга-матушка».

Слайд 9-11. Много песен и стихов посвящено Волге - «Есть на Волге утес», «Бурлаки на Волге».

Волга, Волга, мать родная,

Волга - русская душа...

Главные притоки Волги - Кама и Ока. Всего насчитывают 200 притоков - левые многочисленнее и полноводнее.

(Зачитывается стихотворение А. Твардовского «Семь тысяч рек...»)

СМетодическая разработка по географии на тему Удивительные просторы России (8 класс)емь тысяч рек, ни в чем не равных,

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных,

Текущих в даль, - семь тысяч рек,

Она со всех концов собрала -

Больших и малых до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной.

В начале ХХ века, в связи с промышленным развитием России и широким использованием водных ресурсов, Волга начала мелеть.

Решением Правительства, в середине ХХ века, на Волге построена целая система водохранилищ, крупнейшее из которых - Рыбинское.

В настоящее время Волга снабжает население рыбными запасами. Волга - это крупная транспортная артерия, это огромный источник энергии, а также прекрасная рекреационная зона.

Учитель: В настоящее время ресурсы Русской равнины значительно истощились, взгляд правительства все чаще стал обращаться на восток. Уместно вспомнить слова М.В. Ломоносова: "Богатство Российское прирастать будет Сибирью". И мы обращаемся к следующему проекту - Западная Сибирь.

(Защита учащимися проекта "Западная Сибирь", представление презентации. Приложение 2 (слайды 12-21)

Западная Сибирь

1Методическая разработка по географии на тему Удивительные просторы России (8 класс)-й ученик:

Наша группа представляет проект Западной Сибири, отражающий особенности природы, ее характерные черты. На проекте четко прослеживаются 3 части:

- север: тундра, богатство газом, - это ЯНАО.

- центральные районы: тайга, болота, нефть, - это ХМАО.

- юг: лесостепи, богатство углем.

(Представление проекта).

2-й ученик Слайд 13. (Работа с картой):

Западная Сибирь - третья по величине равнина мира с ее плоским рельефом, имеющим чашеобразную форму; со всех сторон окруженной поднятиями.

По возрасту - это молодая плита древней платформы, покрытая мощным чехлом осадочных пород, в котором сохранилось главное богатство Западной Сибири - нефть и газ («черное золото», «голубое топливо»).

Нефтяные и газовые месторождения природа надежно «защитила» от человека. Это мерзлотные почвы северной и центральной частей, это огромные площади болот, суровый климат, мошкара и комары. Но, несмотря на трудности освоения, антропогенные ландшафты все больше смещаются к северу.

3-й ученик Слайды14-17 (Обращает внимание на рисунки):

Первое, что бросается в глаза человеку, впервые попавшему в ХМАО - это вода, так много воды, что, кажется, нет ей конца и края. Многочисленные озера, реки, болота, и лишь небольшие островки суши, где уютно расположились северные поселки, города, многие из которых удалены друг от друга на значительное расстояние.

...Здесь так много воды:

Глаза тонут в воде,

И синее небо тонет в воде,

И солнце, как рыба, попавшая в сеть,

Плещется, плещется в синей воде.

(Ю. Шесталов)

Если побывать в ЯНАО, то увидишь огромные просторы, но не такие, как на Русской равнине, - это северные просторы, тундра, где нет совершенно деревьев, и только ветер гуляет на просторе.

Редко, на большом расстоянии друг от друга, можно увидеть населенные пункты или стойбища местных оленеводов. Здесь, в ЯНАО, более всего в Западной Сибири сохранились обычаи и традиции коренных народов Севера, их основное занятие, песни, игрища.

И, везде, современная примета Западной Сибири, - трубы, много труб. Это газ и нефть с месторождений отправляется к своим адресатам.

4-й ученик:

Маргарита Анисимкова в сказке «Торым» отразила проблемы, связанные с освоением Севера. (Зачитывается отрывок из сказки):

«...Будь же милостив к несчастным, Всесильный Торым. Помоги народу Маа. Я пришел к тебе от манси рассказать об их заботах и просить твоей защиты. В нашей могучей мутной Ас*я по малым и большим рекам, между увалов и соров живут твои народы, которые зовут тебя Великим... И от этих народов я пришел просить не о власти, не о сытости, а за покой и пищу, за свободу чумов, за сохранность оленьих стад, песков, тайги. Ты, конечно, знаешь, что на нашу землю пришли чужие люди, покорили нас железом, наложили дань, умертвили наших князей, бесчестят женщин. Мой народ долго мочился злым и добрым духам, не один раз шаманы вызывали тебя, но ты не отозвался. Твоим духам мы клали большие жертвы, но ничего не помогло. Сила руссов нас давила. Разве ты не слышишь там, внизу. Звон лопат, удары топоров? Где раньше плотной стеной стояли кедры - теперь избы русских. Разве ты не видишь дым лесных пожаров? Это горят леса вогулов. Разве ты не видишь бедность наших чумов, вымирание народа от болезней и горя?..»

5-й ученик:Слайды18-21

Западная Сибирь - это не только нефть и газ, но и красивейшие реки. Главная магистральная река с ее многочисленными притоками - река Обь. Вместе с ее главным притоком Иртышом - это самая длинная река России. По праву Обь считается кормилицей народов Западной Сибири. Огромные рыбные богатства поставляются не только на столы местных жителей, но и далеко за ее пределы. Леса Западной Сибири - это богатые охотничьи угодья .

Учитель: Есть в России удивительный объект, которому нет равных в мире. Люди многих стран приезжают полюбоваться этим объектом.

ЧМетодическая разработка по географии на тему Удивительные просторы России (8 класс)истой, чистой хрустальной чашей
Он лежит меж обрывистых скал,
Голубая жемчужина наша,
Легендарное море Байкал.

Следующий наш проект - озеро Байкал.

(Защита учащимися проекта "Оз Байкал", представление презентации. Приложение 3)

Приложение 3 (слайды22-33)

Байкал

1-й ученик:

Чиста, уникальна, прозрачна вода.

Безмолвна, но полная жизни тайга.

Шумит и волнуется бешенный вал -

Таким мне запомнился древний Байкал.

(А.Н. Иванова)

Наш проект раскрывает особенности самого удивительного объекта природы - озера Байкал. На проекте мы постарались отразить не только внешний вид озера, но и окружающую его природу. Озеро Байкал расположено в тектонической впадине, со всех сторон окруженное живописнейшими Байкальскими горами с преобладанием хвойной растительности на их склонах.

(Представление проекта).

2-й ученик (Работа с картой):

  • Почти в центре огромного материка Евразии мы видим узкий голубой полумесяц - это легендарное озеро Байкал, со всех сторон окруженное высокими хребтами. Это самое древнее озеро, возраст его определяется в 25 млн. лет. Байкал - озеро в Восточной Сибири, третье по величине и первое пресноводное на материке Старого Света, между 51°29' и 55°50' северной широты и 121°25' и 127°32' восточной долготы.

  • Длина более 600, наибольшая ширина около 80 километров, площадь 34179,9 квадратных километра, высота уровня озера над уровнем океана 484 м, направление почти с северо-северо-запада на юго-юго-воток, причем южный конец загибается несколько к западу.

В его блистающем просторе,

В глубинной толще вековой,

В его повадках - облик моря

И отзыв в говоре морской...

(А. Твардовский)

3-й ученик: О Байкале сложено много легенд и преданий. Как же появился Байкал?

(Зачитываются легенды о Байкале)

«...В незапамятные времена появились в этих краях люди. Места были богатые, леса не мерянные, хоть избы строй, хоть очаг поддерживай. И степи широкие были, - есть, где скоту пастись, есть, где пашню пахать. Да одно плохо - воды нет. Встретился тем людям странник. Ох, не советовал он людям уходить от богатого места, - зачем от добра добра искать? Не послушались - пошли искать лучшей доли, да не нашли. Вернулись усталые, оборванные, безнадежные, а встретившись снова со странником, на нем злость сорвали, стали хулить его. Тогда поднялся старец на вершину горы, уперся ногами в камень, вынул из груди свое сердце и бросил его в долину... И, пролегло то горячее сердце, и вода из пробоины хлынула - чистая, холодная, и назвали то место Байкалом...

Племена сменяли друг друга, менялись поколения людей, но все они признавали и ценили это святое место, названное озером, превращая его в одушевленное существо.

...И была у Байкала, - говорит другая легенда, большая семья: больше 300 сыновей разных имен, больше 30 дочек. А только одна любимица - фартовая деваха - Ангара. Все они родились в окружающих Байкал высотах и хребтах. Все они вливают свои воды и тем поддерживают старого. Все они у него в повиновении... только младшая дочь - ослушница. Резвилась она в водах голомянных, плескалась в изумрудных волнах, проматывала богатства, которые добывали отец и братья. Но все прощал отец своей любимице... Но однажды узнала Ангара об Енисее - богатыре: ветер ли нашептал, чайки ли рассказали, или поведали странствующие певцы, но поняла красавица, что нет ей жизни без милого. И когда седой старец спал, разорвала Ангара грудью скалы прибрежные и убежала к любимому. Проснулся старик, опечалился, стал кликать - не отзывается, бросился было в погоню, да подвели старого ноги. Схватил он тогда в гневе камень и бросил вслед своенравной беглянке. Так и стоит он поныне под именем Шаманским...»

Легенды и предания далеко не вымыслы. Передаваемые с незапамятных времен, они в какой-то мере отражали события и явления, происходящие в природе.

Научные исследования подтверждают, что около 16-18 тыс. лет назад, в результате мощных тектонических подвижек произошел ангарский разлом, в эту «ангу» - «открытую пасть» хлынули воды Байкала.

4-й ученик: С изучением Байкала связаны имена многих исследователей. Это Семен Ремезов, И. Гмелин, Ян Черский и многие др. Но первым, поведавшим о Байкале в литературной форме, был протопоп Аввакум, написавший «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

Во все времена озеро притягивало к себе взоры всего мира. Байкалу посвящено много песен, стихов, написано много картин.

... И сам он величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь до донышка просвечен,

И весь до капельки родной.

(А. Твардовский)

1-й ученик (Показ иллюстраций о Байкале, буклета)

Озеро - это не только живописнейший уголок России, но и его бесценный дар. 25млн. лет - возраст Байкала. Много это или мало? Кто-то может сказать, что это древнее озеро, но признаков старения озера не обнаружено. Ученые подсчитали, что осадочные отложения на дне накапливаются очень медленно - всего, примерно, 4 см за 1000 лет. С такими темпами озеро может просуществовать еще миллионы лет. Ученые, проведя тщательные исследования, утверждают, что Байкал - это зарождающийся океан. Тектоническая впадина, в которой расположено озеро, постепенно расширяется со скоростью 2 см в год.

Уникальность Байкала - в его возрасте, в его чистоте, прозрачности, в огромных запасах и свойствах пресной воды. Ему нет равных по многообразию и эндемизму органической жизни. Из всех известных на Байкале видов растений и животных, почти 2/3 - эндемики и нигде в мире больше не встречаются.

2-й ученик:

Байкал по праву можно считать величайшим памятником природы мирового значения. С целью изучения и сохранения Байкала на его побережье создан Байкальский лимнологический институт.

...От скальных круч Хамар - Дабана

Сплетает гор своих венец

Он - Мирового океана

На этой суше посланец...

(А. Твардовский)

3-й ученик:

В последнее время не может не беспокоить экологическая проблема Байкала. Сточные промышленные воды Байкальского ЦБК продолжают загрязнять воды этого удивительного озера.

С тревогой смотрю я в завтрашний день:

Будут ли жить там омуль, тюлень?

Как сохранить заповедное озеро,

Чтоб его воды не «целлюлозило»...

(А.Н. Иванова)

С целью сохранения природы Байкала был создан Баргузинский заповедник. Слайды 28-33.

...И дань души своей влюбленной

Несут Байкалу с давних лет

Рыбак, и труженик - ученый,

И живописец, и поэт...

...Но эти царственные воды,

Но горы в сизой полумгле -

Байкал - священный дар природы -

Да будет вечно на Земле.

(А. Твардовский)

Учитель:

Камчатка - край неповторимый,
Камчатка - гордость и краса.
Вулканы - горы дымовые,
Долина - гейзеров душа.

Наш следующий проект - Камчатка.

(Защита учащимися проекта "Камчатка", представление презентации. Приложение 4)

ПМетодическая разработка по географии на тему Удивительные просторы России (8 класс)риложение 4(слайды34-38)

Камчатка

1-й ученик:

Наш проект - Камчатка, страна вулканов и гейзеров. Это район природных контрастов, необычайного своеобразия, покоряющей красоты. Здесь есть действующие и потухшие вулканы, горные и равнинные реки, холодные и горячие минеральные источники. И мы, в меру своих сил, отразили в проект своеобразие природы Камчатки.

(Проект передается на рассмотрение).

2-й ученик:

Первые сведения о Камчатке были получены из «сказок» (донесений) землепроходцев. Честъ открытия Камчатки принадлежит Владимиру Атласову, совершившему туда походы в 1697-1699 г. После этого Камчатку включили в состав России. Был составлен первый чертеж Камчатки.

В XVIII веке было две Камчатских экспедиции под руководством Витуса Беринга. «Описание земли Камчатской» принадлежит к числу классических произведений географической литературы. После этого началось планомерное изучение столь отдаленной от Центральной России территории. (Представление дневниковых записей В.К. Арсеньева, 1918 г.).

3-й ученик:

Камчатка - это область молодых складчато-вулканических гор с тундровой и лесистой растительностью. Вдоль полуострова тянутся два хребта, вершины которых увенчаны вулканическими конусами со снеговыми шапками и ледниками. Периодически Камчатку сотрясают извержения вулканов. На полуострове около 30 действующих и более 130 потухших вулканов. Наиболее активный вулкан - Ключевская Сопка, высота которого почти 5 тыс. м. Активная вулканическая деятельность говорит о том, что горы здесь еще формируются, «растут».

Пепел, выбрасываемый вулканами, служит хорошим удобрением для растений, что обеспечивает высокое плодородие почв.

В данном районе ведется постоянное наблюдение за вулканами, характером их извержений. Почти на всех крупных вулканах работают сейсмографы, фиксирующие малейшие изменения в характере вулканов. Люди, изучающие вулканы (сейсмологи), заранее могут предупредить жителей окрестностей об опасности.

4-й ученик (Обращается внимание на экспозицию рисунков о Камчатке):

Одно из самых красивейших мест на Камчатке - это Долина Гейзеров. Камчатка - единственный район в России, где гейзеры периодически фонтанируют в течении всего года. Впервые обнаружены были гейзеры в 1941 г. сотрудницей Кроноцкого заповедника Г.И. Устиновой. В глубоком каньонообразном ущелье располагается несколько групп гейзеров. Крупнейшие из них: «Великан», «Первенец», «Тройной», «Фонтан», «Жемчужный» и др., всего 20 гейзеров, 10 крупных пульсирующих источников и 300 мелких.

По некоторым гейзерам можно с точностью до минуты сверять часы, настолько периодически они фонтанируют. И зимой и летом в Долине Гейзеров стоит густой туман. Многие выбросы воды, соприкасаясь с холодным воздухом, создают плотную завесу тумана. Многие горячие источники содержат целебные вещества, но использовать их в лечебных целях запрещено, т.к. Долина расположена на территории Кроноцкого государственного заповедника. На некотором расстоянии от горячих источников и в зимнее время можно видеть зеленую траву. Воздух Долины насыщен различными химическими соединениями, поэтому пахнет здесь, как в химической лаборатории.

3-й ученик:

Среди представителей растительного мира можно встретить целые рощи пихты грандиозной, которую биологи относят к древней доледниковой растительности. Мягкий климат Камчатки способствует преобладанию мелколиственных деревьев - каменистой и японских берез и широкому распространению высокотравья. Из представителей животного мира здесь можно встретить очень крупного бурого медведя, северного оленя и многих других. На горных лугах пасется снежный баран.

Учитель: Заслушав информацию по защите проектов, скажите:

- Как вы понимаете слова Н. Рыленкова, которые послужили эпиграфом к нашему уроку?

- Согласны ли вы с названием темы нашего урока, что просторы России - удивительны?

- Были ли трудности при подготовке проектов? В чем она выражалась?

- Помогают ли такие творческие работы расширить ваши знания о Родине?

- Как вы оцениваете свою работу в группах?

Хотелось бы закончить наше занятие словами Сергея Викулова из стихотворения "Россия":

Россия - росы и сиянье,
И значит - утро, значит - свет,
И расстоянья, расстоянья...
Без них России просто нет.


© 2010-2022