Рабочая программа по географии 5 класс

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автономная некоммерческая организация «Общеобразовательная школа

«Азъ Буки Веди»

ПРИНЯТО

на заседании ШМО



________________

Протокол № _____

«____»_______201___г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________



«____»_______201___г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы



__________________



«____»_______201___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





предмета «География»

для 5 класса

на 2015/2016 учебный год

Срок реализации 1 год



Составитель:

Иваненко Евгений Анатольевич.

г. Симферополь

2015

Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5-9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева

Рабочая программа по географии составлена на основе:

- фундаментального ядра содержания общего образования;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

- программы развития и формирования универсальных учебных действий;

- программы духовно - нравственного развития и воспитания личности.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно - общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно - общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;

- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

- предпрофильной ориентации.




Общая характеристика курса географии

География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально - экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Цели географии:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);

- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

- познание основных природных, социально - экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;

- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально - коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально - экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально - экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно - деятельностного, историко-проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта - выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.




Место географии в базисном учебном плане


География в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 5 классе 35 часов (1 час в неделю).

В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « Окружающий мир», включающий определенное географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь , содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

Таким образом ,содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.

Результаты освоения курса географии


Личностными результатами обучения географии являетсяформирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование основ социально - критического мышления;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной - учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результами освоения географии являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

- умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатамиосвоения географии являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;






Содержание курса географии

География Земли.

Раздел 1. Источники географической информации.

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта - особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Раздел 2. Природа Земли и человек.

Земля - планета Солнечной системы. Земля - планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.

Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.








Календарно-тематическое планирование

География 5 класс (34 часа)

№ п/п

Раздел

Тема урока

План

Факт

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Введение (1 ч.)

География и географи-ческие методы изучения окружаю-щей среды

03.09

Определяют значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявляют методы географической науки. Оценивают роль географической науки в жизни общества. Устанавливают основные приёмы работы с учебником.

Иметь представления о географической науке, её роли в освоении планеты

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в изучении курса географии 5 кл. Умение участвовать в коллективном обсуждении и формулировании познавательной цели курса.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки, воспитание российской гражданской идентичности

2

Тема 1. Развитие географи-ческих знаний о Земле (4 ч.)

Как люди открывали Землю

10.09

Выявляют изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определяют вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях.

Знать из истории географии факты развития знаний о форме Земли, о материках и океанах, об отражении их на карте. Уметь показывать на карте пути экспедиций Х. Колумба и Ф.Магеллана.

Поиск и выделение информации в учебнике о развитии географических знаний. Умение структурировать информацию при составлении таблицы « Как люди открывали Землю». Умение строить взаимодействия с одноклассниками при отборе информации в таблицу. Составление плана действий при составлении таблицы «Как люди открывали Землю»

Формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника.

3

Как люди открывали Землю

17.09

Выявляют изменение представлений о Земле в Новое и Новейшее время. Определяют вклад величайших учёных и путешественников, в том числе русских землепроходцев, в развитие географической науки. Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях.

Иметь представления о Великих географических открытиях: их вклад в развитие цивилизации

Планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание.

Проявлять устойчивый познавательный интерес и готовность к самообразованию. Использовать подходящие языковые средства для выражения своих мыслей и потребностей. Уметь вести диалог на основе взаимного уважения. Осваивать общекультурное наследие России и общемировое культурное наследие

4

География сегодня

24.09

Определяют значение современных географических исследований для жизни общества. Выделяют и анализируют источники географической информации. Оценивают роль космических исследований и геоинформацион-ных систем для развития географии.

Знать о географических исследованиях в настоящее время. Знать способы изучения Земли. Раскрывать роль различных источников в получении географической информации.

Умение строить речевое устное высказывание при работе с источниками географической информации учебника и атласа. Умение слушать, вступать в диалог. Прогнозирование результата усвоения учебного материала темы

Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки

5

Развитие географи-ческих знаний о Земле

01.10

Обобщают и систематизируют знания и умения по темам. Решают учебные и практические задачи, работают с географической картой, с текстом учебника.

Знать содержание всей темы

Извлечение информации из источников географической информации при работе с вопросами. Оценка качества усвоения материала по теме

Развитие навыков самостоятельной работы

6

Тема 2. Планета Земля (5 ч.)

Мы во Вселенной

08.10


Приводят доказательства тому, что Земля - одна из планет Солнечной системы. Работают с картосхемой «Материки и части света», работают с физической картой полушарий.

Формирование первичных навыков использования основ географического подхода для осознания Земли

как планеты Солнечной системы. Называть и показывать на карте материки и океаны

Классификация объектов солнечной системы, анализ внетекстового компонента с целью выделения признаков материков и частей света. Умение интегрироваться в группу

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы

7

Мы во Вселенной

15.10


Производят сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы. Раскрывают влияние космоса.

Знать порядок расположения планет Солнечной системы по отношению к Солнцу. Уметь описывать уникальные особенности Земли как планеты

Планировать учебную деятельность при изучении темы. Осуществлять действия целеполагания

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Понимать существование разных мнений

8

Движения Земли

22.10

Выявляют зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составляют и анализируют схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объясняют смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. Объясняют существенные признаки понятий: экватор, тропик, полярный круг, земная ось, географический полюс.

Показывать на глобусе и картах географические полюса, экватор, полярные круги и тропики. Называть существенные признаки понятий. Называть виды движений Земли. Знать продолжительность земных суток, года, величину угла наклона земной оси к плоскости орбиты. Раскрывать роль орбитального движения Земли в смене времён года

Смысловое чтение. Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении о выделении основной информации

Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию Земли как планеты Солнечной системы

9

Солнечный свет на Земле

29.10

Наблюдают действующую модель движения Земли вокруг Солнца («Орбитальное движение Земли») и фиксируют особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определяют высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.

Уметь описывать географические следствия вращения Земли вокруг своей оси, движения вокруг Солнца. Объяснять, что происходит на планете в дни солнцестояний и равноденствий. Показывать пояса освещённости и их границы

Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении о выделении основной информации

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию через соотношение известного и неизвестного

10

Земля - планета Солнечнойсистемы

12.11

Работают с контрольными вопросами.

Знать содержание всей темы

Построение логической цепи рассуждений при работе с текстом теста. Принятие решения при выборе и формулировании ответов при работе с тестом

Развитие навыков самостоятельной работы при выполнении заданий

11

Тема 3. План и карта (11 ч.)

Ориентирование на местности

19.11

Определяют направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определяют азимут.

Называть и объяснять способы ориентирования. Называть алгоритм работы с компасом и гномоном. Уметь определять азимут на местности и по плану. Уметь ориентироваться на местности по сторонам горизонта

Применение знаково-символических действий при определении направлений и измерений азимута. Умение интегрироваться в группу при определении способов ориентирования на местности

Развитие навыков самостоятельной работы при работе с географическими источниками информации

12

План местности

26.11

Выявляют особенности плана местности. Работают с планом местности

Овладение основами картографической грамотности

Планировать учебную деятельность, давать определения понятиям, уметь объяснять содержание совершаемых действий

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей

13

Земная поверх-ность на плане и карте

03.12

Определяют с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измеряют расстояния и определяют направления на местности и плане.

Приводить примеры географических объектов, легко распознаваемых на планах. Знать определение понятия «масштаб», называть виды масштаба, уметь пользоваться масштабом

Контроль процесса в ходе решения задач с применением масштаба. Принятие решения при выполнении расчетных задач с масштабом

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей

14

Земная поверх-ность на плане и карте

10.12

Определяют с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измеряют высоты точек на местности. Определяют формы рельефа и высоты точек местности на плане.

Знать определение понятий «горизонталь», «абсолютная высота», «относительная высота». Уметь определять формы рельефа на плане и карте, уметь устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной склонов

Контроль процесса в ходе решения задач с применением топографической карты

Развитие навыков самостоятельной работы при работе и географическими источниками информации

15

Способы глазомер-ной съёмки местности

17.12

Составляют и читают простейший план местности.

Знать условные знаки плана местности. Знать различия между полярной маршрутной съёмкой местности. Строить простейшие планы местности. Ориентироваться по плану местности

Контроль результата решения задач с применением масштаба и топографической карты. Принятие решения при решении задач практической работы. Волевая саморегуляция при решении задач практической работы

Развитие навыков самостоятельной работы при выполнении заданий практической работы

16

Географи-ческая карта

24.12

Сравнивают планы местности и географические карты. Определяют направления на глобусе. Выделяют основные свойства карты. Систематизируют карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию.

Называть различные виды изображения земной поверхности. Уметь называть виды и свойства карт. Приводить примеры объектов, легко распознаваемых на картах. Различать карты по масштабу, охвату территории, содержанию

Применение знаково-символических действий при составлении кластера « Географическая карта». Участие в коллективном обсуждении при составлении кластера «Географическая карта»

Использовать языковые средства для выражения своих мыслей. Вести диалог на основе взаимного уважения. Корректно отстаивать свою позицию

17

Градусная сетка

14.01

Выявляют на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определяют направления и измеряют расстояния по карте.

Знать определение понятий «параллель», «экватор», «меридиан», «градусная сетка», уметь называть и показывать их. Определять стороны горизонта по карте

Смысловое чтение, определение основной информации о географической сетке. Определение последовательности промежуточного результата в поиске географического

Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели определённой сложности

18

Географи-ческие координа-ты

21.01

Определяют географическую широту объекта по глобусу и карте

Знать определение понятий «географические координаты», «географическая широта». Уметь определять на карте географическую широту объектов

Построение логической цепи рассуждений, составление последовательности действий при определении географической широты

Использовать языковые средства для выражения своих мыслей.

19

Географи-ческие координа-ты

28.01

Определяют географическую долготу объекта по глобусу и карте. Определяют географические координаты объектов на карте.

Знать определение понятия «географическая долгота». Уметь определять на карте географическую долготу объекта, географические координаты объекта

Построение логической цепи рассуждений, составление последовательности действий при определении географической долготы.

Использовать языковые средства для выражения своих мыслей.

20

Чтение карты

04.02

Определяют направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определяют абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составляют описание маршрута по топографической карте. Находят объект на карте по его координатам. Выполняют проектное задание в сотрудничестве.

Уметь читать различные виды карт, планы местности. Понимать значение картографических методов исследования

Выбор эффективных способов решения при определении географических координат. Принятие решения при выполнении задач практической работы. Волевая саморегуляция при решении задач практической работы

Развитие навыков самостоятельной работы при выполнении заданий практической работы

21

План и карта

11.02

Работают с контрольными вопросами, тестами

Знать содержание всей темы

Контроль результата решения задач с применением плана и карты.

Формировать потребность в самовыражении и самореализации

22

Тема 4. Человек на Земле (4 ч.)

Как люди заселяли Землю

18.02

Определяют по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизируют информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни.

Называть и показывать по карте основные направления расселения древнего человека. Раскрывать значимость приспособления людей к жизни в различных условиях

Умения слушать, вступать в диалог о приспособлении людей к условиям жизни. Прогнозирование результата усвоения учебного материала темы

Формирование мировоззрения, соответствующего современному развитию общественной практики, социальному, культурному, языковому, духовному многообразию стран мира

23

Расы и народы

25.02

Выявляют внешние признаки людей различных рас. Анализируют различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводят доказательства о равноценности рас и аргументированно отстаивают свою точку зрения. Определяют наиболее и наименее заселённые территории суши. Выделять самые крупные по площади государства на Земле.

Знать определения понятий «раса», «плотность населения». Называть расовый состав населения планеты. Приводить примеры представителей различных рас. Уметь отличать по внешним чертам представителей различных рас

Извлечение информации из таблицы, извлечение информации из текста. Идентификация проблемы о происхождении человека

Положительно принимать свою этническую идентичность. Уважать другие народы России и мира

24

Политичес-кая карта мира

03.03

Находят и показывают на карте свою страну. Находят на политической карте страны - соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивают страны по величине территории, расположению. Систематизируют новую информацию.

Называть и показывать на карте наиболее крупные и известные государства мира. Уметь сравнивать страны мира по величине территории, положению.

Преобразовывать схемы (модели) для решения задачи. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных операций

Оценка результата сравнения стран мира

25

Человек на Земле

10.03

Обобщают и систематизируют знания и умения по темам. Решают учебные и практические задачи, работают с географической картой, с текстом учебника.

Знать содержание всей темы

Рефлексия собственных способов действий и партнера при повторении материала. Контроль, коррекция, оценка собственных действий и действий партнеров

Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели в самостоятельной деятельности

26

Тема 5. Литосфера - твёрдая оболочка Земли (10ч.)

Земная кора - верхняя часть литосферы

17.03

Выявляют особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Уметь называть внешние и внутренние силы Земли, раскрывать влияние внешних и внутренних процессов на изменение рельефа планеты. Знать особенности внутреннего строения земной коры и Земли. Раскрывать основные положения гипотезы движения литосферных плит. Называть отличия океанической земной коры и континентальной, современные литосферные плиты.

Участвовать в коллективном обсуждении особенности строения земной коры. Умение выражать свои мысли о внутреннем строении Земли

Формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника

27

Горные породы, минералы и полезные ископае-мые

31.03

Классифицируют горные породы. Описывают по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивают свойства горных пород различного происхождения.

Знать определения понятий «минерал», «горная порода», «полезное ископаемое». Называть основные виды горных пород по происхождению, приводить примеры горных пород разного происхождения. Уметь определять, сравнивать горные породы разного происхождения

Давать определения понятиям. Осуществлять сравнение, классификацию. Проводить наблюдение под руководством учителя

Освоение социальных норм и правил поведения в коллективе (группе)

28

Движения земной коры

07.04

Выявляют закономерности распространения землетрясений. Устанавливают с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносят на контурную карту районы землетрясений.

Знать определение понятий «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения». Называть виды движений земной коры. Описывать процесс возникновения землетрясения. Раскрывать закономерности географического распространения землетрясений, условия жизни людей в сейсмических районах

Умение строить речевое устное высказывание при работе со схемой и картой. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Формирование безопасного образа жизни и правил индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуация, угрожающих жизни и здоровью людей, формирование толерантности

29

Движения земной коры

14.04

Выявляют закономерности распространения вулканизма. Наносят на контурную карту районы вулканизма.

Знать определения понятий «вулкан», «очаг магмы», «жерло», «кратер», «гейзер». Приводить примеры действующих и потухших вулканов. Называть и показывать на карте вулканы. Уметь обозначать на контурной карте вулканы

Умение участвовать в коллективном обсуждении при определении основной информации. Составление плана обсуждения темы

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Понимать ценность жизни и здоровья

30

Рельеф Земли. Равнины

21.04

Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявляют черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносят на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывают равнину по карте. Представляют информацию в письменной форме в виде плана - конспекта.

Знать определения понятий «рельеф», «равнина». Уметь объяснять причины неоднородности поверхности Земли. Называть и показывать на карте крупнейшие равнины мира. Описывать различия равнин по высоте и внешнему облику. Раскрывать роль равнин в жизни человека. Уметь обозначать равнины на контурной карте, описывать географическое положение равнин

Классификация объектов на примере форм рельефа. Принятие решения при составлении классификации. Составление последовательности действий при работе с картами атласа

Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни, необходимого бережного отношения к окружающей среде

31

Рельеф Земли. Горы

28.04

Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивают по плану горные системы мира. Наносят на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывают горы по карте. Описывают рельеф своей местности.

Знать определение понятий «горы», «горная страна», «горный хребет», «межгорная долина», «гребень», «горный перевал». Называть и показывать на карте крупнейшие горные системы планеты и их вершины. Описывать различия гор по высоте, возрасту и размерам. Раскрывать роль гор в жизни человека. Уметь обозначать горы на контурной карте, описывать географическое положение гор

Классификация объектов на примере форм рельефа. Принятие решения при составлении классификации. Составление последовательности действий при работе с картами атласа

Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни, необходимого бережного отношения к окружающей среде

32

Скульптурный портрет планеты

05.05

Находят географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров (рек, гор и т.д.). Находят положение географических объектов на контурной карте и наносят их на неё. Выполняют проектное задание в сотрудничестве.

Определять и показывать на карте горы и равнины, определять географическое положение гор и равнин, сравнивать их по географическому положению. Обозначать горы и равнины на контурной карте

Применение знаково-символических действий при работе с контурной картой. Принятие решения при выполнении задач практической работы. Волевая саморегуляция при решении задач практической работы

Развитие навыков самостоятельной работы при выполнении заданий проекта

33

Литосфера и человек

12.05

Определяют значение литосферы для человека. Выявляют способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его деятельности.

Раскрывать значение литосферы для человека. Описывать нарушения, возникающие в земной коре под влиянием хозяйственной деятельности человека. Приводить примеры опасных природных явлений, связанных с литосферой. Знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях

Построение логической цепи при выполнении проекта. Интегрироваться в группу при выполнении проекта. Составление плана действий при выполнении проекта

Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни и необходимого бережного отношения к окружающей среде

34

Литосфера и рельеф

19.05

Работают с контрольными вопросами и тестами

Знать содержание всей темы

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия. Формировать готовность к самообразованию

Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели в самостоятельной деятельности


Тематический перечень разделов с указанием количества часов

Календарно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы урока

Количество

часов

Оборудование

Развитие географических знаний о Земле

5

1

Географические методы изучения окружающей среды

1

Карта полушарий

2

Развитие географических знаний о Земле

1

Иллюстрации учебника, презентация

3

Выдающиеся географические открытия

1

Карта маршрутов важнейших путешествий, презентация

4

Современный этап научных географических исследований.

1

презентация

5

Контрольная работа

« Развитие географических знаний о Земле»

1

Земля - планета Солнечной системы

5

6

Земля - планета Солнечной системы

1

Карта звездного неба, солнечной системы

7

Форма, размеры и движение Земли.

1

Глобус, Карта полушарий

8

Пояса освещённости. Часовые пояса.

1

Иллюстрации учебника, карта часовых поясов ,презентация

9

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли

1

Теллурий, таблицы

10

Контрольная работа

«Земля - планета Солнечной системы»

1

План и карта

10

11

Ориентирование и способы ориентирования на местности.

План местности.

1

Топографическая карта, план местности, атлас, компас

12

Масштаб и его виды.

1

Презентация, атлас

13

Практическая работа

«Определение масштаба»

1

14

Изображение земной поверхности на плоскости.

1

Топографическая карта, план местности, атлас

15

Практическая работа

«Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности»

1

Топографическая карта, план местности, атлас

16

Географическая карта - особый источник информации.

1

Карта полушарий, физическая карта России

17

Градусная сетка

1

Глобус, Карта полушарий

18

Географическая широта.

1

Глобус, Карта полушарий

19

Географическая долгота.

Географические координаты.

1

Глобус, Карта полушарий

20

Решение практических задач по плану и карте.

1

Глобус, Карта полушарий

21

Контрольная работа

« План и карта»

1

Человек на Земле

3

22

Заселение человеком Земли

1

Карта плотность населения мира

23

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города.

1

Презентация, Иллюстрации учебника

24

Практическая работа

«Многообразие стран мира.»

1

Политическая карта мира

Литосфера - твердая оболочка Земли

11

25

Земная кора и литосфера.

1

Иллюстрации учебника, презентация

26

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

1

Коллекции горных пород и полезных ископаемых

27

Литосферные плиты, их движение и взаимодействие

1

Тектоническая карта мира, Иллюстрации учебника, презентация

28

Землетрясение и вулканизм.

1

Презентация, видиофильм

29

Рельеф Земли. Равнины.

1

Карта полушарий, видиоролик

30

Рельеф Земли. Горы.

1

Карта полушарий, видиоролик

31 - 33

Выполнение проекта

« Скульптурный портрет планеты»

3

Карта полушарийИллюстрации учебника, презентация

34

Человек и литосфера.

1

Презентация, видиоролик

35

Повторение курса географии 5 класса

1





Учебно-тематическое планирование


Класс

Название темы

Количество часов

5

Введение

3

Раздел №1. Планета Земля

4

Раздел №2. План и карта

12

Раздел №3. Человек на Земле

4

Раздел №4. Литосфера - твердая оболочка Земли

11

Резервное время

1





Ресурсное обеспечение рабочей программы

Литература:


  1. А.И. Алексеев Академический школьный учебник «Полярная звезда»

География 5 - 6 класс Москва «Просвещение» 2012 г.

  1. В.В. Николина «Мой - тренажер» 5 - 6 класс Москва «Просвещение» 2012 г.

  2. В.В. Николина География Поурочные разработки5 - 6 классМосква «Просвещение» 2012 г.


© 2010-2022