- Преподавателю
- География
- Урок по географии на тему: «Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте». (5-й класс)
Урок по географии на тему: «Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте». (5-й класс)
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Минкина О.А. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте».
5-й класс
Тип урока: урок-практикум с элементами проектной деятельности.
Цели: формирование практических умений работы с политической картой, развитие умений работать в группе.
Предметные результаты:
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из "языков" международного общения;
- уметь выделять самые крупные страны, свою страну, страны-соседи, уметь сравнивать по величине.
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира.
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину;
Метапредметные результаты:
Регулятивные - формирование умения осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Познавательные - формирование умения извлекать информацию из различных источников (умение работать с таблицей и географической картой).
Коммуникативные - формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Учебно-методическое обеспечение:
"Политическая карта мира", учебники "География.5-6 классы" серия "Полярная звезда", фотографии с видами достопримечательностей крупнейших стран мира и России, презентация " Города России" (выполняется с ошибками), таблица "Крупнейшие страны мира", инструктивные карточки с практическими заданиями, атлас для 5-6 класса.
Ход урока:
Добрый день! Начинаем урок географии. (Дети рассажены по группам -3 группы.)
-Мир людей многообразен и изменчив. Хорошо ориентироваться в нём поможет знание политической карты. В мире насчитывается более 200 стран. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
Школьники из разных стран прислали вам письма.
Определите: Из какой страны пришла каждая открытка?
- У вас на столе находятся тексты о странах. Определите, о какой стране идёт речь в тексте.
(1 группа - текст А - о США. 2 группа - текст Б - о Китае.3 группа - текст В - о Бразилии.)
А.
Привет! Моя большая процветающая страна находится в западном полушарии. Она выходит к берегам трёх океанов. У нас много больших городов. В восточной части страны живёт больше людей, чем в западной. До Северного полюса нам ближе, чем до южного.
Б.
Дорогой друг! Я живу в огромной стране на самом большом материке. У нас много соседних стран и длинное морское побережье. Наше государство, конечно, меньше по площади, чем Россия, но больше чем Бразилия. У нас очень древняя история и культура и самое многочисленное население. Мы производим много товаров для всего мира.
В.
Друзья! Узнайте о моей замечательной стране! Она находится в Западном полушарии. Имеет выход к Атлантическому океану. Северную часть страны пересекает экватор, здесь протекает самая многоводная река мира.
- Откройте атласы, найдите названные страны на политической карте. Назовите столицу и крупные города. (Бразилия - столица Бразилиа (город Рио-де-Жанейро), Китай - столица Пекин (город Шанхай), США - столица Вашингтон (Нью-Йорк). Россия - столица Москва (Санкт-Петербург),)
Определяют, что это крупнейшие страны мира.
Также работаем на карте у доски. Показываем страны и города на "Политической карте"
Что вы можете сказать о странах, которые мы назвали (Россия, США, Китай, Бразилия), что их объединяет? (Это Крупные государства мира).
-Итак, сегодня на уроке мы изучим"Крупные государства мира"
-Как вы думаете, какие вопросы мы должны разобрать, чтобы изучить тему, какие задачи поставить?
Учитель конкретизирует и помогает:
Наша задача - научиться быстро находить и показывать на карте наиболее крупные и известные страны и свою страну. Мы будем сравнивать страны по политической карте. Сравнивать их по величине территории, по расположению на планете и относительно друг друга. Предлагаю вам решить эти вопросы и задачи в процессе практической работы.
Практическая работа.
1 этап - работа с таблицей и географические задачи (работа по карте).
- На столах у вас имеются инструктивные карточки с практическими заданиями. (Определяют по карте местоположение самых крупных государств на Земле. Сравнивают их по величине территории.)
Выполняем 2 задания.
На выполнение работы отводится 7 минут. Определяют местонахождение по отношению к частям света. Заполняют таблицу.
По окончании работы проверяем результаты.
- 1 группа озвучьте результаты рейтинга по 1 заданию. (Называют рейтинг 10 самых крупных стран мира. Во время ответа один ученик называет рейтинг, второй показывает на карте, названные страны.)
- 2 группа озвучьте результаты задания №1 по определению положения стран относительно частей света. (Приложение №3) Проверяют, выставляют оценку за работу.
Ответы на 1 задание
Самые большие по площади территории страны мира
Рейтинг
Название
Площадь
(тыс.км2 )
Часть света
6
Австралия
7 687
Австралия
10
Аргентина
2 267
Америка
5
Бразилия
8 512
Америка
7
Индия
3 288
Азия
8
Казахстан
2 725
Азия
2
Канада
9 976
Америка
3
Китай
9 599
Азия
1
Россия
17 075
Европа/Азия
9
Судан
2 506
Африка
4
США
9 519
Америка
Проверяем задание №2.
Параллель 4) ЭКВАТОР пересекает страны: Колумбию, Бразилию, Кению, Индонезию.
Северный тропик и меридиан 100°з.д. пересекается на территории страны 6) Мексики.
Северный тропик и нулевой меридиан проходят через территорию 10) Алжира.
Япония находится 7) восточнее Казахстана.
Австралия находится 8) южнее Японии.
2 этап - проектное задание.
Предлагаю выполнить индивидуальные задания для каждой группы.
1 группа. Напишите открытку другу. Расскажите главное о нашей стране - России. Объём рассказа: 5 предложений. Требования к содержанию: Используйте следующие слова и словосочетания.
- Западное, Восточное, Северное полушария.
- Северный полярный круг
- Моря и океаны
- Соседи. (Составляют рассказ о нашей стране. Предполагаемый текст. Дорогой друг! Наша страна расположена в двух частях света. У нас много соседних государств. Мы имеем выход к трём океанам и 13 морям. В западной части страны у нас живёт больше людей, чем в восточной. Наша страна - многонациональна. У нас самая большая в мире территория!)
2 группа - для вас задания в конверте "Города России". Прочитайте тексты, рассмотрите открытки из городов России. Установите соответствие между текстами и открытками. Определите, из каких городов они пришли? Определите координаты городов.
Отчёт по заданию оформите на доске (закрепив открытки с помощью магнитов) (Устанавливают соответствие между текстами и открытками. Оформляют работу на доске с помощью магнитов. Города России:
Рисунок 1. Москва - текст А.
(56°с.ш. 37°в.д)
Рисунок 2. Санкт-Петербург - текст Б.
(60°с.ш. 30°в.д)
Рисунок 3. Нижний Новгород - текст В.
(56°с.ш.44°в.д))
3 группа -Тексты содержат ошибки. Найдите их и исправьте.
На выполнение работы отводится 7 минут.
Москва - столица нашего государства. Находится на востоке (на западе) нашей страны. Для того, чтобы добраться до Москвы из Нефтеюганска надо ехать постоянно в южном (в западном) направлении.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ -ОДИН ИЗ САМЫХ КРАСИВЫХ ГОРОДОВ МИРА. ГОРОД ИМЕЕТ ВЫХОД К ЧЁРНОМУ МОРЮ (К БАЛТИЙСКОМУ МОРЮ). РАСПОЛОЖЕН НЕДАЛЕКО ОТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ. ОТ МОСКВЫ ГОРОД НАХОДИТСЯ НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ (НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ).
ВОЛГОГРАД-ГОРОД ГЕРОИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО. ВОЛГОГРАД НАХОДИТСЯ НА ЮГО-ЗАПАДЕ (НА ЮГО-ВОСТОКЕ) ОТ МОСКВЫ. ИМЕЕТ ВЫХОД К БАЛТИЙСКОМУ МОРЮ (НЕ ИМЕЕТ ВЫХОДА К МОРЮ)
Рефлексия .В инструктивной карточке найдите 4 часть.
Отметим свои достижения. "Я узнал", "Я научился", "Мне было интересно"Отмечают свои достижения, записывая в инструктивной карточке.
ДЗ П.19 «Учимся с Полярной звездой», с.66, вопрос 1 письменно.
Приложения!!!!
Приложение 1.
А.
Привет! Моя большая процветающая страна находится в западном полушарии. Она выходит к берегам трёх океанов. У нас много больших городов. В восточной части страны живёт больше людей, чем в западной. До Северного полюса нам ближе, чем до южного.
Б.
Дорогой друг! Я живу в огромной стране на самом большом материке. У нас много соседних стран и длинное морское побережье. Наше государство, конечно, меньше по площади, чем Россия, но больше чем Бразилия. У нас очень древняя история и культура и самое многочисленное население. Мы производим много товаров для всего мира.
В.
Друзья! Узнайте о моей замечательной стране! Она находится в Западном полушарии. Имеет выход к Атлантическому океану. Северную часть страны пересекает экватор, здесь протекает самая многоводная река мира.
Приложение 2.
Инструктивная карточка для практической работы «Сравнение стран мира по политической карте»
Группа №1 _____________________________________
(запишите свои имена и фамилии)
1. Работа с таблицей.
А) Найдите на карте самые крупные по площади страны мира (используя информацию из таблицы)
Б) Сравните страны по величине территории. Заполните пустующие столбцы таблицы:
1 столбик- рейтинг страны по площади территории
4 столбик - часть света, в которой находится страна.
Самые большие по площади территории страны мира
Рейтинг
Название
Площадь
(тыс.км2 )
Часть света
Австралия
7 687
Аргентина
2 267
Америка
Бразилия
8 512
Индия
3 288
Казахстан
2 725
Канада
9 976
Китай
9 599
Россия
17 075
Судан
2 506
США
9 519
2. Работа по политической карте.
Вставьте пропущенные слова в следующие предложения
Параллель _______ пересекает страны: Колумбию, Бразилию, Кению, Индонезию
Северный тропик и меридиан 100° з.д. пересекаются на территории страны _____________
Северный тропик и нулевой меридиан проходят через территорию ___________________
Япония находится _____________Казахстана.
Австралия находится _______________Японии.
Список слов: 1) Канада 2) северный тропик 3) севернее 4)экватор 5) южный тропик
6) Мексика 7) восточнее 8) южнее 9) Аргентина 10) Алжир.
Оценка______________
3. Напишите открытку другу. Расскажите главное о нашей стране- России.
Объём рассказа: 5 предложений. Требования к содержанию: используйте следующие слова и словосочетания:
-Западное, Восточное, Северное полушария, Северный полярный круг, Моря и океаны, Соседи.
4. Отметим свои достижения
« Я узнал»
« Я научился»
«Мне было интересно»
Инструктивная карточка для практической работы «Сравнение стран мира по политической карте»
Группа №2 _____________________________________
(запишите свои имена и фамилии)
1. Работа с таблицей.
А) Найдите на карте самые крупные по площади страны мира (используя информацию из таблицы)
Б) Сравните страны по величине территории. Заполните пустующие столбцы таблицы:
1 столбик- рейтинг страны по площади территории
4 столбик - часть света, в которой находится страна.
Самые большие по площади территории страны мира
Рейтинг
Название
Площадь
(тыс.км2 )
Часть света
Австралия
7 687
Аргентина
2 267
Америка
Бразилия
8 512
Индия
3 288
Казахстан
2 725
Канада
9 976
Китай
9 599
Россия
17 075
Судан
2 506
США
9 519
2. Работа по политической карте.
Вставьте пропущенные слова в следующие предложения
Параллель _______ пересекает страны: Колумбию, Бразилию, Кению, Индонезию
Северный тропик и меридиан 100° з.д. пересекаются на территории страны _____________
Северный тропик и нулевой меридиан проходят через территорию ___________________
Япония находится _____________Казахстана.
Австралия находится _______________Японии.
Список слов: 1) Канада 2) северный тропик 3) севернее 4)экватор 5) южный тропик
6) Мексика 7) восточнее 8) южнее 9) Аргентина 10) Алжир.
Оценка_______________________________
3. Найдите конверт с заданием. Прочитайте тексты, рассмотрите открытки из городов России. Установите соответствие между текстами и открытками. Определите, из каких городов они пришли?
*Дополнительно. Определите географические координаты городов.
Отчёт по заданию оформите на доске( закрепив открытки с помощью магнитов)
4. Отметим свои достижения.
« Я узнал»
« Я научился»
«Мне было интересно»
Инструктивная карточка для практической работы «Сравнение стран мира по политической карте»
Группа №3 _____________________________________
(запишите свои имена и фамилии)
1. Работа с таблицей.
А) Найдите на карте самые крупные по площади страны мира (используя информацию из таблицы)
Б) Сравните страны по величине территории. Заполните пустующие столбцы таблицы:
1 столбик- рейтинг страны по площади территории
4 столбик - часть света, в которой находится страна.
Самые большие по площади территории страны мира
Рейтинг
Название
Площадь
(тыс.км2 )
Часть света
Австралия
7 687
Аргентина
2 267
Америка
Бразилия
8 512
Индия
3 288
Казахстан
2 725
Канада
9 976
Китай
9 599
Россия
17 075
Судан
2 506
США
9 519
2. Работа по политической карте.
Вставьте пропущенные слова в следующие предложения
Параллель _______ пересекает страны: Колумбию, Бразилию, Кению, Индонезию
Северный тропик и меридиан 100° з.д. пересекаются на территории страны _____________
Северный тропик и нулевой меридиан проходят через территорию ___________________
Япония находится _____________Казахстана.
Австралия находится _______________Японии.
Список слов: 1) Канада 2) северный тропик 3) севернее 4)экватор 5) южный тропик
6) Мексика 7) восточнее 8) южнее 9) Аргентина 10) Алжир.
Оценка________________________
-
Перед вами тексты о городах России. Они содержат ошибки. Найдите их и исправьте.
Москва - столица нашего государства. Находится на востоке нашей страны. Для того, чтобы добраться до Москвы из Нефтеюганска надо ехать постоянно в южном направлении.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ -ОДИН ИЗ САМЫХ КРАСИВЫХ ГОРОДОВ МИРА. ГОРОД ИМЕЕТ ВЫХОД К ЧЁРНОМУ МОРЮ . РАСПОЛОЖЕН НЕДАЛЕКО ОТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ. ОТ МОСКВЫ ГОРОД НАХОДИТСЯ НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ.
ВОЛГОГРАД - ГОРОД ГЕРОИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО. ВОЛГОГРАД НАХОДИТСЯ НА ЮГО-ЗАПАДЕ ОТ МОСКВЫ. ИМЕЕТ ВЫХОД К БАЛТИЙСКОМУ МОРЮ
4. Отметим свои достижения
« Я узнал»
« Я научился»
«Мне было интересно»
Приложение 3.
А)Столица нашего государства- город, где живёт 12 миллионов человек. Здесь находится самое большое количество высших учебных заведений. Самое известное - это МГУ (Московский Государственный университет). Основание университета связано с именем М.В. Ломоносова-первого русского учёного-естествоиспытателя мирового значения.
Б)Этот город России привлекает к себе огромное число туристов из разных стран. Здесь действительно есть, что посмотреть: Медный всадник, Адмиралтейство, Исакиевский собор, Эрмитаж. Все достопримечательности не перечислишь! Вторая столица России находится на северо-западе страны на побережье Балтийского моря.
В)В этом российском городе есть Кремль. Расположен он в месте слияния двух крупных рек России -Волги и Оки и находится восточнее города Москвы. Почти 80 лет город носил имя Горький - в честь Максима Горького (известного советского писателя) и разумеется, здесь немало достопримечательностей, связанных с этим именем.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3