- Преподавателю
- География
- Конспект по географии на тему Климат и внутренние воды Южной Америки
Конспект по географии на тему Климат и внутренние воды Южной Америки
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Разовская .Л. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема : « Климат и внутренние воды Южной Америки».
Цели: 1. Определить особенности климатических поясов Южной Америки, сравнить с особенностями климата Африки. Сделать выводы о сходстве и различиях.
2. Рассмотреть размещение внутренних вод (рек и озёр) по материку. Определить причины такого размещения, режим питания рек, условия образования озёр; их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
3. Продолжать работу с климатограммами, провести самостоятельную работу в контурных картах.
Задачи: 1. Знать и уметь определять способы образования, типы питания рек и озёр, расположение внутренних вод на материке, хозяйственное значение, особенности климатических поясов Южной Америки..
2. Уметь анализировать, делать выводы, работать в контурных картах и атласах, показывать на карте внутренние воды Южной Америки
Оборудование: атласы, физическая карта мира, м/м установка, контурные карты, климатограммы.
Используемые технологии: учебных циклов.
Ход урока.
-
Оргмомент.
-
Проверка д/з. Актуализация.
Если через океан
Плыть к другому берегу,
Попадешь на материк
«Южная Америка».
А на том материке
Есть река глубокая,
Из известных в мире рек
Самая широкая.
Там - стеною на пути -
Джунгли непролазные:
Ни индейцу не пройти,
Ни туристу праздному.
Там на водопой спешат
Звери утром ранним,
А в воде кишмя кишат
Страшные пираньи.
Там над Андами парит
Птица кондор,
В джунглях ползает змея -
Анаконда.
Если хвост зацепит свой
За большое дерево,
То достанет головой
До другого берега,
И по этому мосту
Можно будет запросто
Через реку перейти
Или бегать взапуски.
«Как зовут тебя, река?..» -
Крикнешь звонко, звонко
А в ответ, издалека -
«Амазонка!..»
- Вы догадались, о каком материке идёт речь? Сегодня мы повторим, что изучали об этом материке на предыдущих уроках и узнаем много нового и интересного. Откройте тетради, запишите число и тему урока. СЛАЙД № 1. Поиграем в игру, « Верю - не верю», проверим д/з. СЛАЙД № 2. ИТОГ.
-
Изучение нового материала.
-
Определение целей и задач урока. ( по плану на доске)
План .
-
Особенности климатических поясов Южной Америки. Сходства и различия с материком Африка.
-
Работа по климатограммам.
-
Тест. ОПРЕДЕЛЯЮТ ДЕТИ.
-
Реки.
-
Озёра.
-
Значение для человека.
-
Работа в контурных картах.
-
Тест.
-
Мотивация.
- Изучение этого материала нам важно, т.к. без него мы не сможем выучить следующие темы, например «Население»,т.к…….
3. Работа с атласами и таблицами по климату.
- У вас на партах лежат таблицы с характеристикой климатических поясов Ю.А. и Африки и вопросы для обсуждения. Ваша задача - ответить на вопросы, используя карты атласа и таблицы, слайд. (см. приложение №2) Слайд № 3.
Отчёт - спрашиваю по два вопроса для каждого ряда.
- Как вы думаете, в горах климат будет таким же, как на равнинных территориях? Откройте учебники на стр. 152, прочитайте , как изменяется климат в Андах. Что вы узнали? СЛАЙД № 4.
Запишите в тетрадь.
- А сейчас попробуйте определить климатограммы Ю.А. , которые у вас на партах. Проверим. СЛАЙД № 5.
- Какой вывод можно сделать о климате Южной Америки? СЛАЙД № 6.
- Проверим, как вы усвоили материал. «Проверь себя». На листочках. СЛАЙД № 7.
4. Работа по внутренним водам. Реки.
- Один учёный сказал «Климат- отец вод». Как вы понимаете это высказывание? ( Высказывание на доске на листочке).
- Вот сейчас мы попытаемся это доказать. А что входит в понятие «внутренние воды»? Схема на доске. Посмотрите на карту Ю.А. Что можно сказать о наличии рек и озёр на материке? Назовите реки, озёра Ю.А., пользуясь атласом. СЛАЙД № 8. Информация со слайда.
- Дадим характеристику рек Ю.А.- Амазонки, Параны и Ориноко (по вариантам) СЛАЙД № 9.
5. Отчёт по реке Амазонка (ученик). Показ на карте.
- А ещё что вы знаете об этой реке? Да, в этой реке обитают такие живые организмы, как….. СЛАЙДЫ № 10-11.
6. Отчёт по реке Ориноко. АНХЕЛЬ- ВИДЕО, СЛАЙД № 12.
7.Озёра.
-
- Больших озёр на материке мало. И образуются озёра по-разному. Тектонические озера образуются в местах разломов и сдвигов земной коры. Как правило, это глубокие узкие водоемы с прямолинейными отвесными берегами, расположенные в глубоких сквозных ущельях. Дно таких, расположенных на Камчатке, озер находится ниже уровня океана. К тектоническим озерам относятся Дальнее и Курильское. Курильское озеро расположено на юге Камчатки в глубокой живописной котловине, окруженной горами. Наибольшая глубина озера 306 м. Берега его обрывисты. С них стекают многочисленные горные потоки. Озеро сточное, из него берет начало река Озерная. По берегам озера на поверхность выходят горячие источники.
-
Тектонические впадины возникают в результате движений земной коры, и многие озерные бассейны тектонического происхождения имеют большую площадь и древний возраст. Они занимают впадины, возникающие в результате тектонических движений земной коры: разломы, сбросы, грабены, межгорные и равнинные прогибы.
-
Вулканические озера являются неотъемлемой частью вулканических процессов и ландшафта. Главной отличительной чертой таких озер является наличие в балансе энергии и вещества водоемов источника из глубин Земли (зачастую очень мощного), который существенным образом может влиять на гидродинамические и гидрохимические процессы в озере. Вулканическое озеро является как бы окном, через которое можно "заглянуть" в недра.
-
Особенно часто вулканические озера встречаются в знаменитом Тихоокеанском вулканическом кольце, куда входят вулканы Камчатки, Курильских и японских островов, Малайского архипелага, Филиппин, Новой Зеландии, Анд, Кордильер, Аляски, Исландии. На Японских островах почти половина озер вулканического происхождения. Вулканические озера можно встретить в Европе, Африке, Австралии и даже Антарктиде. Здесь примерно в 3 км от советской антарктической станции Беллинсгаузен имеется молодой вулканический кратер, заполненный водами озера Глубокого.
-
Вулканические озера зачастую обладают разнообразной флорой и фауной, которая активно участвует в биогеохимическом цикле вещества. Благодаря этому образуются разнообразные донные отложения, имеющие различные источники формирования. Часто в вулканических озерах находят прослои пепла, привнесенного с других вулканов. В донных отложениях озер происходит накопление многих химических элементов, а высокоминерализованные воды нередко представляют собой жидкую руду. В образовании озер участвуют и реки. Они совершают огромную работу по преобразованию поверхности суши. Реки размывают, переносят и отлагают ежегодно миллиарды тонн горных пород. В процессе этой работы рек образуются пойменные, дельтовые и лиманные озера. На протяжении миллионов рек реки сформировали глубокие и широкие долины, нередко достигающие нескольких десятков километров.
-
Русла рек очень капризны. Они образуют многочисленные излучины в виде дуг и подков. Перемещаясь по широкому дну долины, река формирует новое русло, а в участки старых, теряя связь с новым, превращаются в озера - старицы (их еще называют пойменными) - небольшие и мелководные. Их жизнь тесно связанна с водным режимом реки. Это своего рода естественные питомники рек, где подрастает молодь рыб.
-
В условиях сухого климата на месте русел рек часто образуются плесовые озера. Они представляют собой цепочки озер, тянущиеся на десятки и сотни километров. Особенно часто плесовые озера встречаются на реках Австралии. Даже самые большие реки этого материка - Дарлинг, Купер-Крик - в сухое время года пересыхают, и на месте их русел остается только цепочка солоноватых плесовых озер.
-
С реками связанны и дельтовые озера. Устья многих рек заканчиваются дельтами - огромными конусами наносов рек. Самая большая дельта у реки Миссисипи - 40 тыс. км .Второе место занимает река Лена - 28 тыс. км .Заметим, что в дельте реки Лены может разместиться такое государство, как Бельгия.
-
На плоской или слегка волнистой поверхности дельт встречаются огромное количество озер, возникших в понижениях при заиливании многочисленных проток. В дельте Лены насчитывается около 30 тыс. озер, а в дельте Волги - около 1700 озер.
-
Ледниковые озера образуются не только в горах. За последние 2 млн. лет наша планета неоднократно испытывала похолодание. На огромной территории происходило накопление снега и образование мощных ледниковых щитов, покрывающих большую часть Северной Америки и Европы. Последняя ледниковая эпоха закончилась с точки зрения геохронологии совсем недавно 10-12 тыс. лет назад . СЛАЙД № 13.
- Мы рассмотрим два озера - Титикака и Маракайбо. Во время выступления ребят вы работаете по плану. Попробуйте определить образование этих озёр. СЛАЙД № 14.
- Выступления учеников. СЛАЙДЫ № 15-16.
- Проверка, что записали.
- Как вы думаете, для чего и где можно использовать внутренние воды? СЛАЙД № 17.
8. Работа в контурных картах.
- СЛАЙД № 18.
- Проверка. СЛАЙД № 19.
IV. Закрепление изученного.
- Тест ( на партах). (см приложение №1)
- Взаимопроверка.
V. Подведение итогов.
- Вернёмся к плану нашего урока. Что мы сделали, что не получилось?