• Преподавателю
  • География
  • Доклад по географии на тему: Интерактивный подход в преподавании географии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Доклад по географии на тему: Интерактивный подход в преподавании географии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Салтанат Мауленбаевна Абдулкаримова

учитель географии

средней школы имени Р.Кошкарбаева

с дошкольным мини-центром

Алматинская область, Каратальский район


ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ

КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард

Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются, как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от преподавателя географии обучения школьников умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.

Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования. Выпускник современной школы, которому предстоит жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности:

- гибко адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умение применять их на практике для решения поставленных задач;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающую проблему, грамотно и рационально подобрать необходимое решение;

- уметь творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи;

- самостоятельно и грамотно работать с информацией;

- быть коммуникабельным, уметь работать в команде;

Современные педагогические технологии непрерывного развития позволяют больше индивидуализировать дифференциацию на уроке географии, расширяя диапазон творческих работ учащихся и включая их в образовательный компонент учебно-воспитательного процесса.

В обучении географии интеграция охватывает все новые сферы. Совсем недавно учительство получило возможность обучаться со всем миром, не выходя из класса, из дома. Речь идет о всемирной сети Интернет. Интернет сделал доступ учителя-географа к информации простым. С развитием Интернета работа географа, сотрудничающего с учителем информатики, стала более интересной, эффективной и плодотворной, но отнюдь не более простой.

Создание в нашей стране единой образовательной информационной среды позволяет учителю географии использовать компьютер как техническое средство для доступа к тысячам других, хранящих огромное количество полезных учащимся ресурсов.

Использование ИКТ очень эффективно на всех стадиях педагогического процесса:

  1. предоставление учебной информации;

  2. усвоение учебного материала;

  3. повторение и закрепление нового материала;

  4. промежуточный и итоговый контроль и самоконтроль результатов обучения.

В процессе обучения с помощью ИКТ ребёнок учится самостоятельно:

  1. работать с текстом;

  2. использовать электронные таблицы;

  3. создавать графические объекты и базы данных;

  4. осваивает новые способы сбора и обработки информации;

  5. расширяет свой кругозор и интеллект.

То есть компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе, а основная задача учителя мотивировать ученика в его занятиях географией, стимулировать познавательную активность и самостоятельность, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.

В последнее время самым доступным и распространённым методом применения ИКТ является использование мультимедийных образовательных программ, которые позволяют одновременно изучать новый и повторять пройденный материал в том темпе, который ученик или несколько учащихся подбирают сами в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Такие уроки привлекают учащихся, создают положительный эмоциональный настрой к учёбе, при этом развивается гибкость и целостность мышления детей, осознанность мыслительной деятельности.

Первые шаги к созданию единой информационной образовательной среды уже сделаны. Появилось значительное количество Web - сайтов образовательной тематики по географии, по развитию речи. Опытно-экспериментальная работа показывает преимущество компьютерных программ и их огромную роль в обучении географии подрастающего поколения.

Качественно новая ступень в географическом образовании, личностно- развивающем обучении - это залог здорового развития общества, как в информационном, так и в интеллектуальном плане.

Грамотное использование компьютерных программ на уроках географии, библиографических поисках учащихся, в создании ими собственных географических проб возможно только тогда, когда учитель географии постоянно повышает свой профессиональный уровень в области информационной культуры, умело сотрудничает с профессионалами в этой сфере.

Интеграция в построении учебного процесса с использованием компьютерных программ делает урок географии более интересным и плодотворным. Компьютерные программы нужно использовать так, чтобы ученики стремились к самостоятельному поиску информации, умели отбирать, преобразовывать его. Компьютер позволяет учащимся осуществлять такие операции, как поиск информации, просмотр, подробное изучение видеоряда, подготовка к ЕНТ, создание презентаций, проектов, проспектов на различные темы и многое другое. Целенаправленное знакомство учащихся с компьютерными программами по географии позволяет им ощутить себя творческими личностями, владеющими новыми технологиями, участвовать в различных интернет- конкурсах.

Особая забота учителя-географа - это развитие потребностей, читательских интересов, направленности личности каждого ученика. Регулятором этого процесса является мотивация, весомые для личности социальные устремления, выбор будущей сферы деятельности.

Личностно-ориентированный характер организации урока географии не противоречит главной идее гуманизации современного образования.

Педагогу необходимо владеть методами и формами построения образовательного процесса, которые бы стимулировали самостоятельную познавательную деятельность ученика. Этим и объясняется актуальность интегративного подхода в преподавании предмета с применением компьютерной техники. Необходимостью систематизировать инновационные педагогические модели и технологии, определить их роль в процессе развития личности ребенка, показать варианты и способы применения инновационных технологий и образовательных моделей в процессе обучения географии.

С применением ИКТ уроки могут проводиться в самых различных формах, что делает подачу учебного материала более интересной и запоминающейся. Например, при совместном использовании компьютера и проектора повышается эффективность наглядно-образного мышления детей, т.к. с помощью него можно демонстрировать различные явления природы: северное сияние, образование облаков, выпадение осадков, извержение вулканов, кругосветное путешествие Магеллана и т.д.

Возможности мультимедийных программ безграничны, например, они позволяют накладывать одно изображение на другое, тем самым устанавливая причинно-следственные связи, что совершенно необходимо в изучении географии. Их необходимо применять на уроках, где дети учатся сопоставлять различные по тематике карты, например, физическую карту и геологическую, карту климатических поясов и карту природных зон и т.д. Также можно создавать компьютерные презентации (это набор анимационных слайдов, объединённых какой-либо темой), текст, рисунки, карты, фото, графики и т. д. Объекты одного слайда появляются в той последовательности, в которой они дополняют друг друга. А при необходимости можно вернуться к тому или иному блоку, заострить внимание на последовательности появления объектов, объясняющих их причинно - следственные связи.

На сегодняшний день создано большое количество учебных электронных мультимедиа изданий по географии для каждого класса. У всех учителей должна быть своя коллекция электронных наглядных пособий: научно-популярных фильмов, видеофрагментов изучаемых географических объектов(гор, материков, океанов, озёр и т. д.), чтобы дети могли наглядно себе представить особенности каждого географического объекта природы, знать о его свойствах.

Таким образом, использование ИКТ, в преподавании, географии на средней ступени, несомненно, способствует ИКТ грамотности каждого ученика, умению работать индивидуально и в группах, расширению информационного пространства каждого ученика, выработке у учащихся умений фильтровать большой поток информации, повышению качества образования, то есть дети уже в школе готовятся выйти в мир полный информации. Задача школы помочь растущему человеку найти смысл и достойное место в жизни. А для учителя компьютер позволит облегчить и упорядочить процесс подготовки к уроку - быстро подготовить раздаточный материал, качественно оформить тематические и поурочные планы, создать библиотеку наглядных пособий, методических разработок, выработать умение разрабатывать мультимедийные презентации уроков, обобщать опыт и вести активную внеурочную деятельность. В связи с переходом на новые стандарты общего образования каждый учитель должен приложить усилия к скорейшему усвоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает нам технический прогресс.

Ниже представлен опыт использования инновационных личностно-ориентированных моделей обучения на уроках географии. Важнейшая из таких моделей - проектная деятельность. На уроках географии существуют широкие возможности применения проектной деятельности.

Мини- проекты на уроках используется очень часто. В девятом классе, при изучении различных отраслей промышленности Казахстана, ребята создают проекты различных предприятий, проекты освоения месторождений полезных ископаемых. Такие задания даются детям на весь период изучения отраслей экономики. К концу изучения темы, ребята должны представить проект любого промышленного предприятия, и обосновать свои разработки на основе знаний, которые они получили в процессе изучения данной темы. Проекты могут быть долгосрочными. Например, в 7 классе в течение всего года или учебной четверти дети выстраивают модель гипотетического материка. Рисуют для него всевозможные тематические карты, придумывают для него новые страны и города, сочиняют историю открытия и исследования. На первом этапе дети определяются с местом положения будущего материка на карте, определяется его географическое положение. При изучении темы «Географические координаты» определяются координаты крайних точек материка, между какими параллелями и меридианами материк располагается. Определяется, какими океанами омывается данный материк, с какими другими материками он соседствует. Таким образом, новый континент получает «прописку» на карте мира. Далее в процессе изучения каждой новой темы на континенте появляются различные географические объекты. В процессе изучения в 6 классе темы «Литосфера» дети рисуют физическую карту материка. Обозначают основные формы рельефа, основываясь на картах строения земной коры и картах зон землетрясений и вулканизма. При изучении темы «Гидросфера», дети обозначают речные системы, продумывают то, какой режим и тип питания будет в этих реках, обозначают крупные озера, продумывают, какое происхождения они будут иметь. При изучении темы «Население Земли» в 7,10,11 классах дети в презентациях заселяют «свой» (материк, страну, регион). Эта тема обычно дается на откуп детской фантазии. Дети придумывают особенности национальных костюмов, предметов быта и традиций, языка, государственного устройства, специализации хозяйства и т.д.

Над проектами дети работают как индивидуально, так и в группах. Группы подбираются с учетом способностей и мотивированности учеников. В каждой группе обязательно есть и сильные и слабые ученики. Работа распределяется таким образом, чтобы каждый ребенок принял участие в проекте. Задания подбираются с учетом уровней способностей и развития каждого ребенка.

При изучении некоторых тем проводятся уроки-семинары. Такие уроки проводятся как в форме традиционных семинаров, так и в форме пресс-конференций. Инициативные ребята готовят сообщения по отдельным проблемам, а остальные заранее готовят для них вопросы. Такие уроки позволяют активно работать всем ученикам, позволяют каждому ребенку включиться в учебный процесс и работать в силу своих возможностей. Педагог имеет возможность оценить каждого ребенка. Такая деятельность позволяет положительно влиять на повышение мотивации каждого ребенка к изучению географии.

Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании.

Интеграция, комплексный подход необходим для решения экологических, экономических и социальных проблем общества. В наше время взаимосвязь природы и человека особенно актуальна. При анализе происходящих в мире событий пересекаются предметные области географии, физики, химии, математики, биологии, истории, экологии, литературы. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами.

Интеграция предметов естественно-научного цикла в общеобразовательной школе будет способствовать формированию целостных естественно-научных знаний у старшеклассников, укреплению информационной ёмкости, если она осуществляется на основе системного подхода, межпредметных связей и дидактического синтеза.

Интеграция предметов возможна тогда, когда выполняется ряд условий:

  1. объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;

  2. в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

  3. интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.

Интегративный подход к обучению - это реальное воплощение интегративного принципа в профессиональной деятельности учителя: совокупность задач, содержания, форм, методов, приемов, средств в изучении взаимосвязанного материала родственных дисциплин для создания системных знаний школьников в данной области, влияющих на формирование целостного мировоззрения учащихся. Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создать атмосферу заинтересованности и творчества. Необходима целенаправленная работа учителя, система продуманных дидактических приёмов, которые бы способствовали возникновению связей в сознании учеников. Это достигается преподаванием географии на межпредметной основе.

Интегрированные уроки можно проводить в течении всего учебного года, используя большое количество приемов. Возможно проведение уроков в рамках целой темы. Ведут уроки два - три педагога. Большая часть урока отводится творчеству учащихся. На уроках используются различные способы воздействия на учащихся в виде: видео - художественного, музыкального ряда, телевидения, чтения, декламации и так далее.

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения. Обучая своему предмету, учитель сознательно или невольно формирует у учащихся осознанное отношение к этому предмету, и это отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом. Как правило, учащиеся выражают свое отношение к предмету чётко и кратко: «интересно» - «неинтересно». И такой отзыв может служить для учителя одним из критериев оценки своей работы, ведь познавательный интерес ни в коем случае не противопоставляется понятиям долга и учебных обязанностей. Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов, но учителю необходимо выявить наиболее существенные из них.

Задачи интегрированных уроков - способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитию логического мышления. Такие уроки дают возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся.

Устойчивое развитие в глобальной системе «природа-человек-общество» означает соблюдение динамического равновесия социальной системы и природной среды в процессе их развития. Чтобы обеспечивать устойчивое будущее, потребуется переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни. Глобальные экологические проблемы показывают, что состояние природной среды стало величиной, производной от деятельности человека, от уровня культуры людей и степени их нравственности. Легкая ранимость и слабость восстановительной силы природы предполагает бережное, доброе отношение и постоянное восстановление ее сил в экстремальных условиях. При этом приоритет экологического воспитания подрастающего поколения как важнейшего звена возрождающегося природосообразного и культуросообразного воспитания обусловлен объективной жизненной необходимостью. В этой связи возрастает роль школьных учителей, от которых зависит передача экологических ценностей подрастающему поколению. В нашей школе интеграция учебных предметов не сводится только к проведению интегрированных уроков. Я являюсь разработчиком и координатором интегрированной программы «Взгляд на окружающий мир» эколого-краеведческого направления, которая реализуется в школе второй год. Активное участие в реализации данной программы принимают учителя истории, биологии, начальных классов.

Приоритетной целью современного образования является воспитание творческой, умеющей широко мыслить, мобильной личности. Можно выделить следующие основные тенденции современного образования:

- смена парадигмы «образование=обучение» парадигмой «образование= становление»,

- превращение знаний в основной общественный капитал,

- развитие концепции непрерывного образования,

- постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со школьниками - индивидуализация обучения,

- активизации процесса использования Интернет -технологий и других новых технологий в современном школьном образовании,

- интернационализация образования в соответствии с всемирными процессами глобализации.

Задача учителя - опираясь на психологические особенности учащихся определенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес, помочь им не только усвоить знания, но и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах.

В этой работе нашли свое отражение все вышеизложенные тенденции современного образования. Проведен анализ типов инновационной деятельности, разобраны возможности и варианты применения современных образовательных технологий с применением компьютерной техники.

Как мы видим, основной приоритет при выборе технологии обучения, принадлежит тем способам и стратегиям, которые направлены на воспитание личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и особенностей.

Без географических знаний современный и будущий гражданин Казахстана не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, определить в нём свое место, быть сознательным патриотом своей земли, работать на её благо. Без географических знаний невозможно воспринимать информацию со страниц газет, радио - и телепередач. Без географических знаний человек теряет связь с миром, не в состоянии понять окружающий мир как единую систему и принимает разрушительные для себя и окружающих решения. Большое значение имеет в наше время пропаганда географии как основополагающей науки мироздания. Следуя требованиям времени, география как наука находит новые формы и методы влияния на процесс мирового развития. Внедрение новых методик, особенно интеграционных, в преподавании географии - назревшая необходимость сегодняшнего дня.

Список использованной литературы:

1.Научно-методический журнал «География в школах и ВУЗах Казахстана», № 3, 2009.

2.Арефьева Г.Я. Интегрированные уроки: география, биология, экология, ОБЖ, химия. Ж. «География в школе» - №3, 2002.

3.Рудакова Д.Т., н.с.ЦНИТ ИОСО РАО. Интернет-технологии в деятельности учителя. Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"// ioso.iip.net

4.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.; 2000.

5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

6. Сухова Т.С. Технология развивающего обучения. - М.: Вентана-Граф, 2004.



© 2010-2022