- Преподавателю
- География
- Планирование Физическая география Казахстана
Планирование Физическая география Казахстана
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ровенко Е.М. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Курс для учпщихся 10-11 классов ЕМН
Физическая география Казахстана
разработан учителем георгафии и биологии
Ровенко Еленой Михайловной
КГУ «Средняя школа №9» акимата г.Усть-каменогорска
Пояснительная записка
Учебная программа разработана в целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда».
Профиль: естественно-математический
Место курса в структуре географического образования: является составной частью раздела «Общаяэкономико-географическая характеристика мира»
Рекомендовано: для проведения занятий с учащимися колледжей и 10, 11 классов
Актуальность
Для успешного развития Республики Казахстан, в условиях всеобщей глобализации, интеграции и жесткой конкуренции, требуются специалисты с глубокими экономическими знаниями, хорошо знающие специфику Казахстана, его историю, природно-ресурсный потенциал, владеющие географическим прогнозированием, умеющие принимать грамотные решения. Данный прикладной курс призван помочь углубить знания учащихся о месте нашей Родины в мировом сообществе.
Цель курса:
-
углубленное изучение природных и социально-экономических условий Казахстана с точки зрения его места и роли в Мировом хозяйстве
Задачи курса:
-
организовать аналитическую деятельность учащихся, направленную на сравнение природно-ресурсных и экономических показателей Республики Казахстан с другими странами
-
активизировать познавательную деятельность учащихся
-
воспитывать человека с грамотным экономико-экологическим мышлением
-
способствовать формированию, развитию практических и интеллектуальных навыков и умений
-
осуществлять осознанный выбор профессии
-
развивать функциональную грамотность учащихся в различных аспектах: общеучебных умений и навыков, наблюдательности, воображения, научной любознательности, интеллекта, эрудиции и культурного уровня, литературной и предметной речи, полиязычия, навыках общения с представителями разных профессий, возрастов и поколений, психологической подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, морально-нравственных качеств, патриотических чувств, любви к родному краю и к Родине
Межпредметные связи: биология, химия, история, экология, экономика
Формы организации занятий: лекции, семинары, практикумы, работа с интернет-ресурсами
Форма завершения курса: индивидуальная защита проекта
Программа
Введение - 1 час
Казахстан на политической карте мира. Территория, границы, часовые пояса, государственное устройство, геополитика.
Особенности природы Казахстана. Природные ресурсы - 7часа
Рельеф, геологическое строение, климат, внутренние воды, растительный и животный мир Казахстана. Природоохранные территории
Природные условия и ресурсы - фундамент экономики Казахстана. Минеральные, земельные, агроклиматические, почвенные, водные, лесные и др. виды ресурсов Казахстана. Возможности для их хозяйственного использования в сравнении с другими странами мира.
Практическая работа 1. Природные ресурсы своей местности. Их использование и возможности использования в будущем.
Население Казахстана - 4 часа
Численность, естественный прирост, уровень урбанизации, демографическая ситуация в сравнении с другими странами мира. Состав и структура населения. Половозрастная структура. Трудовые ресурсы. Безработица. Миграции. Национальный и религиозный состав населения. Расселение населения. Виды населенных пунктов. Плотность. Ассамблея народа Казахстана. Казахстанская диаспора в мире.
Практическая работа 2 Определение показателей плотности, уровня урбанизации, естественного прироста населения Казахстана в сравнении с показателями других стран (по выбору)
Экономика - 12
Виды экономики: плановая, рыночная. Смешанная, теневая. География промышленности. ТЭК, металлургия, машиностроение, химическая промышленность, промышленность строительных материалов и деревообработка, АПК, отрасли социальной инфраструктуры. Хозяйство страны и окружающая среда. Экологические проблемы. Особенности и перспективы национального туризма. Проблемы развития отраслей. Структура экспорта и импорта. Место Казахстана в мировой экономике по всем отраслям в сравнении. Вхождение Казахстана в Международные организации и Экономические союзы. Интеграция и конкуренция. Практическая работа 3. Условия и возможные районы выращивания сельскохозяйственных культур на территории экономических районов Казахстана
Практическая работа 4. Сравнительная характеристика в производстве основных видов промышленной продукции Казахстана и других стран (по выбору)
Итоговое занятие - 2 часа
Индивидуальная защита проектов (темы по выбору)
Календарно- тематическое планирование
№
Тема
Вид урока
Образовательный продукт
дата
1
Введение. Казахстан на карте мира.
лекция
На к/к нанести основные положения лекции
2
Рельеф Казахстана. Равнины и горные системы ВКО.
Практическая работа.
На к/к нанести основные формы рельефа Казахстана
3
Оценка ресурсообеспеченности полезными ископаемыми Републики Казахстан
Семинар
4
Климатические особенности Казахстана.
Лекция.
Подготовить презентации
« Внутренние воды кахахстана»
5
Реки Казахстана. Иртыш - главная водная артерия Казахстана
Практикум
6
Озера Казахстана: их уникальность и перспективы использования.
Лекция
7
Природные зоны и природоохранные територрии Казахстана. Рекреационные зоны.
Практикум
Составление комплексной карты
8
Практическая работа 1. Природные ресурсы своей местности. Их использование и возможности использования в будущем.
работа с интернет-ресурсами
Проекты
9
Численность, естественный прирост, уровень урбанизации, демографическая ситуация в сравнении с другими странами мира.
Лекция
10
Состав и структура населения. Половозрастная структура. Трудовые ресурсы. Безработица. Миграции.
Практикум
11
Национальный и религиозный состав населения. Ассамблея народа Казахстана. Казахстанская диаспора в мире.
Практикум
12
Практическая работа 2 .
Определение показателей плотности, уровня урбанизации, естественного прироста населения Казахстана в сравнении с показателями других стран (по выбору)
работа с интернет-ресурсами
13
Виды экономики: плановая, рыночная. Смешанная, теневая. География промышленности.
Лекция
14
Место Казахстана в мировом ТЭК. Оценка значимости металлургии черных и цветных металлов Казахстана.
Семинар
15
Перспективы развития машиностроения в Казахстане. Основные центры машиностроения.
Лекция
16
Химическая промышленность, промышленность строительных материалов и деревообработка. Рост и развитие.
Лекция
17
АПК. Практическая работа 3 Условия и возможные районы выращивания сельскохозяйственных культур на территории экономических районов Казахстана
работа с интернет-ресурсами
Пректы
18
Хозяйство страны и окружающая среда.
Семинар
19
. Особенности и перспективы национального туризма. Проблемы развития отраслей. Структура экспорта и импорта.
работа с интернет-ресурсами
20
Место Казахстана в мировой экономике по всем отраслям в сравнении.
Лекция
21
Место Казахстана в мировой экономике по всем отраслям в сравнении.
Практикум
22
Вхождение Казахстана в Международные организации и Экономические союзы.
Лекция
23
Интеграция и конкуренция.
работа с интернет-ресурсами
Проекты
24
Практическая работа 4. Сравнительная характеристика в производстве основных видов промышленной продукции Казахстана и других стран (по выбору)
работа с интернет-ресурсами
25
Защита поектов. Итоговое занятие.
Проекты
26
Защита поектов. Итоговое занятие.
Проекты
Методические рекомендации
Данная программа разработана для учащихся 10-11 классов естественно-математического направления.
Место курса в структуре географического образования: является составной частью раздела «Общаяэкономико-географическая характеристика мира»
Данная программа является алгоритмом поисково-исследовательских действий, которые являются основными формами учебной-познавательной деятельности учащихся в географии, способствующих выявлению главных специфических особенностей своей страны . Программа имеет универсальный характер и показывает основные направления изучения места Казахстана в Мировом сообществе.
Оцениевание работы учащихся проводится по качеству выполнения образовательного продукта. Формой проведения контроля может быть защита проекта, контурная карта, комплексная карта.
Учащиеся должны :
- иметь представление о материалистических и научных знаниях происхождения и развития природы в целом;
- знать цели, полный и содержательный объем необходимых географических знаний о физико-географических и экономико-географических особенностях республики, современные технологии изучения экономики Казахстана;
- уметь использовать теоретические и практические навыки работы с географическими источниками знаний, на достаточно научном и доступном уровне преподнести материал для защиты проектов;
- иметь навыки работы с картографическими, статистическими, научными, публицистическими и другими источниками;
- быть компетентным в современном положении Казахстана на мировом рынке, давать четкую оценку хозяйсва Казахстана в разрезе мировой экономики.
Список литературы.
1. Указ Президента РК от 28. 01. 1998 года № 3834 "О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года".
2. Казахстан: в цифрах и фактах.- Алматы: Статистика, 2006
3 Модели перехода от административной экономики к рыночной. Под ред. Байзакова С.Б. - Алматы: Рауан, 1997
4. Елемесов К.И. Экономическое моделирование и реальная политика // Казахстан: экономика и жизнь - № 3 - 4, 1995
5. Назарбаев Н.А. Долгосрочная стратегия развития Республики Казахстан: "Казахстан - 2030" - Алматы: Рауан, 1998
6. Тонкопий М.С.Экономика природопользования» - Алма-ата, 2000
7. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика - М.: ИНСАН, 1996
8. Эрхард Л. Секреты "экономического чуда".- М.: БЕК, 1997
10. Басовский Л.Е. Мировая экономика. Курс лекций. - СПб.: «Время», 2007. - 430с.
11. Гордеев В.В. Мировая экономика и проблемы глобализации. - М.: «Азбука», 2008. - 300 с.
12. Кудров В.М. Мировая экономика. Социально-экономические модели развития. - М.: «Нота», 2008. - 430 с.
13. Кутовой В.М. Мировая экономика в XXI веке. Состояние, проблемы, перспективы. - М.: «Верес», 2008. - 130 с.
14. Стрыгин А.В. Мировая экономика. - М.: «Эксмо», 2009. - 230 с.
15. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Под ред. Колесова В.П., Осьмовой М.Н.- М.: Флинта, 2004.
16. Состояние и перспективы развития основных секторов экономики //БИКИ.- 2004.-№ 4.
17. Стрыгин А.В. Мировая экономика.- М.: Экзамен, 2005.
18. Булатов А.С. Мировая экономика, М., 2001
19. Мировая экономика. Под ред. В.А.Ломакина, М., - 2001.