План урока по географии по теме Демографическая политика России (10 класс)

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

План урока по географии по теме Демографическая политика России (10 класс)

ДЕТИ - это достояние нации

Семья - ячейка общества

План конкурсного урока по географии


Тема: Демографическая политика России

Форма урока: урок теоретического обучения

Цели: закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Демографическая политика»;

сформировать у учащихся представление о демографической картине в стране;

выработать у молодежи чувство ответственности за будущее страны;

воспитание самостоятельности, активности и внимания.

КМО: статьи из газет, таблицы, доска, конспекты, ватман А3 и А1, маркеры, магнитные карточки, флаг РФ.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор

Тип урока: урок-обобщение с элементами игры

Методы: репродуктивный, проблемно-поисковый.

Межпредметные связи: обществознание, право

Форма организации: индивидуальная, групповая, работа в парах.


Ход урока


1. Организационный момент

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Приветствие учителя

Настрой группы на работу

Обоснование темы и целеполагания

(На протяжении 4 часов мы с вами узнали, сколько человек проживает в мире, по каким законам развивается, а также узнали, что такое демографический взрыв и демографический кризис. Сегодня мы должны будем узнать, что должно делать правительство, если население в стране быстро сокращается. Но для этого давайте повторим и обобщим весь изученный материал по населению мира).

Учащиеся настраиваются на учебную деятельность


  1. Актуализация знаний

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.Вопросы по предыдущим темам

Что такое воспроизводство населения?


Какие типы воспроизводства вы знаете?








Какому типу соответствует воспроизводство России?

Что такое демографическая политика?


На что должна быть направлена Демографическая политика России?

2. Создание проблемной задачи.

Проведение игры.

Для увеличения естественного прироста и продолжительности жизни населения необходимы государственные меры в области здравоохранения, социального обеспечения, улучшения экологической ситуации, стабилизации экономики. Поэтому предлагаю игру, в результате которой вы должны предоставить проект закона, направленный на увеличение численности населения России. Действующие лица: Президент, Премьер-министр, Глава федеральной службы статистики, комиссия Государственной Думы и общественной палаты, министры.

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал

Воспроизводство населения (естественный прирост) - это совокупность процессов рождаемости и смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Рождаемость, смертность измеряются числом родившихся и умерших на каждую тысячу жителей.

Первый тип воспроизводства населения распространен в странах Европы, Северной Америки, Японии, Австралии, т. е. странах, обладающих наиболее высоким уровнем развития. Для него характерны сравнительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.

Причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости:

  • Высокий уровень социально-экономического развития (в семье растут доходы, и уменьшается число детей)

  • Изменение статуса женщины, эмансипация и появление новой системы ценностей

  • Увеличение доли старших возрастов - «старение нации»

  • Уменьшение доли молодых, вследствие распространения болезней (СПИД, рак)

  • Последствия войн, терроризм

  • природные и техногенные катастрофы

Второй тип воспроизводства населения характеризуется высоким (свыше 12 человек на 1000 жителей) естественным приростом за счет высокой рождаемости при сравнительно невысоких показателях смертности. Он распространен в странах Африки, где естественный прирост составляет в среднем 29 человек на 1000, Латинской Америки (24 человека на 1000) и Азии (19 человек на 1000).

Причины, вызывающие высокие показатели рождаемости населения:

  • низкий уровень развития экономики, с преобладанием сельского хозяйства

  • своеобразный общественный уклад, религиозные обычаи, поощряющие многодетность

  • подневольное положение женщин, ранние браки

  • использование достижений современной медицины для борьбы с эпидемическими заболеваниями, улучшение санитарной культуры

  • запреты по планированию семьи в мусульманских странах

Суженный тип воспроизводства характерен для стран с «нулевым» или близким к нему естественным приростом или с отрицательным приростом, т.е такие страны, где смертность превышает рождаемость. Демографы называют это явление депопуляцией (уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли) или демографическим кризисом.

Суженному типу

Демографическая политика - комплекс мер (экономических, административных, пропагандистских и др.), направленных на регулирование рождаемости с целью увеличения или сокращения естественного прироста населения.

На увеличение численности населения

Распределение ролей, получение и вскрытие пакета с условиями игры.

Глава Федеральной службы статистики определяет проблему.

Президент собирает у себя комиссию и ставит перед ними задачи.

Комиссии Государственной Думы, Общественной Палаты и Правительства продумывают и прописывают проекты к закону выхода России из демографического кризиса.

В конце игры президент выслушав предложения починенных, предлагает совместно выработанный план выхода Росси из кризиса.

4. Подведение итогов

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Рефлексия достижения целей урока, поставленных на уроке.


Подведение итогов урока, выставление оценок, озвучивание домашнего задания

а). Сделайте собственные выводы и сформулируйте свою Программу выхода России из демографического кризиса, что точки зрения Я - Президент.

б). Ответьте на вопрос: Как я могу повлиять на демографическую ситуацию в стране, мой собственный вклад?

Анализируют урок:

Была ли достигнута цель урока?

Что каждый вынес для себя с урока, какова значимость каждого человека в данной проблеме?

Записывают д\з.


© 2010-2022