Рабочая программа по географии (6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Начальный курс географии - это первый по счету школьный курс географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо-картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цель курса:

заложить основы географического образования учащихся.

Задачи,решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное - показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю. Но в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот 1 час школой был выделен для изучения географии и для проведения практических работ и по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Таким образом, география в 6 классе МБОУ Зуринской СОШ рассчитана на 68 часов обучения. Это и получило отражение в календарно-тематическом планировании

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Учебно - тематический план


№ п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов (всего)

Вид занятий (количество часов)

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

Контроль

1

Введение

2




2

Виды изображений поверхности Земли.

План местности.

Географическая карта

16

4


2

3

Строение Земли. Земные оболочки

Литосфера. Формы рельефа земной коры. Гидросфера. Мировой океан. Воды суши. Атмосфера. Биосфера. Взаимосвязи компонентов природы.

43

8


6

4

Население Земли

5

2



5

Влияние природы на жизнь и здоровье человека

2



1

6

Итого

68 ч

14 ч


9 ч

Календарно - тематическое планирование


урока

Дата

Тема урока

Виды

контроля за

уровнем

усвоенного

Домашнее

задание

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Содержание

Знать, понимать

Уметь


1/1

ВВЕДЕНИЕ. География как наука

Вводная беседа

§ 1,2 с.3-6

2/2

Земля- планета Солнечной системы.

Вводная беседа, индивидуальный опрос, фронтальный опрос

§ 3

Географические следствия движения Земли.

Виды изображений поверхности Земли.

План местности

3/1

Понятие о плане местности

Топографический диктант

§4, карточки-знаки

4/2

Масштаб

Пр/р № 1. Решение задач на определение расстояний по плану местности

§5, придумать задание по теме

Понятия: масштаб, величина масштаба, виды масштаба

5/3

Стороны горизонта. Ориентирование

Фронтальный опрос

§6, местные признаки ориентирования

Использование приобретенных ЗУ в практической деятельности и повседневной жизни.

6/4

Пр/р №2 Определение на местности направлений, азимутов, расстояний

Использование приобретенных ЗУ в практической деятельности и повседневной жизни для проведения съемок участков местности.

Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, Полярной звезде, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане

7/5

Изображение на плане неровностей земной поверхности

Вводная беседа, индивидуальный опрос, фронтальный опрос

§ 7,инд.: зад.№5, №7, стр. 20

Определение высоты точек, форм рельефа

Построение профиля местности

8/6

Составление простейших планов местности

Фронтальный опрос

§8, стр.21-23

9/7

Пр/р № 3 .Составление плана школьного участка

Оформить записи

Географическая карта

10/1

Форма и размеры Земли

§9, зад.стр.25

11/2

Географическая карта

§ 10, № 6, инд.№4,5 стр. 27; на к/к № 7

Различие карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.

Различие глобуса, плана и карт.

Уметь классифицировать карты по назначению, масштабу, охвату территории

12/3

Градусная сеть на глобусе и картах

§11, зад. № 1-6 стр.29 в тетр.

Определять с помощью глобуса направления, измерять

расстояния

13/4

Географическая широта

§12, составить задание по теме

Понятия: географическая широта, географическая долгота

Определять географические координаты и местоположение географических объектов

14/5

Географическая долгота

§13, зад.1-5, стр.34

15/6

П/р.№ 4 Определение расстояний, направлений и географических координат на карте

16/7

Изображение на физических картах высот и глубин

§14, стр.34-36

Владеть приемом определения по шкале глубин и высот абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности

17/8

Значение планов местности и географических карт

§15, вопросы и задания, стр. 37

18/9

Контрольная работа по теме «План и карта»

Нет задания

Строение Земли. Земные оболочки

Литосфера

19/1

Земля и ее строение

§16, стр. 38-41

20/2

Горные породы и минералы

Пр/р.№ 5. определение горных пород

§17, заполнить таблицу

Определять свойства минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т.д.)

21/3

Движения земной коры

Контурная карта,зад. № 2, стр.49

§18, стр. 45- 49

Меры по защите от стихийных явлений.

22/4

Вулканы, горячие источники, гейзеры.

карточки

§19, зад.1-5, стр.52

Формы рельефа земной коры

23/1

Рельеф суши. Горы.

П/р.№ 6 Описание ГП гор

§20, номенклатура в к/к

Влияние внешних и внутренних сил на развитие рельефа. Изображение рельефа на карте. Различие гор по высоте

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки гор.

24/2

Равнины суши.

Пр/р. №7 Описание геогр. Положения равнины.

§21, номенклатура в к/к

Составление и объяснение схемы «Различие равнин по высоте». Описание по карте географического положения равнин. Определение по карте высоты равнин.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки равнин.

25/3

Рельеф дна Мирового океана.

П/р. № 8 Описание ГП одной из форм рельефа дна

§22, выучить основные понятия по теме

26/4

Неоднородность земной поверхности. Значение рельефа в жизни человека.

карточки

Повторить основные понятия по разделу

27/5

Контрольная работа по теме «Литосфера».

Тест

Нет задания

Гидросфера

28/1

Вода на Земле

§23, зад.1-8, стр.70

Мировой океан

29/1

Части Мирового океана

Пр/р № 9. ГП моря

§24, номенклатура в к/к

Состав гидросферы, составные части Мирового океана

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки морей.

30/2

Некоторые свойства океанической воды

Вводная беседа, индивидуальный опрос, фронтальный опрос

§25, зад.№ 1-7, стр.75

Понятия: соленость воды, промилле

Объяснять причины разной солености вод

31/3

Волны в океане

Вводная беседа, индивидуальный опрос, фронтальный опрос

§26, № 3, 4, Стр.79

Меры по защите от стихийных явлений

Определять по карте направления морских течений

32/4

Течения в океане

§27, номенклатура в к/к

33/5

Изучение Мирового океана

Вводная беседа, индивидуальный опрос, фронтальный опрос

§28, зад.№ 2, стр.83

Воды суши

34/1

Подземные воды

Геогр. диктант

§29, стр.зад.1-5, стр.86

Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле.

Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для жизни человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение, правила обеспечения личной безопасности.



Выделять, описывать объяснять существенные признаки рек. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для проведения наблюдений за своей рекой, ее состоянием, ее изменениями в результате природных воздействий, оценки их последствий.

35/2

Реки

Игра-лото

§30, номенклатура в к/к

36/3

Реки. П/р.№ 10. Описание ГП реки

37/4

Озера

Геогр. диктант

§31, номенклатура в к/к

38/5

Ледники

фронтальный опрос

§32, зад.1-6, стр.101

39/6

Искусственные водоемы

карточки

§33, инд.: сообщения по теме Гидросфера

40/7

Загрязнение гидросферы

Вводная беседа, индивидуальный опрос, фронтальный опрос

§34, повторить основные понятия по разделу

Меры по сохранению внутренних вод от загрязнения

41/8

Контрольная работа

Тест

Нет задания

Атмосфера

42/1

Строение, значение, изучение

§35, вопросы или 3 задачи

Состав атмосферы. Ее структура. Изменение состояния атмосферы во времени. Пути сохранения качества воздушной среды.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за состоянием воздуха в своей местности, определения комфортных и дискомфортных параметров. Меры по сохранению качества воздуха

43/2

Температура воздуха

§ 36,

Суточные и годовые колебания температур воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости

44/3

Годовой ход температуры воздуха

§ 37, с. 113 зад.

45/4

Атмосферное давление

§ 38, вопр.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

46/5

Ветер

§ 39, зад.5

Понятия: ветер, бриз, муссон, роза ветров, флюгер, анемометр

47/6

Водяной пар в атмосфере. Облака

§ 40 , вопр.

Понятия: насыщенный воздух, ненасыщенный воздух, абсолютная влажность, относительная влажность, виды облаков, облачность

Представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости

48/7

Атмосферные осадки

§ 41,зад.втетр.

Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека.

49/8

Погода.

§42,

Погода, ее элементы. Прогноз погоды. Определение погоды по местным признакам

Выделять преобладающие типы погоды для своей местности

Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки явлений и процессов.

50/9

Погода. Типы погод. П/р.№ 11

Экскурсия

§ 42,зад 4,5 с.129

51/10

Климат

§ 43, вопрос 2

Причины и факторы, определяющие климат местности, различные типы климата

52/11

Распределение солнечного света и тепла на Земле

§ 44, сообщ.

53/12

Причины, влияющие на климат

карточки

§ 45, повторить основные понятия на тему атмосфера

54/13

Контрольная работа по теме «Атмосфера»

Тест

Нет задания

Биосфера

55/1

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

§ 46, зад. 4

Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане

56/2

Природные зоны Земли

§ 47, зад.3

57/3

Организмы в Мировом океане.

§ 48, зад на выбор

58/4

Воздействие организмов на живые оболочки

карточки

§ 49, вопр.

Взаимосвязи компонентов природы

59/1

Природный комплекс.

§ 50, вопр. С 155,160

Понятия: компоненты природы, географическая оболочка, биосфера, природный комплекс

Устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы

60/2

Составление описания природного комплекса на местности П/р. № 12

Инд.: сообщ., повторить основные понятия на тему биосфера

61/3

Контрольная работа по темам «Биосфера» и «Взаимосвязи компонентов природы»

Тест

Нет задания

Население Земли

62/4

Человечество - единый биологический вид

§51, 1-3, стр.158

Население Земли, происхождение человечества, численность населения и его размещение, расовый состав и расовые проблемы

63/5

Население мира


64/6

Государства на карте мира.

Пр/р. № 13. Отметить на к/к страны мира

Сообщения о странах мира

Уметь работать с политической картой мира.

65/7

Городские и сельские населенные пункты. .

Пр/р № 14. Отметить на к/к крупнейшие города в мире

§ 53., Пр/р № 15 Составить характеристику своего населённого пункта

Особенности расселения населения Земли, основные типы населенных пунктов

Умение изображать населенные пункты на картах.

66/8

Человек - часть биосферы. Охрана природы.

§54, стр.160, №2

Влияние природы на жизнь и здоровье человека

67/1

Стихийные природные явления.

§55, инд.: сообщения по теме

68/2

Итоговое занятие. Конференция.

Наблюдения за природой летом






Перечень учебно-методического обеспечения

Используемый УМК:

  1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс - М.: Дрофа, 2007.

  2. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

  3. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.


  1. Датская Е.В., Синицына Е.В., Синицын М.Г. Контрольные и проверочные работы по географии: 6 класс: К учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюевой «Начальный курс географии. 6 класс»/ 2-е изд. - М.: «Экзамен», 2004.-78, [2] с.: ил

  2. Субботин Г.П. Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов/ Приложение к основному учебнику Т.П.Герасимова, О.В.Крылова «Физическая география», 6 класс. М.: Просвещение, 1993./М.: Аквариум, 1997, 256 с, илл

  3. Тарасова А.К. География. Книга для учащихся и учителей.- Смоленск: Русич, 1999. - 256 с

  4. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах.-СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008.-96 с.

  5. Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии: 6 класс.- М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 88 с.



























Контрольно - измерительные материалы


© 2010-2022