Конспект урока Атмосфера и ее роль для живых организмов

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по биологии и географии.

6 класс

Атмосфера и ее роль для живых организмов.


Цель урока: содействовать развитию личности ребенка в ходе изучения темы «Атмосфера»,

создать условия для открытия учащимися знаний об атмосфере, связи между строением атмосферы и влиянием на живые организмы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

-Составлять и анализировать схему:

«Значение атмосферы для Земли»

- Объяснять значение атмосферы

-находить информацию о роли газов

атмосферы

-высказывать мнение о влиянии атмосферы на живые организмы.

-умение ставить проблемы

-предлагать способы решения проблем

-работать с учебником и дополнительной информацией.

-развитие познавательных интересов у учащихся

-аргументированно оценивать свои и чужие поступки в учебных ситуациях

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Ведущая педагогическая идея: реализация компетентностного подхода в преподавании биологии и географии

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал для работы в группах, учебник .

Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Этап мотивации к учебной деятельности.

Проверка организации рабочих мест, приветствие.

Организация рабочих мест, приветствие.

2.Этап актуализация и фиксирование индивидуального

затруднения в деятельности

3.Постановка цели и задач урока.

Ребята, отгадайте загадку: «Мы живем на дне океана. Он, словно невидимое одеяло, окружает Землю и создает оболочку, которая называется… (атмосфера).»

Так что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Тема урока: «Атмосфера …» (слайд 1)


Что именно мы должны будем узнать об атмосфере? Предложите свои варианты целей урока

На уроке ответим на вопросы:

  1. Что называют атмосферой?

  2. Из чего она состоит?

  3. Строение атмосферы.

  4. Значение атмосферы для Земли. (Цели урока открываем на слайде 2)

Высказывают свои предположения.




4.Этап «открытия» нового знания



5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.







6.Этап с проговариванием во внешней речи.

Определение понятия «атмосфера»

А что же такое атмосфера? (слушаем разные версии, выбираем лучшую и записываем в тетрадь)

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Этот термин предложил М.В. Ломоносов в 1775 году.

Ребята, а какие еще оболочки Земли вы знаете?

Литосфера (дать определение)

Гидросфера (дать определение) (открыть слайд 3)

Состав атмосферы

  • Ребята! Космонавты, видевшие нашу планету из космоса, говорят что она окружена тонкой голубой дымкой. Так выглядит атмосфера. А какое отношение космос вообще может иметь к уроку биологии?

Учитель, при необходимости, с помощью уточняющих вопросов, подводит учащихся к мысли, что существует связь между космосом и растениями

И связь ребята, эта самая прямая, прочтите, какие слова о ней сказал русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев.

  • О какой связи идет речь в этом высказывании, как вы думаете?

Организация обсуждения ответа

Резюмируя высказывания учащихся, учитель говорит о том, что связь эта заключается в питании растений с помощью Космоса.

  • Вот Вы можете питаться, получая энергию из Космоса? Вместо столовой выходить под открытое небо и получать оттуда энергию для жизни? А растения делают это каждую минуту…


- Что может взять растение из космоса. Посмотрим состав атмосферы.

Найдите и прочитайте из учебника 3 предложения, где говориться о составе атмосферы.

Посмотрите на диаграмму и скажите, какого газа в больше в атмосфере. (АЗОТ-78%)

Сколько же % кислорода в воздухе? - 21 %

Как вы думаете, какие же газы занимают оставшиеся 0,1% на диаграмме. Какой газ выделяется при дыхании. (УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ) Какой процесс был бы не возможен без углекислого газа? (ФОТОСИНТЕЗ) Как пополняются запасы углекислого газа, кроме дыхания? (ГОРЕНИЕ ТОПЛИВА И ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНОВ)


  • Верно, с этим понятием мы знакомились с вами уже в прошлом году в 5 классе. Мы знаем, как называется, и знаем, как он

  • происходит.

Предлагают свои варианты ответов. Выбирают лучший и записывают в тетрадь.




Знакомятся с высказыванием К.А.Тимирязева

Работа с учебником


  • Повторить, как питаются растения

  • Растения из почвы получают воду и растворенные в ней минеральные вещества

  • Повторить, как происходит превращение минеральных веществ в органические.

  • Фотосинтез

  • А повторить я предлагаю это Вам самим, работая в группах. Через 7 минут Вы должны представить заполненную схему фотосинтеза

в бланке групповой работы. Заполнять вы ее будете с помощью разрезных карточек, которые лежат у вас на партах.

  • Итак, Вы должны заполнить схему, которая отражает, как протекает процесс фотосинтеза, и выбрать выступающего от группы, который будет защищать часть схемы.

Работают в группах с разными источниками информации, заполняют одну схему от группы.

Время вышло, пожалуйста, давайте теперь проговорим, как же протекает процесс фотосинтеза в растениях.

Теперь когда мы вспомнили процесс фотосинтеза и что его побочным продуктом является выделение кислорода, который является одним из основных газов в атмосфере. Давайте познакомимся со строением атмосферы.


  • Представители групп защищают заполненный ими логический блок схемы.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

По вопросу о строении атмосферы, ее слоях и их особенностях я предлагаю поработать самостоятельно в парах с текстом стр.90-91 и рисунком . Через 5 минут доложить результаты поиска и ответить на вопросы, которые я вам раздам.

Работа в группах по вопросам, используя слайд, рисунок и текст учебника на стр.90-91 После 5-минутной подготовки переход к обсуждению, затем к самостоятельному заполнению таблиц (слайд ) с последующей их самопроверкой (слайд , по щелчку):

Слои атмосферы

Верхняя граница (км)

Особенности воздуха

Наличие влаги и облаков

Особенности температуры

Тропосфера

8-9 км-над полюсами или 16-18 км -на экваторе.

Содержит почти весь воздух Земли

Содержится почти вся влага и много облаков

С высотой понижается, достигая -550С

Стратосфера

50-55 км

Содержит разреженный воздух

Очень мало влаги, почти нет облаков, не бывает ни гроз, ни дождя, ни снега.

С высотой повышается, достигая 00С

Мезосфера



50-80 км



Воздух разряжен и не поглощает солнечное тепло и не рассеивает свет


нет


Понижается с высотой до -90°C



Работают в группах с разными источниками информации, заполняют таблицу.



Проверяют таблицу

8.Этап включения в систему знаний и повторений.

Значение Атмосферы.

  • Напомните мне, какой пигмент необходим для протекания фотосинтеза?

  • Представляете, я недавно прочитала в Интернете, что химические заводы выбрасывают в атмосферу опасное вещество, которое разрушает хлорофилл зеленых растений. Этого вещества накапливается в атмосфере все больше с каждым годом, и вскоре, он может разрушить весь хлорофилл на нашей планете.

какие последствия для жизни на планете Земля может иметь разрушение всего хлорофилла.

- Работа в парах

Посмотрите на слайд и укажите для каждой картинки, какое значение имеет атмосфера для жизни на Земле. Для ответа вы можете пользоваться учебником.

  • Хлорофилл


  • Обсуждают в группе последствия разрушения хлорофилла.

Организация обсуждения

Условие работы групп: не повторять уже сказанное другими группами.


  • Группы высказывают свои предположения.

9.Этап рефлексии учебной деятельности.

Организуется индивидуальная рефлексия. Ответы на вопросы.

(вопросы на слайде)

Отвечают на вопросы.

10.Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

П.30 читать и отвечать на вопросы. Вклеить в тетрадь материал с урока.

По желанию -найти в интернете информацию о названии более высоких слоях атмосферы и их характеристиках.

Записывают задание.

© 2010-2022