Образовательная программа по краеведению Мой родной Михайловск

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Образовательная программа

краеведческого объединения

«Родной Михайловск»


Срок реализации: 3 года

Рассчитана: на детей 10-15 лет

Составила: C.А. Ерёмина - учитель географии МКО « СОШ №30»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Географическое краеведение способствует формированию у школьников комплексного, системного и социально-ориентированного представления о Земле как планете людей. Предмет, знакомящий с региональным подходом, как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социальные и экономические процессы. Считаю, что данная программа является одной из основ практической повседневной жизни, большой акцент - на формирование практических знаний и умений прикладного характера. Через данную программу «Родной Михайловск» происходит развитие региональных знаний о целостности природы, о людях, особенностях жизни и хозяйственной деятельности, об историческом прошлом нашего города.

Цель программы:

1. Развитие творческих способностей учащихся.

2. Усвоение учащимися системы знаний в области краеведения.

3. Расширение историко-географических представлений школьников о городе Михайловске и о Шпаковском районе, о многообразии его хозяйственных, социальных особенностей.

Образовательные задачи: обеспечить обучение соответствующему уровню образования основному общему и направлено на :

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

-познакомить учащихся с историей возникновения и развития города

- создать у школьников представления о жизни города и быте михайловцев

в разные исторические эпохи.

- сформировать знания о природных особенностях Шпаковского района

-Дать конкретные знания о территориальных различиях города; о многообразии природных, хозяйственных, социальных особенностей.

- Научить школьников устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы в ландшафтной городской среде.

- Продолжить развитие картографических умений; навыков ведения визуальных наблюдений, инструментальных измерений, умений обрабатывать и анализировать результаты наблюдений, пользоваться источниками географического и краеведческого характера

Теоретико-мировоззренческие задачи:

-понимание главных экономических, социальных процессов, происходящих в географическом пространстве: Михайловске, Шпаковском районе;

- понимание закономерностей размещения в связи с природными, социальными факторами, проблемами адаптации человека в зависимости от географических условий проживания.

Прикладные задачи:

-умение самостоятельно работать с различными источниками географической информации;

- умение в совершенстве пользоваться географической картой;

- умение ориентироваться, вести наблюдения, исследования, касающиеся природных и социально-экономических явлений и процессов.

При отборе содержания используются системный, экологический, исторический, сравнительный подходы. Системный подход позволяет рассматривать городскую среду как сложную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов и обладающую целостностью. Функции сравнительного подхода заключаются в сопоставлении и выявлении сходства и различия организации, состояний, факторов, процессов в среде города. Исторический подход обеспечивает возможность проследить развитие городской среды в различные периоды развития. Экологический подход определяет изучение процессов, происходящих под воздействием антропогенных факторов. Данной программой предполагается взаимосвязь теоретических и практических видов деятельности. Программа открывает возможности для организации полевых и лабораторных практикумов, творческих форм занятий. Разнообразие методов обучения в данном краеведческом объединении обусловлено как содержанием курса, так и возрастными особенностями учащихся. Часть занятий может проводиться в форме «круглого стола», где учащиеся выступают с докладами. Лекции и дискуссии как метод обучения помогут получить огромный объем информации. Благодаря этому происходит развитие и углубление знаний о целостности природы, особенностях жизни и хозяйственной деятельности, понимание закономерностей размещения в связи с природными, социальными факторами, проблемами адаптации человека в зависимости от географических условий проживания.

Воспитательные задачи:

1. Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего города. Воспитание чувства патриотизма

2. Способствовать воспитанию экологического сознания.

3. Формирование бережного отношения к памятникам культуры, природы.

4. Воспитание у школьников личностных ценностей, как желание узнавать новое, формировать находчивость, смелость, мужество, коммуникабельность, логически мыслить.

5. Усвоение учащимися сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности.

6. Создание объективной основы патриотизма и любви к родной местности в неразрывной связи с интернациональным и широким взглядом на мир

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактика асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья детей;

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей

Данная программа отличатся своей новизной и актуальностью.

Программа, направленная на изучение природы, социально- экономические условия, историческое прошлое города Михайловска, до настоящего времени отсутствовала. А между тем современные школьники хорошо осведомлены о далеких странах, о прекрасных городах планеты, совершенно не имеют представления об особенностях природы, не знают своих замечательных земляков, не имеют представления о достопримечательностях нашего Михайловска, исторического прошлого.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является, то, что в ней рассматривается широкий спектр вопросов, касающийся изучению своей местности. Предложена такая тема, как «Национальности нашего города, их традиции и обычаи», особенно актуальна в наши дни. Эта тема будет рассматриваться и на первом году обучения и продолжится на втором году уже более углубленно.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы в течение трёх лет. Основная часть занятий будет проводиться в классе, в библиотеке на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30», часть (экскурсионная деятельность) занятий будет проводиться в краеведческом музее, у памятников, в дендрарии (полевые работы),

Режим занятий во внеурочное время, после 14 часов. Продолжительность занятий три раза в неделю по 2 часа. В месяц будет проведено 24 часа. Программа рассчитана на - 216 часов за год. Особенностью реализации данной программы являются сочетание различных форм и методов обучения- игры различного типа, занятия- практикумы, семинары, дискуссии, экскурсии с посещением музеев и выставочных залов, ознакомление с различными памятниками культуры, истории и природы. В качестве основного метода реализации практической части рекомендую организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся. Как индивидуальной, так и групповой при этом совершенствуются навыки и умения учащихся. Применяются формы проектной деятельности, где ребята знакомятся с различными профессиями. После изучения большого раздела предлагается краеведам провести конференцию. Особое внимание при этом следует уделять изучению социальных аспектов жизни населения разных частей города, проблем актуальных для большинства горожан. Выводы о причинах и следствиях различных экологических и социальных проблем, самостоятельно сделанные учащимися в ходе исследований на местности, окажутся для них более убедительными. Это позволит повысить познавательный интерес школьников, покажет им практическую значимость приобретённых знаний, умений и навыков.

Ожидаемые результаты от реализации программы - это успешное выступление школьников на фестивалях, выставках, соревнованиях, исследовательских конференциях разного уровня и способы определения их результативности; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

Каждый выпускник объединения получает основы систематических знаний о Шпаковском районе и городе Михайловске - географических, исторических, этнографических.

1.Получает навыки работы с документами, литературой в библиотеке; умеет написать

творческую работу, сделать исследование.

2.Осваивает методы поисково-исследовательской работы в музеях, архивах.

3.Определяет своё отношение к проблеме сохранения культурного наследия как

величайшего достояния России.

4.Совершенствует свой характер, имеет возможность стать человеком с активной

жизненной позицией.

Данная программа является авторской, долгосрочной, рассчитанной на два года, в программе могут принимать участие учащиеся 6 - 10 классов, то есть с момента изучения в школе географии. Предполагается довузовская и допрофессиональная подготовка для учащихся 11-х классов.

Программа рассчитана на учащихся, проявляющих повышенный интерес к гуманитарным наукам. В целях ответственности обучающихся за качество освоения программы введён контроль знаний, умений и навыков в три этапа: начальный, промежуточный и итоговый.

Формы контроля

Формами контроля знаний, умений, навыков обучающихся являются:

- собеседование

- тестирование

- выполнение творческих заданий

- викторины, краеведческие игры

- конкурсы, олимпиады

- краеведческие чтения и научно-практические конференции.

Программа состоит из разных блоков и ежегодно корректируется в зависимости от контингента учащихся и направления исследования.

На 1-ом этапе - предлагается углублённое изучение природы г.Михайловска через лекции, игры, олимпиады и конкурсы.

На 2-ом этапе - происходит погружение в отдельные темы, отработка навыков исследовательской деятельности и приобретение опыта выступлений.

Наилучших результатов можно достичь, занимаясь с юными исследователями небольшими группами 2-3 человека или индивидуально.

Образовательный результат.

Учащиеся будут знать

  1. Географическое положение и основные события в истории Ставропольского края

  2. Основные памятники истории и архитектуры края и города Михайловска

  3. Основные исторические понятия, связанные с региональным компонентом.

  4. Знать правила безопасности во время экскурсии по городу и на природе.

Учащиеся будут уметь

  1. Уметь работать с атласом Ставропольского края, с контурной картой, со схемой города.

  2. Овладеют навыками решения кроссвордов, тестов, шифрограмм.

  3. У детей сформированы навыки работы в коллективе.

  4. Сформирована начальная стадия развития интереса к углубленному изучению географии и развитию творческих способностей ребенка.

Образовательный результат. Второй год обучения

Учащиеся будут знать

1.Основные события в истории города Михайловска начала XVII до конца XVIII века.

2.Историю возникновения и образования города Михайловска:

3.Основные памятники архитектуры Развитие торговли, ремесел, зарождение промышленности в крае.

4.Успехи в развитии экономики района

5.Успехи в развитии культуры города.

Учащиеся будут уметь

Работать с историческими документами, географическими картами, уметь выполнять конкурсные задания: кроссворды, шифрограммы, головоломки и т.д. Составить конспект статьи, исторического документа. Составить план работы, написать небольшую творческую работу и подготовить выступление. Выступить с сообщением, докладом, давать ответы на вопросы по данному выступлению.

У детей сформирован интерес к изучению географии, развивается творческий потенциал детей.

Уже на первом этапе учащиеся получают не только знания о своем крае через лекции, беседы, экскурсии, но и первичные навыки исследовательской работы: составление таблиц и схем, словарей основных понятий и терминов. Достаточно много времени уделяется работе с картами - современными и историческими.

Большую роль в приобщении детей к исследованию играют дискуссии, обсуждение документов, комментирование иллюстраций и фотографий. Развитию интереса к предмету способствуют игры и различные игровые приемы в процессе занятий: решение кроссвордов, викторин, шифрограмм по теме, краеведческих игр участие в краеведческих олимпиадах, конкурсах, чтениях.

Второй блок осваивают учащиеся, у которых сформирован устойчивый интерес к предмету. Здесь больше самостоятельной работы с документами, каталогами, историческими и географическими источниками. Каждый ведет научно-исследовательскую работу по выбранной теме. Собранный материал необходимо осмыслить, изложить в определенном порядке, грамотно оформить, а потом защитить его публично, т.е. предусмотреть возможные вопросы в процессе защиты, подготовить аргументированные ответы, для чего свою тему надо знать достаточно глубоко. Защита требует также навыков риторики и самообладания, что достигается тренировкой и психологической подготовкой, а также поддержкой друзей.

Методическое обеспечение программы дополнительного

образования детей

Занятия проводятся в классе или школьном музее. Количество часов, отведенных на занятия: 6 часов в неделю. На занятиях использую методы:

1. Эмоционально-личностного стимулирования. Создаю экспрессивно-личностные ситуации путём использования метафор, фрагментов научно-популярных и художественных произведений, дополняющих краеведческий компонент содержания предмета, использую дидактические игры.

2. Методы осуществления обмена ценностями между педагогом и учащимся: диалогическое общение, ролевые игры. В результате осуществляется «свободное откровение личности».

3.Методы рефлексий учебной деятельности помогают личности осмыслить, «отражать саму себя», свои потребности, интересы; способствует развитию нравственных качеств школьника.

Особенностью реализации данной программы являются сочетание различных форм и методов обучения - игры различного типа, семинары, дискуссии, экскурсии с посещением музеев и выставочных залов; ознакомление с памятниками культуры, истории и природы. В качестве основного метода реализации практической части рекомендую организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся, как индивидуальной, так и групповой. Особое внимание при этом необходимо уделять изучению социальных аспектов жизни населения разных частей города, проблем, актуальных для большинства горожан. Выводы о причинах и следствиях различных экологических и социальных проблем, самостоятельно сделанные учащимися в ходе исследований на местности, окажутся для них более убедительными. Формы подведения итогов предлагаю проводить путем организации выставок детских работ, школьных конференций, промежуточного и итогового тестирования.

качестве основного метода реализации практической части рекомендую организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся, как индивидуальной, так и групповой.









Содержание изучаемого курса

I год обучения


Введение.

Вводное занятие

Ознакомление воспитанников с целями и задачами обучения, программой обучения, предполагаемыми результатами обучения, инструкциями по технике безопасности.

XXI век - век урбанизации.

Повышение роли городов в жизни общества.

Изучение географии городов Ставропольского края.

Игра «Знаю город»

I. Географическое положение Михайловска

Михайловск - административный, промышленный, транспортный, культурный и научный центр района.

Источники географических и краеведческих знаний о городе.

Географическое положение города. Влияние географического положения города на историю развития.

Современное положение города Михайловска на физической и политической картах мира, России, Ставропольского края.

Практические занятия

1.Составление путевого дневника, описание отдельных участков пути.

2.Видеосъемка и фотографирование в походе.

3.Оформление отчетов путешествий, альбомов, выставок, уголков туристов.

Формы контроля: викторины: «По родному Ставрополью », «Моя малая Родина», конкурс краеведческих дневников «На экскурсии».

Знать и уметь

Год основания города, основные этапы его развития, функции города в материальной и духовной культуре народов, выдающихся людей-уроженцев города, материалы экскурсий по историко-культурным достопримечательностям города, площадь, конфигурацию своей местности, района, города, суть понятия «родиноведение», направления краеведения, источники комплексного изучения родных мест. Определять географическое положение, давать оценку Г.П., описывать функции города, быт, традиции, культуру, жилище горожан, анализировать проблемы городского населения, участвовать в благоустройстве города, находить место Шпаковского района на карте края и России, вести наблюдения, поиск, сбор и описание объектов местности.


II. Природные особенности города Михайловска

Геологические и географические события, происходящие на месте города миллионы лет назад. Геологическое строение территории города и его окрестностей. Рельеф. Высшая точка города. Природные процессы (оползни, овраги). Подземные воды. Источники, реки, речной бассейн р. Чла. Пруды и запруды. Стихийные явления, связанные с водными ресурсами. Климат, высота Солнца над горизонтом на широте города, изменения по сезонам. Климатическая характеристика сезонов (температурный режим, осадки, направление и скорость ветра). Прогноз изменения климата. Климат и экология. Почвы в пределах города и его окрестностей. Изменения почв. Замена почв культурным слоем. Растения в пределах города и его окрестностей степные, степные древесные аборигены, экзоты. Влияние древесной растительности на микроклимат города. Животный мир Михайловска. Природные особенности формирования экологической ситуации. Охрана природы и окружающей среды. Представители Красной Книги фауны и флоры.

История Шпаковского района, памятные и исторические места. Охрана памятников истории и культуры. Ведение путевых записей: личный и групповой дневник, описание пути движения, путевой очерк. Сбор краеведческих материалов. Фотографирование в походах, видеосъемка.

Знать и уметь

Основные формы рельефа, тип климата; зависимость рельефа города от тектонического строения и действия внешних процессов; факторы, формирующие климат района и города, меры борьбы с загрязнением атмосферы, особенности реки Чла, опасные природные явления; воздействие хозяйственной деятельности людей на водные ресурсы, особенности почвообразующих факторов на территории Михайловска

характеристика основных типов почв города, виды почвенной эрозии, меры по охране, типичные виды растений и животных; редкие и исчезающие виды растений и животных, лекарственные, ядовитые, дикорастущие съедобные растений города и его окрестностей. Устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико-географическим, геологическим, тектоническим картам России и Ставропольского края.

Оценивать почвенные, земельные, растительные и животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования.

Выполнять правила поведения в повседневной деятельности.

Выявлять особенности условий работы и быта человека для города Практические занятия

1. Нанести главные формы рельефа на ментальную карту.

2. Обработка материалов многолетних наблюдений за погодой.

3. Выявление источников загрязнения атмосферного воздуха.

4. Мероприятия по улучшению почвенного плодородия.

5. Описание экосистемы леса, луга. Выявление степени влияния человека на данный биоценоз.

6. Составление гербария местных растений.

7. Описание лекарственных растений.

Итоговое мероприятие. Конференция «Природа - мое богатство»

III. Социально-экономическая характеристика Михайловска

Положение города на пересечении важнейших транспортных магистралей края.

История заселения города. Источники знаний о прошлом Михайловска. Происхождение названия города, улиц; фамилий жителей. Основные этапы истории СОШ № 30. Педагоги разных поколений. Судьбы воспитанников. Традиции школы.

Население и хозяйственная деятельность. Численность и динамика за последние годы.

Характеристика различных сословий и этнических групп городского населения в разные периоды; купеческие, ремесленные районы. Орудия труда.

Дни военных испытаний. Современные функции города.

Культура города; школы; колледжи, ПТУ, научные учреждения, библиотеки, музей.

Новые кварталы и особенности их застройки. Планировка города.

Здравоохранение: больница и поликлиники Михайловска.

Средства массовой информации. Спорт. Городские общественные организации. Религиозные конфессии. Труд горожан - первооснова жизни, развития города. Экологические проблемы. Знать и уметь

Особенности формирования, заселения территории, ее освоенность;

обычаи; традиции, культура, виды хозяйственной деятельности населения на разных этапах развития истории; проблемы жителей села и современного Михайловска;

функции города в материальной и духовной культуре народов; выдающихся людей-уроженцев города; маршруты экскурсий по городу. Вести наблюдения, исследования за явлениями природы и деятельностью населения. Определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов. Описывать функции города, быт; традиции, культуру, жилище горожан. Анализировать проблемы городского населения. Участвовать в благоустройстве города.

Практические занятия

1.«Мое географическое открытие Михайловска».

2.Конфигурация, протяженность города с севера на юг, с запада на восток.

Составление простейшей схемы села.

3. Посещение районного музея.

4. Сочинение о любимом учителе.

5. Рассказ с привлечением историко - литературных, архивных и музейных

источников об истории своей улицы.

6. Составить маршрут экскурсии.

7. Рассказ об интересных людях города на разных исторических этапах.


IV. Туристская подготовка.

Изучение туристских навыков. Гигиена туриста и оказание доврачебной помощи.

Основы личной безопасности. Изучение природных особенностей г.Михайловска и социальных аспектов жизни.

Изучение и описание природных комплексов. Объяснение взаимосвязей, существующих между компонентами природного комплекса.

Знать и уметь

Топографические знаки, умение пользоваться топографическими картами, компасами при ориентировании на местности; устройство компаса; разжечь костер, собрать рюкзак, устанавливать палатку. Техника безопасности (правила поведения в походе ).

Практические занятия

1.Готовимся к походу игра «Собери рюкзак»

2.Ориентирование на местности игра «Найди клад!»

3.Топографическая викторина

4. Первая помощь «Добрый доктор Айболит спешит на помощь »

5. Итоговая игра « Остров Робинзонов »


© 2010-2022