- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 10 класс Вентана-Граф
Рабочая программа по географии 10 класс Вентана-Граф
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сетракова С.А. |
Дата | 29.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу « Экономическая и социальная география мира» разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования; федерального базисного учебного плана, примерного учебного плана и программы по географии 6 -10 классы общеобразовательных учреждений, авторы-составители: Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А., М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.
Цель курса: формирование у школьников законченных широких представлений о социально- экономической составляющей географической картины мира.
Задачи:
- сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
- научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
- вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.
В базисном плане на изучение курса « Экономическая и социальная география мира» в 10 классе отведено 70 ч. из федерального компонента
Рабочая программа ориентирована на 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.
Практических работ - 25, из них оценочных - 10:
-
Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
-
Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени
-
Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).
-
Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
-
Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
-
Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.
-
Экономико-географическая характеристика одной из стран Европы.
-
Объяснение внутренних различий одной из крупных стран Азии на основе использования материалов учебника, графических, картографических источников информации. ( на примере Китая или Индии).
-
Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
-
Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства одной из крупных стран Америки.
Тема « Глобальные проблемы человечества» является завершающей. Усвоение основных глобальных проблем рассматривается в соответствующих разделах курса. В завершении курса глобальные проблемы структурируются и обобщаются. Таким образом, учащиеся имеют возможность видеть результаты взаимодействия общества и природы в современных условиях.
Требования к результатам освоения учебного предмета
Представленная программа обеспечивает реализацию личностной, метапредметной, предметной компетенций.
Раздел
Компетенции
Введение
Экономическая и социальная география в системе географических наук
Предметная компетенция:
Ученик научится:
- понимать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
Ученикполучит возможность научиться:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- Личностная компетенция:
- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре другого народа.
Метапредметная компетенция:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- использование знаково-символических средств представления информации, схем решения учебных и практических задач.
Общий обзор современного мира
Предметная компетенция:
Ученик научится:
-определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических процессов и явлений;
- понимать особенности размещения основных видов минеральных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;
- оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира,
-понимать и объяснять динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-понимать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;
Ученикполучит возможность научиться:
-оценивать и объяснять территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
Личностная компетенция:
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- формирование устойчивых установок социально- ответственного поведения в географической среде- среде обитания всего живого, в том числе и человека;
Метапредметная компетенция:
- вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу;
- организовывать свою жизнь в соответствии с общественно - значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
Региональная характеристика мира
Предметная компетенция:
Ученик научится:
-оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, Азии, Северной и латинской Америки, Австралии, Океании, Африки, России их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства;
Ученикполучит возможность научиться:
- составлять комплексную географическую характеристику стран и регионов; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия
Личностная компетенция:
- осознание причастности себя к жителю крупного региона и страны мира в условиях глобализации, стремительного развития деловых и образовательных программ, различных видов человеческого;
- прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
- находить и применять географическую информацию в целях правильной оценки важнейших социально-экономических событий и международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира. Тенденций их возможного развития
Метапредметная компетенция:
-формирование способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- организовывать свою жизнь в соответствии с общественно- значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
Содержание учебного курса
Вводный курс (1 час)
Экономическая и социальная география в системе географических наук.
Основной курс (67 часов)
Многообразие стран современного мира. Этапы формирования современной политической карты мира. Современные особенности политической карты мира.Географическая среда и человек. Природно-ресурсный потенциал и ресурсообеспеченность.География минеральных природных ресурсов. Земельные и лесные ресурсы мира. Мировые водные ресурсы.География неисчерпаемых природных ресурсов. Экологическая проблема - глобальная проблема человечества. Изменение численности населения мира и воспроизводство населения. Состав населения . Этнический и религиозный состав населения мира. Размещение и миграции населения. Городское и сельское население.Проблемы населения современного мира. Мировое хозяйство, этапы его развития. НТР и мировое хозяйство. Факторы размещения отраслей мирового хозяйства. Территориальная структура мирового хозяйства. Топливная промышленность. Энергетика мира. Мировая металлургия. Машиностроение. Мировая химическая промышленность. Производство строительных материалов и лесная промышленность. Сельское хозяйство.Растениеводство. Животноводство мира. Сельское хозяйство и окружающая среда. Мировой транспорт. Мировая торговля и сфера услуг. Международная специализация и интеграция стран и регионов мира. Региональное деление мира. Международные отношения и геополитика. Особенности территории и населения Зарубежной Европы.Географические особенности хозяйства Зарубежной Европы. Субрегиональные и районные различия Зарубежной Европы. Сравнительная характеристика Франции и Польши. Население и природные ресурсы Зарубежной Азии. Многоликое экономическое пространство Зарубежной Азии. Сравнительная характеристика отдельныхсубрегионов.Япония. Китай. Индия. Территория и население Северной Америки. Природно-ресурсный потенциал и добывающие отрасли Канады и США. Сравнительная характеристика обрабатывающих отраслей промышленности США и Канады. Особенности фермерского сельского хозяйства США и Канады. Транспорт и внешние экономические связи США и Канады. Состав региона Латинская Америка. Вест-Индия. Континентальная часть Мезоамерики (Центральная Америка). ПРП и население Южной Америки.Экономическое пространство Южной Америки. Сравнительная характеристика субрегионов Ю. Америки. Бразилия. Географические особенности Австралии и Океании как единого региона. Динамика развития хозяйства Австралии и Океании. Особенности территории и населения Африки.Природные предпосылки и развитие первичных отраслей хозяйства Африки.
Контрольные параметры оценки достижения ГОС по географии
класс ___10__
Четверть
1 полугодие
2 полугодие
Формы контроля
Тест
Практическая работа
6
2
Зачет
1
экзамен
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебно-методическое обеспечение:
учебник«Экономическая и социальная география мира» 10 класс, О.А.Бахчиева, М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2011
географический атлас 10 класс, М.Дрофа 2006,
дополнительная литература:Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. 6 - 10 классы. - М.: Школа-Пресс, Кузнецов А.П. «Население и хозяйство мира» М.Дрофа 2003г. В.П. Максаковский «Географическая картина мира» в 2-х томах М.Дрофа 2004г. В.Н.Холина «География человеческой деятельности» С-П- «Спец-Лит» 2001г. В.И.Сиротин «Тематический тестовый контроль» 10-11 классы М.Дрофа 2003г. Интернет - ресурсы.
материально-техническое обеспечение:
-
ПК;
-
мультимедийный проектор;
-
интерактивная доска;
-
общегеографические и тематические карты;
-
комплекты тематических таблиц для 6-10кл.;
-
мультимедийные приложения к урокам;