Антарктида. Географическое положение материка. История открытия и исследование

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии в 7 классе.

Тема: Антарктида. Географическое положение материка.
История открытия и исследования.

Цель: познакомить с историей открытия и исследования Антарктиды;
выявить особенности географического положения Антарктиды, продолжая отрабатывать умение составлять характеристику географического положения объекта по картам атласа;
показать вклад русских учёных в открытие и исследование Антарктиды.
Задачи:
Образовательные:

сформировать у учащихся систему знаний о географическом положении Антарктиды; охарактеризовать своеобразие географического положения материка;
изучить обязательную номенклатуру и имена исследователей континента, и результаты их работы;
объяснить основные особенности ГП материка в сравнении с другим материком.
Развивающие:

продолжить формирование у обучающихся умения определять физико-географическое положение материка, используя навыки работы с типовыми планами и географическими картами;
продолжить формирование умений работать с различными источниками географической информации, сравнивать и делать выводы;
развивать интерес к предмету.
Воспитательные:

формирование гражданской позиции обучающихся на примере героизма исследователей и первооткрывателей Антарктиды.

способствовать формированию чувства прекрасного и развитию кругозора.
Оборудование: физическая карта мира, атласы, учебники, опорные листы, мультимедийная презентация, видео «Открытие Южного полюса», мультфильм «Рассказы старого моряка. Антарктида», видеоролик «Антарктида».
Тип урока: урок изучения нового материала
ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Беседа по вопросам и заданиям.

  1. Где расположена Антарктида?

  2. Что вы слышали об этом материке?

  3. При помощи карт атласа назовите океаны, омывающие Антарктиду.

  4. Где расположен Южный полюс?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

Вступительное слово учителя:
Сегодня мы отправляемся на экскурсию на еще один удивительный материк, который был открыт самым последним.

На фоне музыкального видеоролика «Антарктида»

«Исследователи называют его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным и белым. И лежит этот неведомый край снега и льда за южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Восходом и заходом солнца здесь можно любоваться только один раз в году. Он по-своему красив этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежные синие, сиреневые и розовые тона, холодные всполохи полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега»

- О каком материке идёт речь?
Учащиеся определяют название материка - Антарктида, записывают тему урока в опорных листах.
Называю цель нашего урока и план урока.
Ребята, почему изучение любого материка начинают с характеристики его географического положения. Что включает в себя понятие "географическое положение"? Вспомним план характеристики ФГП материка.

(ученики уже имеют навыки работы с планом характеристики ФГП материка, и поэтому практическая работа организуется самостоятельно).
План урока:

1. Географическое положение материка.

2. Открытие и исследование Антарктиды:

А) путешествие Джеймса Кука;

Б) открытие Антарктиды русскими мореплавателями;

В) открытие южного полюса Руаль Амудсеном и Робертом Скоттем.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Антарктида?

- Ребята, а что вам уже известно об этом материке?



Ответы учащихся. Записывают в опорные листы «Что я знаю об Антарктиде? …».
II. Изучение нового материала

Наша экскурсия в холодную, сияющую льдом и снегом, Антарктиду начинается!

- Как вы думаете, почему материк назвали Антарктида?, и в чем разница между такими понятиями как Антарктида и Антарктика . (Работа с учебником)

Южная полярная область Земли называется Антарктидой. Название это происходит от двух слов: «анти» - против и «Арктос» - так по-гречески называлось созвездие Большой Медведицы, под которым лежит полярная северная область, или Арктика. Антарктика в буквальном смысле значит - противолежащая Арктике. Материк, расположенный в центре Антарктики получил название Антарктида
1. Географическое положение материка Антарктида

- Какие материки Земли называют Южными?
Ответ: Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.

- Почему эти материки относятся к южным материкам?
Ответ: все четыре материка имеют общую геологическую историю развития - в геологическом прошлом были частью единого материка Гондваны

-Нам надо знать, куда же мы отправляемся, где же находится этот загадочный материк?

- Вам уже известен план характеристики ГП материка.

Сейчас охарактеризуйте ГП положение Антарктиды по типовому плану.

Ответ составить устно по картам атласа. Работаете в парах.

Работа учащихся по атласам

Ответ 1 учащегося у доски. Остальные дополняют.

Вопрос: Куда бы ты ни отправился здесь, в каком направлении, обязательно попадешь на север. А почему? Ответ в географическом положении: в центральной части материка находится южный полюс, а внешней границей Антарктиды служит южный полярный круг.

Берега континента почти на всем протяжении представляют собой отвесные ледяные обрывы, часть ледников спускается в воду и лежит на шельфе. Берега изрезаны слабо, материк омывают несколько морей. Они носят имена мореплавателей-исследователей Антарктики: Уэддела, Росса, Беллинсгаузена, Амундсена.

Крайняя точка материка расположена на Антарктическом полуострове - мыс Сифре 63° ю.ш.

Айсберги дают призрачность береговой линии материка, и она меняется периодически.
Это удивительный материк среди всех других. Здесь сходятся все меридианы. Здесь находятся пять полюсов:

1. Южный полюс Земли - географический, 90° ю.ш.;

2. Южный магнитный полюс Земли - 72°25' ю. ш., 155°16'в.д. (плато Земли Адели в восточной части Антарктиды, на 16 января 1909 г.), 70° ю. ш. и 150° в. д. на 1950 г., в районе горного плато Земли Виктории, а к 1977 г. сместился с суши на воду, неподалеку от берега, близ французской станции Дюмон д'Юрвиль;

3. Южный геомагнитный полюс - 78°З6' ю. ш., 109°54' в. д. ( редине ХХ столетия), район научной станции Восток;

4. Полюс относительной недоступности 82° ю.ш., 60° в.д., летом 1958г. здесь функционировала научная станция - Полюс Недоступности;

5. Полюс холода - станция Восток - 89,2° С в 1984 г.;

6. Полюс ветров - мыс Денисон на Земле Адели (скорость ветра здесь может достигать 70-80 м/сек, а в 1912-1913 гг. за 12 месяцев отмечено 235 дней со скоростью ветра 18 м/сек и более). Полюс ветра, скорость которого нередко достигает 30-50 м/с, при отдельных порывах достигает 90 м/сек. На мысе Денисов до 340 дней году бывают с сильными ветрами. С такой же скоростью несутся и огромные массы снега. Воздух кажется тогда плотным, как вода. Идти невозможно, люди пробираются ползком по натянутым тросам, привязанные к друг другу веревками. Лицо в один момент покрывается ледяной коркой, а на бровях и бороде вырастают сосульки. Не видно даже прожекторов, установленных над входами домов. Ураганные ветры сносят все, что не успели или забыли закрепить стальными тросами. Леонид Дубровин - советский полярник рассказывает: На станции «Оазис» в оазисе Бйнгера во время одного из ураганов ветер не мог порвать стальные тросы, которыми шасси самолета АН-2 было закреплено на льду озера Фигурного, но силы урагана хватило на то, чтобы оторвать самолет от шасси. Когда ураган немного стих и улеглась метель, люди увидели на льду только обломки шасси с лыжами. Исковерканный же самолёт они обнаружили на каменистом берегу озера почти в километре от станции».

2.Практическая работа.

Нанести на контурную карту; Антарктический полуостров, крайнюю северную точку, океаны и моря омывающие материк.


Работа с учебником

Задание: на стр. 7 учебника определите, чему равна площадь материка и какое место он занимает среди других материков? Сравните площади материков, сделайте вывод и запишите в тетрадь:

S = 14 млн. км2, занимает 5 место

Наибольшая высота над уровнем моря: массив Винсон - 5140 м

Самый большой по площади остров - Земля Александра I (43 200 кв. км.)
Вывод: Особенности ГП материка

А) материк почти весь расположен в пределах южного полярного круга;

Б) находится в антарктическом климатическом поясе;

В) от других материков отделён огромным океаническим пространством;

Г) покрыт мощным слоем льда, средняя мощность 2300 м

Д) самый высокий материк за счёт толщины льда.

3. Физминутка «Звездочёт».
4. Открытие и исследование Антарктиды:

Экспедиция в Антарктиду - это встреча с неизвестностью, которая требует от людей большого героизма.
Рассказ учителя.
- С давних пор существовала легенда о том, что у Южного полюса находится еизвестная земля "Южный материк".

- Плавание голландского мореплавателя А. Тасмана в 1642 г. опровергло представление о том, будто Австралия простирается далеко на юг и соединяется с таинственным континентом. (слайд 20)

- Во второй половине 18 века, плавание в приполярных широтах было настолько трудным ( льды преграждали путь на юг ), что неустрашимый капитан Кук предрекал: «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдинами морях в поисках Южного материка, настолько велик, что я могу взять на себя достаточную смелость, чтобы сказать, что ни один человек никогда не решится на большее, чем сделал я, и что земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы». (слайд 21).

- С тех пор поиски "Южной земли" на долгие годы прекратились. Но предсказания Кука не сбылись.

- Спустя 50 лет первая русская Антарктическая экспедиция, возглавляемая Ф.Беллинсгаузеном и Лазаревым, опровергла предположения Кука и в начале XIX в. открыла материк Антарктиду. (слайд 22).
- Первая русская антарктическая экспедиция - морское плавание Беллинсгаузена и Лазарева в воды Южного океана с целью доказать или опровергнуть предположение о существовании шестого материка - Антарктиды (слайд 23).

- 1820 год принято считать годом открытия шестого континента русскими мореплавателями. Это был самый настоящий подвиг! (слайд 24)

- « Их влекла в неприступные воды Антарктиды «неутолимая жажда научного познания». Их встречали непроходимые льды, где-то в тумане, словно призраки, бесшумно двигались огромные айсберги. Корабли несколько раз пересекали Южный полярный круг, айсберги не раз оказывались возле кораблей; того и гляди, ледяная громада обрушится на них. Но искусные моряки умели обходить смертельные препятствия так, что ни одно судно, ни один человек не пострадали в этих опасных широтах. По нынешним меркам деревянные корабли экспедиции - просто утлые суденышки. Какой же нужно обладать отвагой, чтобы не повернуть назад! Плавание Беллинсгаузена и Лазарева вошло в историю замечательных открытий: они в 1820 году первые увидели берега Антарктиды, а в следующем открыли остров Петра 1 и Землю Александра 1. Ошеломленные последним открытием, они взволнованно рассказывали, как ясно видели лед, снег, осыпи скал, уходящие далеко-далеко к югу.

Сомнений не оставалось: загадочный материк был открыт!»
Антарктида была открыта последней. Сейчас в Антарктиде уже проводят экскурсии для туристов. Для этого ученые которые здесь работают, открыли небольшой музей, где можно увидеть портреты путешественников, которые открывали и исследовали материк, увидели вещи, принадлежащие им, услышать интересные истории об их героических открытиях.
III. Закрепление. О чем идет речь?

1) Полярная область расположенная вокруг Южного полюса. (Антарктида).

2) Английский мореплаватель, который стремился открыть Антарктиду. (Джеймс Кук).

3) Кто открыл Антарктиду?

4) Назовите океаны омывающие Антарктиду.
Рефлексия. Подведём итог урока, и каждый из вас оценит свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.


1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется


активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Домашнее задание: п.48, работа на контурной карте.

Дополнительное, выполняется по желанию, сообщения о Южном полюс, Полюсе относительной недоступности, Южном магнитном полюсе, полюсе холода.



© 2010-2022