Проектная деятельность на уроках географии

При подготовке к мастер-классу столкнулась с наличием огромного количества материала по теме «Проектная деятельность на уроках». Но зачастую материал перегружен специфической терминологией, не очень хорошо воспринимается слушателями. Цель любого мастер-класса- поделиться с присутствующими опытом своей работы. Поэтому рассказывая теоретический материал, перемежала его с конкретными примерами уроков, внеурочных мероприятий. Безусловно, такое смешение теоретического и практического материала являет...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ни для кого не секрет, что в настоящее время чтобы стать успешным человеком, нужно быть общественно активной, творческой, компетентной личностью, которая, в отличие от человека-исполнителя, самостоятельно генерирует новые идеи, принимает нестандартные решения.

Сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, а также раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал личности помогает проектное обучение.

Суть проектной методики состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых объектов, процессов.

Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Во время работы над проектом строятся новые отношения между учителем и учениками. Учитель уже не является для ребят единственным источником информации. Он становится помощником, консультантом. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю. Эта педагогическая технология может быть эффективно использована на всех уровнях обучения.

Проект- это "пять П":

Проблема

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация.

Рассмотрим основные особенности структуры уроков.

ПЕРВЫЙ ЭТАП - ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ.

Цель этого этапа: подготовка учащихся к проектной деятельности.

На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности. В ходе этого этапа происходит распределение детей на инициативные группы. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо детей пересадить в соответствии с образовавшимися группами.

Деятельность учителя: Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Этот этап направлен также на формулирование темы и целеполагание - выделение цели с помощью учителя. Здесь хочется отметить, что часто даже сами учителя испытывают определенные проблемы при формулировании целей проекта. При огромном количестве литературы по организации проектной деятельности с обучающимися, можно видеть работы, где выделяются несколько целей. Уже на первых занятиях учу детей тому, что цель проекта может быть только одна. (Когда весной мы берем ведро картошки и лопату и идем ее сажать на огород- это тоже своеобразный проект. Какова цель этого проекта? Вырастить урожай! Другой цели нет!)

ВТОРОЙ ЭТАП- ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ.

Цель этого этапа: пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

На этом этапе учитель должен направить работу детей так, чтобы результатом «мозгового штурма» стал выбор, близкий к выбору, запланированному учителем. Здесь очень важна роль «лидеров» каждой группы, которым предстоит скорректировать предложения остальных детей.

Деятельность учителя: Направляет процесс поиска информации учащимися.

Предлагает учащимся:

• организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.

  • Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

ТРЕТИЙ ЭТАП ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА (конкретное практическое дело, либо ряд практических шагов к намеченной цели).

Цель этого этапа: разработка проекта.

Работа проводится в группах. Причем работа может быть по-разному организована. На четвертом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый ученик должен внести свой вклад в соответствии с выбранной ролью.

Деятельность учителя: Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Цель этапа: структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Оформляют проект, готовят продукт к презентации.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Деятельность учителя: Наблюдает, советует, направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

ПЯТЫЙ ЭТАП- ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Цель - демонстрация материалов, представление результатов.

Деятельность учителя: При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления. Выступает в качестве эксперта.

ШЕСТОЙ ЭТАП- ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ПРОЦЕССА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель - оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Деятельность учителя: Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся.



© 2010-2022