Средства ИКТ в преподавании географии

Практические рекомендации учителю географии. Интерактивных досок в кабинетах географии, как правило, нет, обычно это проектор и экран, но при определенных навыках работы с компьютером можно создавать задания с программируемыми ответами, использовать метод «наложения карт», показывать процессы в динамике.
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средства ИКТ в преподавании географии.

Сравнительно недавно компьютер вошел в нашу жизнь, чуть позже в школу. Сейчас мы учим детей, для которых компьютер «был всегда». Ещё вчера мы говорили о необходимости использования компьютерных технологий, сегодня это данность, которая существенно изменяет работу учителя, делая её более интересной.

Главным «ТСО» (Техническим Средством Обучения) на уроках географии стал мультимедийный проектор. Для его эффективного использования необходимо проводить большую работу по подготовке иллюстративного, справочного, тестового материалов. Интерактивных досок в кабинетах географии, как правило, нет, обычно это проектор и экран, но при определенных навыках работы с компьютером можно создавать задания с программируемыми ответами, использовать метод «наложения карт», показывать процессы в динамике. Вот некоторые приемы, которые, которые можно использовать при подготовке материала к урокам с использованием проектора:

Использование (создание) электронных географических карт.

Карту можно загрузить из интернета. Можно сканировать из книги, атласа. Часто при сканировании на готовом изображении проступают контуры оборотной стороны сканируемой страницы. Для решения проблемы достаточно увеличить яркость и контрастность изображения. Файлы с большим разрешением (Мировые карты, карты материков, больших стран) удобно демонстрировать в любой программе для просмотра изображений, в ней можно показывать всю карту целиком, можно «путешествовать» по ней, увеличив масштаб.

При использовании картографических и любых других изображений в программе PowerPoint, их необходимо предварительно сжать (Например: программа «Средства MS Office - диспетчер рисунков MS Office - изменить рисунки - изменение рисунков - стандартные ширина и высота 1024х768), чтобы готовый файл был минимально возможных размеров для скорости загрузки, передачи файла с презентацией по e-mail. Программа PowerPoint - основной «инструмент» который позволяет решить большинство задач интерактивного урока:

  1. Изложение нового материала в форме презентации с анимацией, видео, звуковым сопровождением. Просмотр учебных фильмов.

  2. Работа с электронными тематическими и контурными картами.

  3. Инструктаж при проведении практических работ.

  4. Проведение контрольных и тестовых проверок знаний. При этом экономится большое количество бумаги.

  5. Проектная деятельность учащихся.

Использование ресурсов интернет. В интернете достаточно много готовых электронных материалов, которые можно использовать на уроке, но редко они отвечают всем задачам конкретного урока, необходимо уметь их корректировать. Огромное количество иллюстративного фактического материала, замечательных сайтов. Учитель может организовать обмен ссылками по данной теме на интернет ресурсы. Благодаря современным средствам коммуникации все эти возможности можно использовать не только во время уроков, но и во внеурочное время.

При необходимости задания и иная информация передаётся по электронной почте. Практически каждая школа имеет собственный сайт. Это очень удобная площадка для общения учителя и учеников. Для размещения на школьном сайте методических материалов их необходимо подготовить, т.е. уменьшить размер. Сканированную информацию лучше сохранять в форматах PDF или DjVu, которые при хорошем качестве изображения максимально сжимают объем информации. Файлы больших объемов можно сохранять в бесплатных «облачных» хранилищах (например: dropbox.com до 2Гб), предоставляя администратору школьного сайта ссылку на данный материал.

На сайте нашей школы kurch-gim2.ru/ есть раздел «Учебные материалы», в котором учителя размещают актуальные методические и справочные материалы, интересные ссылки и т.п. В разделе «Творческие работы» размещаются результаты проектной деятельности школьников. Благодаря интернету возможен информационный «диалог» межу всеми участниками образовательного процесса.

«Географическая карта - второй язык географии», компьютерные технологии ещё один, новый язык. Очень интересный язык, требующий изучения. Есть опасность, увлекшись переусердствовать.

Работа с мультимедийным экраном и интерактивной доской отдельной строкой не прописана. Их рекомендуется приравнивать к экранным ТСО, где существуют ограничения по времени.

Учителю также следует побеспокоиться об экологии мультимедийного урока. Практические рекомендации:

1. Проведение мультимедийного урока отнюдь не означает, что все 45 минут ученики должны смотреть на экран. Чередуйте виды учебной деятельности, чтобы суммарное время работы детей с экраном проектора или монитора не превышало 10-15 минут в 1-4 классах, 20-25 в 5-7классах, 25-30 в старших классах. При выполнении учебных задач старайтесь не задерживать долго детей у большого экрана.

2. Не забывайте и о себе. Работа у экрана в течение всего урока тоже пагубно влияет на зрение. Поэтому и вам требуется такое же чередование форм работы. Не всегда появление отдельных учебных заданий на экране требует «вашего участия». Распечатайте слайды. Это поможет вам не только поберечь глаза, но и иметь под рукой своеобразный развёрнутый конспект урока.

3. Мы не должны забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информации на уроке, что в свою очередь способствует повышению утомляемости детей.


Никитин И.В.

Учитель географии МБОУ «Гимназия №2» г. Курчатова

© 2010-2022