Обобщающий урок по теме: «Климат России»

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Обобщающий урок по теме: «Климат России».

Форма урока: Урок - игра «Гонение по кругу»

Цель: Обобщить и конкретизировать знания основных понятий и терминов, главных особенностей климата в России, климатообразующих факторов, понимание закономерностей распределения основных элементов климата. Определить умения работать с климатическими картами, климатограммами.

Задачи:

1. Образовательные: продолжить формирование представлений об особенностях и главных чертах природы России; закрепить знания основных терминов и понятий темы, основных факторов, определяющих климат России.

2. Развивающие: развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, выделение главного, сравнение, сопоставление.

3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности, коллективизма и самостоятельности, уверенности в своих силах.

Методы и методические приемы: репродуктивный, самостоятельная и гупповая деятельность учащихся.

Оборудование: раздаточный материал.

время

Ход урока

приемы

3мин.







5-7

мин.


5-7

мин.



5-7

мин.






















5-7

мин.











5-7

Мин
































1мин

3-4 мин.

I. Организационный момент.

Уважаемые ребята! Сегодня мы проводим итоговый урок по теме: «Климат России». Урок проведем в виде игры.

Правила игры.

Заранее готовиться группа консульнтантов 5 учащихся (ведущие станции).

Класс делится на 5 групп по 5 человек. Каждой учащийся в группе получает карточка с порядком прохождения маршрута (приложение 1). Группы перемещаются по станциям:

  1. Станция «Понятия»;

  2. Станция «Климатическая карта»;

  3. Станция «Климатограмма»;

  4. Станция «Эрудит»;

  5. Станция «Тест».

Первая группа начинает работу с первого станции «понятия», вторая со второй станции и т. д.

Учитель регулярно переходит от станции к станциям и контролирует работу учащихся. На станциях каждый учащийся получает вопрос, отвечает ведущему. Ведущий оценивает ответ и выставляет оценку в карточку в графу своей станции. Ответ оценивается в пятибальной шкале.

В конце урока учащиеся складывают общую сумму баллов, и переводит итоговую оценку. Учитель на доске чертет шкалу перевода баллов в оценку (приложение 2).

Каждый учащийся проходит вместе с группой по всем станциямм.

Работа группы на одной станции длится 5-6 мин. Учитель подает сигнал об окончании работы на этапе и перехода на следующую станцию.

1. Станция «Понятия».

Ведущий раздает карточки заданий, выслушивает и оценивает ответы учащихся.

Карточка 1. Циклон, агроклиматические ресурсы, засуха.

Карточка 2. Антициклон, коэффициент увлажнения, гололед

Карточка 3. Суммарная радиация, атмосферный фронт, заморозки.

Карточка 4. Плюс холода, трансформация, пылевые бури

Карточка 5. Теплый фронт, изотерма, синоптическая карта

2. Станция «Климатическая карта».

Ведущий раздает карточки заданий, выслушивает и оценивает ответы учащихся.

Карточка 1. Определите среднюю температуру января в Красноярске, на полуострове Чукотка, на Кавказе.

Карточка 2. Определите коэффициент увлажнения на полуострове Крым, городе Астрахане.

Карточка 3. Опредилите среднюю температуру июля в районе г.Якутска,

г.Новосибирска, г.Норильска.

Карточка 4. Определите амплитуду температур в районе Оймякона, г Москва.

Карточка 5. Определите количество осадков на острове Сахалин, Прикаспийской низменности, Алтае.

3 Станция «Климатограмма».

Ведущий раздает карточки заданий, выслушивает и оценивает ответы учащихся.

Караточка 1. Определие тип климата по климатическим характеристикам:

1. Какова средняя температура января и июля?

2. Какова амплитуда температур?

3. Каково годовое количество осадков?

4. Каков режим выпадения осадков: А) осадки выпадают равномерно в течение года Б) осадки выпадают неравномерно в течение года

5. Какой это тип климата?

Обобщающий урок по теме: «Климат России».

Караточка 2. Определите тип климата по климатическим характеристикам:

1. Какова средняя температура января и июля?

2. Какова амплитуда температур?

3. Каково годовое количество осадков?

4. Каков режим выпадения осадков: А) осадки выпадают равномерно в течение года Б) осадки выпадают неравномерно в течение года

5. Какой это тип климата?

. Обобщающий урок по теме: «Климат России».

Караточка 3. Определите тип климата по климатическим характеристикам:

1. Какова средняя температура января и июля?

2. Какова амплитуда температур?

3. Каково годовое количество осадков?

4. Каков режим выпадения осадков: А) осадки выпадают равномерно в течение года Б) осадки выпадают неравномерно в течение года

5. Какой это тип климата?

Обобщающий урок по теме: «Климат России».

Караточка 4. Определите тип климата по климатическим характеристикам:

1. Какова средняя температура января и июля?

2. Какова амплитуда температур?

3. Каково годовое количество осадков?

4. Каков режим выпадения осадков: А) осадки выпадают равномерно в течение года Б) осадки выпадают неравномерно в течение года

5. Какой это тип климата?

. Обобщающий урок по теме: «Климат России».

Караточка 5. Определите тип климата по климатическим характеристикам:

1. Какова средняя температура января и июля?

2. Какова амплитуда температур?

3. Каково годовое количество осадков?

4. Каков режим выпадения осадков: А) осадки выпадают равномерно в течение года Б) осадки выпадают неравномерно в течение года

5. Какой это тип климата?

Обобщающий урок по теме: «Климат России».

4. Станция «Эрудит».

Ведущий раздает карточки заданий, выслушивает и оценивает ответы учащихся.

Карточка 1. Найте ошибки в описании климата.

Арктический климат расположен в северной половине полуострова Ямал, на полуостровах Гыданском и Таймыре, на Северо-Сибирской низменности и островах Северного Ледовитого океана. Зимы здесь холодные со средними, со среднеянварскими температурами -3…-8 0С. Лето умеренно-теплое - средние температуры июля +9…+140 С. Количество осадков велико - до 700 мм в год, так как воздушные массы, поступающие сюда, формируются над Атлантикой.

Карточка 2. Найте ошибки в описании климата.

Муссонный климат отличается теплой, дождливой зимой и жарким сухим летом. Осадков за год выпадает более 600 мм. Среднеиюльская температура изменяется от + 20 до + 240С. Среднеянварская температура меняется от -320С в предгорных районах побережья Охотского моря до - 80С в Приморском крае. Наибольшее количество ливней приходится на зимний период. Воздушная масса в течение всего года приходит с теплого Тихого океана.

Карточка 3. Найте ошибки в описании климата.

Резко континентальный климат Восточной Сибири сложился в условиях значительной близости к океанам, положения в умеренном поясе, наличия равниной территории, по которой свободно продвигаются морские воздушные массы с Тихого океана. Здесь круглый год преобладают морские воздушные массы. Из-за этого зима мягкая и влажная, а лето сравнительно прохладное и сухое. Годовые амплитуды температур достигают 40-60 градусов по Цельсию и более. Зимой сильных морозов не бывает. Здесь господствуют циклоны, приходящие с Тихого океана. Устанавливается ясная, малооблачная и очень холодная погода

Карточка 4. Найте ошибки в описании климата.

Умеренно - континентальный климат занимает Западную Сибирь. Зима здесь не очень сурова. Средняя температура января изменяется от -40 С до -200С. Лето холодное теплое. Средняя температура июля +12°С...+240С. Наибольшее количество осадков выпадает в западных районах (200мм). Мощный снежный покров. Увлажнение изменяется от избыточного до недостаточного, что вызывает смену природных зон.

Карточка 5. Найте ошибки в описании климата.

Субартический климатический пояс занимает только север Восточно - Европейской равнины. Зимой преобладает морозная погода. Ослабление морозов и снегопады связаны с прохождением циклонов. Летом преобладает ясная и жаркая погода. Количество осадков невелико (800мм). Летние температуры не превышают +160С.

5. Станция «Тест».

Ведущий раздает карточки заданий, выслушивает и оценивает ответы учащихся.

Карточка 1.

1. Какой из перечисленных явлений природы не формирует погоду?

а) Высокая облачность

б) Движение литосферных плит

в) Полярная ночь.

2. На какой фактор формирования погоды и климата не влияет рельеф?

а) Уровень солнечной радиации

б) Движение воздушных масс

в) Формирование осадков.

3. Общее количество солнечной энергии, достигающей поверхности Земли:

а) Прямая солнечная радиация

б) Рассеянная солнечная радиация

в) Поглощенная солнечная радиация

г) Суммарная солнечная радиация

д) Отраженная солнечная радиация.

4. Переходная зона между различными воздушными массами:

а) Атмосферный фронт

б) Атмосферный вихрь

в) Барический центр.

5. Количество влаги, которое может испариться с поверхности Земли при данных атмосферных условиях:

а) Испарение

б) Коэффициент увлажнения

в) Испаряемость.

Карточка 2.

1. Вихревые движения воздуха с центром высокого давления:

а) Циклон

б) Атмосферный фронт

в) Антициклон.

2. Какое стихийное природное явление изображено на фото?

а) Ливневые дожди и наводнение

б) Гроза

в) Снегопад.

3. Какое стихийное природное явление представлено в видеосюжете?

а) Ливневые дожди и наводнение

б) Гроза

в) Снегопад.

4. Самые высокие температуры воздуха наблюдаются летом:

а) на Прикаспийской низменности

б) на юге Приморья (района г. Владивостока)

в) на северном Кавказе

г) на юге Урала

5. Количество воды, которое может испариться при данной температуре:

а) Испарение

б) Испаряемость

в) Коэффициент увлажнения

г) Туман

Карточка 3.

1. Какой океан оказывает основное влияние на климат России:

а) Северный Ледовитый

б) Атлантический

в) Тихий

г) Индийский

2. Самое холодное место в России:

а) остров Рудольфа

б) Оймякон

в) Кольский пол-в

г) Таймыр

3. Какие факторы важны для формирования климата территории?

а) Широта местности

б) Почвенный покров

в) Рельеф местности

г) Господствующие ветры

д) Растительный мир

е) Удалённость от Мирового океана.

4. Общее количество солнечного излучения (светового и теплового), дошедшее до поверхности Земли это:

а) Прямая радиация

б) Отраженная радиация

в) Поглощённая радиация

г) Рассеянная радиация,

д) Суммарная радиация

е) Температура воздуха.

5. Расположите города по мере уменьшения получаемой солнечной радиации.

а) Пенза

б) Астрахань

в) Мурманск

г) Санкт-Петербург.

Карточка 4.

1. Почему зимой в России отраженная радиация больше, чем летом?

а) Меньше угол падения солнечных лучей,

б) Большая отражательная способность снегового покрова,

в) Преобладание циклональной погоды.

2. Свойствами каких воздушных масс определяется погода в субарктическом климатическом поясе в течение года?

а) Арктических

б) Умеренных

в) Субарктических

г) Арктических и умеренных.

3. Самая высокая температура в России ( + 45° С) была зарегистрирована :

а) на Черноморском побережье Кавказа

б) на Прикаспийской низменности,

в) на юге Дальнего Востока.

4. Где расположен Полюс холода в России ?

а) в Западной Сибири

б) в Северо-Восточной Сибири

в) на Новой Земле

г) на мысе Челюскин.

5. Какая территория получает наибольшее количество осадков за год?

а) Наветренные склоны Большого Кавказского хребта,

б) Побережье полуострова Камчатка,

в) Западные склоны Алтая.

Карточка 5.

1. Климат столицы России формируется, в основном, под влиянием:

а) Западного ветра

б) Восточного ветра

в) Южного ветра.

2. С удалением от Атлантического океана разница между летними и зимними температурами:

а) не изменяется

б) увеличивается

в) уменьшается.

3. Зимой самое холодное место на территории нашей страны находится:

а) в Западной Сибири

б) в Восточной Сибири

в) на Дальнем Востоке.

4. В восточной части Сибири по сравнению с западной частью Сибири осадков выпадает:

а) Больше

б) Столько же

в) Меньше.

5.Как называется та часть солнечной радиации, которая идет на нагревание земной поверхности:

а) Прямая солнечная радиация

б) Отраженная радиация

в) Поглощенная радиация.

II. Итог урока

Учитель: Сегодня на уроке мы проверили знания по теме «Климат».

При подведении итогов ведущие складывет сумму баллов каждого учащегося в группе и переводит в отметку.

III. Оценки за урок

Учащиеся сдают бланк ответов. Оценки выставляются в журнал.

Объясне-

ние учителя,




Репроду-

ктивный,

индуви-

дуальная и груп-

повая деят. уча-

щихся

Приложение 1.

Маршрутная карта

ФИ

Станция «Поняти»

Станция «Климати-ческая

карта»

Станция «Климато-грамма»

Станция «Эрудит»

Станция «Тест»

Сумма баллов

Оценка

Оценка



ФИ

Станция «Тест»

Станция «Поняти»

Станция «Климати-ческая

карта»

Станция «Климато-грамма»

Станция «Эрудит»

Сумма баллов

Оценка

Оценка



ФИ

Станция «Эрудит

Станция «Тест»

Станция «Поняти»

Станция «Климати-ческая

карта»

Станция «Климато-грамма»

Сумма баллов

Оценка

Оценка



ФИ

Станция «Климато-грамма

Станция «Эрудит

Станция «Тест»

Станция «Поняти»

Станция «Климати-ческая

карта»

Сумма баллов

Оценка

Оценка



ФИ

Станция «Климати-ческая

карта»

Станция «Климато-грамма

Станция «Эрудит

Станция «Тест»

Станция «Поняти»

Сумма баллов

Оценка

Оценка



Приложение 2.

Шкла перевода

25 -22 - «5»

21-18 - «4»

17 - 14 - «3»


© 2010-2022