Ветер 6 класс

Предлагаю  учебное занятие  для учащихся 6 класса, которое можно провести в системе уроков по теме «Гидросфера» в соответствии с авторской  программой курса  географии для 6 классов общеобразовательных учреждений  под редакцией  В.П. Дронова. Урок спланирован на основе современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологииИспользование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, оп...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии в 6 классе

Предлагаю учебные занятия для учащихся 6 класса, которые можно провести в системе уроков по теме «Гидросфера» в соответствии с авторской программой курса географии для 6 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.П. Дронова.

Уроки спланированы на основе современных образовательных технологий:

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Технологии критического мышления;

Цель технологии - научить такой работе с текстом, в процессе которой информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.

Технологии сотрудничества

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Предлагаемые методические приемы определены с учетом возрастных особенностей учащихся.



Методические разработки по теме: «Гидросфера» (Воды суши)

Урок №1

Тема урока « Реки»

Вид занятия: урок

Тип урока: урок изучения нового материала

Технология: критического мышления, здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества.

Межпредметные связи: история, литература, биология.

Методы обучения:

-актуализация опорных знаний (фронтальная беседа);

-создание проблемной ситуации;

-постановка учебной проблемы;

-объяснительно - иллюстративный;

-практическая работа.

Цель урока:

  • предметная: сформировать представление о реках земного шара.

  • методологическая: развитие логического мышления учащихся путём выявления причинно-следственных связей .

  • метапредметная: формирование знаний по теме на основе полученной информации.

Задачи
1) образовательные:

  1. Сформировать представление реке, ее частях, частях речной системы и бассейнах, водоразделах.

  2. Научить детей читать карту, определять левый и правый притоки, находить водоразделы.

  3. Познакомить с крупными реками мира и России.

2) развивающие:

  • формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом.

  • развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов;

  • развивать умение работать с учебником .

  • развивать умение у учащихся самостоятельно добывать знания и формировать практические умения;

3) воспитательные:

    • обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;

    обучение рефлексии учебной деятельности

Ожидаемые результаты:

  • Понимать и различать все понятия темы.

  • Уметь находить и показывать на карте речные системы, их части и бассейны рек, описывать географическое положение реки.

  • Понимать и объяснять различия в течении горных и равнинных рек.


Оборудование: компьютер, проектор, атласы, контурные карты, физическая карта полушарий, раздаточный материал.

Цель урока:

  1. Сформировать представление реке, ее частях, частях речной системы и долины, бассейнах, водоразделах.

  2. Научить детей читать карту, определять левый и правый притоки, находить водоразделы.

  3. Через интегрированный урок воспитывать любовь к рекам, видеть красоту равнинной и горной реки.

Оборудование: репродукции с картин художников, карта полушарий, компьютерный диск для 6 класса, схемы "Река", "Бассейн реки", таблица "Характерные черты горной и равнинной рек", карта бассейн реки Осетр, кроссворд, снимки рек, атласы, схемы "Река" для всех обучающихся.

Ход урока

Эпиграф: "Реки как люди…"

Л.Н.Толстой

I. Организационный момент.

1. Приветствие. Здравствуйте, дети!
Сегодня урок наш о важном на свете.
Мы будем часть гидросферы изучать,
Прошу вас всех хорошо отвечать.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Стадия вызова

Активизация опорных знаний:

Учитель: Какие части гидросферы вы знаете?

Учащиеся: (Воды Мирового океана, воды суши, вода в атмосфере). Слайд№

III. Изучение нового материала.

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению вод суши. К водам суши относятся воды материка.

Назовите виды внутренних вод. Слайд №

Отгадав загадку, вы узнаете тему нашего урока.

Бежит без ног, не зная горя,
И добирается до моря.

Учащиеся: Река

  1. Объявление темы урока:

Учитель: Запишите тему урока в тетради. ... (Реки.) Слайд №

Реки покрывают земной шар, словно голубой паутиной. Они играли и играют в жизни человека большую роль.

А что вы знаете о реках и их значении для человека?

Учащиеся: По их берегам селились племена, возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека была связана с реками. Они были преградой от врагов. Реки кормили и поили людей.

Учитель: Красота величие рек воспевалась многими художниками, поэтами.

На дом вам было задано творческое задание: найти художественные описания реки. Кто справился с этим заданием?

Внимательно слушайте, потому, что полученные знания вам потребуются при изучении темы.

Выступление учащихся с опережающим заданием (Приложение № 1)

Слайд №

Учитель: Эпиграфом нашего урока станут слова Льва Николаевича Толстого "Реки как люди…". Почему он так сказал, мы попытаемся ответить в ходе урока. Слайд

Мы сегодня узнаем, что такое река, её части, строение. Будем учиться определять, исток, устье, притоки реки, бассейны, водоразделы по карте. Установим взаимосвязь между рельефом, климатом и характером течения реки. Познакомиться с крупными реками мира и России.

  1. Стадия осмысления.

Структура реки.

Учитель. Все вы были на побережье реки, расскажите, что она собой представляет?

Учащиеся: Это вода, которая постоянно течет в углублении на поверхности суши.

Учитель: Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике на странице 147, прочитайте определение.

Учащиеся: Река - это постоянный водный поток, текущий в выработанном углублении - русле реки.

Учитель: Запишите это определение в тетрадь.

Учитель: Что такое русло реки? Найдите и прочитайте определение.

Учащиеся: Русло - самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды.

Работа с учебником.

Схема реки.

Учитель: Вспомните наш эпиграф к уроку "Реки как люди". Река как и тело человека состоит из частей. Чтобы разобраться из каких частей состоит река, выполним задание.

Задание № 1. Работа с раздаточным материалом

Посмотрите на рис.131 стр.148 . и сопоставьте его со схемой строения реки.

Задание № 2 Работа с физической картой России. Слайд

Вариант № 1 найдите точку на карте с ГК 54 0 с.ш, 590 в.д.

Вариант №2 найди точку на карте с ГК 470 с.ш. 520 в.д.

Деятельность учащихся: Находят географические координаты и показывают на карте.

Учитель. Назовите эту реку?

Учащиеся: Урал

Данные географические координаты соответствуют точкам: истока и устья реки.

Учитель: Давайте определение истока реки

Задание: прочитав текст на стр.147-148, ответьте на вопрос: Что такое исток?

Исток - место, где река берет начало, от которого наблюдается постоянное течение воды в русле.

Учитель: Ребята, вы заметили, что истоки рек бывают разные? Одна река вытекает из болота, другая река начинается из родника, третья река зарождается в горах, четвертая река начинается из озера. Определите, какие истоки соответствуют цифрам на схеме.

Ветер 6 класс

Деятельность учащихся: Подписывают истоки.

Учитель: Великая русская река Волга начинается на Валдайской возвышенности из болота, там, где выходят подземные воды. Слайд

Послушайте, как описывает исток Волги, великой русской реки, писатель Юрий Полозов. (Приложение №2)

Музыкальное сопровождение: «Течет река волга» Музыка Марка Фрадкина, слова Льва Ошанина Слайд №

Учитель. Как называется место, где река впадает в другую реку, озеро или море?

Учащиеся: Устье реки.

Учитель: Устья рек могут иметь разную форму. Выделяются два типа устьев - дельта и эстуарий.

Задание: По рис.132 дайте определение дельта и эстуарий.

Работа с физической картой России.

Учитель: На летних каникулах дети должны были отправиться в путешествие вдоль по реке. Они долго не могли решить в каком направлении пройдет их маршрут. Как вы думаете, где будет начало путешествия.

Вариант № 1. найди на карте ГК истока р. Оранжевая

Вариант №2. найди на карте ГК устья р.Оранжевая

Как вы думаете, где будет начало нашего путешествия.

Ответы учащихся

Учитель: Движение реки всегда от истока к устью. Покажите, направление течения реки на схеме.

Работа с контурными картами.

Задание 1. Нанесите на контурную карту реки: Печора, Колыма, Терек. Найдите исток, устье, укажите направление течения рек.

Задание 2.Сделайте вывод, что влияет на направление течения реки.

Учащиеся: На направление течения влияет рельеф.

Учитель: « Реки как люди»

Учитель: Скажите, мы люди, имеем все одинаковый характер?
Ответы учащихся

- Давайте сейчас с вами поменяемся местами: вы учителя, а я - ученица.

Посмотрите на картины и обьясните, где здесь горная река, где равнинная и почему?

Попробуйте предположить, какая река, равнинная или горная, будет иметь спокойное и плавное течение, а какая -бурное и быстрое. Слайд.

Учитель: От рельефа зависит не только направление течения, но и скорость течения.

Слайд Таблица:

Реки

Сравнения рек

Характер течения

Рельеф

Скорость течения

Горные

Бурлят, пенятся

Горный

Быстрая

Равнинные

Медленная

Равнинный

Спокойная

Учитель: Равнинные реки текут спокойно, плавно, в широких долинах Скорость - 1 м/с. Не обладая силой, достаточной для того, чтобы продолжить себе прямой путь, равнинная река обходит препятствия и вырабатывает широкую долину, по дну которой извивается русло. Равнинные реки, у которой достаточная глубина, удобны для судоходства.

Горные реки текут гораздо быстрее, чем равнинные. Они не образуют значительных извилин. Их долины узкие, глубокие. Многие реки, начинаясь в горах, выходят затем на равнину; горная река становится равниной

Учитель: Реки впадают в моря или заливы океана, но есть реки, которые впадают в другую реку и эта река становится её притоком. Прочитайте в учебнике (с. 149) как определить правый и левый приток.

Правило. Как определить правый или левый это приток реки?

Учащиеся: Чтобы узнать, каким притоком реки является другая река - правым или левым - нужно представить, что вы стоите лицом к устью главной реки (вниз по течению). Если приток впадает в главную реку справа - он правый, если слева - левый.

Работа у доски

Задание № Найдите на физической карте полушарий (России) правый и левый притоки рек и покажите на настенной карте.

Работа с картой РФ

Практическое задание: Определите, каким притоком - правым или левым - является

Иртыш для Оби, (правый)

Ангара для Енисея (правый)

- Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная система?

Работа в парах. Определение - термин.

Задание № Найдите в тексте учебника на стр.150 определение речная система и расскажите друг другу определения.

Учащиеся: Речная система - это река вместе с впадающими в нее притоками. Сделайте подзаголовок «речная система» на своих схемах.

Учитель: От речной системы надо отличать водосборный бассейн реки. Найдите это определение в тексте учебника на стр.150.

Учащиеся: Водосборный бассейн реки - это площадь суши, с которой стекает вода к главной реке и ее притокам.

Свой бассейн имеет каждая река, даже маленькая. Бассейн главной реки включает бассейны всех её притоков. Самый большой бассейн - у Амазонки (показ на карте). Его площадь - 7 млн. км2 - лишь немного уступает площади Австралии.

Практическое задание: Используя рисунок 134, с. 150, найдите водосборный бассейн реки Волги и Дона. Чем отличаются понятия "водосборный бассейн" и "речная система"?

Ответы учащихся

Физминутка.

Речка.

К речке быстрой мы спустились,

(Ходьба на месте.)

Наклонились и умылись.

(Наклоны вперед.)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

(Хлопки в ладоши.)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

(Круговые движения руками.)

Вместе - раз, это - брасс.

Одной, другой - это кроль.

Все как один -

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

(Прыжки на месте.)

И отправились домой.

(Ходьба на месте.)

Питание и режим рек.

Учитель: Чтобы поддерживать свой организм мы питаемся. Чем? Кто, что любит? Так и реки, чтобы поддержать свое течение, а вы все видели, что у реки есть течение, вода бежит-бежит и не кончается, река питается. Откуда берется вода, за счет чего питается она, т.е. пополняет свои воды?

Ответы детей

Учитель: Питает речку подземный запас. А еще питает дождь, воды снега и льда. Характер питания рек зависит от климата. Реки питаются дождевой водой, талыми водами снега и льда, подземными водами. Сочетание нескольких типов питания называется смешанным питанием.

Немало рек, питающихся исключительно дождевой водой. Среди них - самые полноводные реки Земли: Амазонка и Конго. Уровень воды в этих реках почти не изменяется, так как дожди выпадают в их бассейнах весь год. (Показ рек).

Учитель: Талыми водами горных ледников питаются протекающие по пустыне реки, истоки которых находятся высоко в горах. Самый высокий уровень воды в этих реках - летом. Почему?

Учащиеся: Таяние ледников приводит к повышению уровня воды в реках.

К таким рекам относится, например, Амударья. (Показ рек).

Большинство равнинных рек в нашей стране имеет смешанное питание. Весной - талым снегом. Летом - дождем. Зимой, когда они покрыты льдом, единственный источник питания - выходы грунтовых вод в руслах рек. Если бы не подземное питание, реки зимой подо льдом могли бы вообще иссякнуть.

Учитель: Мы, люди стараемся жить по режиму. Что такое режим? Слово вам это знакомо?

Учащиеся: Вставать, кушать, ложится в одно и тоже время.

Так и у реки есть режим, который зависит от разных источников питания.

Режимом рек называют изменение уровня воды в реке в течение года.

IV. Этап закрепления полученных знаний и проверки степени усвоения материала.

Цифровой диктант. Слайд

Вариант №1

Определение

Вариант №2

1

исток

10

2

русло

9

3

устье

8

4

горные

7

5

речная система

6

6

равнинные

5

7

водораздел

4

8

приток

3

9

река

2

10

режим реки

1



  1. Место, где начинается река, называется.

  2. Выработанное рекой углубление на земной поверхности, по которому она течет, называется.

7 Место впадения реки в море, озеро или другую реку, называется.

  1. Реки, скорость которых быстрая, характер течения бурлящий, пенящийся называются.

  2. Река вместе с впадающими в нее притоками.

  3. Реки, которые текут спокойно, плавно, удобны для судоходства.

  4. Линия раздела речных бассейнов называется.

2 Река, впадающая в главную реку.

3Постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении.

5Поведение реки в течении года.

Самопроверка.

В-1

1, 2, 4, 6,

В-2

Ваша оценка « »

V. Подведение итогов урока.

Реки как люди: вода во всех одинаковая но все реки разные: бывает то узкая, то широкая, то быстрая, то тихая, то чистая, то мутная, то холодная , то теплая, так и люди".

Вот и к концу пришел урок,
Нам подводить пора итог.
Спасибо за работу дети,
А я поставлю вам отметки.

VI. Домашнее задание.

  1. & 38-39

  2. В контурных картах подписать следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи, отметив разными цветными карандашами элементы речной системы (исток, устье, правые, левые притоки)

VII. Стадия рефлексии. На фоне музыки. Шум реки

Закончить предложения Слайд

Было интересно ……………..

Я удивился ……………………….

Теперь я умею ……………………

Больше всего понравилось………………………..











Литература:

1.В.П.Дронов. География. Землеведение. 6 класс.; учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. «Дрофа». 2009 г.

2.Н.А. Никитина Поурочные разработки по географии. 6 класс. - М.; «Вако», 2004 г.

3.И.И. Нагорная. География. 6 класс: Поурочные планы.- М.: Дрофа 2004г.

4.И.И.Баринова. Современный урок географии. Ч.2.- М.: Школа -Пресс,2001г.

5. Интернет ресурсы.











Приложение № 1

О, Волга!..Колыбель моя,
Любил ли кто тебя как я?
Один по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит,
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке…

(Н. Некрасов)

Река.

Река!
Из чащи вырастая,
Немая, светлая, густая,
Как бы литая из стекла,
Едва текла.
Свое пружинистое тело,
Закутав в мягкие леса,
Она белела и алела,
И отражала небеса.
Пора разливов миновала,
Река ничем не выдавала,
Что целый мир
В глубинах вод
Она несет.
В. Павлинов.



Приложение №2

Описание истока Волги

"Околица села - глинистый пологий скат. Внизу под Горкой щетинится осокой и хвощом небольшое болотце, а над ним легко и торжественно вознеслась арка, подобная радуге; недалеко как бы вплыл дощатый помост с перильцами, а чуть поодаль на сумрачном фоне елового леса красуется игрушечно крохотный рубленый домик... На арке надпись: "Исток великой русской реки Волги".

Вы медленно опускаетесь с горки, медленно ступаете на помост. С каждым шагом все ближе милая русская светелка.

И вот вы входите в нее. Все сразу обволакивает ровный, покойный полумрак, мягкая, настоянная прохлада.

Эта бодрящая прохлада точно бы струится из круглого отверстия в полу. И вы вдруг падаете на колени, всматриваетесь... Черной тушью таинственно мерцает глубинная холодная вода. Не всплеснет, не всколышется ни одна струйка... тихо, очень тихо в прохладной светелке.

Так вот где знаменитый исток младенческой Волги, вот где заветная ее колыбель!..

- Здравствуй, Волга! Низко-низко кланяюсь тебе...".







© 2010-2022