Проектная деятельность на уроках географии

Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, но и за рубежом. Одним из таких методов является проектный метод обучения.Цель использования метода проектов в курсе географии – самостоятельное постижение учащимися географическ...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод проектирования на уроках географии.

Рубцова Елена Витальевна,

учитель географии

МБОУ «Левковская СШ №7»


Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, но и за рубежом. Одним из таких методов является проектный метод обучения. Цель использования метода проектов в курсе географии - самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся, «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, создание конкретного учебного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Работая над проектом по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их. Метод учебных проектов позволяет шире применять проблемный подход, когда основное содержание темы проекта подчинено решению определенной актуальной проблемы.

Проектную деятельность учащихся осуществляю на основе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с различными источниками географической информации: картами, статистическими материалами, справочной и научно-популярной литературой, информацией из периодической печати, радио и телевидения.

Ученики впервые знакомятся с данным методом уже в 6 классе . Конечно, проект, выполненный учеником 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень..

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6 - 8 классах. В 6 классе на одном из уроков в начале года ребятам рассказывается о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом и предлагается им сделать творческий проект - например, написать сказку "Путешествие маленькой капельки" (см.Презентация №1 о мировом круговороте воды. Данную сказку ребята оформляют иллюстрациями, и как один из способов оформления предлагается буклет или электронная презентация. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Учителя информатики на своих уроках учат ребят работать в программе "Power Point". Ребята, зная азы, стараются создать свою презентацию. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, можно защиту провести на уроке.

Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.

Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную, и их мы вывешиваем в кабинете на всеобщее обозрение перед уроками.

Темы такого проекта могут быть следующие:

  1. "Вот моя деревня, вот мой дом родной…";

  2. "Город, который я люблю";

  3. "Путешествие маленькой капельки".

  4. «Как живешь , речка»

Во втором полугодии ребятам предлагается для оформления результата работы над проектом воспользоваться компьютером. К этому времени уже все шестиклассники знакомы с программой "Power Point" и знают ее возможности. Мы определяем структуру проекта на уроке, делаем макет презентации на листах формата А 4, определяем тему, цели и задачи проекта, определяем общую идею проекта, формулируем основополагающий вопрос и уточняем его проблемными вопросами, выдвигаем гипотезу, определяем сроки выполнения проекта и критерии его оценки, а затем ребята включаются в самостоятельный поиск. Если у них появляется необходимость в консультации, они обращаются к учителю в часы консультаций. Можно предложить следующие темы проектов:

  • 6 класс чаще всего применяются игровые и познавательные проекты.



№ п/п

Тема проекта

Краткое описание проекта

1

"А все-таки она вертится…"

Земля - планета солнечной системы. Почему Земля вертится? Как доказали древние ученые, что Земля вертится?

2

Человек и природа

Как человек взаимодействует с природой. Может ли человек использовать богатства природы, не нанося ей вред?

3

"Вода, вода, кругом вода…"

Гидросфера, ее значение, почему вода на Земле не исчезает? Роль воды в жизни людей и всего живого.

4

Разноцветные лица

Почему люди на Земле так непохожи друг на друга? Какие люди живут на разных материках в разных странах7

В 7 классе ребята в творческие и информационные проекты включают материал своего исследования.

7 класс

№ п/п

Тема проекта

Краткое описание проекта

1

По следам Робинзона Крузо

Остров Робинзона - миф или реальность? Где находится остров Робинзона? Особенности природы острова, соответствуют ли они реальным фактам? Остров Робинзона Крузо сегодня.

2

Этот известный неизвестный Христофор Колумб

Открытия Х. Колумба. Кто он - Х. Колумб? (страницы биографии, известные и неизвестные факты жизни). Значение открытий Христофора Колумба.

3

Глобальное потепление - миф или реальность?

Причины, точки зрения, проблемы, последствия.

4

Тайны ледяного континента

Почему Антарктида покрыта льдом? Почему это самый холодный материк? Всегда ли она была покрыта льдом? Что скрывает ледяной панцирь?

В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы над литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.

8 класс

№ п/п

Тема проекта

Краткое описание проекта

1

Морские ресурсы России

Чем богаты моря России? Чем грозит истощение морских ресурсов человеку? Что может вызвать истощение ресурсов и как этого избежать? Экологические проблемы морей, их влияние на ресурсы морей.

2

Открытие и освоение территории России

Забытые страницы истории освоения территории страны. Причины, побудившие людей искать новые земли. Кем были первооткрыватели земли русской?

3

Влияние человека на рельеф, последствия этого воздействия

Антропогенные ландшафты, эрозионные процессы как следствие воздействия человека на природу.

4

Климатические ресурсы России

Что мы понимаем под климатическими ресурсами? Богата ли Россия этими ресурсами? Как изменятся климатические ресурсы России в результате глобального потепления?

В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.), некоторые используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы. В курсе "Экологический проект" в 9 классе ребята знакомятся с методикой создания исследовательского проекта и защищают свои проекты. Для примера предлагается презентация к такому проекту "Влияние транспорта на здоровье человека и животных" (см.презентация 3). Экологизация курса географии - одно из важнейших направлений, обусловленных современным состоянием окружающей среды. Учебные проекты позволяют учащимся познакомится с проявлением экологических проблем в России, в ее регионах, в других странах мира. Содержание экологических знаний в них раскрывается в такой последовательности: потребность человека - виды воздействия - антропогенная нагрузка - изменения в природе - последствия для человека - способы рационального природопользования.

Большой интерес у учащихся вызывают творческие учебные проекты связанные с разработкой туристического маршрута, экскурсии, путешествия. В таких проектах представлен социальный и культурный аспект. Их можно использовать при изучении материков в 7 классе, на первом уроке при изучении экономико-географического положения, и на завершающем этапе повторения. В 8 классе при изучении регионального компонента ученики с удовольствием разрабатывают ролевые проекты , где задействовано 5-7 человек например, «Сельский туризм», в этом проекте одни ученики играют роль туристов, вторая группа - предоставляет им услуги по развлечению: возможность искупаться в экологически чистой речке, позагорать на песчаном пляже, подышать кристально чистым воздухом в сосновом бору, посмотреть как растут лесные ягоды, пособирать их , научиться варить варенье по бабушкиному рецепту, выпить душистого травяного чая с пирогами из русской печки, покормить кур, кроликов, поучаствовать в трудоемком , но интересном деле - сенокосе , посетить памятные места, местные достопримечательности. Этот проект состоит из нескольких небольших мини-проектов. На запрос туриста каждый член команды представляет проекта, рассказывающий о том или ином виде отдыха, достопримечательности. Например проект о реке, которая протекает рядом, о ее животном мире, о экологических проблемах , о растительном и животном мире Вельского района, о мастерах , традициях этого края (истории декоративного оформления домов), о том, чем можно заняться в свободное время (проявить свое творчество в оформлении участка).

Курс "Экономическая и социальная география мира" 10-11 классов является завершающим этапом в изучении школьной географии. При его прохождении возникают трудности разного характера и некоторые из них можно сгладить, проводя уроки, к подготовке которых привлекаются ученики.

"Составление экономико-географической характеристики одной из стран", отражение результатов в рефератной форме на основе использования разнообразных источников знаний.

Форму традиционного реферата я заменила творческой работой "Путешествие по стране" с использованием информационных технологий. Информационные технологии являются современным средством обучения, которое очень быстро внедряется в учебный процесс и позволяет расширить кругозор школьников, систематизировать полученные знания, развивать логическое мышление и художественный вкус.

Организационная работа по подготовке творческой работы "Путешествие по стране" строится следующим образом:

1 этап - подготовительный.

1. ученик, из предложенного списка, выбирает страну, о которой будет делать работу;

2. изучает типовой план характеристики страны.

План характеристики страны.

1. Страна, столица.

2. Краткая историческая справка.

3. Политико-географическое положение:

•положение на материке; •какие страны окружают; •в какие блоки входит страна и окружающие ее государства; •очаги напряженности и конфликтов в этом регионе; •изменение ПГП во времени; •влияние ПГП на развитие хозяйства 4. Экономико-географическое положение;

•выходы на мировые торговые пути; •положение к главным топливно-сырьевым и промышленным и с/х районам мира; •изменение ЭГП во времени (образование новых соседних стран, строительство транспортных путей и т.д.); •вывод о влиянии ЭГП на развитие хозяйства; 5. Хозяйственная оценка природных ресурсов.

•рельеф; •климат; а) ресурсы ля промышленности (оценка)

•топливно-энергетические; •ресурсы для металлургии; •водные и гидроресурсы; •лесные; •рекреационные; •и другие природные ресурсы; б) ресурсы для с/х

•сумма температур; •зона увлажнения, коэффициент увлажнения; •почвы; в) общий вывод об обеспеченности ресурсами страны.

6. Население.

•плотность; •размещение; •национальный состав; •естественный прирост и проблемы с ним связанные, демографическая политика; •миграции; •соотношение городского и сельского населения; •крупные города, агломерации; •структура занятости населения (сколько в промышленности, в с\х, в непроизводственной сфере);

7. Общая характеристика хозяйства:

•уровень развития страны; •ведущие отрасли экономики; •уровень оснащенности экономики достижениями НТР;

8. Промышленность.

•название главных отраслей специализации; •крупные центры; •территориальное размещение (причины);

9. Сельское хозяйство.

•общая характеристика аграрных отношений; •характеристика главных отраслей и их размещение (причины);

10. Транспорт.

•ведущие виды транспорта; •густота транспортной сети; •крупные транспортные злы, порты.

11. Внутренние различия (выделение развитых и отсталых районов).

12. Внешнеэкономические связи (экспорт, импорт).

3. Ученик самостоятельно подбирает информацию для раскрытия пунктов плана.

Источниками знаний являются учебник, карты атласа, справочники, дополнительная литература о стране, информация из Интернета.

Развивается дидактический принцип - ориентация учащихся на самостоятельный отбор и проработку материала.

2 этап - подготовительный.

1. Каждый ученик получает индивидуальные консультации учителя по отобранному материалу и правилам его оформления.

Здесь работает еще один дидактический принцип - это оптимальное содержание и формы изложения.

2. На основе собранного материала в компьютерных программах Microsoft Pover Point, Microsoft Word, Adobe Photoshop создаются слайды и компонуются в компьютерную презентацию. В презентации включается так же видеоролики, музыкальное сопровождение. C помощью использования информационных технологий происходит формирование межпредметных связей.

Для полного раскрытия "образа страны" в типовой план характеристики страны девятиклассники добавляют свои пункты, например, народные традиции, национальная кухня, обряды, праздники и т.д. Многие делятся личными впечатлениями о стране, в которой побывали.

Так же в типовой план я добавила свой пункт плана, он является последним слайдом презентации, считаю, его особенно важным. Цифры, факты со временем стираются из памяти, но ассоциированное восприятие страны остается надолго.

Например, Финляндия - это страна сыра "Виола", тысячи озер, Санта-Клауса, Рождества, качественной обуви, зимних видов спорта и т.д.

Япония - это страна сакуры, суши, восходящего солнца, высококачественной электроники и т.д.

З этап - творческий отчет.

Это проведение учеником урока "Путешествие по стране" с использованием компьютерной презентации.

На уроке происходит работа по развитию устной монологической речи. Учебный монолог переходит в учебный диалог обсуждения темы, оценивание выступающего одноклассниками.

Таким образом, каждый десятиклассник, выполняя практическую работу "Составление экономико-географической характеристики страны", учится самостоятельной и систематичной работе с разными источниками информации. Также активизируется и познавательная деятельность ребёнка.

Накопленный материал с успехом используется как на уроках географии, так и во внеурочной работе.

Познание других народов, территорий расширяет кругозор, способствует развитию эстетического воспитания, все это формирует систему духовных ценностей юных россиян.

Мы используем учебный проект для расширения межпредметных связей. Учебные проекты объединяют различные области научных знаний (география, экология, экономика, физика, социология, демография, химия и др.), создают условия для изучения междисциплинарных понятий, актуальных проблем человечества. Интегрированные проекты позволяют рассмотреть тему проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает процесс обучения интереснее, а знания ребят богаче и глубже.

Через проекты в образовательной деятельности реализуется краеведческий подход, который направлен на развитие личности в условиях национально-региональных традиций, воспитание гражданственности, патриотизма, экологической культуры личности. Изучение природных, социально-экономических, исторических, культурных особенностей родного края комплексно воздействует на все сферы сознания: интеллектуальную, эмоциональную, волевую.

Работа в рамках учебных проектов способствует повышению мотивации учения, заинтересованности в результатах своего труда. Изменился стиль общения учащихся на уроке. Они научились высказывать свое мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, вырабатывать общее мнение о том, что и как надо делать.



© 2010-2022