- Преподавателю
- География
- Внеклассное мероприятие «Юный эколог»
Внеклассное мероприятие «Юный эколог»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ермолаева Т.Н. |
Дата | 11.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОБУ СОШ № 4
п. Пойковский
Учитель химии и биологии Линийчук Ирина Ивановна.
2013-2014 учебный год.
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на уроках экологии, биологии.
Задачи:
учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
Оборудование: записи с голосами птиц, плакаты на экологическую тематику; живые объекты природы (листья, цветы, семена), муляжи грибов, карточки с изображением следов животных и лекарственных растений; коллекции моллюсков.
На стене плакат со словами «Ты открой мне, природа, объятья,
Чтоб я слился с красою твоей». И. Бунин
Форма проведения: экологическая игра-конкурс.
Ход мероприятия.
-
Приветствие.
Класс разбивается на две команды. В качестве жюри выступают старшеклассники, лаборант кабинета биологии.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие учащиеся! Сегодня мы с вами собрались для проведения экологической игры.
1-й ч т е ц .
Я слушал, как поёт тропа лесная,
И всё гадал: о ком она? О чём?
Который век бежит, не зарастая,
Как будто ей столетья нипочём.
2- й чтец.
В её напеве слышу отголоски
Шагов прошедших некогда людей.
Смотрю на тропку, стоя у березки,
И сердце бьётся чётче и нежней.
3-й чтец.
И верится, не стало тленом, пылью
Минувшее, поныне живо тут.
Все люди, что по тропке проходили,
Идут по ней, незримые идут.
4-й чтец.
И мы пройдем, а через годы - внуки,
И каждый сердцем у лесной тропы
Услышит те же песенные звуки
Одной для нас единственной судьбы.
А. Каныкин
Ведущий. Дорогие знатоки природы! Давайте подумаем над смыслом этого стихотворения.
Ученик: Я думаю, как прекрасно услышать голос природы! Пройти по лесным тропинкам, послушать птичьи голоса и шум леса. (Звучит запись с птичьими голосами)
Начнём нашу игру с разминки.
-
Разминка. Отгадайте загадки.
Каждой команде по очереди предлагается отгадать загадку. За каждый правильный ответ даётся жетон.
Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.
(Гусь)
* * *
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
* * *
Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я?
(Олень)
* * *
В тесной избушке
Ткут холст старушки.
(Пчёлы)
* * *
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?
(Муравьи)
* * *
Летит - воет,
Сядет - землю роет.
(Жук)
* * *
Кто может выйти в открытое поле,
Не покидая своего дома?
(Улитка)
* * *
В болоте плачет,
А из болота не идёт.
(Кулик)
* * *
Не ёлка, а колка.
Не кот, а мыши боятся.
(Ёж)
* * *
Летом гуляет,
А зимой отдыхает.
(Медведь)
* * *
Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идёт на охоту коварная…
(Рысь)
* * *
И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке,
Мы - зелёные…
(Лягушки)
* * *
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет - это…
(Крот)
* * *
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают,
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?
(Мухи)
* * *
Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели.
Только к дятлу на обед
Попадает…
(Короед)
* * *
III. Конкурсная программа.
Этап 1. Лесная тропа.
Представители от каждой команды выходят к столу ведущего и вытаскивают поочерёдно карточки с изображением следов лесных животных, семенами растений . За каждый правильный ответ команде присваивается жетон.
1). В лесу леснику встретились следы собаки, волка, лося, рыси, белки, зайца, кабана и медведя. Определи, чьи это следы.
2).Нашли семена растений: дуба, клёна, берёзы, ели, кедровой сосны, ольхи и каштана. Определи, чьи это семена.
3). Собери лукошко. Каждой команде даётся по набору муляжей грибов. Нужно отобрать съедобные грибы и назвать их.
Этап 2.Конкурс капитанов.
-
У какой птицы съедобные гнёзда? (ласточка саланган)
-
Почему плачут крокодилы? (выведение излишков солей из организма)
-
Какого цвета шкура у белого медведя? (тёмная)
-
Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое растение)
-
Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (мухомор, бледная поганка, жёлчный гриб, ложные опята, сатанинский гриб)
-
Коралл - это растение или животное? (животное)
-
Сколько ног у паука? (восемь)
-
Скат манта по - другому называется… (морской дьявол)
-
Какая птица, гнездящаяся на наших водоёмах, считается символом верности? (лебедь)
Этап 3-й. Водоёмы.
-
Каких промысловых рыб считают одомашненными? (Осётр, толстолобик, судак, зеркальный карп, карась.)
-
Определи моллюсков. (Коллекции: беззубка, перловица, прудовик, катушка, жемчужница и т.д..)
-
Назови как можно больше рыб наших водоемов. (Толстолобик, судак, сазан, линь, краснопёрка, сом, карп, ёрш, карась, белуга, осетр, стерлядь, севрюга т. д.)
-
Какое членистоногое путешествует под водой в воздушном колоколе? (Паук-серебрянка.)
-
Какая рыба чемпион по вымётыванию икры? (треска - до 300 млн. икринок)
-
Из какой рыбы можно делать напильники? (акула - из её кожи делают напильники, которыми можно полировать дерево и мрамор)
-
Какая польза от лягушки? (лягушка съедает за сутки в среднем 6 вредных беспозвоночных)
-
Почему лягушка при заглатывании пищи закрывает глаза? (у неё нет зубов, поэтому пищу заглатывает целиком, проталкивая её глазными яблоками)
Этап 4-й. Экологический.
Разгадайте кроссворд.
1
2
1
3
4
2
3
4
По горизонтали.
1. Живая оболочка Земли.
2. Симбиотические живые организмы, называемые «пионерами жизни».
3. Лесообразующая порода сосновых лесов.
4. Временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни.
По вертикали.
1. Наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания.
2. Процесс образования органических веществ из неорганических, проходящий в зелёных растениях.
3. Тенелюбивое хвойное дерево.
4. Автотрофные живые организмы.
Этап 5.
Зелёная аптека.
К столу ведущего выходят по одному участнику от каждой команды. Они вытаскивают по очереди карточки с изображением лекарственных растений. Учащиеся называют растение и области его применения в медицине. За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон.
IV. Подведение итогов игры.
Участники конкурса проводят коллективный анализ по вопросам:
-
Что понравилось в игре и почему?
-
Что учесть на будущее? Ваши предложения.
-
Оценка коллективно-творческой деятельности.
Жюри подсчитывает результаты игры. Поощрение и награждение участников.
Литература и интернет- источники:
-
Шепелёва, Миронова «Классные часы», изд. «Учитель»
-
Чередниченко «Экология. Внеклассные мероприятия», изд. «Учитель»
-
Детская энциклопедия «Я познаю мир», изд. ООО «Издательство АСТ-ЛТД»
-
zoo-up.ru/stati-i-rasskazy-o-zhivotnyh/721-zagadki-o-zhivotnyh
-
biouroki.ru/material/voprosi/chelovek.html