Программы и календарно-тематическое планирование по географии 9 класс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочие программы

9 класс

Пояснительная записка

Программы:

  1. Примерная программа основного общего образования по географии. География России (7-9 класс)/сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии.-М.:Дрофа, 2008.

  2. Авторская программа по географии. 6-9 классы / Под редакцией И.В.Душиной. -М.: Дрофа, 2006.

Количество часов: всего 70 часов, в неделю-2 часа. Практических работ-11.

Оценочные практические работы:

  1. Определение по картам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение. (Работа с контурной картой и письменный вывод)

  2. Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и закономерностей их размещения (заполнение таблицы).

  3. Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны (таблица и выводы в тетради) .

  4. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам (таблица в тетради).

  5. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам (таблица в тетради и описание по плану).

  6. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам (работа с к/к).

  7. Определение по картам размещения металлургии меди и алюминия (таблица в тетради)

  8. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам (таблица в тетради и описание по плану).

  9. Определение по статистическим материалам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства (письменная характеристика в тетради)

  10. Составление схемы производственных связей на примере одного из районов (по выбору учителя)

  11. Сравнительная характеристика хозяйства двух районов (по выбору учителя).

Используемый УМК:

  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2008.

  2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2014.

  3. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс, 2014

  1. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Дополнительная литература:

  1. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

  2. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А.Кугут, Л.И.Елисеева и др.-М.: Глобус, 2010

  3. Интернет-ресурсы

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.










Наименование раздела программы

Тема урока

Тип урока

Количество часов

Требования к уровню подготовки

Сроки проведения

план

факт

ВВЕДЕНИЕ

(1 час)

Что изучает география России: население и хозяйство

Вводный урок

1

Знать:

-называть основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия география России.

Уметь:

-показывать на карте




Место России в мире (4 часа)


Политико-административное устройство России

Урок изучения нового

1



    Географическое положение России и границы России.

    Урок изучения нового

    1



    Экономико-, транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России

    Урок изучения нового

    1



    Государственная территория России

    Тест из сборника «Тематический контроль по географии.9 кл.»

    С.4

    1



    Население Российской Федерации

    (5 часов)

    Исторические особенности заселения и освоения территории России. Человеческий потенциал страны

    Урок актуализации знаний

    1

    Знать:

    -численность населения, страны, факторы воспроизводства, своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни, народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, основные религии, особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность.

    понятие миграции и ее основные виды. Основные направления миграций на разных этапах истории,

    понятия: трудовые ресурсы, экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения. Занятость

    Уметь:

    -объяснять различия в естественном приросте, причину социальных процессов, приводить примеры, работать с картой

    Использовать географические знания для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений.



    Определение по картам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение. (Работа с контурной картой и письменный вывод)

    Практическая работа №1 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.96

    1



    Национальный состав населения. Народы и религии.

    Практикум

    1



    Миграции населения

    Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и закономерностей их размещения (заполнение таблицы).

    Практическая работа №2 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.97

    1



    Городское и сельское население. Расселение населения

    Тест из сборника «Тематический контроль по географии.9 кл.»

    С.6

    1



    Географические особенности экономики России (3 часа)

    География основных типов экономики на территории России

    Урок изучения нового

    1

    Знать:

    -основные этапы формирования РФ: аграрный, индустриальный, постиндустриальный

    -экономические системы;

    -проблемы преобразования экономики России.

    Уметь:

    -называть и показывать на карте сырьевые базы;

    -объяснять понятия: конверсия, научно-техническая перестройка;

    -объяснять перспективы развития России.

    Называть:

    -отраслевую и функциональную структуру хозяйства;

    -группы отраслей: добывающие, обрабатывающие, обслуживающие;

    -основные факторы формирования хозяйства РФ.



    Проблемы природно-ресурсной основы экономики России

    Урок изучения нового

    1



    Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

    Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны (таблица и выводы в тетради)

    Практическая работа №3 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.98

    1



    Раздел 2. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ

    (22 часа)


    Научный комплекс-вершина экономики России

    Урок изучения нового

    1



    Машиностроительный комплекс

    (4 часа)

    Машиностроительный комплекс - ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России

    Урок изучения нового материала

    1

    Знать:

    -основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ

    Уметь:

    -выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

    Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

    Приводить:

    -примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешнеэкономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

    Составлять:

    -краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления



    Факторы размещения отраслей машиностроения

    Тест из сборника «Тематический контроль по географии.9 кл.»

    С.14

    1



    Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам (таблица в тетради).

    Практическая работа №4 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.100

    1



    Военно-промышленный комплекс

    Урок актуализации знаний и умений

    1




    Топливно-энергетический комплекс России

    (3 часа)

    Роль и особенности ТЭКа

    Семинар

    1

    Знать:

    -основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ

    Уметь:

    -выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

    Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

    Приводить:

    -примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешнеэкономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

    Составлять:

    -краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления



    Топливная промышленность

    Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам (таблица в тетради и описание по плану).

    Практическая работа №5 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.101

    1



    Электроэнергетика России

    Семинар

    1



    Комплексы, производящие конструкционныек материалы и химические вещества

    (7 часов)

    Состав и значение комплексов

    1



    Металлургический комплекс

    Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам (работа с к/к).

    Практическая работа №6 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.102

    1



    Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия

    Урок актуализации знаний и умений

    1



    Цветная металлургия

    Определение по картам размещения металлургии меди и алюминия (таблица в тетради)

    Практическая работа №7 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.103

    1



    Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность

    Урок актуализации знаний и умений

    1



    Факторы размещения химических предприятий

    Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам (таблица в тетради и описание по плану).

    Практическая работа №8 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.104

    1



    Лесная промышленность

    Урок повторения и обобщения (деловая игра)

    1



    Агропромышленный комплекс

    (3 часа)

    Состав и значение АПК

    Урок изучения нового материала

    1



    Земледелие и животноводство

    Определение по статистическим материалам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства (письменная характеристика в тетради)

    Практическая работа №9 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.105

    1



    Пищевая и легкая промышленность

    Семинар

    1



    Инфраструктурный комплекс

    94 часа)

    Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта

    Урок изучения нового материала

    1




    Железнодорожный и автомобильный транспорт

    Урок актуализации знаний и умений

    1

    Знать:

    -основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ

    Уметь:

    -выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

    Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

    Приводить:

    -примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешнеэкономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

    Составлять:

    -краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления




    Водный и другие виды транспорта

    Тест из сборника «Тематический контроль по географии.9 кл.»

    С.33

    1




    Связь, сфера обслуживания

    Урок актуализации знаний и умений

    1



      Региональная часть курса. Районирование России. Общественная география регионов России

      (26 часов)

      Районирование России

      Урок изучения нового

      1

      Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.

      Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

      Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

      Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

      Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации



        Западный макрорегион-европейская Россия

        Общая характеристика

        Урок изучения нового

        1



          Центральная Россия

          (7 часов)

          Центральная Россия. Состав, исторические изменения ГП. Общие проблемы

          Практикум




            Население и главные черты хозяйства

            Урок актуализации знаний

            1



              Районы ЦР. Узловые районы ЦР

              Урок актуализации знаний

              1



                Народные промыслы ЦР

                Урок-игра

                1



                  Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы россии

                  Тест из сборника «Тематический контроль по географии.9 кл.»

                  С.36

                  1



                    Общая характеристика Северо-Западной России

                    Урок-путешествие

                    1



                      Европейский Север

                      (3 часа)

                      ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала

                      Урок актуализации знаний

                      1



                        Население

                        Урок актуализации знаний

                        1



                          Хозяйство Европейского Севера

                          Тест из сборника «Тематический контроль по географии.9 кл.»

                          С.40




                            Европейский Юг-Северный Кавказ

                            (3 часа)

                            Северный Кавказ: особенности ГП, природные условия и ресурсы

                            Урок актуализации знаний

                            1



                              Население

                              Урок актуализации знаний

                              1



                                Хозяйство района

                                Урок актуализации знаний

                                1



                                  Поволжье

                                  (3 часа)

                                  Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы

                                  Урок актуализации знаний

                                  1



                                    Население

                                    Урок актуализации знаний

                                    1



                                      Хозяйство района

                                      Тест из сборника «Тематический контроль по географии.9 кл.»

                                      С.46

                                      1



                                        Урал

                                        (3 часа)

                                        Урал ГП, природные условия и ресурсы

                                        Урок актуализации знаний

                                        1

                                        Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.

                                        Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

                                        Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

                                        Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

                                        Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации



                                          Население

                                          Урок актуализации знаний

                                          1



                                            Хозяйство района

                                            Составление схемы производственных связей на примере одного из районов (по выбору учителя)

                                            Практическая работа №10 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.106

                                            1



                                              Восточный макрорегион-азиатская Россия

                                              (6 часов)

                                              Восточный макрорегион -Азиатская Россия

                                              Урок изучения нового

                                              1

                                              Знать:основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.

                                              Уметь:выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

                                              Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

                                              Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

                                              Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни




                                                Этапы, проблемы, перспективы развития экономики

                                                Урок изучения нового

                                                1



                                                  Западная Сибирь

                                                  Урок актуализации знаний и умений

                                                  1



                                                    Восточная Сибирь

                                                    Урок актуализации знаний и умений

                                                    1



                                                      Дальний Восток: особенности развития

                                                      Тест из сборника «Тематический контроль по географии.9 кл.»

                                                      С.51

                                                      1



                                                      Восточный макрорегион

                                                      Сравнительная характеристика хозяйства двух районов (по выбору учителя).

                                                      Практическая работа №11 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.107

                                                      1



                                                      География Республики Татарстан

                                                      (8 часов)

                                                      Этапы заселения территории. Формирование культуры народов.

                                                      Урок актуализации знаний

                                                      1

                                                      Называть: Пограничные субъекты: особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, Народы, проживающие на территории региона. Определять: географическое положение

                                                      Описывать: географическое положение

                                                      Объяснять: влияние ГП на особенности природы, хозяйства и жизни населения, особенности быта и религий отдельных народов, различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровне урбанизации отдельных территорий, направления миграций, изменение пропорций между отраслевыми комплексами и отраслями структуры хозяйства

                                                      Оценивать: :изменения в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, природно-ресурсный потенциал региона



                                                      Население и хозяйственное освоение

                                                      Урок актуализации знаний

                                                      1



                                                      Особенности хозяйства. Промышленность

                                                      Урок актуализации знаний

                                                      1



                                                      АПК региона

                                                      Урок актуализации знаний

                                                      1



                                                      Особенности транспорта

                                                      Урок актуализации знаний

                                                      1



                                                      Города

                                                      Урок актуализации знаний

                                                      1



                                                      Социально-экономические проблемы

                                                      Урок актуализации знаний

                                                      1



                                                      География своего региона

                                                      Тест из сборника «Тематический контроль по географии.9 кл.»

                                                      С.54

                                                      1



                                                      Обобщение

                                                      (2 часа)

                                                      Промежуточная аттестация

                                                      2





                                                      Практические работы, тесты

                                                      1 четверть

                                                      2 четверть

                                                      3 четверть

                                                      4 четверть

                                                      год

                                                      1/1

                                                      7/3

                                                      1/3

                                                      2/2

                                                      11/9


                                                      © 2010-2022