- Преподавателю
- География
- Программы и календарно-тематическое планирование по географии 9 класс
Программы и календарно-тематическое планирование по географии 9 класс
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мурзина М.Н. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочие программы
9 класс
Пояснительная записка
Программы:
-
Примерная программа основного общего образования по географии. География России (7-9 класс)/сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии.-М.:Дрофа, 2008.
-
Авторская программа по географии. 6-9 классы / Под редакцией И.В.Душиной. -М.: Дрофа, 2006.
Количество часов: всего 70 часов, в неделю-2 часа. Практических работ-11.
Оценочные практические работы:
-
Определение по картам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение. (Работа с контурной картой и письменный вывод)
-
Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и закономерностей их размещения (заполнение таблицы).
-
Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны (таблица и выводы в тетради) .
-
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам (таблица в тетради).
-
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам (таблица в тетради и описание по плану).
-
Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам (работа с к/к).
-
Определение по картам размещения металлургии меди и алюминия (таблица в тетради)
-
Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам (таблица в тетради и описание по плану).
-
Определение по статистическим материалам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства (письменная характеристика в тетради)
-
Составление схемы производственных связей на примере одного из районов (по выбору учителя)
-
Сравнительная характеристика хозяйства двух районов (по выбору учителя).
Используемый УМК:
-
В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2008.
-
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2014.
-
Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс, 2014
-
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Дополнительная литература:
-
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
-
Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А.Кугут, Л.И.Елисеева и др.-М.: Глобус, 2010
-
Интернет-ресурсы
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
-
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
-
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
-
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
-
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
-
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
-
географические районы, их территориальный состав;
-
отрасли местной промышленности.
Описывать:
-
природные ресурсы;
-
периоды формирования хозяйства России;
-
особенности отраслей;
-
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
-
экономические связи районов;
-
состав и структуру отраслевых комплексов;
-
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
-
различия в освоении территории;
-
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
-
размещение главных центров производства;
-
сельскохозяйственную специализацию территории;
-
структуру ввоза и вывоза;
-
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
-
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
№
Наименование раздела программы
Тема урока
Тип урока
Количество часов
Требования к уровню подготовки
Сроки проведения
план
факт
ВВЕДЕНИЕ
(1 час)
Что изучает география России: население и хозяйство
Вводный урок
1
Знать:
-называть основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия география России.
Уметь:
-показывать на карте
Место России в мире (4 часа)
Политико-административное устройство России
Урок изучения нового
1
Географическое положение России и границы России.
Урок изучения нового
1
Экономико-, транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России
Урок изучения нового
1
Государственная территория России
Тест из сборника «Тематический контроль по географии.9 кл.»
С.4
1
Население Российской Федерации
(5 часов)
Исторические особенности заселения и освоения территории России. Человеческий потенциал страны
Урок актуализации знаний
1
Знать:
-численность населения, страны, факторы воспроизводства, своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни, народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, основные религии, особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность.
понятие миграции и ее основные виды. Основные направления миграций на разных этапах истории,
понятия: трудовые ресурсы, экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения. Занятость
Уметь:
-объяснять различия в естественном приросте, причину социальных процессов, приводить примеры, работать с картой
Использовать географические знания для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений.
Определение по картам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение. (Работа с контурной картой и письменный вывод)
Практическая работа №1 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.96
1
Национальный состав населения. Народы и религии.
Практикум
1
Миграции населения
Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и закономерностей их размещения (заполнение таблицы).
Практическая работа №2 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.97
1
Городское и сельское население. Расселение населения
Тест из сборника «Тематический контроль по географии.9 кл.»
С.6
1
Географические особенности экономики России (3 часа)
География основных типов экономики на территории России
Урок изучения нового
1
Знать:
-основные этапы формирования РФ: аграрный, индустриальный, постиндустриальный
-экономические системы;
-проблемы преобразования экономики России.
Уметь:
-называть и показывать на карте сырьевые базы;
-объяснять понятия: конверсия, научно-техническая перестройка;
-объяснять перспективы развития России.
Называть:
-отраслевую и функциональную структуру хозяйства;
-группы отраслей: добывающие, обрабатывающие, обслуживающие;
-основные факторы формирования хозяйства РФ.
Проблемы природно-ресурсной основы экономики России
Урок изучения нового
1
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России
Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны (таблица и выводы в тетради)
Практическая работа №3 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.98
1
Раздел 2. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ
(22 часа)
Научный комплекс-вершина экономики России
Урок изучения нового
1
Машиностроительный комплекс
(4 часа)
Машиностроительный комплекс - ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России
Урок изучения нового материала
1
Знать:
-основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ
Уметь:
-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить:
-примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешнеэкономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять:
-краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
Факторы размещения отраслей машиностроения
Тест из сборника «Тематический контроль по географии.9 кл.»
С.14
1
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам (таблица в тетради).
Практическая работа №4 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.100
1
Военно-промышленный комплекс
Урок актуализации знаний и умений
1
Топливно-энергетический комплекс России
(3 часа)
Роль и особенности ТЭКа
Семинар
1
Знать:
-основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ
Уметь:
-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить:
-примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешнеэкономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять:
-краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
Топливная промышленность
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам (таблица в тетради и описание по плану).
Практическая работа №5 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.101
1
Электроэнергетика России
Семинар
1
Комплексы, производящие конструкционныек материалы и химические вещества
(7 часов)
Состав и значение комплексов
1
Металлургический комплекс
Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам (работа с к/к).
Практическая работа №6 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.102
1
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия
Урок актуализации знаний и умений
1
Цветная металлургия
Определение по картам размещения металлургии меди и алюминия (таблица в тетради)
Практическая работа №7 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.103
1
Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность
Урок актуализации знаний и умений
1
Факторы размещения химических предприятий
Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам (таблица в тетради и описание по плану).
Практическая работа №8 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.104
1
Лесная промышленность
Урок повторения и обобщения (деловая игра)
1
Агропромышленный комплекс
(3 часа)
Состав и значение АПК
Урок изучения нового материала
1
Земледелие и животноводство
Определение по статистическим материалам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства (письменная характеристика в тетради)
Практическая работа №9 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.105
1
Пищевая и легкая промышленность
Семинар
1
Инфраструктурный комплекс
94 часа)
Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта
Урок изучения нового материала
1
Железнодорожный и автомобильный транспорт
Урок актуализации знаний и умений
1
Знать:
-основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ
Уметь:
-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить:
-примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешнеэкономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять:
-краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
Водный и другие виды транспорта
Тест из сборника «Тематический контроль по географии.9 кл.»
С.33
1
Связь, сфера обслуживания
Урок актуализации знаний и умений
1
Региональная часть курса. Районирование России. Общественная география регионов России
(26 часов)
Районирование России
Урок изучения нового
1
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации
Западный макрорегион-европейская Россия
Общая характеристика
Урок изучения нового
1
Центральная Россия
(7 часов)
Центральная Россия. Состав, исторические изменения ГП. Общие проблемы
Практикум
Население и главные черты хозяйства
Урок актуализации знаний
1
Районы ЦР. Узловые районы ЦР
Урок актуализации знаний
1
Народные промыслы ЦР
Урок-игра
1
Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы россии
Тест из сборника «Тематический контроль по географии.9 кл.»
С.36
1
Общая характеристика Северо-Западной России
Урок-путешествие
1
Европейский Север
(3 часа)
ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала
Урок актуализации знаний
1
Население
Урок актуализации знаний
1
Хозяйство Европейского Севера
Тест из сборника «Тематический контроль по географии.9 кл.»
С.40
Европейский Юг-Северный Кавказ
(3 часа)
Северный Кавказ: особенности ГП, природные условия и ресурсы
Урок актуализации знаний
1
Население
Урок актуализации знаний
1
Хозяйство района
Урок актуализации знаний
1
Поволжье
(3 часа)
Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы
Урок актуализации знаний
1
Население
Урок актуализации знаний
1
Хозяйство района
Тест из сборника «Тематический контроль по географии.9 кл.»
С.46
1
Урал
(3 часа)
Урал ГП, природные условия и ресурсы
Урок актуализации знаний
1
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации
Население
Урок актуализации знаний
1
Хозяйство района
Составление схемы производственных связей на примере одного из районов (по выбору учителя)
Практическая работа №10 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.106
1
Восточный макрорегион-азиатская Россия
(6 часов)
Восточный макрорегион -Азиатская Россия
Урок изучения нового
1
Знать:основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.
Уметь:выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Этапы, проблемы, перспективы развития экономики
Урок изучения нового
1
Западная Сибирь
Урок актуализации знаний и умений
1
Восточная Сибирь
Урок актуализации знаний и умений
1
Дальний Восток: особенности развития
Тест из сборника «Тематический контроль по географии.9 кл.»
С.51
1
Восточный макрорегион
Сравнительная характеристика хозяйства двух районов (по выбору учителя).
Практическая работа №11 из сборника «Практические работы по географии 6-10 класс» Н.С.румынина, с.107
1
География Республики Татарстан
(8 часов)
Этапы заселения территории. Формирование культуры народов.
Урок актуализации знаний
1
Называть: Пограничные субъекты: особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, Народы, проживающие на территории региона. Определять: географическое положение
Описывать: географическое положение
Объяснять: влияние ГП на особенности природы, хозяйства и жизни населения, особенности быта и религий отдельных народов, различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровне урбанизации отдельных территорий, направления миграций, изменение пропорций между отраслевыми комплексами и отраслями структуры хозяйства
Оценивать: :изменения в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, природно-ресурсный потенциал региона
Население и хозяйственное освоение
Урок актуализации знаний
1
Особенности хозяйства. Промышленность
Урок актуализации знаний
1
АПК региона
Урок актуализации знаний
1
Особенности транспорта
Урок актуализации знаний
1
Города
Урок актуализации знаний
1
Социально-экономические проблемы
Урок актуализации знаний
1
География своего региона
Тест из сборника «Тематический контроль по географии.9 кл.»
С.54
1
Обобщение
(2 часа)
Промежуточная аттестация
2
Практические работы, тесты
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год
1/1
7/3
1/3
2/2
11/9