- Преподавателю
- География
- Элективный курс для 10 класса
Элективный курс для 10 класса
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сорокина М.А. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги
_________________ Г.В. Зиновьева
«____» __________________ 20 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ « ЛИЦЕЙ № 48 » г. КАЛУГИ
П Р О Г Р А М М А
элективного курса по географии для 11 класса
« Изучение проблемных вопросов общего землеведения
методом решения задач повышенной сложности »
УТВЕРЖДЕНА
МС МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги
Председатель МС
_________________ Е.Н.Глазова
Составитель:
учителя географии
высшей квалификационной категории
МБОУ « Лицей № 48 » г. Калуги
Касимова Л.А., Сорокина М.А.
Объем различных форм работы:
Всего аудиторских занятий 14 ч.
в том числе:
Лекции 5 ч.
Практические занятия 7,5 ч.
Контрольные работы 1,5 ч.
г. Калуга, 2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
1. Пояснительная записка 2
2. Программа курса 3
3. Тематическое планирование 4
4. Литература 5
5. Приложение 6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время российская система образования находится на этапе коренных преобразований и модернизаций. Одним из проявлений этого процесса является введение Единого государственного экзамена. Однако у учащихся, решившихся сдавать Единый государственный экзамен по географии, возникают серьёзные затруднения в ходе подготовки к экзамену. Базисный учебный план по географии ориентирует на усвоение необходимых и достаточных, доступных всем учащимся знаний и умений. А многие задания ЕГЭ требуют расширенных и углубленных знаний. Кроме того, много лет география изучается по отдельным, чётко разграниченным курсам для каждого класса. И изучение физической географии заканчивается в 8 классе.
В силу возрастных особенностей, многие теоретические вопросы физической географии сложны для восприятия учащихся этого возраста, а для закрепления и расширения знаний по другим вопросам школьной программой не предусмотрено времени. В старших классах уже изучается экономическая география, а в выпускном классе курс географии отсутствует вообще. Поэтому в выпускном классе восполнить недостающие пробелы можно с помощью элективных курсов, одной из функций которых является развитие содержания одного из базисных курсов, изучение которого в школе осуществляется на минимальном образовательном уровне.
Особенно велика необходимость курса, ориентированного на решение задач и заданий повышенной сложности на основе знаний начального курса физической географии, особенно по темам « Земля - планета Солнечной системы » и «Географическая карта - модель земной поверхности». Огромная практическая направленность предлагаемого курса заключается в том, что он значительно облегчит подготовку учащихся к Единому государственному экзамену. Краткосрочность курса объясняется тем, что он ориентирован на изучение наиболее проблемных вопросов.
Итак, целью данного курса является расширение и углубление знаний по наиболее сложным, но мало изучаемым курсам физической географии и приобретении навыков и умений решения нетрадиционных заданий
Основные задачи курса:
-
формирование фундаментальных знаний по вопросам общего землеведения;
-
формирование систематических знаний о Земле, как планете Солнечной системы;
-
расширение и углубление знаний о видах движений Земли и последствий этих движений;
-
формирование умений и навыков по решению заданий повышенной сложности и умении вырабатывать алгоритм решения подобных заданий.
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Форма и размеры Земли.
Форма Земли. Изменение представлений о форме Земли. Земля шар, эллипсоид вращения, геоид. Доказательство шарообразности Земли. Величина земного шара. Виды движения Земли.
Тема 2. Суточное вращение Земли.
Доказательство суточного вращения Земли. Направление и период вращения Земли. Географические следствия суточного вращения Земли.
Тема 3. Градусная сеть и её элементы.
Меридианы и параллели, их расположение, размеры. Определение длины дуги одного градуса меридиана и одного градуса экватора и длины дуги одного градуса различных параллелей.
Географическая широта. Её определение на практике. Определение географической широты с помощью высоты Солнца. Географическая долгота. Определение географической долготы с помощью разницы во времени.
Определение расстояний между объектами с помощью их географических координат.
Тема 4. Годовое движение Земли.
Движение 3емли по орбите. Значение наклона оси вращения Земли к плоскости орбиты. Характерные точки орбиты Земли. Расположение условных параллелей (тропиков и полярных кругов) и связь их расположения с углом наклона оси вращения Земли к плоскости орбиты. Определение географической широты в зависимости от высоты Солнца.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Темы
Лекция
Практические занятия
Контрольная проверка
знаний
1
Форма и размеры Земли
1 час
2
Суточное вращение Земли
1 час
1 час
3
Градусная сеть и её элементы
1,5часа
2,5 часа
4
Годовое движение Земли
1,5часа
2,5 часа
5
Решение комплексных заданий
1,5 часа
1,5 часа
Всего занятий
5 часов
7,5 часов
1,5 часа
Итого:
14 часов
ЛИТЕРАТУРА:
-
Ващенко П.П., Кононенко Н. И., Кулаковская М.Ю. и др. «География», «Вища школа», Киев, 1986 год.
-
Калесник С.В. «Основы общего землеведения». Москва, «Учпедгиз» 1955 год.
-
Берлянд А.М., Дронов В.П., Душина И.В., Кузнецов А.П., Максаковский В.П., Неклюкова Н.П., Раковская Э.А., Ром В.Я. - «География» (справочные материалы), Москва «Просвещение», 1988 год.
-
Неклюкова Н.П., Душина И.В., Раковская Э. А., Кузнецов А.П., Лобжанидзе А.А., Берлянд А.М. «География. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. Полный курс для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам». Москва «АСТ-Пресс. Школа». 2004г.
-
Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зуборевич Н.Б., Панин А.В., Фетисов А.С., «География. Пособие для поступающих в ВУЗы. 1000 вопросов и ответов». Москва «Книжный дом «Университет». 1999 год.
-
Петрова Н.Н., Ермошкина А.С., Барабанов В.В. и др. «Единый Государственный Экзамен 2001. Тестовые задания. География» Москва «Просвещение» 2002 год.
-
Аксалакова Г.П., Амбарцумова Э.М., Барабанов В.В. и др. «Единый Государственный Экзамен 2002. Контрольные измерительные материалы. География». Москва «Просвещение» 2002 год.
-
Аксалакова Г.П., Амбарцумова Э.М., Барабанов В.В. и др. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому Государственному Экзамену. География. 2003». Москва «Интеллект-центр» 2003 год.
-
Герасимова Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. «География. Учебник для 6 класса средней школы» Москва «Просвещение» (любое издание).
-
Раковская Э.А., Баринова И.Н. «Природа России» Учебник для 8 класса общеобразовательных школ. Москва «Просвещение» (любое издание).
-
Воронцов-Вельяминов Б.А. «Астрономия» учебник для 11 класса средней школы. Москва «Просвещение» 1989 год.
-
Левитан Е.П. «Астрономия» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение» 1994 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задача № 1 (к теме 1)
Если бы наклон земной оси к плоскости орбиты составлял 55°, то где бы располагались (их широта):
-
Северный тропик;
-
Северный полярный круг;
-
Южный полюс.
Решение. Широта Северного полярного круга равна величине угла наклона земной оси, а широта Северного тропика 90° - угол наклона земной оси. Следовательно, если угол наклона земной оси составит 55°, то:
-
широта Северного тропика будет 90°- 55°= 35 с.ш.
-
широта Северного полярного круга 55° с.ш.
-
широта Южного полюса от угла наклона земной оси не зависит. Поэтому она остается неизменной 90° ю.ш.
Задача № 2 (к темам 1,2)
Если бы наклон земной оси к плоскости орбиты составлял 50°, то продолжительность дня летом:
-
увеличилась бы;
-
уменьшилась бы;
-
не изменилась бы
Решение. Если бы наклон земной оси составлял бы 50°, то полярные круги располагались бы на параллелях 50° с.ш. и 50° ю.ш. Следовательно в северном полушарии летом увеличится территория, где будет наблюдаться полярный день, а остальная территория максимально будет приближена к зоне полярного дня. А чем ближе летом к зоне полярного дня, тем длиннее продолжительность дня. Значит, правильный ответ 1. - продолжительность дня летом увеличилась бы.
Задача № 3 (к темам 1,5)
Какой должен быть угол наклона земной оси к плоскости эклиптики, чтобы Северный тропик проходил через Москву (а) и до какой широты при этом в южном полушарии будет распространяться полярная ночь (б) ?
Решение. Расположение линии тропиков и полярных кругов зависит от угла наклона земной оси к плоскости эклиптики. Широта полярных кругов равна углу наклона земной оси, широта тропиков равна 90° - угол наклона земной оси.
Следовательно, если северный тропик проходит через Москву, а широта Москвы 56° с.ш., то широта северного тропика 56° с. ш. Тогда угол наклона земной оси равен 90°-56° =34° .
Полярная ночь распространяется до полярных кругов. Широта полярных кругов равна углу наклона земной оси, т.е. 34° с.ш. в северном полушарии 34° ю.ш. в южном полушарии.
Ответ: а) 34° б) 34° ю.ш.
Задача № 4 (к темам 2,4)
Как бы изменилась (уменьшилась или увеличилась) продолжительность дня на параллели 40° с.ш. в день, когда Земля находится по отношению к Солнцу в положении показанном на рисунке, если бы угол наклона земной оси к плоскости эклиптики составлял 60° ? Ответ обосновать.
Решение. День, когда Земля занимает положение , показанное на рисунке, 22 июня - день летнего солнцестояния. В этот день полярный день наступает на линии Северного полярного круга (66,5° с.ш.). И продолжительность дня зависит от близости к Северному полярному кругу - чем ближе, тем день длиннее. Если угол наклона земной оси к плоскости эклиптики составит 60°, то и широта Северного полярного круга составит 60° с.ш..
Следовательно, параллель 40° с.ш. станет ближе к Северному полярному кругу, а значит и продолжительность дня увеличится.
Задача № 5 (к темам 2,4)
Как бы изменилась (уменьшилась или увеличилась) продолжительность дня на параллели 50° ю.ш. в день, когда Земля находится по отношению к Солнцу в положении показанном на рисунке, если бы угол наклона земной оси к плоскости эклиптики составлял 60°.
Решение. Это день летнего солнцестояния 22 июня. В этот день в южном полушарии на линии южного полярного круга (66,5° ю.ш.) наступает полярная ночь. Чем ближе к южному полярному кругу, тем день короче. Если угол наклона земной оси к плоскости эклиптики составит 60°, то и широта Южного полярного круга будет 60° ю.ш. Тогда параллель 50° ю.ш. станет ближе к Южному полярному кругу, а значит продолжительность дня сократится.
Задача № 6 (к темам 2,4)
Как бы изменилась (уменьшилась или увеличилась) продолжительность дня на параллели 50°с.ш. в день, когда Земля находится по отношению к Солнцу в положении, показанном на рисунке, если бы угол наклона земной оси к плоскости эклиптики составлял 72° ?
Решение. Это день летнего солнцестояния 22 июня. В этот день полярный день наступает на Северном полярном круге (66,5° с.ш.). Продолжительность дня зависит от расстояния от Северного полярного круга. Чем ближе к Северному полярному кругу, тем день длиннее. Если угол наклона земной оси будет 72°, то широта Северного полярного круга составит 72° с.ш.. Значит параллель 50° с.ш. отдалится от Северного полярного круга и продолжительность дня уменьшится.
Задача № 7 (к темам 3,4,5)
Определите географическую широту места, если известно, что 22 июня полуденное солнце стоит там над горизонтом на высоте 40° с.ш.
Решение. 22 июня - день летнего солнцестояния. Солнце в этот день в полдень находится над Северным тропиком (23,5° с.ш.). Высота Солнца над горизонтом зависит в этот день от расстояния от Северного тропика. На параллелях, равноудаленных от Северного тропика, высота Солнца будет одинаковой. Параллель 40°с.ш. удалена от Северного тропика на 40°- 23,5° = 16,5°. На столько же от тропика удалена параллель 23,5°- 16,5° = 7° с.ш.
Задача № 8 (к темам 3,4,5)
Определите географическую широту пункта, если известно, что в дни равноденствия Солнце стоит там над горизонтом на высоте 64° (тень от предметов при этом падает на север).
Решение. Высота полуденного Солнца на какой-то параллели в какой-то день определяется по формуле: Н° = 90°- Δ °, где Δ ° - разница между широтой искомой параллели 1 и широтой параллели, на которой Солнце в данный день находится в зените 2.
В дни равноденствия Солнце в зените находится над экватором, следовательно, широта 2 = 0°. Тогда: 64° = 90°- (1 - 0)
64° = 90° - 1
1 = 90° - 64°.
1 = 26°.
А так как тень от предметов падает на север, то широта искомой точки 36° с.ш.
Задача № 9 (к темам 3,4,5)
Определите географическую широту пункта, если там 22 июня в полдень тень от предметов падает на север, а Солнце находится на высоте 45°.
Решение. 22 июня в полдень Солнце в зените над параллелью 23,5° с.ш. (Северный тропик). Так как тень от предметов падает на Север, то воспользуемся формулой:
Н = 90° - Δ ,
где Н - высота Солнца;
Δ - разница широт между искомой параллелью и параллелью, где Солнце находится в зените.
Тогда: 45° = 90° - (1 - 23,5°)
45° = 90° - 1 + 23,5°
1 = 45° + 23,5° = 68,5° с.ш.
Задача № 8,9
(2-ой способ)
Разница между высотой Солнца в зените и высотой Солнца на какой-то параллели равна расстоянию от этой параллели до параллели, на которой Солнце находится в зените.
Для задачи 8
Высота Солнца на параллели Х 64°.
Солнце в зените на экваторе - расстояние от параллели Х до экватора Х - 0°.
Тогда: 90° - 64° = Х - 0°
Х = 26°
А так как тень падает на север, то параллель к северу от экватора, т.е. 26° с.ш.
Для задачи 9
Высота Солнца на параллели Х 45°.
22 июня Солнце в зените на Северном тропике, т.е. расстояние от параллели Х до параллели северного тропика Х - 23,5°.
Тогда: 90° - 45° = Х - 23,5°
Х - 23,5° = 45°
Х = 68,5°
А так как тень падает на север, то параллель расположена к северу от северного тропика, т.е. это параллель 68,5° с.ш.
Задача № 10 (к темам 3,4,5)
Определите географическую широту пункта, если там 22 июня в полдень тень от предметов падает на юг, а Солнце находится на высоте 45°.
Решаем 2-ым способом.
Решение. Высота Солнца на параллели Х 45°.
Расстояние между параллелью Х и параллелью, на которой Солнце в зените 90°- 45° = 45°.
22 июня Солнце в зените на Северном тропике, а тень от предметов падает на юг, значит, параллель Х находится к югу от Северного тропика на расстоянии 45° к югу.
От Северного тропика (23,5° с.ш.) до экватора расстояние 23,5°, значит от экватора к югу до нужной параллели 45° - 23,5° = 21,5°. Следовательно это параллель 21,5° ю.ш.
Задача № 11 (к теме 5)
Пункт А находится к северу от пункта Б, оба на одном меридиане. Солнце находится на высоте 70° над горизонтом в пункте А в полдень 23 сентября (тень падает на север), в пункте Б на той же высоте в полдень 22 декабря ( тень падает на юг).
Определите:
-
широту пункта А;
-
широту пункта Б;
-
высоту Солнца в пункте А в полдень 22 декабря;
-
высоту Солнца в пункте Б в полдень 23 сентября;
-
расстояние между городами в км.
Решение.
1.) 23 сентября - день осеннего равноденствия, Солнце в зените над экватором. Значит пункт А находится от экватора на расстоянии 90° - высота Солнца в пункте А: 90°- 70° = 20°. Широта пункта А : 0° + 20° = 20° с.ш. (тень падает на север)
Таким образом широта пункта А 20° с.ш.
2.) 22 декабря - день зимнего солнцестояния, Солнце в зените над Южным тропиком (23,5° ю.ш.). Значит пункт Б находится от Южного тропика на расстоянии 90° - высота Солнца в пункте Б: 90° - 70° = 20°. Широта пункта Б: 23,5° ю.ш. + 20° = 43,5° ю.ш. (тень падает на юг).
3.) 22 декабря - день зимнего солнцестояния, Солнце в зените над Южным тропиком (23,5° ю.ш.). Пункт А находится от Южного тропика на расстоянии 20° + 23,5° = 43,5°.
90° - высота Солнца в пункте А = 43,5°.
Высота Солнца в пункте А = 90° - 43,5° = 46,5°.
4.) 23 сентября - день осеннего равноденствия, Солнце в зените над экватором.
Расстояние от экватора до пункта Б: 0° + 43,5° = 43.5°
90° - высота Солнца = 43,5°
Высота Солнца в пункте Б: 90° - 43,5° = 46,5°.
5.) Пункты А и Б лежат на одном меридиане. Широта пункта А 20° с.ш., пункта Б - 43,5° ю.ш.
Расстояние между ними по меридиану 20° + 43,5° = 63,5°
Длина 1° дуги меридиана 111,3 км.
Следовательно расстояние между пунктами А и Б: 111,3 х 63,5 = 7067,55 км.
Задача № 12 (к теме 5)
Укажите отрезки двух меридианов, на которых 22 июня в полночь по местному времени Гринвичского меридиана тень от Солнца падает на юг.
Решение. Тень от Солнца совпадает с направлением меридиана в полдень по местному времени данного меридиана. Если на Гринвичском меридиане полночь, то полдень будет на меридиане, отстоящем от Гринвичского на 180° (12ч. х 15° = 180° ), т.е. на меридиане 180° з.д.
22 июня день летнего солнцестояния, Солнце в зените над Северным тропиком, значит, тень на юг будет падать на всем протяжении меридиана 180° з.д. от Северного тропика до Южного полярного круга (за Южным полярным кругом - полярная ночь).
К северу от Северного тропика до Северного полюса тень от Солнца 22 июня в полдень будет падать на 180° з.д. на север. Но так как за Северным полярным кругом 22 июня полярный день, то Солнце на 180° з.д. от Северного полярного круга до Северного полюса тень будет падать на север, а от Северного полюса до Северного полярного круга на меридиане 0° (противоположном 180° з.д.) тень будет падать на юг.
Задача № 13 (к теме 5)
Укажите отрезки двух меридианов, на которых 22 июня в полночь по местному времени меридиана 15° в.д. тень от Солнца падает на юг.
Решение. Тень от Солнца совпадает с направлением меридиана в полдень по местному времени данного меридиана. Если на меридиане 45° в.д. полночь, то полдень будет на меридиане, отстоящем от данного на 180° (12ч. х 15° = 180° ), т.е. на меридиане 135° з.д. 22 июня день летнего солнцестояния, Солнце в зените над Северным тропиком, значит тень будет падать на юг на всем протяжении меридиана 135° з.д. от Северного тропика до Южного полярного круга (за Южным полярным кругом - полярная ночь).
К северу от Северного тропика до Северного полюса тень от Солнца 22 июня в полдень будет падать на 135° з.д. на север. Но так как за Северным полярным кругом 22 июня - полярный день, то на меридиане 135° з.д. от Северного полярного круга до Северного полюса тень будет падать на север, а от Северного полюса до Северного полярного круга на меридиане 45° в.д. (противоположном меридиану 135° з.д.) тень будет падать на юг.
Задача № 14 (к теме 2)
На корабле местное солнечное время 22ч. 08 мин. 20 октября, в Гринвиче 1ч. 13 мин. 21 октября.
Определите долготу местонахождения корабля (до минут).
Решение. Известно, что расстояние по параллели между меридианами в 15° соответствует разнице во времени 1ч. Следовательно, 1° соответствует разнице во времени 4 мин.
Разница во времени между кораблем и Гринвичским меридианом
1ч.52 мин. + 1ч.13 мин. = 3 ч. 05 мин. = 185 мин.
Расстояние по параллели между Гринвичским меридианом и меридианом на котором находится корабль 185° : 4 = 46°15 /.
Долгота Гринвичского меридиана 0°, корабль находится к западу от Гринвичского меридиана. Следовательно, его долгота 46°15 / з.д.
Задача № 15 (к теме 2)
Самолет вылетел из Читы (8 часовой пояс) в Мурманск (2 часовой пояс) в 15 ч. по местному времени. Время полета из Читы до Мурманска 5 часов. Сколько времени будет в Мурманске, когда самолет приземлится ?
Решение. Во время приземления самолета в Мурманске, в Чите будет 15=5=20 ч.
Разница во времени между Читой и Мурманском 8 - 2 = 6 ч. Так как Мурманск западнее Читы, в Мурманске будет 20 - 6 = 14 часов.
Задача № 16 (к теме 2)
Самолет вылетел из Претории (2 часовой пояс) в 15 часов 1 декабря и полетел на северо-восток. Через 9 часов он пересек 180 меридиан, а еще через 2 часа - приземлился в Гонолулу (14 часовой пояс). Сколько времени и какая дата в Гонолулу в момент приземления ?
Решение. Самолет был в полете 9 + 2 = 11 часов. На момент приземления в Гонолулу, в Претории было 15ч. + 11ч. = 2 часа ночи 2 декабря.
Разница во времени между Преторией и Гонолулу 14ч. - 2ч. = 12 часов. Так как Гонолулу находится к северо-востоку от Претории, то там должно быть 2ч. + 12ч. = 14 часов 2 декабря. Но так как самолет пересек 180 меридиан (линию перемены дат), то будет 14 часов 1 декабря.