Урок по географии по теме Воздушная одежда Земли (5 класс)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: География

Класс: 5

Тема: Воздушная одежда Земли

Образовательные результаты:

Метапредметные:

ПУУД: освоить самостоятельно собирать нужные сведения, проводить наблюдения, делать выводы, а так же самому оценивать собственный результат;

КУУД: освоить работу в группе, вступать в диалог, участвовать в коллективном осуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнение других людей.

РУУД: научиться ставить конкретную цель, планировать свою работу, прогнозировать результат своей работы, адекватно оценивать уровень своих знаний и умений.

Предметные:

Уметь объяснять значение понятий: атмосфера, погода, погодные явления;

Наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

Объяснять особенности погодных явлений;

Описывать погоду своей местности.

Личностные:

ЛУУД: научиться оказывать эмоциональную поддержку одноклассникам, не справляющимся с заданием при работе в группе;

воспитывать в себе ответственное отношение к учебе.

Методы обучения:

Пояснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.

Средства обучения:

устное слово: рассказ учителя, объяснение, доклады учащихся;

печатное слово: учебник, доп. пособия;

наглядные средства: схемы, таблицы, видео, мультимедиа;

практический показ способов деятельности: способы составления плана, представление алгоритма, план исследовательской работы.

УМК:

  1. И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин География. Начальный курс. 5 класс. Учебник; Издательство «Просвещение» 2014 год;

  2. И.И. Баринова, Т.А. Карташева География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие; Издательство «Просвещение» 2014 год;

  3. Н.И. Сонин, С.В. Курчина География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь; Издательство «Просвещение» 2014 год;

Основное содержание урока: Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Технологическая карта урока «Воздушная одежда Земли»


Этапы урока


Планируемая деятельность учащихся


Деятельность учителя

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Орг. момент (мотивационная часть урока)

Дети просматривают фрагмент, обсуждают в группах причины и последствия глобального потепления для нашей планеты.

Мотивирующий приём:

яркое пятно (просмотр небольшого фрагмента научно-популярного фильма «Глобальное потепление»

Глобальное потепление и причины его возникновения

Просмотр и обсуждение видеофрагмента

Целеобразование

Дети в группах сопоставляют тему урока с просмотренным видеофильмом, делают выводы, которые озвучивают в классе.

Создание интегрального, целостного образа ситуации:

  • «Ребята, каким образом тема сегодняшнего урока связана с просмотренным видеофрагментом?»

Умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Обсуждают в группах что знают, не знают или не понимают по данной теме.

Обсуждают между группами границы своих знаний через проявление «отношения» между группами.

Например: «Мы внимательно выслушали первую группу, во многом мы согласны с ними, но у нас есть также определенные вопросы по данной теме»

Определение границ собственного знания в рамках данной ситуации:

  • «Подумайте, что вы уже знаете о данной теме из курса «Окружающего мира» в начальной школе? Что вы не знаете и хотели бы понять?»

Умение взаимодействовать в группах, определять границы своих знаний

Фиксируют каждый в тетради вопросы по данной теме в удобной для себя форме (список, схема, графическая).



Используя карту урока, фиксируют общие вопросы для группы, исходя из личных вопросов.

Вопросы фиксируют в карте урока в форме таблицы из двух колонок «Что я про это уже знаю?» «Чего я не знаю?»

Формулировка и фиксация цели:

  • «Ребята, в течение 2 минут зафиксируйте в тетрадь вопросы по данной теме, на которые вы бы хотели найти ответ. Подумайте, в какой форме вы можете зафиксировать возникшие вопросы»



  • «А теперь выведите общие для группы вопросы по данной теме, результат представьте в виде формы представленной на карте урока»

Умение осознавать, формулировать, фиксировать возникшую проблему.

Планирование действий по достижению учебной цели

Дети обсуждают и выбирают действия необходимые для достижения поставленных целей и задач на урок

Определение действий на достижение результата:

  • «Обсудите в группах, что вам необходимо сделать, для достижения цели?»

Умение планировать свои действия, сопоставление различных вариантов действий, определение оптимальных действий,

Определяют порядок действий через обсуждение в группах, в классе.

Определение последовательности действий:

  • «Вы в группах определили действия, а в каком порядке вы будете их выполнять, что бы достичь результата?»

Отбирают средства необходимых для выполнения действий

Составляют план действий.

Определение средств на достижения цели:

  • «С помощью чего ваши действия достигнут результата?»

Умение выбирать средства обучения

Умение планировать свои действия

Дети определяют временные границы своей работы, корректируют план действий.

Определение этапов достижения цели:

  • «Сколько времени вам понадобится для достижения цели? Успеете ли вы выполнить ваш план действий за один урок, если нет, как нужно подкорректировать ваш план? На какое из действий понадобится больше всего времени?»

Умение планировать свою работу в условиях определенных временных границ.

Реализация плана.

Контроль своих действий по достижению цели.

(приведен общий план урока, выведенный в группах)

  • Что называют воздушной одежной Земли?

  • Что такое воздух?

  • Что такое атмосфера и как она меняется?

  • Каков состав атмосферы?





  • Почему возникает ветер?





















  • Как образуются облака?

  • Почему летом выпадает дождь, а зимой снег? Как они возникают?

  • Как образуется град, гололед?

  • Что такое атмосферные явления?









  • Что такое погода и почему она изменчивая?









  • Почему на земле разный климат и что такое климат?









  • Что такое ураганы, наводнения, засухи и к каким последствиям они приводят?



Определяют содержание и взаимосвязь вопросов плана, с помощью учебника находят ответы на вопросы: Что называют воздушной одеждой Земли? Что такое воздух, состав воздуха? Состав атмосферы и ее строение.

Фиксируют в виде графической модели строение атмосферы и состав воздуха.

Дети проводят исследовательскую работу по нахождению причин возникновения ветра.

Схематично моделируют движение воздуха, делают выводы о зависимости направления и силы ветра от перепада давления и характера подстилающей поверхности.

Ученики, с помощью справочной литературы определяют, что прибор для определения силы ветра называется - анемометр, для направления ветра - флюгер. Изучают строение приборов и принцип работы.

В группах обсуждают способы построения диаграммы направлений ветра.

Для контроля просматривают обучающую флэш-анимацию «Построение розы ветров»

Выполняют практическую работу



Дети демонстрируют модели, выделяют основные проблемы при построении данных моделей.



1 группа: определяют состояние облачности на сегодняшний день;

2 группа: определяет типы облаков на небе.

Выступление групп по результатам деятельности.

Находят пути решения проблемы. Обсуждают средства решения и фиксацию результата.

Выявляют закономерность влияния температуры воздуха на осадки, природу формирования дождя, снега, града, гололёда.

Анализируют причины возникновения снега с дождем.

Дети проделывают физкультминутку, связанную с темой урока.

Просматривают видеофрагмент прогноза погоды на телевидении.

Определяют, что такое погода и ее основные компоненты

Изучают содержание учебника о метеорологических службах, устройство метеоплощадки.

Дети в группах находят способы обозначения погоды на карту, для контроля используют форзац учебника «Типы погоды»

Дети обсуждают способы фиксации состояния погоды. Делают вывод, что нужно вести календарь наблюдений за погодой.

Фронтальное обсуждение и сравнение летнего периода за разные годы.

Делают вывод, что больше общих черт, чем различий.

Дети с помощью учебника дают определение климату.

Выявляют различие климата на Земле, находят причины таких отличий.

Дети работают с различными источниками информации, пытаются доступно изложить объяснения по данным вопросам.

Просматривают видеофрагменты: ураган, наводнения и их последствия

Построение модели ситуации в целом и выделение ее структурных частей:



  • «О чем идет речь в вопросе? Как вопросы связаны между собой? Как можно показать состав воздуха, атмосферы на модели?

  • «Работая в группе, попробуйте самостоятельно найти ответы на первую часть поставленных вопросов, попробуйте предложить классу свою идею выполнения данной работы.

Исследовательская работа:

  • «Каковы причины возникновения ветра?»;

Моделирование движения воздуха с помощью схемы:

  • «Каким образом можно отразить движение воздуха на схеме?»

Моделирование направлений и скорости ветра:

  • «Перед вами расположены несколько метеорологических приборов, с помощью каких приборов можно определить направление и скорость ветра?»

  • «Каким образом можно зафиксировать направления и силу ветра в течении месяца?»

Практическая работа:

  • «Постройте розу ветров, используя таблицу наблюдений за ветрами в течении ноября?»

Промежуточный контроль фиксации результатов деятельности:

  • «Ребята, я прошу вас продемонстрировать модели строения атмосферы и розы ветров перед классом? С какими сложностями вам пришлось столкнуться и что вам удалось сделать?»

Ситуация, организованная с помощью заданий:

  • «Используя форзац и содержание учебника «Типы погоды» определите состояние облачности в сегодняшний день? Какие типы облаков на небе?»

Искусственное создание проблемной ситуации:

  • «В середине ноября прошел дождь со снегом, а в июне прошел сильный град размером с куриное яйцо, ребята как вы думаете, в чем причина таких явлений? Что произойдет на дорогах, если после снега с дождем на следующий день будет мороз?»

Физкультминутка

Актуализация изучения темы погода:

  • «Для чего нам необходимо знать погоду на завтра?»



  • «Из просмотренного видеофрагмента, определите какие характеристики погоды можно выделить?»



  • «Кто создает прогноз погоды?»

Исследование отношений, включающее обоснование детьми своих действий:

  • «Каким образом можно обозначить на карте состояние на сегодняшний день?»

Постановка проблемной ситуации:

  • «Как можно зафиксировать состояние погоды за месяц, год, несколько лет?»

  • «Ребята вспомните прошлое лето или зиму, как вы думаете в них больше общих черт или различий?»

  • «А как будет называться состояние погоды за многолетний режим наблюдений?»

  • «Будет ли наш климат отличаться от климата Африки?»

Предъявление имитационной ситуации:

  • «Ребята представьте, что вам нужно объяснить вашей 5 летней сестренке, что такое ураган, наводнение, засуха. Как вы это сделаете? Представьте план вашего объяснения?»



Понятия: атмосфера и ее части, воздух, состав воздуха





Понятия: ветер, атмосферное давление, движение воздуха, анемометр, флюгер, роза ветров.

Навыки построения розы ветров.

















Понятия: облака, атмосферные осадки и явления.

Способы их обозначения.









Понятия: погода, характеристики погоды, способы отображения погоды на карте.

Причины изменения погоды.

Прогноз погоды, методы прогнозирования погоды.

Типы погоды.





Что такое климат, почему климат на планете различный.







Понятия: стихийные природные явления и их природа возникновения.

Последствия возникновения стихийных явлений для человека.



Нахождение взаимосвязи между отдельными пунктами плана

Самостоятельная работа.



Навыки исследовательской работы.

Выявление закономерностей и причин.

Способы отображения результатов деятельности.

















Решение проблемных вопросов.









Умение составлять прогноз, анализировать видеофрагмент.







Умение сравнивать, делать выводы.







Уметь доступно излагать материал.



Оценивание действий по достижению цели.

Дети заносят ответы в карту урока.





В карте урока делают самооценку, групповую оценку и сравнительную оценку по достижению результата.

Выполняют проверочную работу, проводят проверку.

Выставляют оценку по результатам оценивания в дневник.

Рефлексивная оценка:

  • «Что нового вы узнали на уроке?»;

  • «Чему научились? Какие открытия для себя сделали?»

  • «С какими пунктами плана справились успешно, а с какими испытывали затруднения?»

  • «Как вы считаете, был ли для вас урок успешным?»

  • «Насколько вы удовлетворены своей работой»

Оценка результата работы в баллах:

  • Самооценка;

  • Оценка в группе;

  • Сравнительная оценка по достижению результата с другой группой;

  • Выполнение проверочной работы, предложенной учителем (проверка, организованная между группами)

Уметь оценивать собственный результат совей деятельности.

Уметь оценивать собственный вклад в работе в группе.

Рефлексия

Заполняют рефлексивную карточку.

Рефлексия, направленная на осознание собственного продвижения в освоении содержания:

  • «Что изменилось в твоих знаниях и умениях?»

Закончи предложения:

  • Я умею…

  • Я смогу…

  • Если я …, то смогу.

Рефлексия, направленная на сознание кооперации, на развитие самосознания:

  • Чем я смог помочь группе?

  • Чем группа помогла мне?

  • Как можно помочь друг другу с выполнением задания?

Рефлексия, направленная на осознание способов деятельности:

  • Расскажи, что ты делал для получения результата?

Навыки рефлектировать результаты собственной деятельности.



© 2010-2022