Методическая разработка по развитию исследовательских умений

Информационно-справочные сведения. 1.Тема: Развитие исследовательских умений школьников на уроках географии. 2. Автор: Полетаева Ирина Анатольевна ,учитель географии и биологии первой квалификационной категории. 3.Место функционирования: 400096 г.Волгоград,96, ул.Брестская 15, муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №1. 4. Новизна работы в предложении технологии развития  исследовательских умений школьников на уроках географии . 5.Длительность функционирования  с 2009 года.   Технол...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей№1 Красноармейского района города Волгограда









Развитие исследовательских умений школьников на уроках географии.







Выполнила:

Полетаева Ирина Анатольевна,

учитель географии и биологии



г.Волгоград 2014г.





Содержание.

С.

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Поисково-исследовательская технология обучения………………..6

  1. Исследовательский принцип в педагогике

  2. Виды задач по характеру познавательной деятельности ………………………………….…………………………………13

Глава 2. Основы проблемного обучения - сущность поисково-исследовательской технологии

2.1. Проблемные ситуации и учебные проблемы…..………………16

2.2. Возрастные психологические особенности школьников в решении исследовательских задач………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………..27

Литература………………………………………………………………………29
Приложение…………………………………………………………………30-45





Введение.

Информационно-справочные сведения.

1.Тема: Развитие исследовательских умений школьников на уроках географии.

2. Автор: Полетаева Ирина Анатольевна ,учитель географии и биологии первой квалификационной категории.

3.Место функционирования: 400096 г.Волгоград,96, ул.Брестская 15, муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №1.

4. Новизна работы в предложении технологии развития исследовательских умений школьников на уроках географии .

5.Длительность функционирования с 2009 года.

Технологические сведения.

1. Актуальность опыта :

- Развитие исследовательских умений школьников лежит в основе поисково-исследовательской ( задачной ) технологии обучения и прекрасно сочетается с исторически сложившимися географическими задачами , используемыми на уроках географии в школе. Данная тема нуждается в некотором теоретическом анализе, так как сегодня приобретает яркую актуальность и не может не лежать в основе обучения географической науки. Непосредственно сама наука география тесно связана с исследованиями и является, прежде всего «землеописанием». Таким образом, без применения технологии задач ( поисково-исследовательской) уроки теряют свою новизну и ценность. Сегодня актуальным вопросом в преподавании географии является развитие навыков у обучающихся самостоятельного поиска и анализа информации, практического применения знаний, а не простой передачи информации от учителя к ученику. Способный к постановке целей и задач, умеющий выстроить и реализовать цепочку взаимосвязанных этапов исследования, добиться собственного результата ученик среднего звена(5-8 классы) в дальнейшем более успешен и при достижении аттестационных классов (9 и 11) набирает больше практических навыков в преодолении экзаменационного барьера. Дети усваивают лучше тот материал, значимость которого для них выше, а собственное «открытие», исследование позволяет сделать добытую географическую информацию особо важной и она будет усвоена однозначно надолго, образуя фундаментальный пласт знаний в голове школьника. Происходит вовлечение детей в самостоятельный поиск для восстановления их творческой самостоятельности и выявления индивидуальности. Таким образом, участие детей в исследовательской деятельности имеет непосредственную практическую ценность и значимость рассмотрения данной темы.

2.Цель работы:

Построение системы работы учителя на уроках географии, направленной на развитие исследовательских умений школьников .

3.Задачи:

1. Создать систему поисково-исследовательских задач с учётом возрастных особенностей обучающихся.

2.Максимально использовать потенциальные возможности различных видов исследовательских задач для развития и формирования исследовательских умений школьников.

3. Разработать методические рекомендации по эффективности применения поисково-исследовательской технологии на уроках географии.

Предмет - исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и её результат. Объект: -учащиеся 6-10 классов.

Гипотеза:- Развитие исследовательских умений школьников на уроках географии повышает результативность в усвоении материала и творческую активность обучающихся.

База исследования:- Муниципальное общеобразовательное учреждение Красноармейского района города Волгограда лицей №1, 6-10 классы в 2009-2010 и 2010-2011 годах.

4.Педагогические средства, используемые в опыте

Методы исследования: теоретические - анализ литературных данных и практические - наблюдение, беседа, участие обучающихся в конкурсах учебно-исследовательских работ различного уровня.

Формы учебных занятий: урок усвоения новых знаний, урок-конференция, урок-деловая игра, семинар, проблемная лекция.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Приёмы организации деятельности: проблемные ситуации, поисковые задачи, эвристические задачи.







5. Технология описания работы.

Глава 1. Поисково-исследовательская технология обучения.

1.1.Исследовательский принцип в педагогике.

Исследовательский принцип в педагогике предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся в процессе обучения, моделирование или повторение процесса реального научного поиска и научного открытия. Идеи самостоятельного приобретения знания обучающимися звучали еще в античной педагогике и педагогике Возрождения. В современной педагогике внедрение в образовательный процесс исследовательских и поисковых моделей связано, прежде всего, с именем Джона Дьюи [6]. Именно он наметил основные этапы мышления как решения проблем. Он же сформулировал идею опоры обучения на непосредственный опыт (собственный опыт ребенка и опыт других людей, в том числе в прошлом) и интерес учащихся. Д. Дьюи выдвинул и реализовал на практике идею «школы делания», в которой учебная ситуация начинается с выявления и упорядочивания скрытого и явного репертуара знаний учеников, за которым следует систематическое их посвящение в новые способы обращения с изучаемым предметом.

Так как поиск определяется как «информационный процесс извлечения объекта из большого массива данных». Исследование - это «процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно-значимых новых данных» [Психолого-педагогический словарь для учителей и, С. 191, 346]. В зарубежной педагогике существует очень условное разделение поисковых и исследовательских технологий, но поскольку оба типа технологий основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем и самостоятельном научном или практическом поиске, мы не будем разделять их.

Основные характеристики исследовательского обучения в сопоставлении с традиционным определяются изменением позиции учащегося в учебном процессе, ее инициативным, субъектным характером, из которого, в свою очередь вытекают специфические условия поисковой учебной деятельности.

Сочетание исследовательского характера обучения с опорой на собственный опыт учащихся ставит педагогов перед особыми трудностями. Опыт и знания учащихся нередко кажутся им слишком ограниченными для того, чтобы служить отправным пунктом при постановке задач учебного исследования. Однако требование опоры на опыт слишком значимо, чтобы им можно было пренебречь ради самого по себе «содержания предмета». Одна из характерных тенденций разработок в русле исследовательского обучения - изучение проблем, связанных с жизненными потребностями и интересами учащихся. При выборе проблем необходимо учитывать предшествующую подготовку и опыт учащихся, наличие у них возможностей исследовать проблему. Проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих учащихся.

Сущностной характеристикой обучения, основанного на поисковом подходе, является рефлексия учащихся, которая идет по трем направлениям: осмысливаются и анализируются процесс мышления, возникающие эмоции и то, что дает такое обучение для развития личности. Рефлексия обычно происходит в процессе анализа урока, проводимого в микрогруппах. Процесс поискового и исследовательского обучения направлен не только на приобретение знаний. В ходе его у учащихся формируются общеучебные компетентности:

  • поиска знания;

  • обучение основным мыслительным действиям и операциям - анализу, синтезу, обобщению.

  • формирование культуры рефлексивного мышления;

  • формирование навыков выбора направления деятельности и принятия решений;

  • обучение процедурам обсуждения, формирование дискуссионной культуры;

  • эмоциональное и личностное развитие в процессе учебной деятельности;

  • эмоциональная и интеллектуальная рефлексия хода обучения, включающего имитационное и ролевое моделирование.

Данный подход воплощается в двух вариантах:

Поисковый подход практической, познавательно-прикладной ориентации, в рамках которой учебный процесс строится как поиск новых прикладных, практических сведений (новых инструментальных знаний о способах деятельности).

Поисковый подход теоретико-познавательной ориентации, в рамках которой учебный процесс строится как поиск нового теоретического знания, новых познавательных ориентиров.

В практике образования данный подход реализуется в собственно исследовательском обучении, организуемом на основе использования соответствующих алгоритмов и моделей, в проблемно-ориентированном обучении, методе проектов и других технологиях. Поисковое и исследовательское обучение опирается на особенности функционирования мышления человека. Процесс получения знания построен так, чтобы облегчить человеку процесс его осмысления, запоминания и практического использования. Он нашел свое отражение в психологических принципах исследовательского обучения, сформулированных в 60-е годы известным психологом Дж. Бруннером[4]:

В содержании предмета необходимо выделять ведущие, стержневые понятия.

В каждом предмете таких понятий должно быть немного, не более пяти-семи. Например, в геграфии это такие понятия как «географические оболочки», «карта», «части света» и т.д. Их выделение помогает детям структурировать все получаемые знания, объединяя их вокруг нескольких базовых» понятий, выстраивая на этой основе собственную систему знаний. В процессе обучения все факты и частные понятия необходимо связывать с выделенными стержневыми понятиями. Тем самым учитель помогает детям формировать собственную систему знаний. На первых порах педагог сам проводит связь частных понятий с базовыми, постепенно обучая учащихся самостоятельно осуществлять данный процесс. Но даже тогда, когда дети в состоянии делать это сами, учитель периодически должен обращаться к ним, задавая вопросы или прося провести связь изучаемого материала с базовыми понятиями.

Целесообразно применять «спиралевидное» изучение основных понятий.

На разных этапах обучения учащиеся вновь и вновь осваивают не только учебный материал, но и базовые понятия на все более сложном уровне. В отечественной школе данный принцип реализуется, например, при концентрическом обучении. В процессе обучения необходимо не только передавать знания учащимся, но и обучать их основным способам познавательной деятельности.

Основные способы познавательной деятельности в настоящее время находят свое выражение в общеучебных компетентностях, указанных выше. Реализация данного принципа обеспечивает самостоятельность учащихся в процессе обучения и возможность для них учиться в ходе всей жизни.

Необходимо ставить учащихся в позицию исследователя, первооткрывателя.

О важности реализации данного принципа много было сказано выше.

Каков же конкретный алгоритм самостоятельного поиска знания и, соответственно, построения урока в исследовательском обучении?

Для поискового и исследовательского обучения характерна последовательность обобщенных этапов учебного процесса:

  • постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения;

  • поиск фактов для лучшего понимания проблемы, ее уточнения, поиска путей и возможностей ее решения;

  • максимально широкий поиск нового знания, информации, практических примеров, выдвижение идей, которые помогут решить поставленную проблему; оценка информации, знания, примеров и идей откладывается до того времени, пока учащиеся не сформулируют их наиболее полно;

  • поиск решения, при котором отбирается найденная информация, анализируются приобретенные знания, высказанные идеи подвергаются анализу и оценке; для воплощения выбираются лучшие из них;

  • обобщение отобранной информации, формулировка способа решения проблемы, поиск признания найденного решения окружающими.

Приведенные этапы учебной деятельности ясно показывает основные отличия поискового обучения от традиционного. Во-первых, знание не дается детям в готовом виде, оно предоставляется им в виде проблемы, которую они должны решить самостоятельно. Знание становится не целью обучения, а средством решения проблемы. Дети понимают необходимость для себя в новом знании (без него не решить поставленную проблем), что значительно повышает их мотивацию и активность. Во-вторых, активность и самостоятельность детей на уроке гораздо выше. Учащиеся разбиваются на группы, в которых сами уточняют проблему, определяют, какие знания и источники информации им необходимы, работают с этими источниками, обобщают полученный вариант решения проблемы. Разумеется, учитель не остается молчаливым наблюдателем, но он оказывает помощь группам только тогда, когда она нужна.

Активность учителя на уроке зависит от сложности изучаемой темы и от уровня развития класса. На протяжении последних десятилетий многие зарубежные педагоги придерживаются представления о трех уровнях исследовательского обучения. На первом уровне преподаватель ставит проблему и сам намечает метод ее решения. Решение, его поиск предстоит самостоятельно осуществить учащемуся. На втором уровне преподаватель только ставит проблему, но метод ее решения ученик ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск). На высшем, третьем уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляются учащимися самостоятельно, учитель лишь очерчивает сферу, в которой обучающиеся должны вычленить проблему.

При постановке проблемы учитель оценивает и способности и возможности отельных учащихся, выбирая для них степень сложности задания. Выделяют несколько уровней сложности заданий или учебных целей, которые объединяют в таксономии (таксономия - иерархическая последовательность). Одна из первых таксономий учебных целей была разработана в 50-е годы ХХ века известным американским педагогом Б. Блумом. Очевидно, что если ученик может достичь цели только первого уровня, его знания и общеучебные навыки будут невысокими. Достижение все более высоких уровней говорит о все более высоком уровне успехов в учебе и общего развития учеников.

Таксономия учебных целей (по Б. Блуму):

Знание - запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до теорий. На этом уровне сложности ученик в состоянии выучить, вспомнить и повторить выученное.

Понимание - умение интерпретировать, объяснить или перевести материал из одной формы в другую (из словесной в математическую или графическую и наоборот), предположение о дальнейшем ходе события или явления, предсказание последствий, результатов.

Применение - умение использовать материал в конкретных условиях или новых ситуациях. Применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий в новых теоретических или конкретных практических ситуациях.

Анализ - умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Требуется осознание не только содержания материала, но и его внутреннего строения.

Синтез - умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Примером может служить план действий, схемы, совокупность обобщенных связей, соединение знаний из различных областей для того, чтобы решить проблему или выработать план ее решения.

Оценка - умение оценивать значение того или иного материала (научных данных, исследовательского материала, литературного произведения) для конкретной цели, оценить логику построения материала, соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности. Суждения должны основываться на четких критериях - внутренних (структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели). Критерии либо определяются учащимся, либо задаются ему извне.

В поисковом и исследовательском обучении предъявляются конкретные требования к деятельности учителя, который должен:

  • Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

  • Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.

  • Побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.

  • Давать учащимся возможность исследовать свои предположения, например, путем проведения опыта или обсуждения в малых группах.

  • Давать учащимся возможность применить новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций для того, чтобы они поняли и оценили их прикладное значение.

Выводы:

При развитии умений исследовательской деятельности на уроках географии учитель применяет современный проблемный подход и учитывает индивидуальные особенности детей, выстраивая собственную траектория участия в решении проблемы в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

1.2.Виды задач по характеру познавательной деятельности.

Сущность поисково-исследовательской технологии обучения состоит в том, чтобы построить учебное познание как систему задач[2].Задача всегда основана на исходном, но направлена на достижение заданного ,перспективного уровня знаний, развития, отношения к изучаемому учащимися , то есть в задаче всегда присутствует исходная сторона и сторона перспективная. В этом и заключается её двойственный характер, её внутренняя противоречивость, которая является источником движущих сил обучения. Задача, таким образом, создаёт условия для возникновения внешних противоречий (между требованиями задачи и уровнем познавательной деятельности учащихся) и перевода их во внутренние противоречия (между потребностями учеников и их возможностями). Анализ проблемной ситуации , выявление её частей ,связей, отношений, закреплённых в языке и есть задача.

Решение задач включает ряд шагов (действий), среди которых можно выделить три типа:

  • Репродуктивные действия- в процессе которых учащимся однозначно известно какие знания требуются для выполнения задачи и они применяют эти знания в непреобразованном виде ( например, выполнить действия с картой по заданному алгоритму, описать территорию по плану, определить высоту местности на карте с помощью условных знаков, построить розу ветров, зная направления ветра в разные дни и т.п. ).

  • Алгоритмические действия - когда следует догадаться о том, какие уже известные знания следует использовать для решения , или действия, которые применять известные знания в преобразованном виде ( например, из факторов размещения отобрать оптимальные для строительства того или иного предприятия, составить последовательность действий при определении выгоды географического положения и т.д.).

  • Эвристические действия - в них обязательно должна использоваться догадка о новом для учащегося знании ( например, влияние тёплых и холодных течений при изучении климата, взаимозависимость природных компонентов внутри природного комплекса и т.д.).

Степень проблемности задачи выявляется по соотношению репродуктивных, алгоритмических и эвристических действий.

Репродуктивные задачи.

Решаются по алгоритму, заданному в форме развёрнутой словесной программы выполнения всех элементарных шагов с указанием условий их применения в виде последовательности действий репродуктивного типа.

Алгоритмические задачи.

Решаются по алгоритму, заданному в виде формулы, правила, при этом необходимо распознать вид задачи, установить какая именно формула необходима для решения , развернуть этот алгоритм, заданный в виде формулы ,в развёрнутую программу. Поэтому для решения такой задачи используются репродуктивные и алгоритмические действия.

Трансформативные задачи.

Решаются с помощью известных формул, которые надо применить в новых ситуациях, эвристические шаги играют ведущую роль.

Творческо-поисковые задачи(задачи проблемы).

Требуют для своего решения «открытия» новых для ученика знаний, поэтому необходимые для этого эвристические действия носят новаторско-исследовательский характер.

Выводы: в ходе обучения для меня наиболее актуально использование творческо-поисковых задач, так как именно они формируют умения исследовательской деятельности и дают наилучшие результаты. Учащиеся, решив такого рода задачу испытывают гордость за проделанную работу, приняв новый материал как собственный опыт, открытие, пропустив через себя ,что приводит к лучшему усвоению полученных знаний. Соответственно повышается качество знаний учащихся .

Глава 2. Основы проблемного обучения - сущность поисково-исследовательской технологии

2.1.Проблемные ситуации и учебные проблемы.

Фундаментальной сущностью поисково-исследовательской (задачной) технологии является теория проблемного обучения.

Проблемная ситуация- определённое состояние затруднения у учащегося ,возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует «открытия» новых знаний о предмете или способах выполнения задания.

Перед обучающимися ставится проблема, но всегда по-разному. Вот несколько способов, ведущие к формированию исследовательских умений школьников :

- в теме урока ,а лучше в крупном блоке ставится проблема-противоречие между знаниями школьников и новыми фактами. В таком случае, чтобы объяснить факты надо решить противоречие и приобрести знания более высого уровня.

Например: при изучении литосферы в 6 классе зачитывается отрывок, характеризующий вулканизм и землетрясение. Но ученики не знают причины процесса. Они самостоятельно пытаются объяснить причины и строят гипотезы.

Гипотеза - это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза - это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение. Первое, что составляет гипотезу, это - проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное.

Важно уметь видеть проблему и строить гипотезу. Тогда легко идёт построение алгоритма действий для решения проблемы . Например ,в случае с вулканизмом дети с удовольствием сопровождают свои действия доказательствами в виде макетов, моделей вулканов. Одновременно с поиском причин процесса вулканизма изучается строение вулкана и виды , классификации и т.д. Накапливается огромный пласт знаний . На более высокой ступени обучения используются проблемные ситуации, возникающие между имеющимися знаниями и новыми практическими условиями их применения. Для решения такой ситуации необходимо побуждение учащихся к сравнению и противопоставлению фактов, явлений, побуждение к обобщению новых данных, прогнозированию событий, постановка заданий на поиск путей практического применения теоретических знаний;

Для решения проблемы обязательно строится алгоритм действий, поэтому вне зависимости от возраста участников проекта, исследования, будут едиными основные этапы исследовательской работы:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования,обозначить этапы в плане.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение, модель , схему или презентацию по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Темы детских исследований

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Например, ребенок делает проект машины, добирающейся до земного ядра,, создает несуществующий прибор. Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или макете, склеенном из бумаги, смонтированном из картонных коробок.

ЭМПЕРИЧЕСКИЕ - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Например, работа "Максимальные и минимальные осадки в зимний период ". Имея в оборудовании кабинета географии школьную метеостанцию с осадкомером возможно измерение количества осадков в течение 3 зимних месяцев, составление графика и диаграмм. Выяснение максимальных и минимальных показателей и сравнение их с общестатистическими, характерными для города Волгограда.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, увидеть в фильмах или прочитать в книгах и др.

Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию о предприятиях определённой отрасли производства, и т. д. Обобщив эту информацию, можно найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда. Структурировав полученные данные, можно представить выявленные сведения для обсуждения в коллективе сверстников.

Правила выбора темы

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.

Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

! Вот самое важное, что хочется отметить и обозначить красной нитью :

- при развитии умений решить проблему- правильно определить учебную задачу, поставить цель и задачи ,подобрать методы исследования и оценить результаты, оформив выводы, соответственно обозначенной цели и задачам.

Приведу примеры проблем и тем исследования на уроках географии:

  • Существенно ли воздействие вредных веществ , находящихся в водных стоках на компоненты биосферы ? ( При рассмотрении темы круговорота воды в 6 классе, темы биосфера в 6 и 7 классах, в ряде тем 8 класса ,связанных с реками и их охраной и в 9 классе в ряде уроков при изучении промышленности и её агрессивного воздействия на природу)

  • Картографический метод сегодня -его значение в повседневной жизни современного человека ( в любом классе при характеристике методов географической науки ).

  • Изменяется ли климат ? Грозит ли парниковый эффект планете ? ( здесь анализ климатических характеристик необходим во временном аспекте, с построением схем и графиков, что повышает уровень сложности проблемы и целесообразно ставить такой вопрос в старших классах -например ,в 10 при характеристике глобальных проблем , в 8 классе- при изучении климата России, а в 6 и 7 классе возможно более реферативное решение вопроса.)

  • Южные степи: проблемы и перспективы использования.( 8 и 9 класс, можно на примере определённого района Волгоградской области, так как приобретается ценный краеведческий материал,что сегодня очень актуально)(Приложение.) Пример учебно-исследовательской работы по данной теме « Южные степи:проблемы и перспективы использования на примере Светлоярского района Волгоградской области» является показательным, так как из учебной проблемы выросла учебно-исследовательская работа ( выполнена ученицами 9 класса Тимченко Т., Кондаковой А. и учителем Полетаевой И.А. в 2010году),которая была представлена на районные этапы городских конкурсов «Я и Земля» имени Вернадскогои «Молодёжь в защиту природы», где стала победителем в секции «Географическое краеведение» и в дальнейшем на городском этапе заняла 3 и 2 места.

Данные вопросы для примера выбраны из-за возможности их решения в нескольких возрастных категориях на уроках географии. Здесь интересно можно проследить возрастные особенности школьников в решении исследовательских задач.

2.2. Возрастные психологические особенности школьников в решении исследовательских задач.

Согласно возрастной периодизации [6] психологические особенности школьников должны учитываться в работе учителя.

В организации исследовательской деятельности обучающихся этот психологический аспект проявляется наиболее выражено. Более того-анализ психических новообразований учащихся среднего и старшего школьного возраста показывает наиболее приемлемой и эффективной исследовательскую деятельность для данных групп детей.

Так, в среднем школьном возрасте используем следующие новообразования:

-Восприятие подростка(10-11-15 лет) более целенаправленно, планомерно и организованно (иногда оно отличается тонкостью и глубиной, иногда поражает своей поверхностью); определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту; характерная особенность - неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом. Таким образом, предложение найти самостоятельно на уроке географии решение проблемы оказывается эффективнее простого изложение материала, от которого школьник оторван как никогда. Характерная черта внимания [6] - его специфическая избирательность (интересные уроки или дела увлекают подростков, и они могут долго сосредотачиваться на одном материале или явлении); легкая возбудимость, интерес к необычному становятся причиной непроизвольного переключения внимания. А для элементов исследования на уроке применяется и групповая работа, и разные формы деятельности( освоение проблемы, поиск гипотез, решений, защита, проект ), что переключает внимание и как раз предоставляет требуемое необычное. Например, изучая свойства вод океана в 6 классе, можно спрогнозировать потепление и таяние льдов Арктики, изменение солёности Индийского и Северного ледовитого океанов и прогнозировать результаты глобальных изменений в природе. Это увлекает детей и даёт выход психологическому напряжению от однообразной учебной деятельности, подключая фантазию, а на выходе получаем с удовольствием выполненный проект, приобретённый детьми опыт и географические знания. В среднем школьном возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: мышление становится более систематизированным, улучшается способность к абстрактному мышлению; мышление приобретает новую черту - критичность (подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям); этот возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с развитием речи. А предлагаемый на географии проект ,исследование-это творчество! А защита проекта- развитие речи, умения представить результат труда в обществе, защитить его. Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками, к самостоятельности и независимости, к ``эмансипации'' от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей в исследовательской деятельности на уроке находят себя.

Старший школьный возраст характеризуется несколько иными новообразованиями психической деятельности [6] , но, тем не менее, они также подходят для исследовательской деятельности, так как юношеский возраст(15-18 лет) - это период выработки мировоззрения, характера и жизненного самоопределения; период самоутверждения, роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. Жизненные планы, ценностные ориентации старшеклассников на пороге выбора профессии отличаются дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном: стремление занять достойное место в жизни, получить интересную работу, достойную зарплату, создать семью. У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам, так как потребность в значимых для жизненного успеха знаниях - одна из самых характерных черт старшеклассника. Восприятие характеризуется целенаправленностью; внимание - произвольностью и устойчивостью; память - логическим характером; мышление старшеклассников отличается высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность. Юность - период расцвета умственной деятельности: старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости, выработать собственную точку зрения и собственную оценку; определяющий характер для самоутверждения личности приобретает самостоятельность мышления. И здесь особой формой учебной деятельности, дающей такой опыт самоутверждения и выступает предлагаемая исследовательская деятельность на уроках географии.

Подготовка к защите исследовательской работы- важный шаг в развитии умений исследовательской деятельности. Необходимо помочь обучающимся, дав следующий алгоритм действий :

  • Указать цель работы и её актуальность

  • Дать определения основным понятиям.

  • Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

  • Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

  • Ранжировать основные идеи.

  • Предложить сравнения (сопоставления, схемы)

  • Выработать суждения и сделать умозаключения.

  • Сделать выводы.

  • Указать возможные пути дальнейшего изучения.

  • Подготовить текст доклада.

  • Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.

  • Подготовиться к ответам на вопросы.

Предлагаю такую памятку для ученика:

Памятка для учащихся «Составление плана работы над проектом»

1.Поставить цель-----------------------------------------------------------------

2.Подумать самому о том, что я знаю----------------------------------------

3.Решить ,что мне неизвестно и как я это могу узнать-------------------

4. Прочитать, посмотреть видеоматериалы, спросить у взрослых----

5. Понаблюдать--------------------------------------------------------------------

6. Провести эксперимент--------------------------------------------------------

7. Сделать расчеты, измерения ------------------------------------------------

8. Подвести итог (сделать выводы и умозаключения)--------------------

9. Подготовиться к защите------------------------------------------------------

Для защиты обучающимся необходимо приготовить презентацию, которая должна не дублировать ответ по защите исследования, а помогать, дополнять его. На слайдах чётко, не отвлекая долгим чтением текста, учащиеся обязательно указывают:

-тему работы;

-гипотезу, проблему;

-цель и задачи исследования;

-его актуальность;

-результат.

Презентация может сопровождаться музыкой, эффектами анамации, но не должна быть длительной. Время показа-5-7 минут

Можно подготовить карту-маршрут или интересную модель и на их защите строить свою речь.

Выводы: На уроке в проблемной задаче учащиеся развивают и свои творческие способности ,так как её решение требует нестандартного, творческого подхода и чем он интереснее- тем выше степень успеха. Формируется фактор успешности, что стимулирует обучающихся заниматься предметом и осваивать учебные темы глубоко и эффективно. Кроме того, любая учебная проблема является творческой. Её решение проходит с максимальным уровнем познавательной самостоятельности учащихся. Увлекательность - очень важный компонент, позволяющий повышать эффективность обучения, пробуждать познавательный интерес. Если учащиеся приобретают опыт исследовательской деятельности на уроке, то на уроке же они могут приобрести и опыт защиты работы. А составление защиты, презентации -процесс творческий и чем интереснее полученная информация представлена -тем опять-таки выше оценка. Так ,в качестве примера приведу конспект урока ,где учащиеся не только решают проблемные задачи, но и представляют презентации в заключении урока(Приложение №2).

6.Результативность.

Полученный педагогический результат -это:

-во-первых, повышение интереса к предмету у обучающихся;

-во-вторых, повышение качества знаний-с 65-70% в первой четверти ,до применения технологии до 78-97% в последней четверти с сохранением результата в следующий учебный год;

-в-третьих, эффективное участие обучающихся, с приобретёнными умениями исследовательской деятельности на уроках географии с написанными учебно-исследовательскими работами в конкурсах. В приложении №3 представлены показатели по участию детей к конкурсах исследовательских работ районного, городского и областного уровней за 1 учебный год(2009-2010).



Сведения о перспективах использования в массовой практике

1. Условия функционирования опыта - обучение географии учащихся 6-10 классов МОУ лицея №1 с использованием описанной технологии формирования умений исследовательской деятельности.

2. Теоретико-практические основы опыта уходят в основы педагогической науки( Д.Дьюи ,Дж.Бруннера и др.) и современные аспекты компетентностного подхода.

3. Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике разнообразны и широки, так как уроки географии подразумевают ряд исследований и активизация проблемного подхода и развития умений исследовательской деятельности школьников повысит эффективность преподавания предмета и качества получаемых учащимися знаний.

Заключение.

Развитие умений исследовательской деятельности на уроках географии - это сложная система педагогических методов и приёмов, в результате представляющая собой единую педагогическую технологию, применяемую в учебной деятельности, причём достаточно эффективно . Анализ сущности и особенностей организации исследовательской и проектной деятельности позволяет сделать вывод, что и та, и другая при правильной их организации создают условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Каковы же значимые ценности школьника, занимающегося такого типа деятельностью? Чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. А алгоритм формирования, развития навыков исследовательской деятельности ,представленный в данной работе , имеет практическое значение и эффективность , что подтверждается результатами - написанием и успешной защитой учебно-исследовательских и проектных работ обучающимися .









Литература.

1. А. В. Леонтович. Рекомендации по написанию исследовательских работ. - Журнал "Завуч", №1, 2001г.

2. Багдасарова С. К., Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология и педагогика. - М.; Ростов н / Д, 2006.

3. Педагогика и психология:курс лекций: учебное пособие /Под ред. Проф. Л.И. Гриценко . - Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2009.-288с.

4. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Под ред. П.И. Пидкасистого. - Ростов н/Д, 1998.

5.Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников, М.: Генезис, 2005. - 203 с.

6. Семчук Н.М., Мухамбетова А.Б. Развитие исследовательских умений школьников при решении экологических проблем// Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 2 - С. 100-101.

7. cito-web.yspu.org/cito/ Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского . Отдел образовательных информационных ресурсов. Лекция 15. Учет психологических особенностей учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста в работе учителя.



Приложение №1.

Методическая разработка урока по географии для 8 класса по теме :

« Внутренние воды и водные ресурсы нашего региона»

Цель урока: -Сформировать у учащихся знания о разнообразии и проблемах внутренних вод Волгоградской области.

Задачи: -научить учащихся сопоставлять природные объекты территории и антропогенную нагрузку на них, прогнозировать ситуацию и находить варианты решения проблем;

-развить у учащихся умения работать с различными источниками информации, компьютерными программами, анализировать и делать выводы, разрабатывать тактику решения проблемной ситуации и умения исследовательской деятельности;

-воспитать у учащихся стремление улучшить экологическую ситуацию в родном крае , стране и мире в целом через любовь к природе и видение её красоты .

Урок-конференция

Тип урока: Обобщения и систематизации знаний.

Форма работы: групповая.

Оборудование: Карта Волгоградской области, атласы, ноутбуки-4 шт. с фотографиями природы рек области, картами и статистическими данными, проектор, экран;

Ход урока.

1.Организационный момент 1-2 минуты;

-приветствие учителя, начало Заседания открытого общества молодых исследователей природы родного края « Зелёный Свет».

2. Актуализация знаний 4-5 минут:

-внутренние воды Волгоградской области: вопросы к детям - какими водоёмами представлены внутренние воды области, богата ли область реками, озёрами ? На экране -небольшая презентация (2 минуты ) ,характеризующая внутренние воды области и природу около источников воды. [слайды 1-6]

Речь учителя на фоне тихой музыки:

-нет ли проблем у нас водой, надо ли принимать меры по охране водных объектов?

-ответы учащихся: да ,Волга загрязнена и надо запрещать предприятиям сбрасывать туда стоки; Раньше было много осетровых рыб, которых истребили люди и ГЭС; Мы можем обращаться к природоохранным организациям для защиты рек.

Трое учеников ,представленных как гости-академики и выполняющие функции координаторов работы Общества «Зелёный Свет» выходят к презентации со словами :

Там Волга, Дон, байрачный лес

Здесь- озеро, а в сердце-степь!

А вот родник -он бьёт ключом

И помощи ждёт верное плечо..

Так где же вы: народ, страна?!

Где молодые племена??

Поющие воде УРА!

Несущие нам луч добра!

Зелёный Свет! Пора помочь

Воды спасти святую мощь!!

Учитель(Председатель Конференции):-«Показать разнообразие водных ресурсов области и оценить их состояние - это цель работы нашего общества сегодня, на открытом заседании которого мы попытаемся найти проблемы и составить небольшие буклеты по охране вод.»

3. Работа Общества исследователей 12-15 минут :

Речь учителя:

-разрешите открыть заседание ,на котором присутствуют секции:

1- Волга 2- Дон 3-Сарпинские озёра

Каждая группа учащихся рассаживаются за своим столом с указанным названием секции и получают задание.

А- Составить информационный буклет по проблемам вод исследуемой территории.

Б- для выполнения задания изучить фото- ,видео-, печатный материалы по объекту исследования по трём направлениям деятельности:

1-поиск проблем -ЭКОЛОГИ

2-отображение проблемы- ПУБЛИЦИСТЫ

3-определение направления дальнейшей работы и разработка тактики - РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

На работу отводится :

Первый этап-знакомство с объектом исследования и выявление проблем-5-7 минут;

-инструкции лежат на столах, информация -в компьютерах и в печатных изданиях там же;

Второй этап-разработка буклета и озвучивание тактических ходов( девиз, основные методы работы, предполагаемые мероприятия)6-8 минут.

Академики курируют каждый по одной группе, координируя действия и отмечая ход работы в специальных бланках на столах групп исследователей, где ставят баллы за качество и оперативность проделанной работы. [приложение, таблица 1 ]

4. Заключительный этап -выводы. 15минут.

-группы направляют свои буклеты( в электронном виде) на рабочий стол учителя-Председателя конференции и АКАДЕМИКОВ (актив класса -3 человека),которые оценивают результат и ставят оценки работам на специально подготовленных бланках ,а также по количеству баллов отмечают лучшего эколога, публициста и революционера .

Группы защищают буклеты( 2-3 слайда) ,озвучив проблему, назвав девиз и тактику дальнейших действий перед презентацией буклета на экране. Каждая группа работает 5 минут.

Предполагаемые ответы учащихся:

1 группа- в наших силах помочь реке очистить её берег, вот акция « Мы- против пластиковой чумы» -подтверждает наши слова делами. Мы узнали об острове Сарпинском -самом крупном острове Европы ,а его начало -остров Голодный находится в нашем Красноармейском районе. Здесь наши Экологи видят проблему уничтожения островов ,а ведь это единственные природные биогеоценозы в пределах города Волгограда. Также мы подготовили ряд агитационных мероприятий, которые могут помочь Волго-Ахтубинской пойме : расставим таблички ранней весной « Не губи первоцветы!» и проведём беседы о вреде огня лесу, научим правильно вести себя на отдыхе в лесу и не оставлять кострища и мусор. (Всё сопровождается фотографиями и лозунгами на слайдах).

2 группа:- Река Дон тоже загрязнена и требует боле бережного отношения к себе и своим малым речкам. Мы и приготовили обращение к промышленникам о защите реки от стоков. А какие красоты нам открылись, путешествуя по берегам: вот в траве прячется прыткая ящерица ,вот прыгает серебристая рыба, играя чешуёй на солнце и дразня чаек, а вот бобры, чистят шёрстку у реки…не губите их, просим…умоляем…настаиваем!(на экране-работа публицистов).

3 группа: Сарпинские озёра- небольшая цепочка водоёмов на юго-восток уводящая нас из Волгоградской области…Раньше здесь было древнее русло реки Волги. А сегодня мы увидели миллионы птиц, пролетающих через Сарпу и Цацу в другие страны…Это стаи уток, гусей, журавлей.Вот розовый фламинго и пеликан!!!Даже они здесь останавливались на ночлег! А люди чуть не превратили озёра в отстойники сбросов … А в сухой степи,в жаркие летние дни до сих пор живут родники- поможем им продлить существование и наполнить степь живой водой!(также показан буклет на экране с отобранными фотографиями и текстом по проблеме).

5. Подведение итогов конференции -рефлексия-2-3 минуты

Участники конференции благодарят за интересные доклады выступающих, могут оценить самый интересный доклад, самый научный, самый красивый и т.п. Выявленные проблемы проговариваются участниками и наиболее эффективные пути решения также отмечаются!

6.Домашнее задание и завершение урока. :1-2 минуты

Домашнее задание :Приготовить презентации (4-5 слайдов) или рефераты по темам : -« Красота лесов, полей и рек», -« Родники родного края»

- « Мы должны их спасти».

Приложение

Таблица 1.

Оценочный бланк работы группы молодых исследователей в секции: -название секции.

№п/п

Фамилия,Имя учащегося

Роль в группе

Качество работы- в 10-бальной системе

Оценка в 5-бальной системе

Эколог

Публицист

Революционер

креативность

активность

актуальность








Приложение №2.

Варианты учебно-исследовательских и проектных работ (фрагменты) , практический результат формирования умений исследовательской деятельности на уроках географии.

В качестве важных фрагментов представляю : пример главы «Результаты исследования» и «Введение», на примерах разных учебно-исследовательских работ и обзор проекта.

Тема « Исследование состояния родников, питающих реку Дальняя Ласта»

Выполнили учащиеся МОУ лицея №1 Веремеева А., Зубкова А. ,учитель Полетаева И.А. в 2009-2010г.г. Фрагмент работы- гл.4. Результаты исследования.

Кроме изучения литературных и картографических данных, анализа полученной информации за период с сентября 2009г. по ноябрь 2010г. были проведены 3 выезда на место расположения родников и произведены замеры, наблюдения, анализ объектов.

Так, в сентябре визуально исследована территория площадь, которой равна около 3га сельскохозяйственных земель. Обнаружены 2 родника: Захаров, который используется и функционирует и заболоченный родник, заброшенный и не используемый населением. За природой объектов проведены наблюдения и сделанные описания. В октябре в результате выезда на территорию исследования и проведения работ по составлению гидрологических характеристик родника ''Захаров", беседы с местными жителями составлен план расположения родника (приложение, схемы), собран материал в виде фотографий, анализированы данные по замерам и пробам воды родника "Захаров", дана характеристика состояния второго родника и сделаны выводы. В ноябре проведены повторные исследования воды источника, систематизированы полученные данные. Результаты исследований приводятся ниже в описании состояния родника "Захаров", и родников питающих реку "Дальняя Ласта".

"Описание состояния родника Захаров"

  1. Родник Захаров расположен на вершине склона балки в 16км. от села Цаца Светлоярского района Волгоградской области, на юге, в степи практически на границе с республикой Калмыкия. Схемы и фотографии объекта представлены в приложении. Население прилегающей территории занимается сельским хозяйством в условиях сухого континентального климата степной зоны умеренного пояса ( глава 2.2).

  2. Элемент рельефа - Сарпинская ложбина, так как территория относится к цепи уникальных Сарпинских озер, а река Дальняя Ласта, принимающая воды родника несет их непосредственно в самое южное озеро цепи территории Волгоградской области - озеро Барманцак.

  3. Биологические условия выхода воды: Вода вытекает из пласта песчаных отложений, ( гл. 2.1.) водоупорным горизонтам служат шоколадные глины.

Выход на поверхность пластовый, вытекает вода спокойно.

Расстояние от реки Дальняя Ласта (левый берег) до родника-845 метров (глазомерная съемка местности), до уреза воды в реке-500 м. Высота источника над уровнем воды в реке 25 метров (за счет расположения источника на склоне балки)

4. Растения и животный мир: Вблизи родника расположена сухостепная растительность, в основном - трава, сухие поля жарким летом были сожжены в результате пожара (в июле 2009года). В районе выхода воды из источника отмечены заросли тростника (фото в приложении), отдельные кустарники и дерево близ воды разнообразят степь. Описание растительности и животного мира территории представлено в главе 2.3. В момент наблюдений за объектом нами отмечены следующие представители животного мира: - при приближении к источнику по степной дороге - стайка куропаток (сентябрь); - степной орел, скопец на дереве близ источника (октябрь); - жаворонки-3 особи в степи в районе исследования при изучении балки (сентябрь);

- норы кротов повсеместно;

- лиса - 1 особь, отличающаяся странным поведением (гавканье и бег вокруг группы людей); кроме того, домашний скот - коровы - вдоль реки и лошадь пастуха, свидетельствующие о сельскохозяйственном использовании территории.

5. Физические особенности воды родника.

По вышеуказанной методике исследовали воду родника в октябре-ноябре и определяли качество воды родника. Получены следующие результаты:

а) По вкусу вода пресная (см. гл. 3-методика исследования)

б) По жесткости - достаточно мягкая (образовалось некоторое количество мыльной пены при взбалтывании)

в) Прозрачность воды средняя, при просмотре на свет слегка мутная.

г) По цвету - бесцветная, но из-за мутности кажется слегка желтоватой. Поле фильтрования цвет исчезает вместе с частичками грунта.

д) Запах абсолютно отсутствуют.

е) Состав осадка: - песчаный, что объясняется нахождением источника на песчаных почвах. Температура воды определялась в результате измерений всех моментов исследования (октябрь, ноябрь) через 1 час (в течение 4 часов наблюдений раз.)

В октябре получены следующие данные: 02.10.2009г.

9:00ч - t воздуха = +12С; t воды = +8C

10:00ч -t воздуха = +12,5C;t воды = +8C

11:00ч - t воздуха = +14C; t воды = +8,1C

12:00ч - t воздуха = +18C;t воды = +8,2C

В ноябре (06.11.2010г.):

9:00ч - t воздуха = +8C; t воды = +7,8C

10:00ч - t воздуха = +10C; t воды = +8C

11:00ч - t воздуха = +12,2C; t воды = +8C

12:00ч - t воздуха = +13,5C; t воды = +8C

В результате анализа данных отмечена постоянная температура воды источника и по опросам местных жителей (село Цаца, поселок Плодовитое, кошара близ родника), родник не замерзает зимой и используется круглый год.

В ходе исследования построены графики, отражающие ход температуры воздуха и воды родника.

Тема « Южные степи: проблемы и перспективы сельскохозяйственного использования земель Светлоярского района Волгоградской области»

Выполнили ученицы МОУ лицея№1 Кондакова А., Тимченко Т., учитель Полетаева И.А. в 2010 г.

Введение (как пример его оформления).

Введение.

Южные степи Волгоградской области − территория Светлоярского района, наиболее приближенного к городу Волгограду заинтересовали нас как источник продукции земледелия и животноводства. Непосредственно являясь соседями данного сельскохозяйственного объекта, проживая в Красноармейском районе города Волгограда, мы задались вопросами:

  1. Что может дать городу такое соседство?

  2. Являются ли условия в степях благоприятными для развития земледелия?

  3. Используется ли агроклиматический потенциал степей для развития сельского хозяйства и обеспечения жителей района, города, области продукцией растениеводства и животноводства?

  4. Какие существуют проблемы в полноценном развитии южных степей как сельскохозяйственного района?

Наша гипотеза: Южные степи (например, Светлоярского района Волгоградской области) обладают большим агроклиматическим потенциалом для возделывания земель, однако проблемы естественного и искусственного характера сдерживают этот потенциал.

Для ответа на вопросы и подтверждения гипотезы нами проведена исследовательская работа. Тема работы: «Южные степи: проблемы и перспективы сельскохозяйственного использования земель на примере Светлоярского района Волгоградской области».

Цель работы: изучить агроклиматические данные южных степей и выявить проблемы и перспективы их сельскохозяйственного использования.

Задачи:

  1. Дать характеристику природных условий территории.

  2. Изучить наличие природных предпосылок для развития земледелия на территории исследования.

  3. Выявить проблемы сельскохозяйственного использования степей на основе агроклиматических данных.

  4. Оценить перспективы сельскохозяйственного использования земель.

Объектом исследования являются южные степи территории Светлоярского района Волгоградской области. Предметом исследования являются агроклиматические характеристики и возможности сельскохозяйственного использования степей. Новизна работы заключается в актуализации проблем землепользования степей родного края, привлечении внимания общественности к аграрным вопросам и рассмотрении возможных перспектив развития сельского хозяйства региона.

Актуальность исследования заключается в выявлении проблем и рассмотрении в связи с ними перспектив земледелия в южных степях Волгоградской области, определении возможностей развития данного региона как основного поставщика сельскохозяйственной продукции в город Волгоград.

Методика исследования: для проведения исследования мы провели необходимые методологические мероприятия:

  1. Выезд на место исследования и визуальный осмотр территории:

    • степи Светлоярского района − земельные угодья с. Цаца - сентябрь 2009 г.;

    • территория очистных сооружений - ноябрь 2009г.;

    • пос. им. Кирова-с сентября 2009г. по январь 2010 г.;

    • дорога от Красноармейского района г. Волгограда до с. Цаца с лесозащитными полосами и населёнными пунктами Светлоярского района (с. Большие Чапурники, с. Дубовый Овраг, с. Цаца) − сентябрь, ноябрь 2009г.

  2. Беседа с населением с. Цаца, пос. им. Кирова, р. пос. Светлый Яр;

  3. Изучение публикаций средств массовой информации по проблеме;

  4. Изучение научной информации по данной проблеме;

  5. Систематизация полученных данных;

  6. Анализ и сравнение полученных результатов исследования;

  7. Оформление работы с выводами по проблеме.

Тема проекта :« Экологическое состояние дубов Красноармейского района города Волгограда».

Проект выполнили учащиеся МОУ лицея №1 Красноармейского района города Волгограда :Акимова Милана(10 в класс), Бешенцев Владислав (10 в ), Иванова ольга (10 в), Зубкова Алина (9а ),Осипова Екатерина (9 а), а также коллектив 5в,6 б классов.

Руководители

проекта

Полетаева Ирина Анатольевна, учитель географии и биологии ,

Сухорукова Ольга Михайловна, учитель географии и биологии .

География реализации проекта

Красноармейский район города Волгограда

Описание целей и задач

Цель: Изучить экологическое состояние дубов, произрастающих в различных местообитаниях на территории Красноармейского района г.Волгограда .

Задачи : 1. Проанализировать состояние дубов различных местообитаний.

2. Выявить неблагоприятные факторы , охарактеризовать экологические условия обитания дубов и выяснить причины их гибели.

3. Описать лекарственные растения ,произрастающие в нижних ярусах под дубом в Чапурниковской балке и составить справочник.

4. Оказать практическую помощь в улучшении экосистем Красноармейского района с древесной формой дуб черешчатый через сеть экологических акций, рейдов , высадку молодых дубов.

Планируемые этапы реализации проекта.

1-Подготовительный ( целеполагание , сбор информации, анализ литературных данных по проблемам сохранения дубов, подбор методов исследования)

2-Основной( изучение дубов разных местообитаний, измерения, подсчёты , беседы с жителями, акции по очистке территории, высадка саженцев, выпуск буклетов и фильма о значении дубов)

3-Итоговый(Описание результатов исследования, оформление выводов через учебно-исследовательскую работу, составление справочника ,таблиц, рекомендаций ).

Краткое описание проекта

Анализируя литературные источники , выявлены проблемы и составлен план проведения проекта. Практическая часть состоит в выезде в Чапурниковскую балку и изучении дубов, описании их экологического состояния, а также поиске лекарственных растений среди представителей других ярусов. Теоретический аспект-создание буклетов, справочника лекарственных растений ,пропаганда по охране дуба и других обитателей экосистем в балке .Практический аспект - непосредственное участие учащихся в высадке молодых 3-х-летних саженцев, выращенных из семян дуба черешчатого. Важный момент -актуальная практическая работа по очистке территории. Анализ и выводы, выступления и публикации, уход за молодыми дубками в рамках экологического образования обучающихся лицея и воспитания любви к природе.

Необходимые ресурсы

Саженцы выращенных из семян дубов;

- планшеты ,визирные линейки, рулетки для измерений.

Выполненные этапы

1(подготовительный) и 2 (основной)

Приложения

Справочник лекарственных растений ,соседствующих с Дубом черешчатым в Чапурниковской балке; таблица экологического состояния дубов, видеоролик.

Механизмы реализации

Акции по очистке территории и высадке саженцев дуба; написание учебно-исследовательской работы по теме и выступления с защитой на конкурсах, форумах, конференциях и фестивалях; создание буклетов, справочников, видеороликов и проведение бесед с обучающимися младшего школьного возраста и родителями с целью привлечения внимания общественности к проблеме ухудшения состояния дубов и практической помощи деревьям.

Дополнит.инф.

Файлы по проблеме на личных страницах учителей МОУ лицея №1 Полетаевой И.А., Сухоруковой О.М. proshkolu.ru/ школьный портал ProШколу.ru





Приложение №3.

Результативность педагогического опыта по развитию исследовательских умений на уроках географии за 2009-2010 учебный год.

Ф.И.О. учащегося

Мероприятие

Название работы

Учитель :

Полетаева И.А.

Результативность

Бурукина Ульяна ( 9б)



Зубкова Алина (8а)

Веремеева Анна(10 в)

6 областной юношеский краеведческий фестиваль « Знай и люби свой край».

« Оценка состояния ландшафтно-экологических условий острова Сарпинский»;

«Исследование состояния родников,питающих реку Дальняя Ласта на территории Сарпинской ложбины»)

Благодарность от администрации ГУК «Волгоградский областной краеведческий музей»

Бурукина Ульяна ( 9б)


Экологический конкурс « Лес и город, вы друзья?» Районный этап

Городской этап

Исследовательская работа « Оценка состояния ландшафтно-экологических условий острова Сарпинский»;







3 место


Кондакова А.(9а)

Тимченко Т.(9а)



Бурукина Ульяна ( 9б)


Районный конкурс «Молодёжь в защиту природы»

Исследовательская работа «Проблемы и перспективы земледелия в южных степях Волгоградской области»(секция географического краеведения);

исследовательская работа « Оценка состояния ландшафтно-экологических условий острова Сарпинский»(секция экологии)

1 место











3 место

Кондакова А.(9а)

Тимченко Т.(9а)

Городской конкурс «Молодёжь в защиту природы»

Исследовательская работа «Проблемы и перспективы земледелия в южных степях Волгоградской области»(секция географического краеведения);

2 место

Кондакова А.(9а)

Тимченко Т.(9а)









Бурукина Ульяна ( 9б)


Районный этап конкурса исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» им. Вернадского

Исследовательская работа «Южные степи: проблемы и перспективы сельскохозяйственного использования земель на примере Светлоярского района Волгоградской области.» (геогр.краеведение);

исследовательская работа « Оценка состояния ландшафтно-экологических условий острова Сарпинский»(секция экологии)


1 место























3 место

Кондакова А.(9а)

Тимченко Т.(9а)

Городской этап конкурса исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» им. Вернадского

Исследовательская работа «Южные степи: проблемы и перспективы сельскохозяйственного использования земель на примере Светлоярского района Волгоградской области.» (географическое краеведение);


3 место

Бурукина Ульяна ( 9б)


1 региональный конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского

Исследовательская работа « Оценка состояния ландшафтно-экологических условий острова Сарпинский»(секция экологии)

1 место

Бурукина Ульяна ( 9б)









Кондакова А.(9а)

Тимченко Т.(9а)

Всероссийский конкурс на лучшую школьную учебно-исследовательскую работу « Природа.Человек. Страна»-2010.

Исследовательские работы «Крупнейший речной остров Европы - уникальный Сарпинский» номинация Экосистемы и особо охраняемые природные территории России; ««Южные степи: проблемы и перспективы сельскохозяйственного использования земель на примере Светлоярского района Волгоградской области.» номинация ландшафтная экология.

Благодарность ,лауреат.





© 2010-2022