Календарно-тематическое планирование для 5, 6 классов. УМК Сфера

  Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников, принадлежащих линии учебников «Сфера» издательства «Просвещение», рекомендованных МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 – 2015 учебный год и, содержание которого соответствует Федеральному государ­ственному образовательному стандарту основного общего образования:    Учебники:   1.Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для   общеобразовательных учр...   Электронные приложения:   1. Планета Земля. 5-6 классы. Электронное приложение к учебнику автора  А.А.Лобжанидзе.       Рабочие тетради:   Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь – тренажёр 5- 6 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений.М., Просвещение, 2013г. Котляр О. Г. Тетрадь-практикум. УМК "География. Планета Земля. 5-6   классы" Пособие для учащихся образовательных учреждений.М., Просвещение, 2013г. Барабанов В. В.Тетрадь-экзаменатор. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы".   Пособие для учащихся образовательных учреждений. М., Просвещение, 2013г.        
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование по географии для 5 класса

п / п

Название раздела или темы

Количество часов на изучение темы

Темы урока

Количество часов на изучение

Примерная дата проведения урока

Характеристика деятельности ученика


Планируемые результаты

№ урока

Название

триместр

Примерная дата

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

Введение

2

1

География: древняя и современная наука

1

1


Устанавливать этапы развития гео­графии от отдельных описаний зе­мель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Определять понятие «география»

Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Различать природные и антропо­генные географические объекты

Осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Формирование представления о географической науке ее роли в освоении планеты человеком

Учить устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор

Структурировать учебный материал.

2

География в современном мире

1

1


2

Развитие географических знаний о Земле

7

3

География в древности

1

1


Показывать по картам территории древних государств Востока. Находить информацию (в Интерне­те и других источниках) о накоп­ленных географических знаниях в древних государствах

Создавать историко-географические образы, о территориях и границах.

Осознание целостности географического знания

Анализировать , обобщать и использовать географическую информацию . Поиск информации (в Интернете и других источниках).

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Составление презентаций.

Умение использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска

Обсуждение значения географических открытий, путешествий.

Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное.

Структурировать учебный материал.

Обучение

целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

4

Географические знания в древней Европе

1

1


Показывать по картам территории древних государств Европы. Находить информацию (в Интерне­те и других источниках) о накоп­ленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме

5

География в эпоху Средневековья; Азия, Европа

1

1


Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги

6

Открытие Нового Света.

1

1


Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий Х. Колумба.

Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации о последствиях открытия Америки для ее народов

Прослеживать и описывать по кар­там маршруты путешествий в раз­ных районах Мирового океана и на континентах.

7

Эпоха Великих географических открытий Практическая работа по составле­нию презентации о великих путешест­венниках.

1

1


Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интерне­те и других источниках) о путеше­ственниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. Обсуждать значение открытия Но­вого Света и всей эпохи Великих географических открытий

8

Открытие Австралии и Антарктиды

1

1


Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Белли­нсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянс­кого.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кру­госветного плавания

9

Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»

1

1


выполнение вариантов контрольной работы

3

Изображения земной поверхности и их использование

12

10

Изображения земной поверхности

1

1


Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.

Сравнивать планы и карты с аэро­фотоснимками и фотографиями од­ной местности.

Находить на аэрофотоснимках лег­ко распознаваемые и нераспознава­емые географические объекты. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике.

Формирование личностных представлений о целостности природы Земли



Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению

Поиск информации (в Интернете и других источниках).

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Овладение основами картографической грамотности

Формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками







Обучение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

11

Масштаб

1

2


Определять по топографическойкарте (или плану местности) рас­стояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.





Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

12

Условные знаки

1

2


Распознавать условные знаки пла­нов местности и карт.

Находить на плане местности и то­пографической карте условные знаки разных видов, пояснитель­ные подписи.

Наносить условные знаки на контур­ную карту и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографи­ческой карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков

13

Способы изображения не­ровностей земной поверхности.

1

2


Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин.






Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте са­мые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины.

Решать практические задачи по оп­ределению абсолютной и относитель­ной высоты, превышения точек от­носительно друг друга

14

Стороны горизонта. Ориен­тирование.

1

2


Определять по компасу направле­ния на стороны горизонта.

Определять углы с помощью транс­портира

15

Съёмка местности.

Практическая работа по ориентиро­ванию и определению азимутов на местности и плане.

1

2


Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов.

Ориентироваться по плану местности и на плане (топографической карте).

Определять стороны горизонта на плане

16

Составление плана местности.

Практическая работа по проведению полярной съёмки местности.

1

2


Использовать оборудование для глазомерной съёмки.

Составлять простейший план не­большого участка местности

17

Географические карты

1

2


Читать карты различных видов на основе анализа легенды.

Определять зависимость подроб­ности карты от её масштаба. Сопоставлять карты разного содер­жания, находить на них географи­ческие объекты.

Сравнивать глобус и карту полу­шарий для выявления искажений в изображении объектов

18

Параллели и меридианы

1

2


Сравнивать глобус и карты для вы­явления особенностей изображения параллелей и меридианов.

Показывать на глобусе и картах эк­ватор, параллели, меридианы, на­чальный меридиан, географические полюсы.

Определять по картам стороны го­ризонта и направления движения,





объяснять назначение сетки парал­лелей и меридианов.

19

Географические координаты.

1

2


Определять по картам географичес­кую широту и географическую дол­готу объектов.

Находить объекты на карте и глобу­се по географическим координатам. Сравнивать местоположение объек­тов с разными географическими координатами.

Определять расстояния с помощью градусной сетки

20

Географические информаци­онные системы

1

2


21

Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование»

1

2


Выполнение вариантов контроль­ной работы.

4

Земля- планета Солнечной системы

5

22

Земля в Солнечной системе.

1

3


Анализировать иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по раз­ным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. Составлять и анализировать схему «Географические следствия разме­ров и

Формирование умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

Учить делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации

Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме

Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Обучение основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей





формы Земли».

Находить информацию (в Интерне те и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и разме­рах Земли в древности».

23

Осевое вращение Земли.

1

3


Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать осо­бенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжи­тельности суток от скорости вра­щения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практи­ческие задачи на определение раз­ницы во времени часовых поясов.





Составлять и анализировать схему «Географические следствия враще­ния Земли вокруг своей оси».

24

Орбитальное движение Земли

1

3


Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) дви­жений Земли и описывать особен­ности движения Земли по орбите.





Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года.

Показывать на схемах и картах тро­пики, полярные круги

25

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

1

3


Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космичес­кими процессами и явлениями.

Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми мо­жет столкнуться человечество при освоении космического пространства

26

Обобщающий урок по теме «Земля - планета Солнечной систе­мы»

1

3


выполнение вариантов контроль­ной работы.

5

Литосфера- каменная оболочка Земли

27-28

Строение Земли. Горные породы.

Практическая работа по определению горных пород по их свойствам.

2

3


Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой.

Формировать устойчивый познавательный интерес, готовности к самообразованию

Учить осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета устанавливать причинно-следственные связи,

Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы

Умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Обучение основам саморегуляции эмоциональных состояний





Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам.

Анализировать схему преобразования горных пород.

29

Земная кора и литосфера.

1

3


Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы.

Сравнивать океанический и континентальный типы земной коры. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит





выявлять процессы, сопровождаю­щие взаимодействие литосферных плит.

30

Рельеф Земли

1

3


Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты.





Определять по географическим картам количественные и качест­венные характеристики крупней­ших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять особенности изображе­ния на картах крупных форм рель­ефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение круп­ных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в разме­щении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаи­модействия литосферных плит.

31

Внутренние силы Земли.

1

3


Выявлять при сопоставлении геогра­фических карт закономерности распространения землетрясений и вул­канизма. Устанавливать с помощью географи­ческих карт главные пояса земле­трясений и вулканизма Земли.





Наносить на контурную карту вул­каны, пояса землетрясений.

32-33

Внешние силы как раз­рушители и созидатели рельефа

1

3


Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа.
Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием.

34

Человек и мир камня. Обоб­щение по теме «Литосфера - каменная оболочка Земли»

1

3


выполнение вариантов контрольной работы













Тематическое планирование по географии для 6 класса

п / п

Название раздела или темы

Количество часов на изучение темы

Темы урока

Количество часов на изучение

Примерная дата проведения урока

Характеристика деятельности ученика


Планируемые результаты

№ урока

Название

триместр

Примерная дата

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

Введение

1

1

Введение. Ориентирование в информационном поле УМК. Обучение приемам работы по ведению дневника наблюдений за погодой.

1

1


Знакомиться с устройством баро­метра, гигрометра, флюгера, осадкомера.

Измерять количественные характе­ристики состояния атмосферы с по­мощью приборов и инструментов.

Начать заполнение дневника на­блюдений за погодой

Осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Знакомиться с устройством баро¬метра, гигрометра, флюгера, осадкомера.

Учить устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор

Структурировать учебный материал.

2

Гидросфера - водная оболочка Земли

9

2

Гидросфера

Понятие «гидросфера». Объём гидро¬сферы, её части. Мировой круговорот воды, его роль в природе. Значение гидросферы для Земли и человека. Ресурсы урока: учебник, с. 82-83; ат¬лас, с. 26-27; тетрадь- тренажёр, с. 4 (№ 1), с. 6 (№ 1,2), с. 17 (№2); электронное приложение к учебнику

1

1


Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме.

Выявлять взаимосвязи между со­ставными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе».

Объяснять значение круговорота во­ды для природы Земли.

Описывать значение воды для жизни на планете

Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического прост­ранства, её месте и роли в современном мире; осознание значи­мости и общности глобальных проблем человечества.

Формирование экологического сознания на основе при­знания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и ра­ционального природопользования

  • Формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющимся мире и адекватной ориентации в нем;

Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты

Умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

3

Мировой океан.

Океан и его части. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океанов: темпе­ратура и солёность поверхностных вод. Зависимость температуры и солёности от географической широты и изменчи­вость по сезонам года.

Ресурсы урока: учебник, с. 84-85; ат­лас, с. 26-29; контурные карты, с. 14-15 (№ 1), с. 24-25 (№ 1); тет­радь- тренажёр, с. 4 (№3-5), с. 7 (№ 3), с. 9-11 (№ 1-6), с. 17 (№1), с. 18-19(№3,4); электронное прило­жение к учебнику

1

1


Определять и описывать но карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов.

Наносить на контурную карту оке­анов названия заливов, проливов, окраинных и внутренних морей.

Выявлять с помощью карт географи­ческие закономерности изменения температуры и солёности поверхно­стных вод Мирового океана.

Строить графики изменения темпе­ратуры и солёности вод океанов в за­висимости от широты

4

Движения воды в Океане

Ветровые волны, цунами. Океаничес­кие течения. Приливы и отливы. Вер­тикальные движения вод.

Практическая работа по описанию вод Мирового океана на основе анализа

карт.

Ресурсы урока: учебник, с. 86-87, ат­лас, с. 26-29; контурные карты, с. 14-15 (№ 2, 5); тетрадь- тренажёр, с. 4(№ 4), с. 7 (№4), с. 11 (№7,8), с. 14 (№ 1); тетрадь- практикум, практичес­кая работа «Описание по картам вод Мирового океана»; электронное прило­жение к учебнику

1

1


Определять по картам крупнейшие тёплые и холодные течения Мирово­го океана.

Сравнивать карты и выявлять зави­симость направления поверхностных течений от направления господству­ющих ветров.

Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших тёплых и холодных течений Мирово­го океана.

Обозначать и подписывать на кон­турной карте холодные и тёплые те­чения

5

Реки

Части реки. Речная система, бассейн реки, водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек. Ресурсы урока: учебник, с. 88-91; ат­лас, с. 8-11, с. 26-27, с. 30-31; кон­турные карты, с, 14-15 (№3), с. 24-25 (№2); тетрадь- тренажёр, с. 4-5 (№ 2, 6-10), с. 7 (№5), с. 12-13 (№9-13), с. 15 (№3), с. 99 (№5); электронное приложение к учебнику




Определять и показывать по карте истоки, устья, притоки рек, водо­сборные бассейны, водоразделы.

Обозначать и подписывать на кон­турной карте крупнейшие реки мира. Составлять характеристику рав­нинной (горной) реки по плану на основе анализа карт

6

Озёра и болота

Озёра, их разнообразие. Во­дохранилища. Болота.

Ресурсы урока: учебник, с. 92-93; ат­лас, с. 8-11, с. 30-31; контурные кар­ты, с. 14-15 (№ 4); тетрадь- тренажёр, с. 5(№11

,12), с. 7 (№ 6), с. 13-14 (№ 14-15), с. 15 (№4), с.19 (№6); элект­ронное приложение к учебнику

1

1


Определять по карте географичес­кое положение и размеры крупней­ших озёр, водохранилищ и заболо­ченных территорий мира.

Подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранили­ща мира.

Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин

7

Подземные воды

Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники Тер­мальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод.

Ресурсы урока: Учебник, с. 94-95- Тет­радь- тренажёр, с.6 (№13), с.8 (№7); электронное приложение к учебнику

1

1


Анализировать модели (иллюстра­ции) «Подземные воды», Артезиа­нские воды».

Находить дополнительную инфор­мацию (в Интернете, других источ­никах) о значении, разных видов подземных вод и минеральных источников для человека

8

Ледники и многолетняя мерзлота

Горные и покровные ледники. Айс­берги. Многолетняя мерзлота: распро­странение, воздействие на хозяйство.

Оледенения.

Ресурсы урока: Учебник, с. 96-97; Ат­лас, с. 8-9, с. 26-27; Тетрадь- тренажёр, с. 6 (№ 14), с.8 (№8), с. 15 (№ 2); Электронное приложение к учебнику

1

1


Решать познавательные задачи по выявлению закономерностей рас­пространения ледников и мерзлоты.

Описывать географическое положе­ние областей оледенения. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) об особен­ностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты

9

Человек и гидросфера

Объёмы потребления пресной воды. Пути решения водных проблем. Источ­ники загрязнения гидросферы, меры по сохранению качества вод.

Практическая работа «Описание реки своей местнос­ти»

Ресурсы урока: Учебник, с. 98-99; Тетрадь-тренажёр, с, 16 (№ 5-6); Электронное приложение к учебнику; Тетрадь- практи­кум, практическая работа «Описание реки своей местности»; Тетрадь-экза­менатор, с. 4-25;

1

1


Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых аква­ториях и других объектах гидро­сферы; о наводнениях и способах борьбы с ними

10

Обобщающий урок по теме «Гидросфера - водная оболочка Земли»

Ресурсы урока: Учебник, с. 82-100; Атлас, с. 8-9, 26-31; Электронное прило­жение к учебнику

1

1


выполнение вариантов контроль­ной работы, предлагаемой в Тетра­ди-экзаменаторе, с. 56-63;

3

Атмосфера-воздушная оболочка Земли

10

11

Атмосфера

Состав воздуха атмосферы. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, ионосфера). Значение атмосферы.

Ресурсы урока: Учебник, с, 102-103; Атлас, с. 32; Тетрадь-тренажёр, с. 20 (№ 1); Электронное приложение к учебнику

1

2


Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли».

Объяснять значение атмосферы.

Находить дополнительную инфор­мацию (в Интернете, других источ­никах) о роли газов атмосферы для природных процессов. Высказывать мнение об утвержде­нии: «Тропосфера - «кухня погоды

Формирование личностных представлений о целостности природы.

формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности учащихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию

Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров.

Умение планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме

Умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции сво­ей деятельности; владение устной и письменной речью; моноло­гической контекстной речью;

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

12

Температура воздуха

Нагревание воздуха, зависимость тем­пературы от высоты, угла падения сол­нечных лучей, характера поверхности. Годовые и суточные изменения темпе­ратуры воздуха. Амплитуда темпера­тур. Изотермы. Парниковый эффект.

Практическая работа «Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды».

Ресурсы урока: Учебник, с. 104-105; Атлас, с. 32-35; Тетрадь- тренажёр, с. 20 (№ 2-4), с. 26 (№ 5), с. 33 (№1,2), с.34 (№8); Тетрадь- практикум, с. 20-21, практичес­кая работа «Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды»; Электронное при­ложение к учебнику

1

2


Вычерчивать и анализировать гра­фики изменения температуры в тече­ние суток на основе данных дневни­ков наблюдений погоды. Вычислять средние суточные темпе­ратуры и амплитуду температур.

Анализировать графики годового хо­да температур.

Решать задачи на определение сред­ней месячной температуры, измене­ния температуры с высотой. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей на основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей.

Выявлять изменение температур по широте на основе анализа карт

13

Влажность воздуха. Облака

Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Туман. Облака, облачность. Виды облаков.

Ресурсы урока: Учебник, с. 106-107; Атлас, с. 32-33; Тетрадь- тренажёр, 60 (№ 5-6), с. 22 (№ 1), с. 28 (№2), 33-34 (№ 3-6); Электронное приложе­ние к учебнику

1

2


Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра.

Решать задачи по расчёту абсолют­ной и относительной влажности на основе имеющихся данных.

Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику, определять облачность

14

Атмосферные осадки

Образование осадков, неравномерность распределения на Земле. Диаграммы годового распределения осадков. Спосо­бы отображения осадков на картах.

Ресурсы урока: Учебник, с. 108-109; Атлас, с. 32-33, 35; Тетрадь- тренажёр, с. 21 (№7), с. 26(№5), с.28 (№ 1), с. 29 (№ 3), с, 34 (№ 7); Электронное приложение к учебнику

1

2


Анализировать и строить по имею­щимся данным диаграммы распреде­ления годовых осадков по месяцам.

Решать задачи по расчёту годового количества осадков на основе имею­щихся данных.

Определять способы отображения ви­дов осадков и их количества на кар­тах погоды и климатических картах

15

Атмосферное давление

Понятие «атмосферное давление». Из­мерение атмосферного давления: баро­метр, единицы измерения. Причины изменения давления. Географические особенности распределения давления.

Ресурсы урока: Учебник, с. 110; Атлас, с. 32-33; Тетрадь-тренажёр, с. 21 (№ 8), с.30 (№ 7), с. 35 (№ 9); Электронное приложение к учебнику

1

2


Измерять атмосферное давление с помощью барометра.

Решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте.

Объяснять причину различий в ве­личине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли.

Определять способы отображения величины атмосферного давления на картах

16

Ветер Ветры: образование, характеристики (направление, скорость, сила). Роза ветров. Постоянные, сезонные, суточ­ные ветры. Значение ветров. Ветряной двигатель

Практическая работа по вычерчива­нию розы ветров.

Ресурсы урока: Учебник, с. 111-113; Атлас, с. 33; Тетрадь- тренажёр, с. 1 (№9-10), с. 29 (№ 4-5), с. 30 (№6,8), с. 36 (№ 11); Тетрадь-практикум, практическая работа «Обобщение дан­ных дневника погоды» (с. 28-29); Элект­ронное приложение к учебнику

1

2


Определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемо­метра).

Определять направление ветров по картам.

Строить розу ветров на основе име­ющихся данных (в том числе днев­ника наблюдений погоды).

Объяснять различия в скорости и силе ветра, причины изменения направления ветров

17

Погода.

Погода и её элементы. Причины изме­нения погоды. Прогнозы погоды, си­ноптические карты. Получение инфор­мации для прогноза погоды.

Ресурсы урока: Учебник, с. 114-115; Атлас, с. 32-33; Тетрадь- тренажёр, с. 21 (№11), с.2 (№ 4), с. 24 (№1), с.25 (№2), с. 36 (№11); Электронное приложение к учебнику

1

2


Определять с помощью метеороло­гических приборов показатели эле­ментов погоды.

Характеризовать текущую погоду. Устанавливать взаимосвязи между элементами погоды на конкретных примерах.

Овладевать чтением карты погоды, описывать по карте погоды коли­чественные и качественные показа­тели состояния атмосферы. Описывать погоду

18

Климат

Понятие о климате и его показателях. Изображение климатических показате­лей на картах и климатограммах. Кли­матические пояса Земли. Климатообразующие факторы.

Ресурсы урока: Учебник, с. 116-117; Атлас, с. 32-35; Тетрадь- тренажёр, с. 22 (№12-13), с. 25 (№ 3), с. 26 (№ 4,6), с. 35 (№ 10), с. 37 (№ 12); Электрон­ное приложение к учебнику

1

2


Сравнивать показатели, применя­емые для характеристики погоды и климата.

Получать информацию о климати­ческих показателях на основе ана­лиза климатограмм.

Овладевать чтением климатичес­ких карт, характеризуя климати­ческие показатели (средние температуры, среднее количество осадков, направление ветров) по климатической карте. Сопоставлять карты поясов осве­щённости и климатических поя­сов, делать выводы

19

Оптические явления в ат­мосфере. Человек и атмосфера

Явления в атмосфере, связанные с отражением солнечного света и с электричеством (полярное сияние, молния). Опасные явления в атмос­фере, связанные с осадками, ветрами. Антропогенные воздействия на атмосферу.

Ресурсы урока: Учебник, с. 118-121; Атлас, с. 32-35; Тетрадь-тренажёр, с. 22 (№2,3), с. 23 (№5), с. 24 (№ 6); Электронное приложение к учебнику

1

2


Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источ­никах) об оптических и неблагопри­ятных атмосферных явлениях, а также о правилах поведения, обес­печивающих личную безопасность человека.

Составлять таблицу (схему) «Поло­жительные и отрицательные приме­ры воздействия человека на атмо­сферу»

20

Обобщающий урок по теме «Атмосфера - воздушная оболочка Земли»

Ресурсы урока: Учебник, с. 101-122; Атлас, с. 32-35; Тетрадь- тренажёр, с. 27 (№7), задание по составлению фрагмента климатической карты; Тет­радь- экзаменатор, с. 64-71; Электрон­ное приложение к учебнику

1

2


выполнение вариантов контроль­ной работы, предлагаемой в Тетра­ди-экзаменаторе, с. 64-71;

4

Биосфера - оболочка жизни

5

21

Биосфера

Понятие «биосфера». В.И. Вернадс­кий - создатель учения о биосфере Границы современной биосферы Раз­нообразие органического мира Зем­ли. Понятие о древних видах - реликтах. Распространение живых организмов в биосфере. Соотношение растений и животных на суше и в Мировом океане. Ресурсы урока: Учебник, с 124-124, атлас, с. 36-39; тетрадь- тренажер, с.38 (№1-4), с. 40 (№1,2), с. 48 (№1); электронное приложение к уроку

1

2


Сопоставлять границы биосферы

с границами других оболочек Земли.

Обосновывать проведение границ

биосферы.

Описывать сферу распространения

живых организмов.

Объяснять причины неравномерного

распространения живых организмов

в биосфере

Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического прост­ранства, её месте и роли в современном мире; осознание значи­мости и общности глобальных проблем человечества

Формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющимся мире и адекватной ориентации в нем

Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска

Формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками

Умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата

22

Жизнь в Океане и на суше

Факторы воздействия на распростра­нение живых организмов в океане х и на суше. Группы морских организ­мов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения расти­тельного и животного мира суши. Воздействие температурного режима, количества осадков, рельефа.

Ресурсы урока: Учебник, с. 126-127; Атлас, с. 36-39; Тетрадь- тренажёр, с. 38 (№5), с. 39 (№7-9), с. 40 (№3), с.41(№ 1,4), с. 42 (№-4), с. 44-45 (№1-3), с.46 (№5); Электрон­ное приложение к учебнику

1

3


Сравнивать приспособителъные осо­бенности отдельных групп организ­мов к среде обитания.

Выявлять причины изменения рас­тительного и животного мира от эк­ватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей

23

Значение биосферы

Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический кругово­рот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Зем­ли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидро­сферу, человека.

Ресурсы урока: Учебник, с. 128-129; Атлас, с. 36-39; Тетрадь-тренажёр, с. 39 (№10), с. 47(№8), с. 48 (№3); Электронное приложение к учебнику

1

3


Анализировать схему биологичес­кого круговорота и выявлять роль разных групп организмов в пере­носе веществ.

Составлять (дополнять) схему био­логического круговорота веществ. Обосновывать конкретными при­мерами участие живых организмов в преобразовании земных оболочек

24

Человек - часть биосферы

Распространение людей на Земле. Геог­рафические факторы расселения чело­века. Расовый состав населения. Внеш­ние признаки людей различных рас. Роль биосферы в жизни человека.

Ресурсы урока: Учебник, с. 130-131; Атлас, с. 42-47; Тетрадь- тренажёр, с. 39-40 (№11-14), с. 43 (№ 6,7), с. 44 (№ 8), с. 45 (№ 4), с. 46 (№6), с. 47 (№ 7), с.48 (№2), с.49 (№5); Электронное прило­жение к учебнику

1

3


Различать по иллюстрациям и описа­ниям представителей различных рас.

Анализировать диаграммы с целью получения данных о расовом составе населения мира (региона, страны).

Устанавливать соответствие на осно­ве анализа карт между народами и их расовой принадлежностью, рас­пространением рас и размещением населения на планете.

Объяснять роль биосферы в жизни человека

25

Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме «Биосфе­ра - оболочка жизни»

Экологические кризисы в истории раз­вития человечества. Современные эко­логические проблемы и охрана биосфе­ры. Охраняемые природные территории. Всемирное природное наследие. Ресурсы урока: Учебник, с. 132-134; Атлас, с. 36-39, 42-47; Тетрадь- трена­жер, с.40 (№ 15), с. 43(№5), с. 49 (№4); Тетрадь-экзаменатор, с. 72-77; Электронное приложение к учебнику

1

3


выполнение вариантов контрольной работы в тетради- экзаменаторе, с. 72-77

5

Географическая оболочка-самый крупный природный комплекс

8

26

Географическая оболочка

Понятие «географическая оболочка». Строение, границы, этапы формирования оболочки.

Свойства географической оболочки: целостность, широтная зональность, вы­сотная поясность, ритмичность.

Ресурсы урока: Учебник, С. 136-137; Атлас, с. 36-39; Тетрадь-тренажёр, с. 50 (№ 1), с. 52 (.№ 1), с. 58 (№ 1); Электронное приложение к учебнику

1

3


Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки и проявле­ний широтной зональности.

Выявлять на конкретных приме­рах причинно-следственные связи процессов, протекающих в геогра­фической оболочке.

Анализировать тематические кар­ты для доказательства существова­ния широтной зональности

Формирование экологического сознания на основе при­знания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и ра­ционального природопользования.

Развитие эмоционально-ценностного отношения к приро­де

Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты.

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф

Умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции сво­ей деятельности; владение устной и письменной речью; моноло­гической контекстной речью

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач

27

Природные комплексы

Компоненты природного комплекса, их взаимодействие. Размеры природ­ных комплексов. Природные зоны как крупнейшие зональные комплек­сы. Высотные пояса. Природно-антропогенные и антропогенные комплексы

Ресурсы урока: Учебник, с. 138-139; атлас, с. 34-37; Контурные карты, 18-19 (№ 1-2); Тетрадь-тренажёр, с. 50 (№ 2-4), с. 55 (№1), с. 56 ( № 2), с. 59 (№ 2), с 63 (№3); Электронное приложение к учеб-

1

3


Анализировать схемы для выявле­ния причинно-следственных взаи­мосвязей между компонентами в природном комплексе.

Наносить на контурную карту грани­цы природных зон и их качествен­ные характеристики. Выявлять наиболее и наименее изме­нённые человеком территории Земли на основе анализа разных источни­ков географической информации.

Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавли­вать и обсуждать презентации по проблемам антропогенного измене­ния природных комплексов

28

Почва

Почва как особое природное образова­ние. Состав и строение почв. Плодоро­дие почв. Распространённые зональ­ные типы почв. Охрана почв, мелиорация.

Ресурсы урока: Учебник, с. 140-141; Атлас, с. 40-41, 36-37; Тетрадь- тре­нажёр, с. 50 (№ 5-7), с. 56 (№ 3), с.57 (№ 4-6), с. 60 (№3,4), с. 62 (№1); Электрон­ное приложение к учебнику

1

3


Выявлять причины разной степени плодородия используемых челове­ком почв.

Сравнивать по иллюстрациям (мо­делям) строение профиля подзо­листой почвы и чернозёма. Сопоставлять карты почв и при­родных зон, устанавливать соответ­ствие между основными типами почв и природными зонами.

29

Ледяные пустыни и тундры

Арктические и антарктические пусты­ни, тундры: географическое положе­ние, климат, растительный и живот­ный мир.

Ресурсы урока: Учебник, с. 142-143; Атлас, с. 36-37, 40-41; Тетрадь-трена­жёр, с. 50 (№ 8), с. 53 (№ 3); Элект­ронное приложение к учебнику

1

3


Определять по картам географическое положение природных зон,

показывать и описывать их.

Устанавливать соответствие между природной зоной и основными

представителями её растительного

и животного мира.

Находить информацию (в Интерне-

те и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации органического мира

и человека к условиям природной

зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне

30

Леса.

Зоны тайги, смешанных и широколи­ственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: гео­графическое положение, особенности климата, растительного и животного

мира.

Ресурсы урока: Учебник, с. 144-147; Атлас, с. 36-37, 40-41; Тетрадь- трена­жёр, с. 51 (№ 9), с. 53 (№ 2,3), с. 61 (№ 5), с. 62 (№2); Электронное прило­жение к учебнику

1

3


Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллю­страциях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и представителями её растительного и животного мира Находить информацию (в Интерне­те и других источниках), подготав­ливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям при­родной зоны, о хозяйственной дея­тельности людей

31

Степи и саванны. Засушливые области планеты

Зоны тайги, смешанных и широколист­венных лесов, муссонных лесов и влаж­ных экваториальных лесов: географи­ческое положение, особенности климата, растительного и животного мира.

Ресурсы урока: Учебник, с. 148-151; Атлас, с. 36-37, 40-41; Тетрадь-трена­жёр, с. 51 (№ 10-12), с. 53 (№ 3), с.61 (№ 3); Контурные карты, с. 18-19 (№ 3-4); Электронное приложение к учебнику

1

3


Определять по картам географичес­кое положение природных зон, показывать их.

Узнавать природные зоны на иллю­страциях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и основными пред­ставителями её растительного и животного мира.

Находить информацию (в Интерне­те и других источниках), подготав­ливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной де­ятельности людей

32

Природные комплексы Ми­рового океана.

Широтные зоны Мирового океана. Вертикальные зоны океанов.

Ресурсы урока: Учебник, с. 152-153; Атлас, с. 26-29, 38-39; Тетрадь-тре­нажёр, с. 52 (№ 13); Электронное приложение к учебнику

1

3


Определять по картам районы распространения представителей органического мира океанов.

Анализировать тематические кар­ты и находить доказательства су­ществования в Мировом океане широтной зональности. Объяснять причины неравномерно­го распространения живых орга­низмов в Мировом океане.

Находить информацию (в Интерне­те и других источниках) о значе­нии органического мира Мирового океана для человека

33

Всемирное наследие челове­чества. Природное и культурное нас­ледие

Всемирное наследие. Угрозы сохране­нию объектов наследия. География объ­ектов Всемирного наследия. Природ­ное наследие и сохранение биологи­ческого разнообразия. Культурное наследие.

Практическая работа №5

Ресурсы урока: Учебник, с. 154-157; Атлас, с. 48-49; Контурные карты, с. 24-25 (№ 5), тетрадь- тренажер, с. 52 (№14), с. 54 (№4), с. 58 (№7), с. 62 (№7); тетрадь- практикум, с. 30-31, практическая работа «Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия»»

1

3


объ­ектов природного и культурного наследия человечества. Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия.

Находить информацию (в Интер­нете и других источниках) и гото­вить презентацию об объекте всемирного природного (культур­ного) наследия и о его значении для человечества

34

Обобщающий урок по теме "Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс»

Ресурсы урока: Учебник, с. 135-15*. Атлас, с. 36-43, 48-49; Тетрадь-экзаменатор, с. 78-83; Электронное приложение к учебнику

1

3


выполнение вариантов контроль­ной работы, предлагаемой в Тетра­ди-экзаменаторе, с. 78-83































Перечень обязательных практических работ

5 класс

Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 4 практических работ в тетради- практикуме:

  1. Составление презентации по теме «Великие русские путешественники», (5 класс);

  2. Определение на местности направлений и расстояний, (5 класс);

  3. Полярная съемка местности, (5 класс);

  4. Определение горных пород по их свойствам, (5 класс);




6 класс

Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 5 практических работ в тетради- практикуме:

  1. Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды, (6 класс);

  2. Описание по картам вод Мирового океана, (6 класс);

  3. Комплексное описание реки, (6 класс);

  4. Обобщение данных дневника погоды, (6 класс);

  5. Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия» , (6 класс).






















Перечень обязательной географической номенклатуры

5 класс

Тема "План и карта"

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема "Литосфера"

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.



6 класс

Тема "Гидросфера"

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно- Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.









Приложение


Критерии оценивания.

Критерии оценки устных ответов и письменных работ учащихся

I . Устные ответы

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по предмету. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логичное последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ученика необходимо учитывать следующие критерии: полноту и правильность ответа, степень осознанности, понимания изучаемого, языковое оформление ответа.

Отметка "5" выставляется, если полно излагается изученный материал, дается правильное определение предметных понятий; обнаруживается понимание материала, обосновываются суждения, ученик демонстрирует способность применить полученные знания на практике, привести примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; ученик излагает материал последовательно с точки зрения логики предмета и норм литературного языка.

Отметка "4" выставляется, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускаются 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" выставляется, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, понятий; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" выставляется, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

2.Географические диктанты

Отметка "5" - если все задания выполнены;

Отметка "4" - выполнено правильно не менее ¾ заданий;

Отметка "3" - за работу, в которой правильно выполнено не менее половины работы;

Отметка "2" - выставляется за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

3. Творческие работы

Мини - исследование

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка "3" ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых ошибок и до 7 грамматических ошибок.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

4. Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полно­стью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практи­ческие умения и навыки.Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фик­сации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выпол­няется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, стра­ницы из статистических сборников. Работа показывает знание уча­щихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретическо­го материала, но испытывают затруднение при самостоятельной ра­боте с картами атласа, статистическими материалами, географиче­скими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не под­готовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и по­мощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся не­эффективны по причине плохой подготовки учащегося.

5.Критерии оценки работы с картой и другими источниками географической информации.

Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускается неточности в использовании карт и других источников знаний. В оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний, допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Критерии оценивания тестов и контрольных работ

Отметка «5» В работе правильно выполнено 80 - 100% заданий.

Отметка «4» В работе правильно выполнено 70 - 79% заданий.

Отметка «3» В работе правильно выполнено 50 - 69 % заданий .

Отметка «2» В работе правильно выполнено - менее 50% заданий.

Требования к работе в контурных картах:

  1. Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.

  2. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

  3. Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор распола­гают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

  4. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

  5. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными ка­рандашами, а затем уже подписывают географические названия.

В начале учебного года все работы в контурных картах вы­полняются простыми карандашами, потому что навыки рабо­ты с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.


© 2010-2022