Использование краеведения на уроках географии (статья)

Краеведение - всестороннее изучение родного края, которое предос­тавляет возможность каждому человеку посмотреть на себя из своего об­щественно-исторического прошлого, проанализировать взлеты и падения судьбы Отечества, с точки зрения многих поколений, делая сравнение в пользу Вечных истин и ценностей. Особенностью краеведческого знания является его комплексность: оно охватывает своеобразие и богатство культуры, истории, географии региона, характеризует уклад жизни, тра­диции, быт, социальные но...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование краеведения на уроках географии



Краеведение - всестороннее изучение родного края, которое предос­тавляет возможность каждому человеку посмотреть на себя из своего об­щественно-исторического прошлого, проанализировать взлеты и падения судьбы Отечества, с точки зрения многих поколений, делая сравнение в пользу Вечных истин и ценностей. Особенностью краеведческого знания является его комплексность: оно охватывает своеобразие и богатство культуры, истории, географии региона, характеризует уклад жизни, тра­диции, быт, социальные нормы поведения, духовно-нравственные устои населения родного края. Краеведение - это своеобразный метод познания от частного к общему, от простого к сложному, выявления особенного в общем. Интерес к тому, что ближе, доступнее, - основа интереса к иссле­дованию большого мира, что помогает составить общие представления о мире, о взаимосвязях явлений и времен, общества и природы.

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации -воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать и их развитии, соци­ально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Вместе с тем в педагогических кругах нет единого видения понятия «краеведение». Наиболее распространённым является мнение о том, что краеведением занимается каждый, кто непосредственно изучает то или иное природное явление на данной территории. Но, несмотря на различное трактование понятия, большинство авторов сходятся на том, что «краеведение ставит себе такие же задачи, как и география. Оно стремится не только собрать данные о какой-то территории, но и поставить их в зависимость, выяснить влияние одних факторов на другие, т.е. стремится также дать комплексную картину природы и жизни в данной местности» (С.А.Барков. Вопросы методики и истории географии.) Исходя из того, что объект и методы изучения географии совпадают, А.С.Барков рассматривал краеведение как «малую географию», или, точнее, как «малое страноведение». Однако он не исключал, а предполагал возможность и краеведения литературного, исторического, зоологического и т.д.

На уроках географии краеведение играет большую роль, так как школьники совместно с учителем глубоко познают особенности природных

условий, населения и хозяйства своей местности, что, несомненно, способствует успешности в изучении размещения и развития процессов, явлений не только на региональном уровне, но и на глобальном. Таким образом, краеведение на уроках географии прежде всего изучение геогра­фии окружающей местности.

Организуя изучение родного края, я всегда помню слова М..И. . Калинина, который очень кратко, но емко сказал о важности этого вопроса: "Знакомство с "местной географией", с небольшим уголком окрестностей земли позволит детям более сознательно отнестись к географии всей страны и, кроме того, сделать их любовь к Родине более живой и непосредственной".

Начальный курс физической географии целиком строится на краеведческой основе. Он содержит много общих географических понятий: горизонт и его стороны, план и географическая карта, форма земной поверхности, погода и климат, которые необходимо усвоить для подготовки к изучению страноведческих курсов в старших классах. Формирование понятий происходит легче, если учащиеся обладают представлениями, полученными из знакомой действительности родного края. Лучшему усвоению учебного материала способствуют уроки в природе, т.е. экскурсии.

Особое место занимает изучение плана и карты. Карта как источник географических знаний, ее понимание школьниками стоится целиком на практических занятиях на местности и упражнениях с планами и картами своего края (ближайших окрестностей школы, города, области ). На уроках в природе учащиеся учатся ориентироваться выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивают условные топографические знаки реального окружения. Работая с планом своей местности, видят живые, очень знакомые ориентиры. В процессе краеведческой работы нами составлены различные планы местности, которые используем на уроках и во внеклассной работе.

На первых уроках организовываю ежедневные наблюдения учащихся за погодой. Понятие о климате и климатообразующих факторах формируется на основе знаний о погоде своей местности и ее сезонных изменениях, получаемых в результате систематических наблюдений. Это позволяет делать на уроках выводы об основных характерных чертах климата края. Сравнивая его с климатом других стран, можно вызвать более правильные представления у учащихся о разных типах климата.

В сентябре проводим экскурсию в природу для наблюдения за формами поверхности и водами своей местности. Это комплексная экскурсия. На ней учащиеся знакомятся с поверхностью ближайших окрестностей школы. Обращаем внимание на уникальность местного рельефа. Рассказываем о рельефе нашей местности, объясняем процессы его образования и развития его отдельных форм, показываем породы, слагающие рельеф. Знакомясь с водами своей местности, учащиеся на экскурсии усваивают процессы происхождения подземных и поверхностных вод, связь их с рельефом. Так прочнее усваиваются основные понятия о водах суши. Раздел «гидросфера» начинаем с вопросов о водах нашей местности. На основе ответов и знаний, полученных на экскурсии, я делаю обобщение.

Значение экскурсии состоит в том, что понятие о различных формах рельефа и о водах на Земле даётся не отвлеченно, а на основе наблюдений.

С учащимися составили краеведческий уголок «Край родной, навек любимый», в котором рассказывается о природе нашего края. Последующий осмотр школьного краеведческого уголка расширит и укрепит знания непосредственных наблюдений учащихся, полученных на экскурсии, значение для жизни на Земле рельефа и вод и ознакомление с примерами их хозяйственного использования, привлечение школьников к общественному полезному труду, охране вод, к наблюдениям за режимом водоёмов и т.д.

Весенняя экскурсия - завершающий этап начального курса физической географии. Её маршрут тот же, что и осенью, чтобы показать динамику природы, эрозионные процессы, отметить сезонные разливы и др.

В 7-8 классе также имеются возможности для сбора и использования конкретного краеведческого материала, но носят ограниченный характер. Работа направлена на усовершенствование и развитие умений учащихся по чтению планов местности, по работе с картами, разных масштабов и содержания, по составлению на основе их комплексных описаний природы различных территорий.

Продолжаем наблюдения погоды, проводим экскурсию, на которой изучаем взаимодействие природных компонентов и подводим учащихся в выводам о природных различиях и к понятию о зональности. Изучая географическое положение материков и определяя координаты их точек, можно установить, какие места расположены на одинаковой широте и долготе с нашей местностью и чем отличается географическое положение изученной территории от родного края. Продолжается работа по охране природы. Во внеклассной работе проводим походы по родному краю, сбор почв, изготавливаем схемы, диаграммы, фотографируем природные и хозяйственные объекты, изучаем население, населенные пункты и т.д.

В курсе «Географии России» большое внимание уделяется вопросам охраны природы. Поэтому на уроках мы рассматриваем практические мероприятия, направленные на восстановление какого-либо природного компонента или объекта нашей местности. Например, предложить проект по улучшению состояния водохранилища или выявить самый загрязненный район и т.д.

В 9 классе продолжаем экскурсионное изучение родного края. Изучаем природно - территориальные комплексы, знакомимся с хозяйственной деятельностью населения. Большая часть краеведческого материала собирается при изучении местного производства.

Нами был собран материал по истории села Барановское, города Воскресенска. Оформлены папки по этому материалу.

В процессе занятий продолжаем сбор дополнительного краеведческого материала, иллюстративных пособий, методические рекомендации.

Из своей работы я делаю вывод:

 успех школьного краеведения зависит от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников;

 необходимо систематически изучать родной край, хорошо знать его;

 владеть навыками краеведческой работы с учащимися;

 самому учителю краеведение также приносит большую пользу - он обогащается знаниями, улучшает педагогическое мастерство.

Таким образом, знание особенностей природы своей территории, закономерностей ее развития и использование этих знаний на уроках физической и экономической географии я считаю одной из своих основных задач в преподавании предмета.


© 2010-2022