Рабочая программа по географии 9 класс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

42

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зерновская школа»

Красногвардейского района

Республики Крым


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Зерновская школа»

_________ А.Л.Иванова ____________ Э.М.Онасенко

(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)

Приказ № ____от ___ ____ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету « География России»

для 9 класса

уровень: общеобразовательный

на период 2015/2016 учебный год

Составлено:

Настич Н.В.,

Учитель географии

МБОУ «Зерновская школа»

Рассмотрено и рекомендовано

на заседании школьного методического

объединения учителей ______________

__________________________________

Протокол № ___ от ___ ___20___ г.

Зерновое, 2015



Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………. 3

Структура и содержание учебного предмета……………………………………………………………………………….. 5

Требования к уровню подготовленности учащихся………………………………………………………………………… 10

Календарно-тематическое планирование …………………………………………………………………………………….. 14

Критерии оценивания………………………………………………………………………………………………………. 34

Наименование учебно-методического обеспечения и

списка рекомендуемой литературы………………………………………………………………………………………….. 40

Контрольно-измерительные материалы …………………………………………………………………………………….. 40









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «География России» 9 класса составлена в соответствии с основными положениями федерального базисного учебного плана (далее - БУП), примерной программой основного общего образования по географии для 6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина.- Москва, Просвещение, 2014) и ориентирована на работу с учебником и учебно-методическим комплексом:

  • География:. 9 класс. Комплект контурных карт. - М.: Дрофа, 2014.

  • География. 9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2014.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  3. Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного ученого плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования

  4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

  5. Федеральный компонент государственого стандарта общегообразования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 №1089;

  6. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312;

  7. Федеральным законом от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

  8. Методические рекомендации КРИППО: Об особенностях преподавания предмета в 2015- 2016 уч. году

  9. Учебный план Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Зерновская школа» на 2015/2016 учебный год.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная; парная; групповая

Специфика предмета:

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии - это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.

Рабочая программа учебного предмета «География России» 9 класс рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю ) в соответствии с БУП.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно - ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой - территориально-дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии.

Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно - ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или города.

Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени - экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориетироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой - подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко - географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

Структура и содержание учебного предмета


Введение. Географическое положение, крайние точки , моря и океаны, омывающие берега России



9 часов



Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия.
Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.
Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России.


ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (31 ч)

Тема 1. Центральная Россия (7ч)


Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
Центральная Россия - историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.
Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Москва - столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.


Тема 2. Северо-Запад (5 ч)


Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала.
Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада. Великий Новгород.
Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.



Тема 3. Европейский Север (4 ч)


Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.
Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района.
Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.


Тема 4. Северный Кавказ (5 ч)


Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.
Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.
Особенности современного хозяйства. АПК - главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.


Тема 5. Поволжье (5 ч)


Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга - главная хозяйственная ось района.
Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.



Тема 6. Урал (5 ч)



Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.
Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.
Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.



АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (15 ч) Тема 7. Сибирь (10 ч)



Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.
Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.
Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории - одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.
Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал - объект Всемирного природного наследия.
Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.


Тема 8. Дальний Восток (5 ч)



Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга - уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.




География своего района (10ч)

Пространство Республики Крым

Геологическое строение территории, рельеф и полезные ископаемые.

Разнообразие внутренних вод. Реки.

Закономерности распространения почв. Природные комплексы

Охрана и преобразование природы родного края

Население и хозяйственное освоение. Города.

Особенности хозяйства. Промышленность

АПК района

Особенности транспорта

Социально - экономические проблемы региона



. Россия в мире (3 ч)


Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.
Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

География России 8-9 классы

Нанесение на контурную карту объектов, характеризующих географическое положение России.

Сравнительная характеристика географического положения России с географическим положением других стран.

Решение задач по определению поясного времени для различных регионов России.

Определение по картам и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения России, особенностей его национального состава и урбанизации.

Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.

Определение зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Составление описания климата одного из районов

территории России по тематическим картам.

Нанесение на контурную карту основных рек и озёр страны. Решение задач на определение основных показателей реки.

Обозначение на контурной карте главных типов почв России. Описание почв своей местности.

Составление сравнительной характеристики двух природно-хозяйственных зон страны.

Определение по картам и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения России, особенностей его национального состава и урбанизации.

Определение положительных и отрицательных черт географического положения России.

Нанесение на контурную карту основных районов добычи угля, нефти и природного газа. Составление характеристики одного из топливных бассейнов.

Определение основных районов и факторов размещения отраслей машиностроения России.

Обозначение на контурной карте главных металлургических районов и центров, месторождений руд чёрных и цветных металлов.

Составление сравнительной характеристики главных районов лесной промышленности России.

Нанесение на контурную карту размещения посевов выращивания зерновых и технических культур России.

Определение особенностей, преимуществ и недостатков одного из видов транспорта России.

Обозначение на контурной карте природно-хозяйственного районирования России. Составление развёрнутого типового плана экономико-географической характеристики территории.

Построение схемы внешних территориально-производственных связей Центральной России.

Сравнительная характеристика природы, населения и хозяйства Краснодарского края и Республики Крым.

Составление характеристики одной из отраслей промышленности Поволжья.

Определение отраслей промышленности Урала, влияющих на экологическую ситуацию в районе.

Оценка природно-ресурсного потенциала Западной и Восточной Сибири.

Анализ внешнеэкономических связей России.

СТРУКТУРА


Раздел, тема

кол-во часов

ВВЕДЕНИЕ

9

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ

Центральная Россия

Северо-Запад

Европейский Север

Северный Кавказ

Поволжье

Урал

31

8

5

4

6

5

4

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ

Сибирь

Дальний Восток

14

8

6

География своего региона

9

Россия в мире

5

итого

68 часов

Система оценки планируемых результатов.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, особенностей хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Требования к уровню подготовки


В результате изучения курса «География. Россия» в 9 классе ученик должен:
1) знать / понимать:
понятия «район» и «районирование»;
особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России, Северо-Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока;
этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные особенности крупных городов;
особенности размещения населения, национальный состав, традиции народов;
особенности жизни и хозяйственной деятельности населения районов;
основные природные, культурные и хозяйственные объекты районов;
современные проблемы и тенденции развития природно-хозяйственных районов;

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

2) уметь:
определять географическое положение района;
давать характеристику района по плану; давать сравнительную характеристику районов по плану; читать топографические планы и туристические карты разных городов и туристических маршрутов;
работать с материалами периодической печати;
определять специализацию района на основе географических карт и статистических данных;
определять хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

3) оценивать:
изменения в развитии районов России;
уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия;
положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности.

Называть (показывать):

основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

географические районы, их территориальный состав;

отрасли местной промышленности.

Описывать:

природные ресурсы;

периоды формирования хозяйства России;

особенности отраслей;

традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

экономические связи районов;

состав и структуру отраслевых комплексов;

основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

различия в освоении территории;

влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

размещение главных центров производства;

сельскохозяйственную специализацию территории;

структуру ввоза и вывоза;

современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. При оценивании ответов и выставлении отметки можно руководствоваться следующими примерными критериями, которые носят рекомендательный характер.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ






Тема урока

Кол-во ча-сов

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Доп.материал

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ(9 часов)

1

Повторение 8 класс. Введение.

1

Урок изучения нового материала

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Понятие «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П.П. Семенова - Тян-Шаньского, Н.Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. Соседи Европейской и Азиатской России. Особенности природных регионов России. Восточно - Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток. Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая безопасность России.

Ученик должен называть предмет изучения географии России, основные средства и метры получения географической информации.

Уметь: объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Знать: понятие «район» и «районирование»; особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России, Северо-Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири Дальнего Востока; этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные особенности крупных городов.


Вводная беседа

1.Определение положительных и отрицательных черт географического положения России (Итоговая)

2. Обозначение на к/к элементов районирования России (тренировочная)

3. Составление комплексной физико-географической характеристики крупных природных регионов России (Обучающая)

Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати.




2

Районирование России

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, фронтальный устных опрос




3

Крупные регионы России

1

Практикум

Анализ карт, фронтальный устных опрос




4

Великие равнины России - Восточно-Европейская и Западно-Сибирская.

1

Урок актуализации знаний и умений


Учебное исследование по картам




5

Горный каркас России - Урал и горы Южной Сибири

1

Практикум


Учебное исследование по картам




6

Мерзлотная Россия - Восточная и Северо-Восточная Сибирь

1

Урок актуализации знаний и умений


Учебное исследование по картам, заполнение таблицы




8

Экологическая ситуация России

1

Урок актуализации знаний и умений


Учебное исследо-вание по картам, заполне-ние таб-лицы




9

Россия. Регионы, хозяйственная деятельность

1

Урок повторения и обобщения


тестирование




ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (31 час)

Тема 1. Центральная Россия (8 часов)

10

Пространство Центральной России

1

Урок изучения нового материала

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Центральная Россия - историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России.

Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города Науки. Проблемы сельской местности. Москва- столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье. Центрально -Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализации хозяйства. Волго-Вятский район. Своеобразие района.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Центральной России; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов Центральной России; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы

4. Составление сравнительной характеристики экономических районов Центральной России (итоговая)





5. Составление характеристики одного из крупных городов России (Москва, С-П) в виде презентации или докладов (обучающая)




11

Особенности природы

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, работа по заполнению к/к




12

Центральная Россия: освоение территории и население

1


Практикум


Заполнение таблицы по результатам сравнения карт,




13

Центральный район

1

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа работа по заполнению таблицы




14

Волго - Вятский район

1

Урок акту-ализации новых зна-ний


Анализ карт, рабо-та по за-полнению к/к




15

Центрально- Черноземный Район

1

Урок актуализации новых знаний


Анализ карт, работа по заполнению к/к




16

Москва-столица России

1

Практикум


Анализ карт, работа по заполнению к/к




17

Контрольная работа №1 «Введение. Центральная Россия»

1






Тема 2. Северо-Запад (5 часов)

18

Пространство Северо-Запада

1

Урок изучения нового материала

Географическое положение.

Состав и соседи района.

Природа района.

Оценка природно-ресурсного потенциала.

Этапы освоения территории.

Отрасли специализации.

Население. Традиции и быт населения.

Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков, Санкт-Петербург.

Особенности планировки, промышленность, наука, культура.

Туризм.

Крупнейшие порты.

Экологические проблемы города Особенности географического положения Калининградской области. Анклав.

Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области.

Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Северо-Запада; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов Северо-Запада; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы

Создание электронной презентации «Санкт-Петербург - вторая столица России».




19

Северо-Запад: «окно в Европу».

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, составление индивидуальная работа по заполнению к/к




20

Северо-Запад: хозяйство.

1

Практикум

Заполнение таицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к




21

Санкт-Петербург - вторая столица России

1

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.




22

Проблемы и перспективы развития

1

Практикум

Анализ карт, составление индивидуальная работа по к.карте




Тема 3. Европейский Север (4 часов)

23

Пространство Европейского Севера

1

Урок изучения нового материала

Географическое положение.

Состав и соседи района.

Оценка природно-ресурсного потенциала.

Специализация района.

Этапы освоения территории.

Роль моря на разных этапах развития района деревянная архитектура, художественные промыслы.

Население.

Традиции и быт населения.

Коренные жители.

Крупные города.

Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Европейского Севера; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов Европейского Севера; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению к/к

Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт.

Составление туристического маршрута по природным и историческим местам.

6.Составление комплексной характеристики лесной промышленности Европейского Севера (итоговая)




24

Европейский Север: освоение территории и население.

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт.




25

Европейский Север: хозяйство и проблемы.

1

Практикум

Заполнение таблицы по результатам сравнения карт




26

Проблемы и перспективы развития

1

Практикум знаний и умений

Анализ кат, со-ставление таблицы по ре-зультатам сравнения карт




Тема 4. Северный Кавказ (6 часов)

27

Пространство Северного Кавказа

1

Урок изучения нового материала

Географическое положение.

Состав и соседи района.

Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства.

Высотная поясность.

Выход к морям.

Этапы осовнения территории.

Густая населенность района.

Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа.

Быт, традиции, занятия населения. Особенности современного хозяйства. АПК - главное направление специализации района.

Рекреационная зона.

Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.

Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды.

Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Северного Кавказа; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов Северного Кавказа; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

  1. .ОценОценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт.

  2. Составление прогноза развития рекреационного хозяйства.



7.Нанесение на к/к размещения основных сельскохозяйственных культур Европейского Юга России (тренирочная)




28

Особенности природных условий и ресурсы

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт. Индивидуальная работа по заполнению к/к




29

Северный Кавказ: освоение территории и население.

1

Практикум

Заполнение таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к




30

Северный Кавказ: хозяйство и проблемы.

1

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы




31

Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа

1

Практикум

Анализ кат, составление таблицы по результатам сравнения карт




32

Контрольная работа №2 «Северо-Запад. Европейский север. Северный Кавказ.»

1






Тема 5. Поволжье (5 часов)

33

Пространство Поволжья

1

Урок изучения нового материала

Географическое положение.

Состав и соседи района Природные условия и ресурсы

Волга - главная хозяйственная ось района. Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Поволжья; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов Поволжья; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению к/к

  1. ОценОценка природных условий и ресурсов Поволжья на основе тематических карт.




34

Природные условия и ресурсы

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт. Индивидуальная работа по заполнению к/к




35

Поволжье: освоение территории и население.

1

Практикум

Заполнение таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к





36

Поволжье: хозяйство и проблемы.

1

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы

8.Составление характеристики одной из отраслей промыщленности Поволжья (обучающая)




37

Проблемы и перспективы развития Поволжья

1

Практикум

Анализ кат, составление таблицы по результатам сравнения карт





Тема 6. Урал (5 часов)

38

Пространство Урала. Природные условия и ресурсы, их особенности

1

Урок изучения нового материала

Своеобразие географического положения.

Состав и соседи района.Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России.

Природные условия и ресурсы, их особенности.

Высотная поясность.

Полезные ископаемые .

Ильменский заповедник

Население.

Национальный состав.

Быт и традиции народов Урала.

Уровень урбанизации.

Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.

Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России.

Специализация района.

Современное хозяйство Урала.

Урал - экологически неблагополучный район.

Источники загрязнения окружающей среды.

Проблемы и перспективы развития Урала.

Знать: понятия всей темы. Уметь: объяснять существенные признаки природных процессов, приводить примеры Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Урала; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов Урала; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни


Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению к/к

Оценка ресурсов региона. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточных частей Урала.

9.Определение отраслей промышленности Урала, влияющих на экологическую ситуацию в районе (итоговая)





Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт. Индивидуальная работа по заполнению к/к




39

Урал: освоение территории и хозяйство.

1

Практикум


Заполнение таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к




40

Урал: население и города.

1

Урок актуализации знаний и умений


Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы




41

Проблемы и перспективы развития Урала

1

Практикум


Анализ кат, составление таблицы по результатам сравнения карт




АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (14 часов)

Тема 7.Сибирь (8 часов)

42

Пространство Сибири. Природные условия и ресурсы

1

Урок изучения нового материала

Пространство Сибири.

Состав территории.

Географическое положение.

Природные условия и ресурсы.

Особенности речной сети.

Заселение и освоение территории. Население.

Жизнь, быт и занятия населения.

Коренные народы Севера.

Роль транспорта в освоении территории.

Транссибирская магистраль.

Хозяйство.

Отрасли специализации.

Западная Сибирь - главная топливная база России.

Заболоченность территории - одна из проблем района.

Особенности АПК.

Золотые горы Алтая - объект Всемирного природного наследия.

Крупные города:Новосибирск, Омск, Томск.

Проблемы и перспективы развития. Восточная Сибирь

Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения.

Многолетняя мерзлота.

Крупнейшие реки.

Заповедник «Столбы».

Байкал-объект Всемирного природного наследия.

Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь.

Крупные города : Иркутск, Красноярск, Норильск.

Проблемы и перспективы развития района.

Знать: понятия всей темы. Уметь: объяснять существенные признаки природных процессов, приводить примеры.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Сибири; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем. Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов Сибири; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению к/к

10. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири (обучающая)




Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт. Индивидуальная работа по заполнению к/к




43

Сибирь: освоение территории и население.

1

Практикум

Заполнение таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к




44

Хозяйство Сибири.

1

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы




45

Западная Сибирь.

1

Практикум

Анализ кат, составление таблицы по результатам сравнения карт




46

Восточная Сибирь.

1

Урок ак-туализации знаний и умений

Практикум

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы




47

Хозяйство Восточной Сибири

1

Практикум

Заполнение таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к




48

Проблемы и перспективы развития района

1

Практикум

Анализ кат, составление таблицы по результатам сравнения карт




49

Контрольная работа №3 « Поволжье. Урал. Сибирь»

1






Тема 8. Дальний Восток (5 часов)

50

Пространство Дальнего Востока.

1

Урок изучения нового материала

Уникальность географического положения.

Состав и соседи района.

Геологическая «молодость» района. Сейсмичность.

Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты.

Река Амур и ее притоки.

Своеобразие растительного и животного мира.

Уссурийская тайга - уникальный природный комплекс.

Охрана природы.

Этапы развития территории.

Исследователи Дальнего Востока. Население.

Коренные народы.

Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта.

Портовое пространство.

Крупные года Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.

Дальний Восток - далекая периферия или «тихоокеанский фасад» России?

Внешние связи региона.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Дальнего Востока; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов Дальнего Востока; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению к/к

.




50

Особенности природы

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт.




51

Дальний Восток: освоение

территории и население.

1

Урок акту-ализации знаний и умений

Заполнение таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к




52

Дальний Восток: освоение

территории и население.

1

Практикум

Заполнение таблицы по результатам сравнения карт, ра-бота по заполнению к/к




53

Хозяйство: Дальнего Востока

1

Практикум

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы




54

Перспективы и проблемы развития дальнего Востока

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ кат, составление таблицы по результатам сравнения карт




География своего региона (9 часов)

55

Пространство Республики Крым

1

Урок изучения нового материала

Разнообразие внутренних вод.

Реки.

Закономерности распространения почв.

Природные комплексы.

Охрана и преобразование природы родного края.

Население и хозяйственное освоение. Города.

Особенности хозяйства Промышленность.

АПК региона.

Особенности транспорта и сферы обслуживания.

Социально-экономические проблемы региона.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы своего региона; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов своего региона; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к

Оценка географического положения своего региона и его влияние на хозяйство региона с использованием географических карт)

Оценка ресурсов региона.

Составление прогноза развития рекреационного хозяйства своего региона.




56

Геологическое строение территории, рельеф и полезные ископаемые.

1

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам




57

Разнообразие внутренних вод. Реки.

1

Практикум

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к




58

Закономерности распространения почв. Природные комплексы

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к




59

Охрана и преобразование природы родного края

1

Практикум

Учебное исследование по картам, Эвристическая беседа по результатам групповой работы




60

Население и хозяйственное освоение. Города.

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт работа по заполнению к/к географических задач




61

Особенности хозяйства. Промышленность

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт работа по заполнению к/к географических задач




62

АПК района. Особенности транспорта

1

Практикум

Заполнение таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к





63

Социально - экономические проблемы региона

1

Практикум

Анализ, тестирование





Россия в мире (5 часов)

64

Соседи России. Место России в мире

1

Урок актуализации знаний и умений

Соседи России.

Место России в мире.

Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.

Уметь: читать карты, работать с материалами периодической печати; оценивать: изменения в развитии районов России; уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия; положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности.

Анализ карт, работа по заполнению

к/к





65

Сфера влияния России.

1

Практикум

Анализ карт, работа по заполнению

к/к





66

Расширение внешних экономических связей с другими государствами

1

Практикум

Заполнение таблицы по результатам сравнения карт работа по заполнение к.карт

11.Анализ внешнеэкономических связей России (тренировочная)




67

Контрольная работа №4 «Дальний Восток. География Крыма. Россия в мире»

1






68

Обобщение и

повторение

по курсу

1


Анализ карт



















Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Отметка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Отметка"3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Отметка"1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная отметка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение отметки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Отметка"4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Отметка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику отметку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Отметки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления отметок за проверочные тесты.


  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Тесты


  • 0-49% - «2»

  • 50-69% - «3»

  • 70-89% - «4»

  • 90-100% - «5»



УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Алексеев А.И. и др. География. Россия. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Просвещение,2014.

  2. Географический атлас. 9 класс -- М.:Дрофа,2014.

Дополнительная литература:

  1. Алексеев А.И. География России. Природа и население - М.:Дрофа,2007.

  2. Дронов В.П., Баринова И.И,, Ром В,Я., Лобжанидзе А.А, География России. Природа. Население. Хозяйство - М.:Дрофа,2007.

  3. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.:Дрофа,2007.

  4. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2004.

  5. Родионова И.А, Экономическая география России. - М.: Московский лицей, 2001.

  6. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. В 2-х т. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.

  7. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением /И.А. Кугут, Л.И.Елисеева и др. -М.: Глобус, 2010.




КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;

  • Обсуждения;

  • Мини - сочинения;

  • Работа с источниками;

  • Доклады;

  • Защита презентаций;

  • Рефлексия



© 2010-2022