Урок по географии «Атмосфера и ее строение» 6 класс

""Описание материала: "Урок для учащихся 6 класса. "Основные цели: " "изучить новый материал; развивать наблюдательность за явлениями погоды; уметь анализировать, делать выводы; повышать интерес к изучению предмета, формировать научное мировоззрение. "На уроке применяются разнообразные методы и приемы, такие как: исследование, метод проектов, фронтальная и индивидуальная работы, работа в парах, в группах, с учебником, практическая работа, работа с картами. При объяснении новой темы применяется м...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Атмосфера и ее строение.

Цели:

  1. Образовательные - изучение нового материала (атмосфера, ее строение, состав, значение, изучение);

  2. Развивающие - развитие наблюдательности за явлениями погоды; способности анализировать, делать выводы.

  3. Воспитательные - повышение интереса к изучению предмета, экологическое воспитание; формирование научного мировоззрения.

Тип урока: изучение нового материала

Урок лекционной формы с использованием логико-смысловой модели.

Оборудование: логико-смысловая модель данной темы, рисунок «Строение атмосферы», диаграмма «Газовый состав атмосферы», номенклатура урока: атмосфера, тропосфера, стратосфера; учебник.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка уровня усвоения пройденного материала.

- Ребята, сегодня мы продолжим путешествовать по стране Геознания. От материка Гидросфера до материка Атмосфера нас отделяет пять островов. Чтобы обогнуть эти острова, нам необходимо будет вспомнить то, что мы уже изучили, путешествуя по материку Гидросфера.

(Часть ребят работают индивидуально на карточках (см. Приложение 1), другие отвечают на вопросы учителя.)

-Итак, делаем первый шаг - отвечаем на вопрос: что такое гидросфера? (Гидросфера-водная оболочка Земли.)

- Второй шаг: назовите части гидросферы. (Мировой Океан: океаны, моря, заливы, проливы; воды суши: реки, озера, ледники, каналы водохранилища, пруды; вода в атмосфере: пар.)

- Третий шаг (практический: работа с картой. Задание: показать части гидросферы. Примеры задают учащиеся класса.)

- Четвертый шаг: чем отличаются межпластовые воды от грунтовых?

- Пятый шаг: что такое ледник? Назовите его виды.(горный, покровной.)

III. Изучение нового материала.

- Молодцы! Мы оказались на материке Атмосфера. Путешествуя по этому материку, мы узнаем очень много полезного, занимательного. Прочтите в оглавлении учебника главные темы.

(ученики вслух читают темы.)

- Первая тема: «Атмосфера и ее строение». Запишите в тетрадь.

(При объяснении материала используется логико - смысловая модель. См. Приложение 2.)

- Что такое атмосфера? ( Воздушная оболочка Земли, вращающаяся вместе с планетой.)

(заполняется первый луч схемы.)

- Ученые считают, что современная земная атмосфера появилась около 1 млрд. лет назад. Однако называться так газовая оболочка Земли стала позднее. В 1765 году М.В. Ломоносов открыл атмосферу Венеры и ввел в научную терминологию термин «атмосфера». Атмосфера возникла в результате выделения газов при вулканических извержениях. На ее формирование впоследствии оказало влияние появление океанов и биосферы.

(заполняется второй луч схемы.)

- Из чего же состоит атмосфера? (вопрос к классу). Итак, воздух атмосферы - смесь газов, в которой находятся твердые и жидкие частицы.

Газовый состав атмосферы был изучен уже давно. В 1774 г. французский ученый Антуан Лавуазье изучил основные составные воздуха и установил присутствие кислорода и азота. Впоследствии обнаружилось, что кроме этих газов в воздухе находятся и другие газы. Таким образом, воздух - это смесь газов у земной поверхности, состоящая из следующих

компонентов: (вывешивается диаграмма «Газовый состав атмосферы»: азот - 78%; кислород - 21%; инертные газы - 0,94%, углекислый газ - 0,03%, пары воды и примеси - 0, 03%.

(заполняется третий луч схемы.)

- Каждый газ в атмосфере выполняет свои функции. Каково значение каждого из них? (вопрос классу.)

(заполняется второй луч схемы.)

- Из чего же состоит атмосфера? (вопрос к классу). Итак, воздух атмосферы - смесь газов, в которой находятся твердые и жидкие частицы.

Газовый состав атмосферы был изучен уже давно. В 1774 г. французский ученый Антуан Лавуазье изучил основные составные воздуха и установил присутствие кислорода и азота. Впоследствии обнаружилось, что кроме этих газов в воздухе находятся и другие газы. Таким образом, воздух - это смесьгазов у земной поверхности, состоящая из следующих компонентов: (вывешивается диаграмма «Газовый состав атмосферы»: азот - 78%; кислород - 21%; инертные газы - 0,94%, углекислый газ - 0,03%, пары воды и примеси - 0, 03%.

(заполняется третий луч схемы.)

- Каждый газ в атмосфере выполняет свои функции. Каково значение каждого из них? (вопрос классу.)

Рассказ ученика.

Без кислорода невозможно дыхание, горение, окислительные процессы. Азот входит в состав белков, его соединения обеспечивают минеральное питание растений. Углекислый газ - «утеплитель» Земли, он пропускает солнечную энергию, но задерживает тепловое излучение Земли. Озон - роль его велика. Хотя его в атмосфере мало, а концентрация наблюдается на высоте 20-25 км (озоновый экран), он поглощает ультрафиолетовые лучи Солнца, которые в больших дозах губительно действуют на живые организмы.

- Нижнюю границу атмосферы трудно установить, потому что воздух проникает в горные породы земной коры. Принято считать, что мы с вами живем на дне воздушного океана.

Масса атмосферы составляет одну миллионную долю массы земного шара. Около 50% массы находится в нижних (5км.) слоях оболочки.

Но особенно трудно определить верхнюю границу атмосферы, так как на большой высоте - 3000 км. - воздух настолько разряжен, что обнаружены только его следы.

В вертикальном отношении атмосфера неоднородна. По характеру изменения температуры воздуха с высотой и другим физическим свойствам она делится на следующие слои-сферы: тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы.

(Демонстрация схемы или рисунка «Строение атмосферы»)

Комментарии к схеме.

Нижний слой - тропосфера. Он нагревается от Земли, которая в свою очередь нагревается от Солнца. С высотой нагрев уменьшается, и это понижает температуру воздуха от +14 С на уровне моря до -55 С на верхней границе тропосферы. С каждым км температура понижается на 6 С.

Толщина тропосферы различается - над экватором до 18 км, а над полярными широтами - около 8км.

Только в тропосфере происходят такие явления, как образование облаков, выпадение осадков, грозы и другие погодные явления. Выше тропосферы располагается стратосфера (до 50-55 км). Облака здесь не образуются, так как отсутствует водяной экран. Температура с высотой возрастает на 1-2 С на каждый км. Это вызвано тем, что слой озона поглощает и рассеивает солнечное излучение, мешая ему пройти к поверхности Земли.

Вне стратосферы находятся несколько слоев атмосферы, но мы их обобщим и будем называть - верхние слои атмосферы. Именно в этих слоях и происходят полярные сияния и магнитные бури. Это связано с тем, что воздух здесь очень разряжен, а температура очень высока. Из-за сложных химических реакций и образуются такие интересные явления.

(заполняется четвертый луч схемы.)

-Ребята, кто из вас читал книгу шведской писательницы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». В ней рассказывается о глупом Тролле, который решил: «Построю дом поближе к солнцу - пусть оно меня и греет». И тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть ли не до

самых туч. «Вот теперь, пожалуй, хватит!» - сказал Тролль. - Теперь я построю дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну» И Тролль полез на гору. Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну, - думает, - отсюда до Солнца рукой подать». А у самого зуб на зуб не попадает. Тролль был упрямый: если уж ему в голову что западет - ничем не выбьешь. Решил на горе построить дом - и построил. Солнце как будто бы близко, а все равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замерз».

Вопросы.

-Почему замерз глупый Тролль? О каком слое атмосферы идет речь? Что происходит с температурой с высотой в тропосфере? (На 1км. На 6 С.)

- Эта закономерность вам пригодится при решении следующих задач.

(работа в группах)

1. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура-30 С, а у поверхности Земли +12 С?

2. Какова высота горы, если у ее подножия температура +26 С, а на вершине -10 С?

3. Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет +36 С? Высота Памира 6 км.

4.На высоте 8 км. температура равна -18 С. Какова в это время температура у поверхности?

5. Чему равна температура воздуха у поверхности Земли, если на высоте 4 км. она равна -10 С?

- Очень интересные явления происходят в атмосфере.

Если кому-либо из жителей, обитающих на северо-западе китайской провинции Юньнань , нужен дождь, то они просто выходят из дома на улицу и начинают кричать: «Дождик! Дождик! Пуще!»

И дождь на самом деле не заставляет себя ждать. Причем чем сильнее кричит человек, тем сильнее сыплет дождик, чем дольше кричит, тем дольше идет.

Такой феномен наблюдается высоко в горах Гаолигуншань, где расположена группа озер под названием «Заколдованные». Если на берегу любого из этих озер кто-нибудь громко заговорит или закричит - тут же с неба проливается вода.

Ученые полагают, что воздух в этой местности настолько насыщен влагой, что малейшее сотрясение его вызывает образование из паров воды дождевых капель.

- А теперь посмотрите на фотографию лунной поверхности - вот что нас ожидало, если не было бы атмосферы.

-Каково же значение атмосферы?

(ученики работают с учебником, 1 абзац, одновременно заполняется пятый луч в схеме.)

- Значение атмосферы очень велико. Хозяйственная деятельность человека очень сильно загрязнила атмосферу.

-Что является причиной загрязнения воздуха?

- Какие меры принимаются по охране чистоты воздуха?

(Предполагаемые ответы учащихся.)

-Произошло увеличение оксида серы в воздухе, которое приводит к кислотным дождям.

-От автотранспорта и предприятий в воздух попадают тяжелые металлы.

-Вредные выбросы химических и нефтехимических предприятий.

-В настоящее время глобальная проблема в том, что утончается озоновый слой.

-Антропогенный углекислый газ образуется в результате сжигания органического топлива.

-Углекислый газ усиливает «тепличный эффект» атмосферы. При этом возможно повышение средней температуры воздуха и земной поверхности, что неизбежно приведет к серьезным нарушениям природных процессов в географической оболочке.

-В настоящее время принимаются меры к внедрению безотходного производства и

строительству очистных сооружений, уменьшающих выбросы вредных веществ в атмосферу.

-За соблюдением норм наблюдает санитарная служба и мониторинг-служба, отвечающая за наблюдение, оценку, прогноз.

- Человечество интересовалось воздушным океаном уже давно, но только300-400 лет назад изобретены первые приборы для изучения атмосферы.

В настоящее время изучение атмосферы ведется под руководством Всемирной метеорологической организации, в которую входят многие страны, в том числе и наша.

(Ученики самостоятельно читают п.4 «Изучение атмосферы» в учебнике и заполняют шестой луч в схеме. Затем работа проверяется.)

Ответы: метеорологические станции, радиометеорологические станции, научно-исследовательские суда, радиозонды, метеорологические ракеты, искусственные спутники Земли, орбитальные станции.


  1. Закрепление нового материала.

  1. Учащиеся по желанию срывают лепестки ромашки с вопросами на повторение и отвечают на них.

- Дайте определение понятия «Атмосфера»

- Какие газы входят в состав атмосферного воздуха, каково их соотношение?

- Перечислите слои атмосферы.

- Сравните тропосферу и стратосферу.

- Почему на Луне нет жизни?

- Значение атмосферы.

- С помощью чего изучают атмосферу?

2. Игра «Что за цифра?»

2000 км - толщина атмосферы.

78% - азот.

6 С - понижение температуры на каждый км.

21% - кислород.

18 км. -толщина тропосферы над экватором.

50-55 км. - верхняя граница стратосферы.

1765г.- М.В. Ломоносов ввел научный термин «атмосфера»

3.Стихотворение-закрепление. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы должны как можно

больше записать терминов, слов, связанных с изученной темой.(См. Приложение 3).






© 2010-2022