Элективный курс по географии «Природа родного края»

Программа элективного курса создана на основе обобщения материалов курса «Географии Республики Татарстан» как результат многолетней работы учителя географии. Курс географии Республики Татарстан изучается по различным маршрутам. В ней содержится интересный материал по вопросам исторического, географического, биологического, экологического направлений краеведения. В программе изучаются климатические, водные, земельные, минеральные, растительные ресурсы и ресурсы животного мира. Таким образо...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

1.Пояснительная записка стр. 3

2. Цель, задачи курса, формы контроля стр. 5

3. Ожидаемые результаты стр. 6

4.Содержание программы курса стр. 7-11

4.Учебно-тематический план курса стр. 12-15

5.Литература стр. 16

6. Приложение стр. 17-55










Пояснительная записка

Краеведение - важное средство формирования культуры учащихся. Наряду с образовательно-воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно-полезного характера.

Географическое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, формирования у учащихся научного мировоззрения и воспитания патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе являются его высокая общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

Школьное географическое краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы по географии в школе будет глубокое знание самим учителем природы своего края, владение методикой его изучения; второе условие - систематическое использование местного материала на уроках физической географии и постоянная перспективная внеклассная и внешкольная работа; третье - глубокая научная основа. Одна из главных задач краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Не следует ограничивать краеведческую работу только изложением на уроках готовых знаний о своём крае, почерпнутых из учебных пособий и другой литературы, важная часть краеведческой работы - непосредственное участие, как учителя, так и учащихся в поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края.

Программа элективного курса рассчитана на учащихся 8-9 классов и направлена на развитие научно - исследовательской деятельности. Кроме того, содержание элективного курса предоставляет учащимся возможность

реализовать интерес к географии.

Программа элективного курса создана на основе обобщения материалов курса «Географии Республики Татарстан» как результат многолетней работы учителя географии. Курс географии Республики Татарстан изучается по различным маршрутам. В ней содержится интересный материал по вопросам исторического, географического, биологического, экологического направлений краеведения. В программе изучаются климатические, водные, земельные, минеральные, растительные ресурсы и ресурсы животного мира. Таким образом, на протяжении всего курса учащиеся рассматривают территорию нашего края в мелком, среднем, крупном масштабах; общегеографическая характеристика Татарстана рассматривается на фоне общих закономерностей Российской Федерации. Крупные регионы Республики Татарстан - на фоне закономерностей природы Российской Федерации, как часть страны. При предлагаемой последовательности тем знания учащихся развиваются, обогащаются, систематизируются и конкретизируются. Также реализуется воспитательная цель - формируется экологическая культура учеников. Физическая география Татарстана помогает развить у школьников сознание ответственности перед обществом и окружающей средой.

Разработка предназначена для учителей географии.



Цель курса

Формирование знаний о природных условиях и естественных ресурсах родного края, а также экологическая направленность учебно-воспитательной работы на рациональное использование и охрану природы Республики Татарстан. Воспитание ответственности, любви к своей малой Родине, расширение краеведческих знаний о своем крае, повышение общей культуры учащихся.

Задачи курса

Познакомить учащихся с методами научного исследования (наблюдение за природными явлениями, такими как ураганы, смерчи, наводнения и т.д.; обработка материалов наблюдений .

Создать образ родного края по результатам исследований.

Сформировать знания о природных особенностях края, рельефе, климате, почвенно-растительном покрове, животном мире, экономико-социальных аспектах его формирования, современного состояния и перспектив их развития.

Научить учащихся устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы в родных ландшафтах, выявлять и оценивать, прогнозировать проблемы и намечать пути решения.

Формы контроля за уровнем достижений учащихся:

  • Защита сообщений «Достопримечательности маршрутов», «Влияние климата на здоровье человека», «Флора и фауна местных водоемов», «Охраняемые природные территории района».

  • Презентации учащихся курса

  • Проекты учащихся « Топонимика водоемов района».


Ожидаемые результаты обучения

По окончании курса учащиеся должны:

уметь:

  • Наблюдать и описывать природные явления

  • Выдвигать свои гипотезы

  • Делать выводы

  • Самостоятельно работать с дополнительной литературой в сети Интернет

  • Выбирать из общего главное

  • Принимать правильные решения при ответе на вопрос

  • Аргументировать свои ответы

  • Выполнять мониторинг экологического состояния данной территории

  • Применять теоретические знания на практике, в повседневной жизни давать описание природных и хозяйственных объектов;

  • Вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;

  • Определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы;

знать:

  • Суть понятия «краеведение»

  • Источники комплексного изучение региона

  • Терминологию, предусмотренную курсом на понятийном уровне

  • Особенности освоения территории

  • Особенности природы и ресурсно-природный потенциал района

  • Факторы, формирующие климат, рельеф, внутренние воды и другие компоненты природы

  • Правила поведения в природе

  • Местонахождение особо охраняемых территорий района

  • Основные виды природных ресурсов и экологические проблемы в городе и районе.

Содержание курса

Введение. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.

Маршрут 1. Волжско-Камский заповедник (1 час)

Образование (основание) и состав заповедника. Географическое положение. Флора и фауна Раифы. Почвенные ресурсы.

Экскурсия по территории монастыря; экскурсия в дендрарий.

Практические работы:

Составление фотоальбома, видеофильма, географического рассказа о путешествии по Волжско-Камскому заповеднику родному краю, совершенном учащимся.

Творческое задание

Написать сочинение-рассуждение на тему «Здание, которое я считаю архитектурным памятником нашего города» (Ансамбль Раифского монастыря)

Маршрут 2. «Карьерный овраг» и Русско-Немецкая Швейцария (1 час)

История формирования и геологическое строение. Формы рельефа местной территории, особенности их происхождения и размещения, обозначение на карте. Влияние рельефа на освоение территории. Изменение рельефа под влиянием внешних факторов. Горные породы, их происхождение, их определение. Флора и фауна данной территории.

Экскурсии, походы:

1. Места естественных или искусственных обнажений горных пород.

Практическая работа:

1. Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания.

Маршрут 3. Семиозёрский лес (1час)

Ботанический памятник природы. Семиозёрские святые источники. История седмиозёрской пустыни. Флора и фауна.

Творческое задание

Составление фотоальбома данного маршрута.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с туристом о влиянии местного климата на здоровье человека и мерах безопасности при неблагоприятных погодных явлениях.

Маршрут 4. Рукотворный рай «Чулпан» (2 часа)

Биография Евгения Боратынского. История села Каймары. Особенности почвенного заказника «Чулпан». Исследования сотрудников Татарского научно-производственного объединения «Нива».

Экскурсии, походы:

1.Наблюдения за погодными явлениями.

2. Местные пейзажи в разные времена года

Практические работы:

1. Наблюдения за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой) района. Подсчет среднесуточной (среднемесячной) температуры. Построение графика хода температуры за сутки, месяц.

2. Составление климатического очерка района, города.

Маршрут 5. Голубые озёра (2 часа)

Географическое положение. Чистые, холодные, целебные озёра. Характеристика реки Казанка. Описание каскада водотоков: Большая Пучина, Малая Пучина, Голубое озеро. Санаторий Крутушка. Влияние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории. Местные водные растения и животные. Меры по экономному использованию и охране водных объектов района.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа о местных источниках и водоёмах. Легенды, предания.

Экскурсии, походы:

1.Изучение местных водных растений и животных.

Маршрут 6. Автодром «Высокая гора» и «Усадский» ( 1 часа)

Предназначение, состав и традиции комплекса.

Практическая работа

Изучение объекта на экскурсии и описание его по плану.

Маршрут 7. Заказанье. Камаево, Кырлай, Киндери, Высокая Гора, Чебокса, Усады, Шапши, Чепчуги (2 часа)

Достопримечательности данных географических объектов. Исторические особенности.

Практическая работа:

Конкурс плакатов

Маршрут 8. «Пестречинские мотивы» (3 часа)

Географическое положение. Краеведческий музей. Растительный и животный мир района: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Охрана местных растений и животных. Занятия населения.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с представителями местных экологических организаций и общественных движений о природоохранительных мероприятиях в районе.

2. Беседа с местными лесниками, грибниками, ягодниками, рыбаками и охотниками об интересных растениях, повадках животных района.

3. Беседа с местными мастерами гончарного дела. Изделия из глины.

Экскурсии, походы:

1. Экологическая тропа. Определение местных растений, наблюдение за насекомыми, следами животных. Сбор лекарственных растений для аптеки.

1. Составление икебаны из местных растений.

2. Определение местных растений по гербарию.

3. Конкурс плакатов «Осторожно, ядовитые растения!», «Берегите природу!».

Маршрут 9. «Река Мёша» (1 час)

Речной режим и речной сток. Влияние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории. Рациональное использование в хозяйственной деятельности человека местных поверхностных и грунтовых вод. Биологическое исследование водотока. Местные водные растения и животные. Меры по экономному использованию и охране водных объектов района, города.

Экскурсии, походы:

1.Изучение местных водных растений и животных.

Маршрут 10. «Загадки княжества Кашан» (1 час)

Населенные пункты: Именьково, Шуран, Сорочьи Горы, Чирпы. История, топонимика, достопримечательности.

Практическая работа:

Составление карты маршрута.

Маршрут 11. Лаишево(1 час)

Географическое положение. Малая Родина Г. Державина. Многообразие растительного и животного мира.

Практическая работа:

Проведение внеклассного мероприятия по творчеству Г. Державина.

Маршрут 12. «Русское Никольское» (1 час)

Географическое положение. Традиции и обычаи местных жителей. Деятельность фольклорного ансамбля «Каравон».

Беседа с местными жителями(участниками фестивалей )

Маршрут 13. «Остров сокровищ - Свияжск» (2 часа)

Географическое положение. Роль Свияжска в исторических процессах формирования Российского государства. Архитектурный ансамбль острова. История острова-града.

Экскурсия «Остров- град Свияжск».

Маршрут 14. «Музей природы на Свияге» (1 час)

Географическое положение. Образование Свияжского залива. Значение заказника. Богатство растительного и животного мира. Археологические раскопки.

Маршрут 15. «Курорт на Услонских горах» (1 час)

Географическое положение. Горнолыжный комплекс «Казань».

Организация отдыха в комплексе.

Маршрут 16. «Монахи». Введенская Слобода (1 час)

Географическое положение. Природа. История. Достопримечательности.

Маршрут 17.

«Казанское море - Печище» (1 час)

Географическое положение. Добыча бутового камня - известняка. Геологический памятник природы. Доломиты, глина, гипс. Музей под открытым небом. Печищенский мелькомбинат.

Экскурсия и практическая работа по определению возраста горных пород.









Учебно-тематический план курса

"География родного края"


№ п/п

Тема курса

Теория

Практика

Формы проведения

Формы контроля

Дата

Тема 1. Маршрут 1. Волжско-Камский заповедник (3 часа)

1.

Волжско-Камский заповедник

3


Лекция с элементами беседы, практикум, экскурсия

Фронтальный устный опрос по вопросам темы, творческое задание


Маршрут 2. «Карьерный овраг» и Русско-Немецкая Швейцария (1 час.)

2.

«Карьерный овраг» и Русско-Немецкая Швейцария.

1

Лекция с элементами беседы, практикума, конспектирование

Фронтальный устный опрос по вопросам темы


Маршрут 3. Семиозёрский лес (2 часа)

3.

Семиозёрский лес

2


Лекция с элементами беседы

Индивидуальный устный опрос


Маршрут 4. Рукотворный рай «Чулпан» ( 2 часа)

4.

Рукотворный рай «Чулпан»

1


1



Практикум, (составление климатического очерка района, экскурсия.

Фронтальный письменный контроль по вопросам практикума


Маршрут 5. «Голубые озёра» (2 часа)

5.

«Голубые озёра»


2

Лекция с элементами беседы, практикума (работа со статистическими материалами)

Фронтальный устный опрос по вопросам темы, проверка выполнения практической работы


Маршрут 6. Автодром «Высокая гора» и «Усадский» (2 часа)

6.

Автодром «Высокая гора» и «Усадский»


2

Экскурсия

Проверка выполнения заданий практикума


Маршрут 7. Заказанье. (1 час)

7.

Заказанье

1


Урок - обсуждение выполненных творческих заданий (или урок-защита плакатов)



Маршрут 8. «Пестречинские мотивы» (3 часа)

8.

«Пестречинские мотивы»

2

1

Лекция

Экскурсия

Практикум

Проверка выполнения заданий практикума


Маршрут 9. «Река Мёша» (3 часа)

9.

« Река Мёша»


3

Поход

Отчёт


Маршрут 10. «Загадки княжества Кашан» (1 час)

10.

«Загадки княжества Кашан»


1

Лекция

Карта маршрута


Маршрут 11. Лаишево (3 часа)

11.

Лаишево

1

2

Лекция

Экскурсия

Внеклассное мероприятие



Маршрут 12. «Русское Никольское» (2 часа)

12.

«Русское Никольское»


2

Экскурсия

Презентация


Маршрут 13. «Остров сокровищ - Свияжск» (2 часа)

13.

«Остров сокровищ - Свияжск»


2

Экскурсия

Сообщение на данную тему


Маршрут 14. «Музей природы на Свияге» (1 час)

14.

«Музей природы на Свияге»

1

Лекция

Фронтальный устный опрос по вопросам темы


Маршрут 15. «Курорт на Услонских горах» (2 часа)

15

«Курорт на Услонских горах»


2

Организация отдыха


Маршрут 16. «Монахи». Введенская Слобода (1 час)

16.

Монахи». Введенская Слобода.

1

Лекция

Презентация


Маршрут 17. «Казанское море - Печище» (4часа)

17.

«Казанское море - Печище»

3

1

Экскурсия

Практическая работа



Итого:

16

19
















Литература

- Атлас Республики Татарстан. М.:Производст. картосост. объед. «Картография», 2005.

- Ахметьянов Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. М., 1981.

- Барков А. С. Вопросы методики и истории географии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

- Кондаков В.А. Краеведческий принцип в преподавании географии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.

- Краеведение: Пособие для учителя / А.В. Даринский и др. - М.: Просвещение, 1987.

- Красная книга Республики Татарстан. Животные, растения, грибы. Изд-во «Природа». Казань, 1995.

- Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М.: Мысль, 1966.

- Попорков М.А. Школьные походы в природу. М: Учпедгиз, 1960.

Путеводитель «Золотое кольцо» Казани: Казань. Изд-во «Эксклюзив», 2005.

- Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979.

- Синицына К.Р. Историческое крае­ведение. Казань: Таткнигоиздат, 1983.

- Тайсин А.С. География Республики Татарстан. Учеб. пособ. для 8-9 кл. сред. обр. шк. Казань: Магариф, 1998.

- Хусаинов З.А. Региональная модель формирования экологической культуры учащихся: Монография. Казань: Экоцентр, 2002.

- Хусаинов З.А. Экологическая культура учащихся национальной школы. Изд-во Казан.ун-та, 2005.

- Шайхиев Р.А. Татарская народ­но-краеведческая литература XIX - XX вв. Казань: Таткнигоиздат, 1990.

- msk.ito.edu.ru/2012/section/185/95444/

- rt-museum.narod.ru/liter.html

- eco.tatarstan.ru/rus/info.php?id=58101

- dialog.extech.ru/kongress2/docs/present.pdf?mplevel=3

- ru.wikipedia.org/wiki/ bibliofond.ru/view.aspx?id=21329

- zapoved.net

- remeslo.tatarstan.ru/



© 2010-2022