Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель географии

МБОУ СОШ №3

г. Воткинска УР

О.Н. Артемьева

Формирование познавательных УУД на уроках географии.

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе сегодня.

Познавательные универсальные учебные действия выступают важнейшим компонентом содержания предмета «География». На процесс развития познавательных УУД при изучении географии влияет ряд условий: содержание знаний; последовательность изучения курсов географии; учебное время, отведенное программой; особенности средств обучения, с которыми работают школьники. В работах методистов-географов разработано положение о необходимости усложнения характера деятельности учащихся от класса к классу, с различными источниками географической информации. Высказываются положения о связи практической деятельности учащихся с приемами умственной деятельности. Предлагается усложнение практических работ по ступеням обучения учащихся, развитие практических умений и навыков, методов обучения. Причем, усложнение деятельности должно идти на основе этапов познания. Так, вначале предлагается наблюдение, отбор фактического материала, затем анализ фактов и явлений, поиск и объяснение причин отдельных явлений, далее установление причинно-следственных связей между рядом явлений, сравнение, необходимое для обобщающих выводов.

Рассмотрим факторы, влияющие на формирование познавательных УУД. Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на формирование познавательных УУД. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными особенностями каждого источника. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты - ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, умение характеризовать природный или экономический объект, явление. Например.

  • Найти на карте крупнейшие горы мира.

  • Показать на карте зоны землетрясений и вулканизма.

  • Используя карту дать характеристику равнинной и горной реки.

  • Сопоставив физическую, геологическую и тектоническую карты России, определите характер рельефа России, взаимосвязь форм рельефа, тектонического строения и размещения полезных ископаемых.

  • Используя различные карты, дайте комплексную характеристику Северного экономического района.

  • карта города интернет карты, аэроснимки

Основным источником информации для школьников остается учебник. Специфика работы с учебником географии заключается в одновременном привлечении обширного методического аппарата учебника (текст, иллюстрации, статистические таблицы, схемы, диаграммы и т.д.) и других источников географической информации.

Виды работ с методическим аппаратом учебника географии, формирующих познавательные УУД.

  • Составить план параграфа и изложить текст по плану.

  • Подобрать текст к иллюстрации или иллюстрацию к тексту. (Найдите в тексте параграфа описание внешних черт основных рас человечества, изображенных на иллюстрациях)

  • Найти в тексте причины и следствия, черты сходства и различий.

  • Привести доказательства из текста карты, иллюстрации, статистической таблицы. (Найдите в тексте параграфа причину, почему вулканы и зоны землетрясений располагаются по границам литосферных плит, как показано на карте).

  • Смоделируйте текст на контурную карту. (Например, в параграфе «Северная Америка. Особенности природы» выделите необходимые сведения для отображения на контурной карте.)

Характерная черта современной методики обучения географии - широкое использование типовых планов описания или характеристики природных или социально-экономических объектов и явлений. Чаще всего типовые планы применяют при чтении карт различного содержания. Однако такие планы полезны и при работе с текстом учебника, описания содержания видеофрагментов, картин и т.д.

Также учитель знакомит школьников с другими источниками географической информации: энциклопедии, периодические издания, образовательные сайты Интернет, кинофильмы, статистические материалы, графики, художественная литература и т.д.

Познакомив учащихся с различными источниками географической информации, умение работать с которыми является информационными познавательными УУД, мы начинаем формировать логические и исследовательские УУД.

Умение давать определения понятиям.

Понятия, в школьной географии - это единицы усвоения, наиболее важная часть содержания дисциплины. Умение давать определения понятиям - это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо на установление значения термина. Определение понятия - необходимое умение, позволяющее раскрыть его содержание, а следовательно, позволяющее в дальнейшем отличать одно понятие от другого.

Примеры. Прочитайте определения понятия «гранит»:

  • Это широко распространенная в земле горная порода;

  • Это глубинная кристаллическая порода серого или розовато-серого цвета;

  • Это глубинная магматическая горная порода, имеющая зернистое строение;

  • Магматическая горная порода.

Какое из приведенных определений верное? Объясните в чем неточность остальных определений.

Прочитайте определение понятия:

  • Параллель - это линия, с помощью которой можно определить направления запад и восток.

  • Полное ли это определение? Назовите, какие признаки понятия «параллель» в этом определении не указаны. «Отредактируйте» данное определение.

  • Прочитайте и объясните, в чем ошибочность определения:

  • Магматическая горная порода - это застывшая магма.

  • Прочитайте определение:

Вулканический кратер - это чашеобразное углубление на суше, на глубине которого находится одно или несколько жерл, через которые на земную поверхность поступают лава и другие продукты вулканической деятельности.

Проанализируйте: верно ли это определение и можно ли сформулировать его короче.

Умение классифицировать.

Классификацией называют операцию выделения понятий по определенному признаку. Один из главных признаков классификации - указание на принцип деления. Давая школьникам задания на классификацию, мы развиваем у них способность к комбинаторике. Чем больше вариантов деления на группы понятий и явлений, тем выше продуктивность мышления. А данное качество очень важно в творческой деятельности.

Проведите классификацию:

Яна, Байкал, Кавказ, Памир, Кама, Селигер, Енисей, Онежское, Яблоновый, Сихотэ-Алинь, Уральские.

(Ученики должны выделить из списка реки, озера, горы, хребты)

Найдите лишнее слово из списка, объясните выбор:

Верхнее, Мичиган, Эри, Виннипег, Гурон, Онтарио.

(Озеро Виннипег не входит в систему Великих озер Северной Америки)

Разделите слова на группы несколькими способами:

Иваново, Сыктывкар, Кострома, Липецк, Челябинск, Нижний Новгород, Москва, Архангельск, Мурманск, Череповец, Ижевск, Екатеринбург, Тольятти, Казань.

( возможно несколько принципов классификации: областные центры, города-миллионеры, столицы республик, морские порты, города на Волге, центры автомобилестроения, центры черной металлургии и т.д.)

Умение сравнивать.

Для того чтобы сравнивать объекты или явления необходимо понимать сущность сравнения, знать не только фактический материал, но и причинно-следственные связи, географические закономерности, уметь выбрать нужные источники информации.

  • Сравните Уральские и Кавказские горы. Объясните причины их сходства или различия.

  • Сравните ресурсообеспеченность стран мира.

  • Дайте сравнительную характеристику ЭГП двух стран Европы.

На первых этапах учащимся предлагаются признаки для сравнения (сначала 1-2, далее количество признаков можно увеличить), затем учащиеся самостоятельно определяют признаки для сравнения.

Умение моделировать.

Модель - это искусственно или мысленно построенная конструкция, отображающая объективную реальность так, что изучение этой модели дает нам новую дополнительную информацию об объекте. Самым распространенным в географии видом моделирования является картографирование. Моделирование в школьном курсе географии применяется при изучении:

  • закономерностей размещения географических явлений и процессов;

  • территориальных связей и взаимодействий;

  • оптимального развития геосистем разного ранга.

Чаще всего моделирование сочетается с проектной деятельностью.

Проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Учащиеся с 5 класса занимаются проектной деятельностью, в зависимости от возраста предлагаются разные формы и виды проектов. В своей деятельности использую проекты по изучению своей малой Родины.

Умение наблюдать.

Это вид восприятия, соответствующей познавательной задаче. Государственным стандартом предусмотрены наблюдения за объектами гидросферы, за погодой, за растительным и животным миром, за природными компонентами и географическими объектами. Значение наблюдение заключается в том, что они помогают учащимся выделять главное в окружающих их предметах и явлениях, выделять существенные признаки предметов и явлений путем сравнения и сопоставления, выделять существующие взаимосвязи.

  • Во время летних каникул, мы с ребятами ведем наблюдение и изучение за гидрологическими объектами на территории нашего города. Провели описание реки Ложкомойки и Митюковки, родничков в черте города, Березовского залива.

  • Проводим наблюдение за погодой в течение месяца, оформляем результаты в виде календаря погоды. По данным наблюдений ведем описать погоду.

  • Правда ли, что подо мхом почва всегда холоднее, чем под обычной растительностью? И почему?

  • Напишите заметки о вашем летнем путешествии и укажите как можно больше географических подробностей и объектов.

Умение делать выводы и умозаключения.

Умозаключение - это форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний выводится новое знание. Выделяются три вида умозаключений: индукция (от частного к общему), дедукция и умозаключение по аналогии.

При написании рефератов и творческих работ, очень важно научить ребят делать вывод, подвести итог сделанной работы. В своей деятельности, практикую исследовательские работы, которые выполняются учащимися среднего и старшего звена. Старшеклассники выполняют исследовательские работы по следующим темам:

  • «Роль женщины в удмуртском и современном обществе»

  • «Священные деревья удмуртов»

  • «Солярные знаки в удмуртской мифологии»

  • «Дохристианская религия удмуртов»

  • «Мифы удмуртского народа - алангасары»

  • «Миграционные процессы на территории города Воткинска и Воткинского района»

  • «Влияние климатических условий на уровень заболевания ОРВ в нашей школе»

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Усвоение причинно-следственных связей является условием умственного развития школьников. Это умение позволяет не только объяснить процессы и явления, но и прогнозировать будущее. Задания на усвоение связей начинаются со слова объяснить, причем в одних случаях необходимо объяснить причины того или иного явления (образования атмосферных осадков, демографического кризиса), а в других - влияние одного объекта на другие (влияние оледенения на природу материка, влияние близости океана на климат территории).

  • Объясните влияние типа воспроизводства населения на его половозрастную структуру.

  • Почему западные склоны Уральских гор получают больше осадков, чем восточные?

  • Определите причинно-следственные связи, отражая причину и следствия:

  1. Образование ветра

  2. Разница атмосферного давления

  3. Географическая широта местности

  4. Различие в нагревании земной поверхности

  5. Угол падения солнечных лучей

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, географии. У каждого учителя географии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир географии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания.

В заключение хочется отметить, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.



© 2010-2022