Методическая разработка по краеведению Красота изменит мир

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Красота изменит мир.

Тип урока; комбинированный.

Вид урока: урок общеметодической направленности.

Методическая цель; создавать условия для формирования ключевых компетентностей, реализация концепции духовно - нравственного воспитания.

Цель урока; учить анализировать, эмоционально воспринимать изучаемое, выражать своё отношение к происходящему.

Задачи урока; формировать деятельностные способности к структурированию ситуации в изучаемом. Учить разумному поведению на природе. Следить за внятностью произношения.

Учебно-наглядный комплекс: географическая и контурные карты Донецкого края, проектор, компьютер, словари, иллюстрационный материал …

Термины и понятия: ландшафт, террикон, антропогенный, преобразование,

Формы проведения урока: рассказ, беседа, работа с картами края, практическая работа, работа со словарём, сообщения.

После окончания урока обучающиеся будут знать определение термина «ландшафт», рассказывать о значении окружающей среды для человека, о рукотворных преобразованиях природной среды.

Эпиграф.

Настоящее не в поисках новых земель,

а во взгляде на мир новыми глазами.

Ход занятия.

1.Организация класса. Проверка готовности обучающихся к уроку.

2.Речевая зарядка. Чтение отрывка (фронтальная работа). Человек живёт среди природы, сам является её частью. И нет на земле человека, который бы не любил природу, не любовался бы её ясным небом, цветущими лугами, огненными закатами, обильными снегопадами… Природа всегда нас манит неповторимой красотой, и каждый раз предстаёт перед нашим взором то ласковая, то суровая, всегда как настоящее чудо.

Работа над содержанием отрывка. Объясните, как вы понимаете смысл фраз:

- человек живёт среди природы…

- что вам нравится в природной среде…

- природа всегда нас манит…

- природа предстаёт перед нашим взором (привести примеры):

то ласковая…

то суровая…

как настоящее чудо…

3. Учитель.

Мы прочитали отрывок о природе. Ребята, скажите, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Какая тема нашего урока?

Откройте тетради и запишите тему урока «Красота изменит мир».

Ребята, слушайте меня внимательно:

Окружающий нас мир предстаёт перед нами в виде бесконечного разнообразия картин природы.

(на экран проектируются иллюстрации о природе).

Методическая разработка по краеведению Красота изменит мир

Методическая разработка по краеведению Красота изменит мир

Методическая разработка по краеведению Красота изменит мир



За каждой из них скрывается элементарная частичка ландшафтной, или географической оболочки, которая охватывает весь земной шар и в которой обитают человек и все остальные живые существа. Всякий ландшафт - очень сложное образование, состоящее из разных компонентов: растений, животных, атмосферы, водных объектов, горных пород, почвы и разнообразных, не всегда лицеприятных элементов, привнесённых деятельностью человека.

А. Задание 1. Дополните предложение.

Компоненты природы - это…

Деятельность человека изменяет…

Б. Работа со словарём. Найдите в словарях определение к термину «ландшафт» и запишите в тетради.

В. Влияния человека на окружающую среду называют антропогенными. Найдите в словаре определение этому понятию и запишите его в тетради.

4. Практическая работа. А сейчас мы с вами рассмотрим несколько конкретных примеров о том, как человек влияет на природный ландшафт и всегда ли это плохо?

Пример 1.

Все вы были на Голубом озере в городе Авдеевке. А задумывались вы над тем, как образовалась эта жемчужина?

Методическая разработка по краеведению Красота изменит мир

Методическая разработка по краеведению Красота изменит мир

Природный ландшафт

Что произошло?

Антропогенный ландшафт

Огромное месторождение песка, на котором росли растения, обитали насекомые, мелкие грызуны, птицы, ящерицы.

Но пришёл человек и начал добывать песок для нужд производства, быта. Образовался глубокий и обширный карьер. Да, это плохо, но природа не допускает пустот.

Подземные источники, дождевые и талые воды заполнили карьер и теперь люди отдыхают на берегах искусственного водоёма, здесь проводятся музыкальные фестивали . Зона отдыха расположена в живописном уголке Авдеевского песчаного карьера.

Пример 2. Источник Святителя Николая Чудотворца.

Было

Что случилось?

Что стало.

Этот уникальный родник имеет давнюю историю и известен с 17 века. Имя святого родник получил, когда прохожие на поверхности воды увидели лик Николая Чудотворца. Точной даты образования родника не знают, но точно известно, что родниковая вода исцеляла чумаков, которые возили соль. И шли люди испить целебной водицы.

В 30 - е годы прошлого столетия, когда начались церковные гонения, источник засыпали землёй и залили место мазутом. На речке возвели дамбу, и эту местность полностью затопило.

И только 20 лет спустя жители Авдеевки нашли святое место. Расчистили место, выстроили кабинки для обливания. Когда человек обливается водой, то исцеляется и душа, и тело. Возле источника стоит небольшая часовенка, в которой три раза в неделю проходит молебен. Много сотен человек посещают источник не только из ближайшей округи, но и из далёких краёв.

Методическая разработка по краеведению Красота изменит мир

Методическая разработка по краеведению Красота изменит мир

Ребята, вы видите, что руки человека могут красотой изменить мир. А сейчас мы поговорим с вами об искусственных горах Донбасса. Это терриконы.

Слово ученице. Возможно, что «террикон» слово красивое, но обозначает оно понятие от красоты далёкое. Террикон - конический отвал породы, искусственная насыпь из пустых пород, извлечённых при подземных разработках полезных ископаемых, в нашей местности - это каменный уголь. В процессе рекультивации земель терриконы являются объектами озеленения. На них рассаживают деревья и кустарники с целью приостановления разрушений терриконов от воздействия разрушающих факторов погодных условий. Со временем символы Донбасса покрываются лесом и перед нашим взором высоченные, покрытые зеленью, рукотворные горы - терриконы.

Методическая разработка по краеведению Красота изменит мир

Методическая разработка по краеведению Красота изменит мир



5. Слово учителя. На уроке мы с вами о многом говорили, но то, что человек может не только нарушать единство природного комплекса, но и улучшать его, вы убедились на нескольких примерах. Это красота окружающего нас мира. Но и наша внутренняя красота должна соответствовать тому, что нас окружает. А требуется от нас малость. На природе, отдыхая: не сорите…, не ломайте…, не кричите…, не разоряйте…, не рвите…, не губите…, не топчите…, не пугайте…, не гоняйтесь…, не зажигайте… Сейчас вам нужно составить предложения с предложенными словами. (Задание выполняется устно- по цепочке каждый отвечает).

Задание. Составьте предложение со словами: мечта - природа.

Ответ. Мы мечтаем отдохнуть на природе.

Подумайте, а о чём может мечтать природа?

Ответ. Природа мечтает отдохнуть от нас, если мы не можем вести себя по - человечески на природе.

6. Домашнее задание. Выучить определения терминам «ландшафт, антропогенный ландшафт».

7. Подведение итогов урока.

Методическая разработка по краеведению Красота изменит мир

Методическая разработка по краеведению Красота изменит мир

Ребята, какое место отдыха Донецкого края изображено на иллюстрациях?



© 2010-2022