Внеклассное мероприятие с поддержкой ИКТ «Гляжу в озера синие. .. »

Интеллектуальная игра по географии «Гляжу в озера синие…» рекомендуется для проведения среди учащихся 7-8 классов. Мероприятие разработано на краеведческом материале. За основу взяты особенности уникальных озер Алтайского края. Краеведческая основа даёт возможность учащимся получить знания по географии своего края, а также, по принципу «от частного - к общему», позволяет глубже осмыслить особенности природы своей страны. На местном материале легче формируются географические понятия. Кроме того, ... Мероприятие представляет собой командную игру и состоит из ряда взаимосвязанных конкурсов. Игра проводится среди классов в параллели или среди команд одного класса. Предусмотрены задания и для болельщиков. Для воздействия на эмоциональную сферу учащихся использованы фрагменты стихов алтайских поэтов. Мероприятие проходит с поддержкой ИКТ. Данное мероприятие не требует особой подготовки. Кроме того, некоторые конкурсы можно использовать на уроках географии в качестве закрепления и обобщения материала.
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»





«Гляжу в озера синие…»

Разработка внеклассного мероприятия

с поддержкой ИКТ

для 7 - 8 классов











Учитель географии

МБОУ «СОШ №3» г. Бийска

Асанова С.Л.













г. Бийск



Цель: воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свою малую родину.

Задачи:

  • Создать условия для усиления интереса к изучению своего родного края, стремления больше узнать о его богатой природе;

  • Способствовать формированию чувства гордости за природу Сибири, за свой край, личностного отношения учащихся к нему;

  • Обеспечить возможности для расширения географического кругозора и углубление знания школьников в области географии и краеведения;

  • Способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения, таких как творческое воображение, внимание, монологическая речь;

  • Повысить уверенность ребенка в себе;

  • Формировать умение школьников работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать при выработке общего решения в совместной деятельности

Оборудование:

  • Физическая карта Алтайского края

  • Мультимедийная установка для просмотра презентации

  • Презентация к мероприятию

  • Карточки с заданиями





Ход мероприятия

Перед началом мероприятия звучит музыка (минусовка) «Гляжу в озера синие» Л. Афанасьева. Это позволит создать необходимый настрой зрителей и участников команд.

1 Ведущий:

Люблю тебя! Мой край Алтайский,

Тобой горжусь, тобой живу!

И весь от края и до края,

Ты дорог сердцу моему.

Люблю лугов твоих раздолье

И безграничный твой простор,

Твои леса, поля и реки,

И грусть задумчивых озёр.

(Слайды 1, 2)

2 Ведущий: Мы живем в Алтайском крае, одном из редчайших мест Земли, сохранивших свою первозданную природную красоту и величие. Алтай - чарующая страна бескрайных степей, величавой тайги, заснеженных горных цепей и голубых озер, воспетая поэтами и художниками. Наш край знаменит и своей славной историей, и своей уникальной красотой. (Слайды 3, 4)

1 Ведущий: Живописны алтайские озера. В крае их насчитывается тысячи, и расположены они по всей территории. Недаром Алтайский край называют краем тысячи озер: больших и маленьких, пресных, соленых и горько-соленых. И каждое, по-своему оригинально, неповторимо. Рельефом и очертаниями берегов, живописностью или, наоборот, суровостью их убранства, особенностью питающих каждое озеро источников, высотой вознесения над окружающим пейзажем, цветом водной глади.… (Слайд 5)

2 Ведущий: Озёра - слёзы на щеках холмов -

Хранят на дне предания и мифы...

А в шёлк небес зовут седые грифы,

Чтоб оглядеть бескрайний мир лесов.

1 Ведущий: По мнению местных жителей, именно Алтайский край в древности был центром первого праконтинента на территории планеты и именно его озера дали начало современной жизни. Можно верить или не верить в эту теорию, но озера Алтайского края на самом деле удивительны, многочисленны и разнообразны.

2 Ведущий: Ребята, наша интеллектуальная игра посвящена голубому богатству Алтая - нашим уникальным озерам, слава о которых распространилась далеко за пределы края!

1 Ведущий: Итак, в нашей игре участвуют 2 команды. Каждая команда день и ночь готовилась к конкурсной программе, подружилась с Интернетом, штудируя дополнительные материалы об озерах края, а в кабинете географии подолгу изучала карту Алтая. Настал момент, когда ребята покажут нам свои знания, смекалку, взаимовыручку. И, конечно же, им потребуется поддержка болельщиков. Пожелаем удачи нашим командам! Команды, представьтесь!

Представление команд (название и девиз)

1 конкурс «Немая карта» (Слайд 6)

2 Ведущий: Участники должны написать названия 6 озер края, цифрами отмеченных на контурной карте.

Ответ: Кулундинское, Кучукское, Большое Топольное, Большое Яровое, Мостовое, Горькое. (5 баллов)

В это время проводится топонимическая игра со зрителями «Говорящие озера»

1 Ведущий: Озёр на свете много, и «малых», и «больших»,

Названья то суровые, то строгие у них.

Ребята, пока наши команды работают с картой, поиграем в игру «Говорящие озера».

За каждый правильный ответ болельщикам выдаются жетончики, суммируя которые, ведущие добавляют 2 балла той команде, болельщики которой были активнее и эрудированнее.

Вопросы болельщикам:

  1. Какие озера говорят о своем вкусе? (Горькое, Соленое, Сладкое)

  2. В названиях некоторых озер можно услышать названия животных. Перечислите эти озера. (Журавлиное, Петухово, Куличье, Бычье, Кротово, Воронье, Грачиное, Лягушачье, Куричье, Гусиное, Лебединое)

  3. Озера, говорящие о своей форме и величине (Угловое, Кривое, Большое, Среднее, Долгое)

  4. Озеро-ветеран, оно говорит о своем почтенном возрасте (Старинное)

  5. Разноцветные озера края (Черное, Белое, Беленькое, Золотое, Малиновое)

  6. Самое скрытное озеро края (Потайное)

  7. Озера, говорящие о минералах (Бирюза, Иодное, Селитренное, Соленое)

  8. В переводе с татарского название этого озера переводится как «Мясное озеро» за обилие в нем рыбы. (Уткуль)

2 конкурс - Турнир капитанов (Слайд 7)

2 ведущий: Капитаны должны не только дать утвердительный или отрицательный ответ, но и прокомментировать его.

Ведущий задает вопрос капитанам попеременно. Жюри подсчитывает правильные ответы. Односложный правильный ответ - 1 балл, правильный ответ с комментарием - 2 балла.

Вопросы капитанам:

  1. Правда ли, что самое глубокое озеро края Большое Яровое? (Да, глубина его составляет 7,1 метров)

  2. Правда ли, что озеро Ая содержит сероводород? (Да, на глубине 10 метров озеро содержит сероводород)

  3. Правда ли, что в крае преобладают соленые озера? (Нет, в крае 60% пресных озер)

  4. Правда ли, что в самое крупное по площади озеро края - Кулундинское? (Да, его площадь составляет 770 км.кв.)

  5. Правда ли, что наука об озерах называется потамологией? (Нет, потамологией называется наука о реках, наука об озерах - лимнология).

  6. Правда ли, что Кулундинское озеро - сточное? (Нет, из озера не вытекает ни одна река)

  7. Правда ли, что в Бурлинском озере добывают поваренную соль? (Да. «Солонской Сибири» называют Бурлинское озеро за богатейшие запасы хлорида натрия)

  8. Правда ли, что пиявка медицинская свидетельствуют о чистоте воды в озере? (Да, медицинская пиявка является индикатором чистоты водоемов)

  9. Правда ли, что Кучукское озеро богато сульфатом натрия (мирабилитом)? (Да, мирабилит содержится в рассоле Кучукского озера и залегает в нем пластом мощностью до трех метров)

  10. Правда ли, что река Бурла впадает в Бурлинское озеро? (Нет, река Бурла впадает в Большое Топольное озеро)

  11. Правда ли, что Озеро Большое Яровое настолько соленое, что никакие животные там попросту не могут жить? (Нет, в озере обитают рачки Артемия Салина, которые отмирая, накапливаясь столетиями вперемешку с илом и солью, образовали толстый слой грязи, обладающей лечебными свойствами)

  12. Правда ли, что озера Приобского плато возникли в результате таяния древнего ледника? (Да, большинство этих озер располагаются в ложбинах древнего стока, в результате деятельности текучих вод, возникших при таянии древнего ледника)

3 конкурс «Домашнее задание» (Слайд 8)

1 ведущий: Каждой команде заранее было предложено следующее задание: прорекламировать любое из озер края. Реклама может быть в виде мультимедийной презентации, литературно-поэтической композиции, частушек, сценки и т.д.

Домашнее задание оценивается жюри в 5 баллов. Критерии оценивания: достоверность предоставленного краеведческого материала, оригинальность, лаконичность, яркость выступления.

Команды представляют домашнее задание.

4 конкурс «Письмо незадачливого туриста» (Слайд 9)

1 ведущий: Мы получили письмо туриста, путешествующего по нашему краю. Но прочитав его, мы засомневались в достоверности изложенных в нем фактов. Ребята, давайте найдем ошибки в письме и укажем на них незадачливому туристу.

Командам выдаются карточки с одинаковым текстом, содержащим географические ошибки. Задача команд - найти ошибки и представить правильный вариант текста. За каждую исправленную ошибку команда получает 1 балл.

«Наше путешествие по Алтаю подходило к концу, и, мы не могли не посетить самое крупное озеро края - Кулундинское. Расположенное на Приобском плато, это озеро казалось огромным морем, его противоположный берег скрывался за сине-зеленым горизонтом. Оно сразу же покорило нас своей красотой. Берега озера, густо поросшие сосновыми и березовыми лесами, круто спускались к воде. Это величественное озеро питает своими водами реки Кулунда и Суетка, берущие в нем начало. Несмотря на то, что это озеро является самым глубоким озером края, в нем невозможно утонуть. Дело в том, что минерализация воды в нем такова, что вода выталкивает человека на поверхность и поддерживает его как поплавок, словно какая-то неведомая сила. Подобное можно испытать разве что на Мертвом море. Можно спокойно лежать на поверхности воды и не тонуть, держа в одной руке книгу, а в другой - ломоть спелого сочного арбуза, выращенного на соседнем поле».

В это время проводится игра с болельщиками «Аукцион пословиц о воде».

2 ведущий: Ребята, о воде сложено немало пословиц и поговорок. Болельщики каждой команды готовились к конкурсу не меньше самих участников. Назовите пословицы, в которых говорится о воде.

Болельщики поочередно называют пословицы и поговорки, в которых есть слово «вода». Выигрывают болельщики той команды, которые назовут последнюю пословицу, тем самым добавляют 1 балл своей команде.

Пословицы и поговорки о воде:

  1. Вода камень точит.

  2. Воду в ступе толочь - вода и будет.

  3. Не зная броду, не суйся в воду.

  4. Под лежачий камень вода не течет.

  5. Пролитую воду не соберешь.

  6. Тихие воды глубоки.

  7. Это вилами на воде писано.

  8. В марте вода, в апреле трава.

  9. Не зная броду, не суйся в воду.

  10. От жара и вода кипит.

  11. Что с гуся вода.

Подводятся итоги конкурса (Слайд 10)

5 конкурс. Озеро-легенда (Слайд 11)

1 ведущий: О многих озерах сложены легенды. Попытайтесь определить, о каком из озер Алтайского края идет речь? (5 баллов)

«Шел долго богатырь степью. Но вдали замаячили скалы, подошел к ним - под ними ниша громадная из гранита, словно ковш великана водой заполнен. Озеро, стало быть, на пути неизвестное встретил. Подумал богатырь: «Кстати оно. Передохнуть и места новые рассмотреть лучше можно». Затем на гору поднялся, к скале близко сел, стал в руке камни подкидывать, рассматривать. Поблескивает крапинками гранит, да не всяк камень богатырю по душе, много камней уже мохом поросли. Стал богатырь камни очищать, содрал мох, вспомнил, как заморские мастера каменных дел колдовали над такими же, многое он повидал на своем веку по чужим землям. Подхватил две глыбы, стал одну к другой притирать, углы да шершавинки всякие сглаживать. Затем поймал тучку дождевую, сжал её в своей пятерне богатырской - она дождем пролилась, заблестел камень после воды; поправил еще богатырь немножко его, и перед взором чудо-чаша каменная засияла. Ладно, получилось. Не хуже заморских мастеров. Так и стали с тех пор озеро называть именем богатыря, а камнерезное искусство славу Алтаю далеко разнесло».

1 ведущий:

Как звали того легендарного богатыря, который дал имя знаменитому алтайскому озеру? (2 балла)

Чем знаменито это озеро? (5 баллов)

Ответ: В легенде говорится о богатыре Колыване и озере Колыванском. На Алтае много прекрасных озер, но даже среди них озеро Колыванское выделяют особо. (Слайд 11 по щелчку) Знаменито своими необычными скалами-останцами по берегам самых причудливых очертаний. Это результат влияния волн древнего моря и последующего процесса выветривания. Явление это уникальное и нигде более в Алтайском крае не встречается.

6 конкурс Озеро-загадка (Слайд12)

2 Ведущий: Немало на Алтае необыкновенных и уникальных озер. О двух из них мы хотим предложить вам загадки. Выигрывает та команда, которая первой отвечает на вопрос. За каждую отгаданную загадку команда получает 5 баллов.

1. Когда-то это озеро являлось собственностью императрицы Екатерины II. Ежегодно к ее столу поставляли 100 пудов соли, и только соль этого уникального озера подавали к столу во время иностранных приемов, потому что была она изысканного розово-малинового цвета.

О каком озере Алтайского края идет речь? Чем объяснить цвет соли этого озера?

Ответ: Речь идет о Малиновом озере, расположенном в Михайловском районе края. (Слайд 13) Горько-соленая вода в нем - розово-малинового цвета. Объясняется этот цвет тем, что Малиновое озеро населяют микроорганизмы серрации салинарии, которые вырабатывают розоватый пигмент. Еще одной особенностью этого озера является запас лечебных грязей.

1 Ведущий: Послушайте отрывок из стихотворения алтайской поэтессы Елены Пуртикас:

На дне незамерзающих озер

Бьют родники, заснуть им не давая,

Из тесноты подземной на простор,

Кипя песком и воду согревая.

В морозный день курятся полыньи,

Повисло пара облачко над ними.

А птицы эти здесь приют нашли

Среди зимы заснеженной пустыни.

О каких птицах идет речь? Как называется заказник, являющийся их зимним приютом?

Ответ: Народы Сибири верили, что зимой лебеди превращаются в снег, а весной - наоборот. В России существует всего 2 заказника, где зимой можно встретить лэтих прекрасных птиц. Один из них находится на Чукотке, другой - заказник «Лебединый» - в Советском районе Алтайского края. (Слайд14) Каждый год в декабре на незамерзающее озеро Лебединое (Светлое) прилетает белоснежная стая и остается зимовать. Обитателей Красной книги не отпугивают даже 40-градусные морозы! В марте лебеди улетают на гнездование в полярные районы, а как только северные озера окончательно покроются льдом, вновь возвращаются на озеро уже с молодым потомством.

7 конкурс «Географическая загадка» (Слайд 15)

2 Ведущий: Перед вами табличка, где перечислена кухонная утварь. Найдите озеро в этом перечне посуды.

чашка

ложка

стакан

вилка

ковш

миска

блюдце

банка

солонка

2 Ведущий: Гуляя по степи, можно найти блюдце, и даже несколько блюдец, пустых и заполненных водой. Что это за "посуда" такая, откуда появилась в степи?

Ответ: Озерами-блюдцами называют неглубокие озера суффозионнно-просадочного происхождения, чаще округлой формы. (Слайд 16) Глубина их измеряется двумя-тремя метрами; в сухие годы вода в них может полностью исчезать. Распространены в степной и лесостепной зонах юга Сибири, в том числе и в Алтайском крае.

8 конкурс «Черный ящик» (Слайд 17)

2 Ведущий: Колывань славится своим уникальным озером. Здесь сохранились уникальные самые древние в мире водоросли, над которыми летают комары, появившиеся на планете раньше динозавров.

Но интересно озеро также и тем, что в нем встречаются удивительные растения, плоды которых находятся в «Черном ящике». (Заносят черный ящик с находящейся внутри предметом-загадкой). Растение занесено в Красную книгу, является реликтом, сохранившимся с доледниковых времен. Для того чтобы надежнее сохранить за собой местообитание, это растение идет на хитрость - каждую весну прорастают не все семена, а лишь часть их. И если вдруг растения в этот сезон не смогут дать семена, популяция все равно не пропадет - на следующий год взойдут другие. Его плоды можно употреблять в пищу, так как они богаты белком и крахмалом. К слову сказать, встречается это растение не только на Алтае. Одно из крупных африканских озер получило название в его честь.

Что находится в «Черном ящике»?

Ответ: Чилим (водяной орех, рогульник) (1 балл) (Слайд 18)

Где еще на Алтае встречается это растение?

Ответ: Река Курья, озеро Канонерское, оз. Манжерок в Горном Алтае (2 балла)

Какое африканское озеро названо его именем?

Ответ: Название озера Ньяса переводится как «жилище водяного каштана» (3 балла)

1 Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по бескрайным просторам Алтайского края. Мы надеемся, что и команды, и болельщики в ходе подготовки к игре, а также, в ходе самой игры узнали много нового о природе края и о его замечательных озерах.

2 Ведущий: А нашу встречу хочется закончить такими замечательными строками (Слайд 19):

Я не знаю другого края,

Где простор и чист, и широк.

Здесь вершин голубых Алтая

Режут ленты новых дорог.

Здесь озёр вековых прохлада

Освежает до самой души.

Что тебе, человек, ещё надо?

Приезжай, любуйся, дыши!!!

Жюри подводит итог. Происходит награждение команд.

Используемая литература:

1. Бакланова С.Л. География Алтайского края. Уроки краеведения. - Изд. дом «Бия», Бийск, 2008

2. Касаткина Н.А. География. Занимательные материалы к урокам и вне классным занятиям в 6 - 8 классах. - Изд-во «Учитель», Волгоград, 2001

3. Пашнина В.М. Клуб веселых и любознательных. - Изд-во «Академия развития», Ярославль, 2007

3. Пуртикас Е.В. Первоцветы. Циклы стихотворений. - Красноярск 2009

5. Ревякин В.С. География Алтайского края. Учебник. 8,9 классы. - Изд-во «XXI век», Барнаул, 2004

Интернет-ресурсы:

maps.yandex.ru/

altai-tourist.ru/altai/lakes/

ru.wikipedia.org/wiki/

altai4u.com/ozera-altaya/

strana.ru/places/21146135/

na-yarovoe.ru/ozera/lebedinoe.php/

ozeroyarovoe.ru/



© 2010-2022