«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе изучения географии»

География – интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал. Творческий потенциал – внутренние возможности, позволяющие создавать новые по замыслу культурные или материальные ценности. У каждого ребенка есть способности и таланты. И учитель должен  руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающ...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе изучения географии».

Отлякова Елена Геннадьевна,

Бюджетное общеобразовательное учреждение «Атирская средняя общеобразовательная школа», учитель географии.

Федеральный государственный образовательный стандарт отражает смену ценностных установок образования. Происходят изменения в национальном и политическом самосознании, возрастает мера ответственности личности. В обществе возник новый социальный заказ: стал, востребован человек, понимающий и воспринимающий всю меру ответственности за свои решения. Реагируя на изменения общества, меняется и система образования. Сегодня встала задача формирования творческой личности, способной к самоопределению в быстро меняющемся мире. Главными условиями такого самоопределения являются: способность к нетрадиционному решению возникающих проблемных ситуаций, способность прогнозировать последствия своих действий, способность гибко менять стратегию и тактику своего поведения с учетом возникающих изменений. От обучающихся требуются не только глубокие знания, определенный запас умений и навыков, но и готовность к осуществлению творческой деятельности. Эта задача может быть решена в процессе обучения в школе, в частности на уроках географии.

География - интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал. Творческий потенциал - внутренние возможности, позволяющие создавать новые по замыслу культурные или материальные ценности. У каждого ребенка есть способности и таланты. И учитель должен руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии.

Творческая личность не возникает сама по себе, а развивается в процессе специального обучения и воспитания. На уроке и во внеурочной деятельности учитель и ученик проявляют совместную активную познавательную деятельность в отношении к предмету.

Задача учителя сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий на уроках географии.

Один из методов способствующих развитию творческой деятельности на уроках географии является проведение практических работ. При выполнении практических работ наиболее эффективно реализуется подход к процессу учения как к деятельности. Благодаря исследовательскому характеру деятельности во время практикума обеспечивается сочетание активной деятельности самого ученика во время практических занятий с использованием им наглядного материала; во время выполнения практических работ имеется возможность сочетать самостоятельную и коллективную деятельность школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Сейчас появилось много современной литературы с творческими заданиями при проведении практических работ, формальный или творческий характер будут носить практические работы, зависит от личности учителя.

В процессе проведения исследовательских работ учащиеся приобретают навыки работы с литературой, овладевают методиками проведения экспериментов и обработки данных, учатся вести дискуссии, делать доклады и сообщения, оформлять итоги выполненных работ. Такая работа позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, способствует решению проблем у детей самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки обучению на протяжении всей жизни.

Есть ещё один метод, который способствует развитию творческих способностей учащихся на уроках географии - это метод проектов. Образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Умение организовать проектную деятельность учащихся - показатель квалификации преподавателя, его способности пользоваться развивающими технологиями обучения. Существует много развивающих технологий и при желании любой учитель имеет возможность развить творческую деятельность. Главным для этого является знание географии и любовь к детям.

В методике обучения географии накоплен определенный опыт применения современных информационных технологий (Ю.Г. Барышева, В.Б. Пятунин, Д.В. Новенко, Е.А. Таможняя, А.С. Баранов). Разработаны электронные учебники и пособия.

Одним из этапов внедрения информационных технологий стал этап разработки компьютерных презентаций.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал. Ученики пробуют создавать самостоятельно презентации по изучаемым темам. Подготовка презентаций - серьёзный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Для подготовки презентации ученик проводит огромную научно-исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества.

Организация учебной деятельности учащихся с использованием Интернета способствует формированию критического восприятия информации, умения сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. У ребёнка формируются такие черты личности, как ответственность за выполненную работу, самоанализ, коммуникативность и умение выступать перед аудиторией.

Применение информационных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

- повышает мотивацию;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности учащихся;

- формирует активную жизненную позицию.

Еще одним элементом системы работы может быть использование разных форм организации внеклассных мероприятий по географии (театрализованные представления, выставки рисунков, марафоны знаний), что способствует развитию творческих способностей, помогает осуществлять дифференцированный подход в обучении и воспитании личности.

Новые стандарты заставляют нас пересмотреть направления и методы своей работы и выбрать оптимальный вариант. Главной целью нового ФГОС становится развитие личности учащегося на основе способов деятельности, вместо стандартной передачи багажа знаний. Таким образом, возникает необходимость в новом учителе, по - новому мыслящем и обучающем. Каждый педагог, осуществляющий современный образовательный процесс, обязан соответствовать требованиям времени, внедрять инновационные технологии, постоянно повышать уровень своей квалификации.

Литература

  1. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии. - М. 2007.

  2. Современные технологии в обучении географии // под ред. В.П. Соломина. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена. 2007. С. 4.

  3. ФГОС основного общего образования. - М.: Просвещение. 2011. 48 с.



© 2010-2022