- Преподавателю
- География
- Практические направления на уроках географии
Практические направления на уроках географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Айвазова О.Р. |
Дата | 08.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Использование инновационных форм и методов превращает урок в изобретение, изобретение - в проект, проект - в технологию реальной деятельности, результаты которой выступают в качестве новации. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными.
Особое внимание акцентируется на « Применение географических знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни». Главная задача - приблизить обучение к действительности. Усиление практической направленности должно повышать не только качество образования, но и сформировать способности организовать свой процесс познания до творчески самостоятельной деятельности. В практической деятельности это можно осуществить двумя путями:
-
четко формировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач.
-
внедрения особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности. Например, организация и проведение наблюдений, работа на географической площадке, разработка и реализация учебных проектов.
Практические работы по географии ориентированы на формирование следующих умений:
-
выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений;
-
находить и анализировать информацию разных геоисточников;
-
приводить примеры географических объектов, явлений, процессов (использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды; влияние среды на формирование культуры народов; влияние стихийных природных явлений на здоровье человека и безопасность жизнедеятельности);
-
составлять географическую характеристику территорий на основе разных источников информации;
-
определять на местности и плане, карте расстояния, высоты точек, географических координат и местоположение объектов;
-
выявлять эмпирические зависимости.
Выполнение практических работ способствует:
-
развитию общеучебных умений (анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах (выводы, тезисы, логические схемы и др.)
-
обеспечению формирования умений (применять теоретические знания на практике);
Система практических работ располагает возможностями для полного ознакомления и овладения методами географической науки (картографический, описательный, статистический, моделирование, прогнозирование, геоэкологический мониторинг).
Для достижения лучших результатов по усилению практической направленности необходимо придерживаться следующего:
-
продумывать цели каждой работы, осуществлять отбор содержания, форм учебной деятельности, планировать результаты обучения;
-
поддерживать постоянный контакт с учителями -предметниками, который позволяет учитывать не только подготовку обучающихся, но и создавать преемственность образования, реализовать межпредметные связи;
-
ставить перед обучающимися проблему о практическом значении данной работы;
-
предварительно конкретизировать содержание работы, определять объем заданий;
-
осуществлять подбор оборудования, пособий, литературы должен не только учитель, но и сами обучающиеся самостоятельно;
-
использовать методические указания, рекомендации, карточки с целью создания ориентировочной основы действий;
-
усвоение системы знаний должно осуществляться в комплексе работ «обучающие - тренировочные- итоговые- творческие», которые должны быть взаимосвязаны и усложняться от одного курса к другому. После выполнения итоговой практической работы всеми обучающимися может быть проведена самостоятельная работа творческого характера;
-
использовать игровые элементы, творческие задания оригинальные способы фиксации результатов работы с целью активизации самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся;
-
создавать благоприятный эмоциональный фон, «ситуацию успеха», атмосферу творческого сотрудничества;
-
включать обучающихся в групповые формы учебной проектной деятельности;
Между тем новые требования к результатам обучения по географии вызвали в какой - то мере замешательство, недоумение и споры в учительской среде. Многие педагоги понятие «практическая направленность» сводят лишь к наибольшему количеству практических работ, постоянно испытывают трудности в выделении учебного времени, определении их места в структуре и содержании школьного курса, к подбору методов и форм организации деятельности учащихся. Часто наблюдается формальное отношение к подготовке, проведению, оформлению и фиксации результатов практической работы, проводятся серии работ, которые не закрепляют умения учащихся.
В законе об образовании самоопределение личности - приоритетная цель образования. Концепция личностно - ориентированного обучения не случайно приобрела большую популярность в учительской среде. Она позволяет рассмотреть процесс обучения с новых точек зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Интересы общества и географической науки находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьная география призвана обеспечить решение следующих задач:
востребованность результатов обучения;
личностную ориентацию и деятельностный характер обучения;
разгрузку содержания образования;
реализация проектной деятельности в структуре индивидуальной траектории учащихся;
практическое освоение проектно - исследовательскими и коммуникативными методами;
формирование учебной и исследовательской компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и т. д.
Но одна из важнейших задач, решаемых современным учителем географии, не только транслировать готовые знания, но и формировать у школьников умения (познавательные, практические) применять географические знания в повседневной жизни, т. е. реализовать на практике компетентностный подход. Так построить учебный процесс, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т. е. стали действенными.
В нормативных документах новые требования к результатам обучения по географии заданы по двум уровням:
знать, понимать,
уметь выделять, описывать, находить, приводить примеры, составлять, определять, применять. Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий. Например: «Описание географического положения реки» 6 класс.
Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются под контролем учителя или в форме домашнего задания сильными обучающимися. Например: «Определение географического положения объекта по географическим координатам»
Итоговые работы выполняют контролирующую функцию, они выполняются самостоятельно. Например: «Составить комплексную характеристику одного из государств Южной Америки».
Выполнение практических работ вызывает положительные эмоции у школьников, поэтому все задания составляют так, чтобы они были интересны, увлекательны и не были тяжёлой обязанностью для ученика.
Уроки - практикумы можно проводить в форме "КВН", защиты проектов, "Путешествие по странам", "круглого стола", компьютерных презентаций. Всё это повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Особенно успешно проходят такие уроки в конце учебного года. Не надо забывать, что дети устали и получить отдачу на уроках можно лишь не напрягая их, применяя игровые формы работы.
Жизнь ставит перед учениками задачи самостоятельного овладения большим потоком информации, не приспосабливаться, а созидать. Развитие самостоятельности, способности приобретать знания характеризуется показателями интеллекта, а преобразование знаний - креативностью.
Педагогические приёмы, стимулирующие обучающихся к творчеству:
-
сравни и сопоставь;
-
выдели;
-
распредели;
-
докажи;
-
проанализируй;
-
догадайся;
-
дополни.
Все эти приёмы и формы помогают и вызывают интерес к предложенной работе на уроках.
Если ребенок впервые провёл операцию, которой его специально не обучали, то можно говорить о творческой деятельности ученика.
«Скажи мне и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь»
"Древнекитайская мудрость."