Практические направления на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование инновационных форм и методов превращает урок в изобретение, изобретение - в проект, проект - в технологию реальной деятельности, результаты которой выступают в качестве новации. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными.

Особое внимание акцентируется на « Применение географических знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни». Главная задача - приблизить обучение к действительности. Усиление практической направленности должно повышать не только качество образования, но и сформировать способности организовать свой процесс познания до творчески самостоятельной деятельности. В практической деятельности это можно осуществить двумя путями:

  1. четко формировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач.

  2. внедрения особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности. Например, организация и проведение наблюдений, работа на географической площадке, разработка и реализация учебных проектов.

Практические работы по географии ориентированы на формирование следующих умений:

  1. выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений;

  2. находить и анализировать информацию разных геоисточников;

  3. приводить примеры географических объектов, явлений, процессов (использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды; влияние среды на формирование культуры народов; влияние стихийных природных явлений на здоровье человека и безопасность жизнедеятельности);

  4. составлять географическую характеристику территорий на основе разных источников информации;

  5. определять на местности и плане, карте расстояния, высоты точек, географических координат и местоположение объектов;

  6. выявлять эмпирические зависимости.

Выполнение практических работ способствует:

  1. развитию общеучебных умений (анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах (выводы, тезисы, логические схемы и др.)

  2. обеспечению формирования умений (применять теоретические знания на практике);

Система практических работ располагает возможностями для полного ознакомления и овладения методами географической науки (картографический, описательный, статистический, моделирование, прогнозирование, геоэкологический мониторинг).

Для достижения лучших результатов по усилению практической направленности необходимо придерживаться следующего:

  1. продумывать цели каждой работы, осуществлять отбор содержания, форм учебной деятельности, планировать результаты обучения;

  2. поддерживать постоянный контакт с учителями -предметниками, который позволяет учитывать не только подготовку обучающихся, но и создавать преемственность образования, реализовать межпредметные связи;

  3. ставить перед обучающимися проблему о практическом значении данной работы;

  4. предварительно конкретизировать содержание работы, определять объем заданий;

  5. осуществлять подбор оборудования, пособий, литературы должен не только учитель, но и сами обучающиеся самостоятельно;

  6. использовать методические указания, рекомендации, карточки с целью создания ориентировочной основы действий;

  7. усвоение системы знаний должно осуществляться в комплексе работ «обучающие - тренировочные- итоговые- творческие», которые должны быть взаимосвязаны и усложняться от одного курса к другому. После выполнения итоговой практической работы всеми обучающимися может быть проведена самостоятельная работа творческого характера;

  8. использовать игровые элементы, творческие задания оригинальные способы фиксации результатов работы с целью активизации самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся;

  9. создавать благоприятный эмоциональный фон, «ситуацию успеха», атмосферу творческого сотрудничества;

  10. включать обучающихся в групповые формы учебной проектной деятельности;

Между тем новые требования к результатам обучения по географии вызвали в какой - то мере замешательство, недоумение и споры в учительской среде. Многие педагоги понятие «практическая направленность» сводят лишь к наибольшему количеству практических работ, постоянно испытывают трудности в выделении учебного времени, определении их места в структуре и содержании школьного курса, к подбору методов и форм организации деятельности учащихся. Часто наблюдается формальное отношение к подготовке, проведению, оформлению и фиксации результатов практической работы, проводятся серии работ, которые не закрепляют умения учащихся.

В законе об образовании самоопределение личности - приоритетная цель образования. Концепция личностно - ориентированного обучения не случайно приобрела большую популярность в учительской среде. Она позволяет рассмотреть процесс обучения с новых точек зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Интересы общества и географической науки находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьная география призвана обеспечить решение следующих задач:

востребованность результатов обучения;

личностную ориентацию и деятельностный характер обучения;

разгрузку содержания образования;

реализация проектной деятельности в структуре индивидуальной траектории учащихся;

практическое освоение проектно - исследовательскими и коммуникативными методами;

формирование учебной и исследовательской компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и т. д.

Но одна из важнейших задач, решаемых современным учителем географии, не только транслировать готовые знания, но и формировать у школьников умения (познавательные, практические) применять географические знания в повседневной жизни, т. е. реализовать на практике компетентностный подход. Так построить учебный процесс, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т. е. стали действенными.

В нормативных документах новые требования к результатам обучения по географии заданы по двум уровням:

знать, понимать,

уметь выделять, описывать, находить, приводить примеры, составлять, определять, применять. Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий. Например: «Описание географического положения реки» 6 класс.

Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются под контролем учителя или в форме домашнего задания сильными обучающимися. Например: «Определение географического положения объекта по географическим координатам»

Итоговые работы выполняют контролирующую функцию, они выполняются самостоятельно. Например: «Составить комплексную характеристику одного из государств Южной Америки».

Выполнение практических работ вызывает положительные эмоции у школьников, поэтому все задания составляют так, чтобы они были интересны, увлекательны и не были тяжёлой обязанностью для ученика.

Уроки - практикумы можно проводить в форме "КВН", защиты проектов, "Путешествие по странам", "круглого стола", компьютерных презентаций. Всё это повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Особенно успешно проходят такие уроки в конце учебного года. Не надо забывать, что дети устали и получить отдачу на уроках можно лишь не напрягая их, применяя игровые формы работы.

Жизнь ставит перед учениками задачи самостоятельного овладения большим потоком информации, не приспосабливаться, а созидать. Развитие самостоятельности, способности приобретать знания характеризуется показателями интеллекта, а преобразование знаний - креативностью.

Педагогические приёмы, стимулирующие обучающихся к творчеству:

  1. сравни и сопоставь;

  2. выдели;

  3. распредели;

  4. докажи;

  5. проанализируй;

  6. догадайся;

  7. дополни.

Все эти приёмы и формы помогают и вызывают интерес к предложенной работе на уроках.

Если ребенок впервые провёл операцию, которой его специально не обучали, то можно говорить о творческой деятельности ученика.

«Скажи мне и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому,

И я научусь»

"Древнекитайская мудрость."

© 2010-2022