- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по курсу Искусство родного края
Рабочая программа по курсу Искусство родного края
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Евсюкова Н.В. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа курса «Искусство родного края» разработана на основе:
1. федерального компонента государственного стандарта;
2. минимума содержания образования регионального компонента Новосибирской области среднего общего образования по искусству «Искусство родного края» 8 класс;
3. регионального базисного учебного плана для учреждений НСО;
4. учебного плана Муниципального образовательного учреждения Петрушинской ООШ.
Данный курс рассчитан на один год обучения в VIII классе и предполагает изучение содержания в течение 36 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев.
Цель курса: формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций.
На основе целевой установки программы сформулированы задачи курса:
приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края;
формирование способности к восприятию региональной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате - осознание ее ценности уникальности и неповторимости;
воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель социокультурного развития, организовывать личный досуг и включаться в самостоятельное художественное творчество;
развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии; вариативности личных интерпретаций её феноменов, что может способствовать включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность.
Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы следующие: краеведческий подход, содержательно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.
Основные принципы, определяющие структуру и реализацию содержания образования курса: принцип культурных доминант, территориальный принцип, принцип интегративности.
Структура содержания программы «Искусство родного края» представлена 4 модулями:
«Архитектура и дизайн».
«Музыкальное искусство».
«Декоративно-прикладное и изобразительное искусство».
«Театр и кино».
В разделе «Архитектура и дизайн» раскрываются вопросы из истории становления архитектурного облика Новосибирска как областного центра: первые городские постройки, храмы, административные здания города и области, архитектурные ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлено творчество ведущих архитекторов прошлого и настоящего времени; затронуты вопросы градостроительного дизайна, дизайна окружающей среды, их роль в формировании современного облика города.
Раздел «Музыкальное искусство» охватывает вопросы из истории становления музыкальной культуры в Новосибирской области, народное и профессиональное творчество сибирских музыкантов, музыкальные театры.
В разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» большое внимание уделяется музеям декоративно-прикладного творчества и Новосибирскому государственному художественному музею. Раскрывается творчество ярких личностей из плеяды новосибирских художников и детских художников-иллюстраторов. Затронуты вопросы возникновения истоков современного декоративно-прикладного творчества на примере народных мастеров Купинского игрушечного промысла.
В разделе «Театр и кино» крупным блоком представлен Новосибирск театральный - драматические театры, молодежный театр, детский театр, творчество ведущих театральных деятелей. Раскрываются вопросы из истории создания сибирской хроники, рождения Западносибирской студии кинохроники и детской студии мультипликации.
Каждый из представленных разделов содержит теоретические сведения, и рекомендации по проведению практической части занятия по каждой теме.
Приоритетные направления в методике преподавания курса «Искусство родного края» - преемственность в реализации содержания образования с учетом внутри предметных связей, учет межпредметных связей, проектный подход в организации учебно-познавательной деятельности.
Методика реализации курса «Искусство родного края» отдает приоритет деятельностному и практико-ориентированному подходам.
Развитие восприятия произведений искусства школьниками осуществляется по модели: «активный зритель, слушатель», развитие способности интерпретировать в рамках модели «функция - исполнитель». Важным показателем будет способность школьников включаться в сотворчество, основанное на развитии полифонического воображения, ассоциативного мышления и умения импровизировать.
Контроль знаний и умений будет осуществляться через презентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов, и оцениваться в режиме «зачет - незачет».
Требования к уровню подготовки выпускников по РК не выходят за рамки требований федерального компонента государственного стандарта по предмету. Они должны способствовать овладению учащимися уже названными требованиями, но в деятельностной форме, с учетом специфики выделенного содержания образования БУП региона.
В результате изучения курса «ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ»: в разделе «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» ученик должен: знать / понимать:
- основные направления в истории архитектуры и имена выдающихся архитекторов, работавших в регионе;
- выдающиеся архитектурные памятники Новосибирска и Новосибирской области, вошедшие в мировой художественный фонд;
уметь:
выделять характерные черты творческого наследия сибирских архитекторов и дизайнеров, отражающие традиции художественной культуры региона;
показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для высказывания собственного суждения об архитектурном облике родного города (села), его ярких представителях; организации личного и коллективного досуга.
в разделе «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ученик должен: знать / понимать:
- основные имена выдающихся представителей музыкального искусства - композиторов, исполнителей в различных областях музыкального искусства;
- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах города Новосибирска и Новосибирской области;
уметь:
выделять характерные черты музыкального творческого наследия сибирских авторов, отражающие традиции художественной культуры региона;
показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;
- организации личного и коллективного досуга.
в разделе «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ученик должен: знать / понимать:
основные направления и имена выдающихся представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства, работавших в регионе в различные исторические периоды;
виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или школу;
уметь:
- показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация,
проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;
высказывания собственного суждения о творчестве представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства города Новосибирска и Новосибирской области в процессе знакомства с их творчеством.
в разделе «театр и кино» ученик должен: знать / понимать:
основные театры и имена выдающихся театральных представителей, работающих в регионе в различные исторические периоды; историю создания ведущих Новосибирских театров;
уметь:
- показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентацию, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для ориентации в классическом наследии и современном процессе становления художественной культуры, сопоставляя его с региональными особенностями развития искусства; высказывания собственного суждения о театральных постановках;
- организации личного и коллективного досуга (посещение театров).
Реализация данного курса предполагает использование методов художественной педагогики.
Учебный план
№ п/п
Наименование раздела программы
Всего часов
1
Архитектура и дизайн
8
2
Музыкальное искусство
10
3
Декоративно-прикладное и изобразительное искусство
10
4
Театр и кино
8
Итого
36
Тематический план
№ п/п
Наименование раздела и темы программы
Кол-во
часов
Раздел 1. Архитектура и дизайн
8
1.1
История градостроительства
1
1.2
История градостроительства (виртуальная экскурсия)
1
1.3
Архитектурные ансамбли
1
1.4
Храмы
1
1.5
Храмы нашей малой родины
1
1.6
Жилые массивы
1
1.7
Места досуга
1
1.8
Защита проектов
1
Раздел 2. Музыкальное искусство
10
2.1
Из истории музыкальной культуры Новосибирской области
1
2.2
Новосибирские композиторы - детям
1
2.3
Народное музыкальное творчество
1
2.4
Общее знакомство с хоровыми коллективами
1
2.5
Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии
1
2.6
Новосибирский академический симфонический оркестр
1
2.7
Музыкальные театры Новосибирска
1
2.8
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета
1
2.9
Защита проектов
2
Раздел 3. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство
10
3.1
Истоки современного декоративно-прикладного творчества. История развития народных ремесел
1
3.2
Центр художественных ремесел «Сибирский вернисаж».
1
3.3
Народные мастера
1
3.4
Музеи
1
3.5
Новосибирский государственный художественный музей
1
3.6
Посещение виртуальных музеев.
1
3.7
Выставочный зал Союза художников
1
3.8
Новосибирские художники-иллюстраторы
1
3.9
Защита проектов
2
Раздел 4. Театр и кино
8
4.1
Новосибирск театральный. Общий обзор: из истории создания театров
1
4.2
Новосибирский академический молодежный театр «Глобус».
1
4.3
Новосибирская студия кинохроники
1
4.4
Кинохроника родного края
1
4.5
Детская студия мультипликации
1
4.6
Творческий проект или сценарий «Мы делаем фильм о родном городе».
1
4.7
Защита творческих проектов
2
Раздел 1
АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН 8 часов
Защита творческого проекта. 1 час.
Тема 1.1: «История градостроительства»
Основные теоретические сведения на занятии Вопросы Генерального плана строительства города, градостроительный дизайн, его роль в формировании современного облика Новосибирска. Летописец истории градостроительства Новосибирска С. Н. Баландин. Первые городские постройки, административные здания города и области, промышленные сооружения. Ведущие архитекторы: А. Д. Крячков, Б. А. Гордеев, Т. Я. Бардт, К. Е. Осипов и др.
Практическая работа
Урок - обзорная экскурсия (реальная или виртуальная с использованием видеоисточников). Рассказ об истории и архитектуре Новосибирска, Академгородка, районах Новосибирской области.
Тема 1.2: «Архитектурные ансамбли
Основные теоретические сведения на занятии
Архитектурные сооружения - один из показателей культурной составляющей жизнедеятельности региона. Предметно-пространственная среда.
Примерный художественный материал
Архитектурные ансамбли центра: центральная площадь Новосибирска - Областной краеведческий музей, здания Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, здания 40-х годов застройки, здания XXI века; площадь Свердлова, здания администрации Новосибирской области, Новосибирского государственного художественного музея; первый 100-квартирный жилой дом, здания и постройки начала века; сквер Героев революции; мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» - Монумент Славы.
Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна (павильоны, киоски, светильники, фонтаны, цветники). Городская скульптура «Светофор и милиционер» и др.
Тема 1.3: «Храмы»
Основные теоретические сведения на занятии
Храмы как воплощение исторической памяти народа. Роль храма в организации жизненного пространства жителей города и данной местности. Собор Александра Невского (1895 г., архитектор К. К. Лыгин), Вознесенский кафедральный собор (1913 г.); часовня святителя Николая Чудотворца, соборы и храмы Новосибирской области.
Тема 1.4: «Места досуга»
Основные теоретические сведения на занятии Культурные центры областного, районного, городского мегаполиса, его функции, особенности архитектурной композиции. Дизайн отдыха горожан: парковые зоны, зоопарк, детские, спортивные площадки, пляж и др.
Ведущие архитекторы: А. А. Воловик (Речной вокзал, гостиница «Обь», здание аэропорта «Толмачёво», Государственная публичная научно-техническая библиотека СО АН СССР).
Практическая работа
Деловая игра «Ты - архитектор». Создание архитектурного замысла места досуга в твоем районе (селе) и его осуществление.
Тема 1.5: «Жилые массивы»
Основные теоретические сведения на занятии
Инфраструктуры жилого массива: школы, детские сады, здания общего пользования. Дизайн интерьера как микросреда человека.
Ведущие архитекторы: В. П. Авксентюк (здание Внешторгбанка, жилой комплекс «Тихая площадь», реконструкция Вознесенского кафедрального собора и пригородного
комплекса в Новосибирске); В. В. Бородкин (деловой центр «Зелёные купола», римско-католический костел).
Раздел 2
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 10 часов
Защита творческого проекта. 2 часа
Тема 2.1: «Из истории музыкальной культуры Новосибирской области
Основные теоретические сведения на занятии
Народная консерватория, музыкальные школы и училища, консерватория, учителя и ученики, составившие славу и гордость страны - мировая и всероссийская известность: М. С. Лебензон, 3. Л. Брон, М. В. Богуславский, В. Репин, В. Коновалов.
Сибирские композиторы: А. П. Новиков, А. Ф. Муров, Ю. П. Юкечев, Г. Н. Иванов и др.
Новосибирские композиторы - детям: О. Сереброва, С. Ранда, К. Журавлев и др.
Тема 2.2: «Народное творчество»
Основные теоретические сведения на занятии
Общее знакомство с хоровыми коллективами, ансамблями, исполнителями на русских народных инструментах.
Музей сибирского баяна и гармони им. И. И. Маланина; творчество братьев Геннадия и Александра Заволокиных; Сибирский народный хор; ансамбль «Чалдоны» под руководством С. Смоленцевой; ансамбль «Рождество» под руководством О. Гуриной; ансамбль В. Асанова.
Тема 2.3: «Музыкальные коллективы
Новосибирской филармонии»
Основные теоретические сведения на занятии
Знакомство с историей создания Новосибирской филармонии, ее 12 музыкальными коллективами (по выбору): Новосибирский академический симфонический оркестр и его создатель Арнольд Кац; оркестр русских народных инструментов под руководством В. Гусева; Камерный хор под управлением И. Юдина; хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» под управлением И. Тюваева; вокальный ансамбль под управлением П. Шаромова; ансамбль ранней музыки «1пзи1а тадюа» под управлением А. Бурханова; «Биг-Бэнд» под управлением В. Толкачева; «Сибирский диксиленд» под управлением Б. Балахнина.
Тема 2.4: «Музыкальные театры Новосибирска»
Основные теоретические сведения на занятии
Страницы истории музыкальных театров Новосибирска: Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, Новосибирский театр музыкальной комедии.
Раздел 3
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 10 часов
Защита творческого проекта. 2 часа.
Тема 3.1: «Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел» 1 час
Основные теоретические сведения на занятии
Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел.
Тема 3.2: «Музеи декоративно-прикладного искусства
Основные теоретические сведения на занятии
Из истории создания музеев декоративно-прикладного искусства. Новосибирский краеведческий музей, музей «Сибирская береста», Новосибирский музей игрушки, Центр художественных ремесел «Сибирский вернисаж».
Т е м а 3.3: «Народные мастера»
Основные теоретические сведения на занятии
Знакомство с купинским игрушечным промыслом, изделиями народных мастеров Е. Д. Дьяковой и Т. С. Лысенко.
Тема 3.4: «Новосибирский государственный художественный музей»
Основные теоретические сведения на занятии
История создания и становления Художественного музея (картинной галереи). Просветительская и образовательная функции Художественного музея. Русская живопись и графика первой трети XX века. Иконы XV - XIX веков. Уникальная коллекция полотен И. К. Рериха. Произведения Н. Д. Грицюка. Действующие выставки.
Практическая работа
Посещение виртуальных музеев. Знакомство с уникальными коллекциями Н. К. Рериха, русской живописью и графикой первой трети XX века, произведениями Н. Д. Грицюка, иконами XV - XIX веков (по выбору учителя и учащихся).
Тема 3.5: «Выставочный зал Союза художников»
Основные теоретические сведения на занятии
Общее знакомство с творчеством новосибирских художников: X. А. Аврутис, Н. Д. Грицюк. Г. Н. Трошкин, А. Г. Позднеев, С Мосиенко, И. В. Титков (возможны другие варианты).
Практическая работа Мини-сочинение «Размышление у картины» (художник - по выбору учащихся).
Тема 3.6: «Новосибирские художники-иллюстраторы»
Основные теоретические сведения на занятии
Обзор творчества художников - «Рыцари Её Величества Книги»: Ю. Е. Ефимова, С. Гороховского, С. В. Калачева, А. Шурица.
Практическая работа
Сравнительный анализ творчества художников Александра Шурица, Спартака Калачева, Эдуарда Гороховского.
Раздел 4
ТЕАТР И КИНО 8 часов
Тема 4.1: «Новосибирск театральный
Защита творческих проектов. 2 часа.
Основные теоретические сведения на занятии
Общий обзор: из истории создания театров; посещение - по выбору. Драматические театры: Новосибирский театр «Красный факел», Новосибирский областной театр драмы, Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева, Театр на «Левом берегу».
Молодежный театр: Новосибирский академический молодежный театр «Глобус».
Детский театр: Новосибирский областной театр кукол.
Тема 4.2: «Новосибирская студия кинохроники
Основные теоретические сведения на занятии
Из истории создания сибирской хроники: первый кинотеатр в Новосибирске, фильмы Ф. Махотина - «Виды города Новосибирска», «Новониколаевские юбилейные торжества дома Романовых», «Масленица в Новониколаевске», «Прогулка от Новониколаевска до Бердска».
1930 год: рождение Западносибирской студии кинохроники; первый звуковой номер журнала «Сибирь на экране», первый цветной фильм студии «Сады Сибири» Г. Гребен-кина (первый руководитель Западносибирского отделения Союза кинематографистов СССР).
Практическая работа
Круглый стол по проблемам истории документального кино: актуальность кинохроники родного края. Раскадровка своего клипа о Новосибирске.
Тема 4.3: «Детская студия мультипликации»
Основные теоретические сведения на занятии
«Сибирский Фонд развития детского кино» (руководитель - Пётр Анофриков). Детская киностудии «Поиск».
Практическая работа
Творческий проект или сценарий «Мы делаем фильм о родном городе».
В конце курса или каждого раздела проходит презентация творческих проектов. Формы подачи материала различные: - устная - доклад, стендовая защита, выставка с комментариями, художественный салон, реклама и т. д.
Список номенклатуры
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.04. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и прим ерных учебных планов для общеобразователь¬ных учреждений Российской Федерации, реали¬зующих программы общего образования», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.04 № 1089 «Об утверждении фе¬дерального компонента государственного стан¬дарта образования» [Пояснительная записка к феде¬ральному компоненту государственного стандарта общего образования // Вестник образования России. 2004. № 12. С. 18];
2. Федеральный компонент государственного стан¬дарта среднего (полного) общего образо-вания. «Искусство» [Сборник нормативных документов. Ис¬кусство. М.: Дрофа, 2004];
3. Приказ департамента образования Новосибирской об¬ласти от 02.07 07 № 675 «Об утвер-ждении регио¬нального базисного учебного плана для общеобра¬зовательных учреждений Но-восибирской области на 2007/2008 учебный год»,
4. «Минимум содержания образования регионального компонента Новосибирской области среднего (полного) общего образования по искусству. "Ис¬кусство родного края". VIII класс».
Электронные ресурсы
1. Литературно-художественная антология культурной жиз¬ни Сибири // «Л№егга». - URL: literra.websib.ru.
2. Путешествия по Сибири с Леонидом Боровиковым. Статьи. Фонтаны Новосибирска. Имя Глинки в культурно-историческом ландшафте города Новосибирска. Про
Санкт-Петербург, просвещенную Сибирь и многое другое. Сказ о Сузуне. Кочки. Рыбка-чинюшка. А. Д. Крячков. И др. // «ЛШегга». - URL: literra.websib.ru.
12