- Преподавателю
- География
- Открытый урок по теме: Ветер. (6 класс)
Открытый урок по теме: Ветер. (6 класс)
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Малова Н.А. |
Дата | 24.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План - конспект открытого урока по теме: "Ветер" (комбинированный урок; повторение + новая тема § 28); ( 6 класс, учебник Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова)
Цели урока:
Образовательные:
- сформулировать понятие "ветер", "бриз", "муссон", "роза ветров", "флюгер", "анемометр";
- выяснить причины образования этих явлений, определить роль ветра в природе; изучить виды ветров, направление и силу ветра;
- сформировать умение строить "розу ветров".
Развивающие:
- развивать у учеников мировоззренческую идею о взаимосвязи и взаимозависимости различных явлений природы на примере раскрытия причинно- следственных связей между разницей атмосферного давления и силой ветра;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать интерес к предмету.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: картины и схемы "бриз", "муссон", учебники, инструктивная карта, шкала Бофорта.
Метод: эвристическая беседа, частично-поисковый, проблемный.
Ход урока
I Организационный момент
- приветствие учащихся, настрой на работу;
- попросить учащихся озвучить тему предыдущего урока
- ребята, отгадайте загадку и попробуйте определить тему нашего урока.
Без рук, без ног
А дерево гнет.
Летит без крыльев
Прохожих задирает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
(Ветер)
( Ученики записывают тему урока в тетрадь.)
II Актуализация знаний учащихся ( задать учащимся вопросы, связанные с ранее изученным материалом)
Задание на знание понятий:
1. Что такое атмосферное давление?
2. Какое бывает атмосферное давление?
3. С помощью чего измеряется атмосферное давление?
4. Почему атмосферное давление измеряется в мм?
Задания на знание закономерностей.
1. Как меняется атмосферное давление:
а) с увеличением высоты?( пониж.)
б) с опусканием в глубокую шахту? ( повышает.)
в) с повышением температуры воздуха? ( пониж.)
г) с понижением температуры воздуха?(повышается)
2. Какие факторы влияют на изменение атмосферного давления?
3. Подпишите значение атмосферного давления в точках А, Б, В, Г.
Б
Г
А
В
I в
760, 740, 710, 780
А- 760
Б- 740
В- 780
Г- 740
II в
760, 720, 808, 740
А - 760
Б - 740
В - 808
Г - 720
4. Заполните схему, используя записанные данные:
I в
740, 730, 760, 780, 795
II в
720, 735, 760, 750, 770
Атмосферное давление
Пониженное
Нормальное
Повышенное
I 740, 730 760 780, 785
II 720, 735, 750. 760 770
5. Как изменяется атмосферное давление с высотой?
Задания на проверку умений (решение задач).
1. У подножия возвышенности атмосферное давление 760мм рт. ст.. Какова высота возвышенности , если на вершине наблюдается давление 748 мм рт. ст.. Холм это или гора?
1) 760-748=12 2)12×10,5=126 (м) Ответ: 126 метров (холм)
1 ряд: Определите высоту горы, если давление у подножья 760 мм рт. ст., а на вершине 350 мм рт. ст.
1) 760-350=410 2) 410×10,5=4305 Ответ: 4305м высота горы
2 ряд: На дне пропасти атмосферное давление 780мм рт. ст., а на поверхности 740 мм рт. ст.. Найдите глубину пропасти.
1) 780-740=40 2)40×10,5=420 Ответ: 420 м глубина пропасти.
3 ряд. На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт. ст., у поверхности земли 760 мм рт. ст.
Найдите глубину шахты.
1) 780-760=20 2)20 ×10,5=210 Ответ: 210 м глубина шахты.
III Изучение нового материала.
На доске таблица: (Цели и задачи урока)
Вспомни
Узнай
Умей
Атмосферное давление.
1. Причины образования ветра.
2. Типы ветров.
3. Флюгер, анемометр.
1. Построить и проанализировать "Розу ветров"
2. Сравнить "бриз" и "муссон"
3. Восстановить цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра.
Урок начинается с проблемного вопроса.
- Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий зимний вечер. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Вопрос: Куда девается дым?
- Почему дым не заходит в комнату ?
- Почему вытягивается в трубу? (навести на мысль о разности давления воздуха на уровне топки и вершине трубы)
- Так почему дым вытягивается в трубу?
Ребята, такое явление - движение воздуха от области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном направлении, но и в горизонтальном направлении.
- Приведите пример такого явления . (ветер)
Предлагаю I варианту придумать определение термина "ветер", а II варианту прочитать в учебнике. На работу дается 3 минуты. Затем II вариант проверяет работу I и указывать на ошибки или неточности. (Записываем определение в тетрадь).
Затем, обращаю внимание детей на записи на доске:
1) 760мм 720 мм
2) 740 мм 720 мм
- В каком направлении будет дуть ветер и в этих двух случаях?
- Где ветер будет сильнее?
Ребята, а какова главная причина образования ветра? Записи в тетради.
Проблемный вопрос: Каковы же причины различия в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности? Рассмотреть на примере бриза и муссона (схемы на доске и в учебнике).
- С каким бризом можно сравнивать летний муссон?
- Какой муссон приносит осадки? Почему?
Работа с учебником.
Заполните сравнительную таблицу "муссоны и бризы"
(работа в тетради, работа с учебником)
Сравнительные черты
Муссон
Бриз
1. Причины образования
2. Территории где встречаются
3. Когда меняют свое направление
4. Сколько раз меняют свое направление в течение года
Устный опрос:
- В чем сходство бриза и муссона?
- В чем различие бриза и муссона?
Обратить внимание детей на запись на доске и восстановить причинно-следственные связи образования ветра . (записать в тетрадь).
- Какое значение имеет ветер? (беседа)
- Как определить направление и силу ветра? ( таблица Бофорта и форзац учебника)
- С помощью каких приборов определяют силу ветра и направление на метеорологических станциях?
V Построение и анализ графика "Роза ветров" для Дальнего Востока . ( инструктивные карты раздать с заданиями).
VI Рефлексия.
1. Объясните смысл народных пословиц:
а) "Не бросай слов на ветер"
б) "Не море топит корабли, а ветер"
в) "Ветер не дунет, так и осока не зашумит"
VII Подведение итогов.
- Что вам особенно понравилось на сегодняшнем уроке?
- О чем бы хотели больше узнать .
VIII Д/з §28 (анализ розы ветров стр. 118 I вариант - январь; II вариант - июль)
Подготовить сообщение о торнадо, смерче, урагане.