Урок географии на тему Вулканы, горячие источники, гейзеры (6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии. 6 класс (авторы учебника Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова «География начальный курс)


Тема урока: Вулканы, горячие источники, гейзеры.

Тип урока: урок изучения нового материала и применения новых знаний на практике.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником, практическая работа.

Продолжительность урока: 40 минут.

Наглядные пособия и оборудование: презентация к уроку, физическая карта полушарий.

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, видеоролики.

Способы мотивации познавательной деятельности: создание проблемной ситуации, занимательный материал видеоролика, связь темы с повседневной жизнью, научными открытиями.

Цели урока:
- сформировать представление о строении вулканов, познакомить с географией вулканов, с их классификацией; сформировать представление о гейзерах и горячих источниках;
продолжить формирование знаний о развитии земной коры.
- развивать умение работать с картами атласа, умение анализировать текст.

- воспитывать внимание и умение работать, развивать познавательный интерес к предмету.

Термины и понятия: Вулкан, очаг магмы, лава, жерло, кратер, вулканический пепел, действующий вулкан, потухший вулкан, гейзер, горячий источник.

Географические объекты: Вулканы: Ключевская Сопка, Везувий, Этна, Гекла,Фудзияма, Кракатау, Камерун, Орисаба, Котопахи, Килауэа, Мауна-Лоа, Килиманджаро, Эльбрус. Районы гейзеров: Камчатка, Новая Зеландия, Исландия, США.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Настрой на работу. Создание доброжелательной обстановки и позитивного настроя. (1 мин)

  2. Мотивация к уроку. Создание ситуации побуждающей к познавательной деятельности, активному освоению материала.(1 мин)

  3. Актуализация знаний учащихся. (5 мин) (Чтение учителем отрывка).

Учитель:

Я зачитаю вам небольшой отрывок из письма ученого Плиния младшего к римскому писателю Тациту, в котором он описывает гибель своего дяди Плиния старшего и события того страшного дня. Какое явление природы описал в своем отрывке Плиния младшего, вы ответите после прослушивания.

«24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины… Это облако поднималось вверх сильной струей воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать черные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело, между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был ещё ясный день, здесь царила ночь.

Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица Земли. Стабию сожгли потоки лавы, Геркуланум затопили грязекаменные потоки, а Помпеи завалило многометровым слоем раскалённого пепла и камней. Погибли тысячи людей».

- И так, какое природное явление описал Плиний младший в своих воспоминаниях? (вулкан)

Формулировка темы урока и целей урока учащимися.

Вопросы учащимся: А как вы думаете, какие процессы в земной коре могут быть ещё из-за движений литосферных плит? К чему это всё может привести? (Предполагаемый ответ: разрушения, извержение вулканов)

Кто может назвать тему нашего урока? Как она будет звучать?

Учащиеся называют тему урока, учитель дублирует на слайде 1.

Какие цели мы можем поставить на нашем уроке?

Слайд 2.

  1. Изучение нового материала. (20 мин)

Работа с картой землетрясений и вулканов. Слайд № 3.

Учитель: Давайте посмотрим на карту вулканизма. Что мы можем по ней определить и какой сделать вывод.

При работе с картой учащиеся определяют зоны извержения вулканов.

Постараемся разобраться в причинах возникновения этого грозного явления природы.

а) Объяснение нового материала. (Диалог)

Вопрос учащимся:

А что вы знаете о температуре на глубине? (Она повышается).

Учитель: Известно, что любое вещество при высокой температуре может оставаться в твердом состоянии при высоком давлении. Но все может измениться, если давление упадет. Это случается при разрыве земной коры, которое чаще всего возникает при землетрясении. В результате твердое вещество превращается в жидкое и выходит на поверхность, воспользовавшись любой трещиной. Так зарождается вулкан.

Слайд № 4. Просмотр видеоролика извержения вулкана.

Учитель:

Из-за разного состава магмы - она может быть очень жидкой или вязкой - образуются различные вулканы. Так называемые стратовулканы образуют красивые правильные конусы. Если лава вязкая, то, если посмотреть на срез вулкана, можно увидеть несколько слоев застывшей лавы. Лава различается по цвету не только потому, что одна недавняя, а другая свежая, но и в зависимости от состава лавы. Если в лаве присутствует много железа, то она красного оттенка.

А теперь, давайте рассмотрим строение вулкана.

СУрок географии на тему Вулканы, горячие источники, гейзеры (6 класс)троение вулкана. Слайд № 5.

Работа с учебником стр.49, рис.31, §19

Учащиеся называют части вулкана.

б) Классификация вулканов

Работа с учебником (стр.50). (запись в тетрадь)

Слайд № 6


Вулканы


Урок географии на тему Вулканы, горячие источники, гейзеры (6 класс)

Урок географии на тему Вулканы, горячие источники, гейзеры (6 класс)


Урок географии на тему Вулканы, горячие источники, гейзеры (6 класс)

Действующие

Потухшие

Уснувшие

вулканы,

извергавшиеся

на памяти

человечества

Слайд №7-8

Авачинский

Ключевская Сопка

не извергавшиеся

на памяти

человечества

Слайд № 9

Арарат

Эльбрус

те, которые

потухли,

вдруг начинают

действовать

Слайд № 9

Фудзияма




Вопрос учащимся: А что вы знаете ещё о вулканах?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель: Знаете ли вы? Слайд № 10.

в) В мире интересного

Извержение вулкана всегда поражает мощью, грозной, но великолепной картиной, при виде которой понимаешь силу природных процессов. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертвами. Достаточно вспомнить об извержении вулкана Везувий в Италии в 79 г. н.э., уничтожившего город Помпея

Слайд № 11

« Этот античный город трагедия постигла рано утром 24 августа 79г. н.э. Город находился с подветренной стороны от вулкана и поэтому был очень быстро засыпан пеплом. Всё происходило в полной темноте, солнечный свет не пробивал облако пепла. Когда жители осознали всю серьезность своего положения, улицы уже были погребены под толстым слоем пепла, а он все продолжал падать с неба. Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали. Оступались и падали, погибая прямо на улицах, и их мгновенно засыпал пепел.

Трагедию этой катастрофы отражена на полотне Карла Павловича Брюллова

«Последний день Помпеи», а великий русский поэт А.С. Пушкин отразил трагедию города в своих стихах

Слайд № 12 «Везувий зев открыл - дым хлынул клубом- пламя

Широко развивалось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колон

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождём, под воспаленным прахом

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.»

Многие нашли свою смерть по развалинами домов, были раздавлены крышами обрушившихся под тяжестью пепла. Извержения вулкана уничтожило город. Помпеи скрылась под слоем пепла, толщиной до 3-х метров.

Расположенный по другую сторону от Везувия город Геркуланум не был засыпан пеплом, но тоже исчез с лица Земли. На склонах вулкана скопилось большое количество пепла, и когда в результате атмосферных нарушений пошёл дождь, эти размокшие массы пепла начали оползать по склонам, образуя грязевые потоки. Город Геркуланум исчез под 15-ти метровым слоем грязевых потоков. От извержений вулкана Везувий пострадал и город Стабия.

Извержение вулкана продолжалось 2-е суток. Когда же оно прекратилось, на вершине Везувия образовался огромный кратер, достигающий 3 км в поперечнике»

д) Внимание, проблема:

Вулканы могут находиться на дне океанов, а могут и на суше.

Проблема!

Почему вулканов больше на дне океанов, чем на материке?

Слайд № 13

(Учащиеся высказывают свои предположения).

Решение:

Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит, т.е. в зоне разломов.

Слайд № 14

Учитель: С одной стороны результатом движения литосферных плит является вулканизм.

А с другой стороны есть ещё и гейзеры, и горячие источники.

е) Горячие источники, гейзеры (Приложение 1)

Слайд № 15, карта распространения гейзеров - Слайд № 16, Слайд № 17 - горячие источники. Работа с учебником с 51, рис. 32, 33

Ж) значение вулканов в жизни человека. (Диалог)

Вопрос учащимся: С одной стороны вулканы очень опасны. Как вы думаете:

Чем опасны вулканы?

Слайд № 18

- Извержения вулканов угрожают жизни людей и наносят материальный ущерб.

- Лавовые потоки разрушают здания, перекрывают дороги и сельскохозяйственные земли, которые на много столетий исключаются из хозяйственного использования.

- Вследствие вулканических извержений на крышах зданий накапливаются мощные слои пепла, что грозит их обрушением.

- Попадание в легкие мельчайших частиц пепла приводит к падежу скота. Взвесь пепла в воздухе представляет опасность для автомобильного и воздушного транспорта.

- Вулканические газы, могут возвращаться на поверхность земли в виде кислотных дождей.

Учитель: С другой стороны вулканы могут приносить и пользу. Как вы думаете:

Чем полезны вулканы?

Слайд № 19

Вулканическая активность не всегда приносит вред. В Исландии геотермальное тепло, выделяемое подземной магмой, используется для выработки электричества и для обогрева теплиц, где выращиваются продукты питания, которые в противном случае пришлось бы импортировать. Почвы, образующиеся при выветривании лавы, очень богаты минеральными веществами и при возделывании бывают чрезвычайно плодородны.

Динамическая пауза (1 мин) Весёлая зарядка.

Вопрос учащимся: Как вы думаете, где еще можно встретить вулканы? В мире интересного.

Учитель: По мнению ученых вулканы есть в космосе.

Вулканы в космосе Слайд № 20

- Впервые вулканы на др. планетах были найдены на Ио (спутник Юпитера). Их нашли при изучении фотографий поверхности спутника, когда прибор зафиксировал газовое облако, образовавшееся над вулканом. Первое время ученые не могли понять, что означают пятна на фотографии, но затем, тщательно отметив их расположения, и увидев позднее на тех же местах цветные пятна, они сделали вывод, что это - действующие вулканы. В дальнейшем были проведены более тщательные исследования, замеры выбрасываемого вулканами вещества. Оказалось, что вулкан выбрасывает SO2. В целом на Ио насчитывается несколько сотен вулканов.

- Вулканы Марса насчитывают солидный возраст - некоторым из них примерно биллион лет. Вулканы на «красной планете» тоже потухшие, потоки лавы длинные, но тоже застывшие. Есть и маленькие вулканы - но маленькие они только для Марса, т.к. их величина составляет около 8-9 км.

- Энцелад - спутник Сатурна, на котором тоже есть действующие вулканы. Первые предположения о наличии здесь вулканической активности относятся еще к 80-м гг. ХХ в., когда появились первые снимки его поверхности. Ученых удивило то, что на снимках спутник оказался практически целиком покрыт белым материалом. Низкая t и небольшие размеры спутника не могли разъяснить происхождение необычного оттенка. Но затем эти предположения были забыты вплоть до начала XXI в. Тогда ученые и выяснили, что здесь бьют водяные гейзеры, появляясь из трещин в поверхности спутника. Низкая t мгновенно замораживает воду, и гейзер выбрасывает лед. Мелкие льдинки опускаются на поверхность, придавая ей белый оттенок. Самые мелкие льдинки остаются в космосе, окружая орбиту спутника.


- Действующие вулканы были найдены также на Тритоне (спутник Нептуна). Из-за его дальнего расположения точные снимки поверхности появились достаточно поздно. Но уже на них можно было точно заметить, что на спутнике есть действующие вулканы, а вернее, гейзеры, делающие выброс азота. Их действие объясняется низкой t на самом спутнике, и воздействием солнечных лучей, которые нагревают замерзший азот, вызывая процесс извержения. Сегодня здесь находится 10 активных вулканов.


  1. Закрепление новых знаний. (8 мин)

б) практическая работа. Откройте атлас. Работа проводится в группах по 4 человека, учащиеся заполняют таблицу.

Слайд № 21


  1. Рефлексия учебной деятельности. (3мин)

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

- Поведем итог нашего урока.

- Какие цели мы ставили перед собой?

- Достигли мы этой цели?

- Как доказать, что достигли?

- Каким способом искали новое?

- У кого были затруднения? Смогли вы справиться с ними?

Оцените свою работу на листе самооценки: оцените работу с картой, практическую работу, работу в группах: работу товарища, комфортность работы в группе… по 5 бальной шкале.


  1. Домашнее задание. (1 мин)

Слайд № 22. Изучить п. 19, на контурную карту нанести действующие вулканы - красной звездочкой, потухшие - синей звездочкой.

© 2010-2022