Рабочая программа учебного предмета География для 9 класса

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Малиновоозёрская средняя общеобразовательная школа»

Михайловского района Алтайского края

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______________Крысанова О.В.

Протокол №___от

«___»____________2015г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________Смирнова Е.И.

«___» ________ 2015_ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

______________В.В. Тимофеева

Приказ №____________

от «___» ______________2015г.

Рабочая программа

_учебного предмета «География» для 9 класса

основного общего образования


на 2015 - 2016 учебный год



Составитель: Сиденко Наталья Владимировна,

учитель географии,

высшая квалификационная категория





2015 г.

Пояснительная записка

Нормативно - правовая база.

Рабочая программа по учебному предмету « География» для 9 класса составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта общего образования по учебному предмету « География», утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004г. № 1089- М.:2004;

авторской программы И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014/;

основной образовательной программы основного общего образования школы;

учебника (География России. Население и хозяйство.9 класс. Ром В.Я., Дронов В.П., - М.: Дрофа, 2010), входящего в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253;

учебного плана школы на 2015/2016 учебный год;

календарного учебного графика на 2015/2016 учебный год

Цели и задачи обучения:

формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи данного курса:

формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников - карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;

развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

создание образа своего родного края

Изменения, внесенные в Рабочую программу.

Рабочая программа соответствует авторской программе И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы». Авторская программа рассчитана на 68 ч (из них 9 ч - резервное время), поэтому в рабочую программу добавлен раздел «География Алтайского края» (9 часов за счёт резервного времени) на уроки № 60-61 «Особенности ФГП и ЭГП Алтайского края»,.№62-63 «Особенности административно - территориального устройства», № 64-65 «Природно - ресурсный потенциал», № 66-67 «Население», №68 «Состав первичного сектора экономики».

Основное содержание Рабочей программы

Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Направления и типы миграции на территории страны. Половой и возрастной состав населения страны. Народы и религии России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Особенности расселения населения, городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны. Анализ карт населения России.

Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России.

Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов - Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

География своей республики (края, области). Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности.

Количество учебных часов

Раздел

Кол - во часов

Практические работы

1

Общая часть курса

33

8

2

Региональная часть курса

26

3

3

География Алтайского края

9(резервное время)

Итого: 68 ч 11

Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса

Наименование

Для учащихся

Для учителя

учебник

учебник :География России. Население и хозяйство.9 класс. Ром В.Я., Дронов В.П., - М.: Дрофа, 2010

Учебник: География России. Население и хозяйство.9 класс. Ром В.Я., Дронов В.П., - М.: Дрофа, 2010

учебные пособия

авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014

дополнительная литература

Эртиль А.. Б. География. 8-9 классы. Подготовка к Г И А: учебное - методическое пособие/А. Б. Эртель - Ростов Н/Д: Легион, 2014.

Контрольно-измерительные материалы. География. 9класс /сост.Е.А.Жижина. М: ВАКО 2014.

В.И. Евдокимов Тесты по географии. К учебнику под. редакцией В.П. Дронова. «География России.8-9 классы» М.: Дрофа. Изд-во «Экзамен» 2009.

Жижина Е.А.Поурочные разработки по географии.9 класс. - М.: ВАКО 2013.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Данный компонент прописан в паспорте кабинета №5.




Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии ученик должен

Знать:

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; выдающиеся географические открытия и путешествия;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

разнообразие природы материков и океанов, народов Земли и их географию; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориальное устройство Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите от стихийных природных явлений;

уметь:

определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами, необходимыми для жизни и деятельности населения; демографической ситуации в России, размещения основных хозяйственных отраслей и производств, тенденций их развития;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к природным условиям проживания в городе и сельской местности, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз.


Тематический поурочный план

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы

содержания урока

Планируемые образовательные результаты

Вид

контроля

Дата проведения урока

Примечание

Общая часть курса (33 ч)

Место России в мире (4 ч.)

1





Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской федерации

Урок-практикум

Географический взгляд на Россию: её место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. .Федеральные округа

Умение анализировать карты и статистические материалы (таблицы, диаграммы, графики, интернет-ресурсы), схемы административно-территориального деления страны. Знать столицы субъектов федерации и находить их на карте. Определять состав и границы федеральных округов по карте федеральных округов.

Практическая работа №1 «Анализ административно-территориального деления России».

Текущий

09.15

П.1.

2

Географическое положение и границы России

Урок-практикум

Понятие «географическое положение» (ГП). Оценка северного ГП России. ГП как фактор развития хозяйства. Государственные границы, их виды, значение. Особенности границ России. Государственная территория России. Страны - соседи России.

Умение сравнивать ГП России и других стран, выявлять зависимость между ГП и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории, определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам, обозначать их на контурной карте, составлять описание границ РФ, выявлять недостатки и преимущества больших размеров территории страны.

Практическая работа

2: «Сравнение ГП РФ с другими странами».

Текущий

09.15

П. 2.

3




Экономико - и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России

Урок изучения нового материала

Особенности экономико-географического положения России, роль соседей 1 порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения России. Сложность геополитического положения страны.

Научиться анализировать карты, выявлять и оценивать благоприятные и неблагоприятные особенности разных видов ГП РФ на макро- мезо- и микро-уровнях, выявлять изменения в различных видах ГП РФ на разных исторических этапах на протяжении 20 века.

Рабочая тетрадь, зад, стр.

2, №1

Текущий

09.15

П. 3.

4

Государственная территория России

Комбинированный урок

Понятие о государственной территории страны, её составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России.

Сравнивать размеры и конфигурацию государственной территории РФ и других стран, сопоставлять размеры территории, благоприятной для хозяйственной деятельности, России и других крупнейших стран мира, выявлять природные и экономические факторы развития хозяйства страны, связанные с обширностью российской зоны Севера, обсуждать различные точки зрения по оценке государственной территории РФ.

Рабочая тетрадь

зад, стр.

2, №2,3,4

Текущий

09.15

П. 4.

Население Российской Федерации (5 ч.)

5

Исторические особенности заселения и освоения территории России

Урок изучения нового материала

Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в 16-19 вв.

Выявлять особенности формирования государственной территории России, изменения её границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Анализировать карты для определения исторических изменений границ Российского государства. Характеризовать изменения национального состава России, связанные с ростом её территории.

Текущий

09.15

П. 5.

6

Численность и естественный прирост населения

Практикум

Численность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Особенности естественного движения населения в России. Половозрастная структура населения. Своеобразие в соотношении мужчин и женщин. Прогноз численности населения

Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Анализировать графики изменения численности населения во времени с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения в России. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Сравнивать показатель естественного прироста в разных частях страны. Анализ и сравнение половозрастных пирамид в разные годы и в разных регионах страны.

Практическая работа

3 «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России»

Текущий

09.15

П. 6

7

Национальный состав населения России

Изучение нового материала

Россия- многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Наиболее многонациональные районы страны. Религии, исповедуемые в России. Районы распространения разных религий

Определять крупнейшие по численности народы России по статистическим данным, особенности размещения народов России. Сравнивать по тематическим картам географии крупнейших народов с политико-административным делением РФ. Исследовать по картам особенности языкового состава отдельных регионов России. Определять современный религиозный состав России по статистическим данным. Знать главные районы распространения религий.

Текущий

09.15

П. 7.

8

Миграции населения

Комбинированный урок

Понятие о миграциях. Виды миграций. Внутренние и внешние миграции. Направления миграций в России, их влияние на жизнь страны.

Уметь: составлять схемы разных видов миграций и вызывающих их причин; определять основные направления миграций по тематической карте; определять с помощью карт и статистических данных территории РФ с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли населения.

Практическая работа

4 «Характеристика особенностей миграционного движения населения России»

Текущий

09.15

П. 8.

9

Городское и сельское население Расселение населения.

Изучение нового материала

Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размещение городов на территории страны. Различия городов по численности населения и функциям. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские поселения. Средняя плотность населения в России. Особенности размещения населения.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: определять виды городов России, обозначать на контурной карте крупнейшие города, обсуждать социально-экономические и экологические проблемы крупных городов, выявлять особенности урбанизации в России, выявлять факторы, влияющие на размещение населения страны, обозначать на контурной карте основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера.

Рабочая тетрадь

зад, стр.

6-7, №1,2,

Задания для подготовки к ЕГЭ, стр.7(1,2,3,)

Текущий

10.15

П. 9.

Географические особенности экономики России (3 ч)

10

География основных типов экономики на территории России

Изучение нового материала

Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства РФ

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства; устанавливать черты сходства и различия структуры хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран мира.

Текущий

10.15

П. 10.

11

Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны

Комбинированный урок

Состав добывающей промышленности и её роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Экологические ситуации и экологические проблемы России

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать состав добывающей промышленности РФ, определять её отличия от других отраслей промышленности; выявлять по тематическим картам районы страны с высоким уровнем добывающей промышленности; анализировать классификацию природных ресурсов; определять уровень остроты экологических проблем разных регионов страны.

Текущий

10.15

П. 11.

12

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

Комбинированный урок

Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии мирового хозяйства. Пути развития России в обозримой перспективе

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: обсуждать важнейшие социально-экономические проблемы Росси и возможные сценарии её инновационного развития

Тематический

10.15

П. 12

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (1 ч)

13

Научный комплекс

Изучение нового материала

Межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Перспективы развития науки и образования.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: определять по статистическим данным доли РФ и других стран на мировом рынке наукоёмкой продукции, доли затрат стран на научные исследования; анализировать по картам географию городов науки; устанавливать по статистическим данным и картам районы России, лидирующие в науке и образовании; обсуждать проблемы утечки умов из России и путей её преодоления

Текущий.

10.15

П. 13.

Машиностроительный комплекс (3 ч)

14





Роль, значение и проблемы развития машиностроения

Изучение нового материала

Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роль и назначению. Проблемы российского машиностроения.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: аргументировать конкретными примерами решающее воздействие машиностроения на общий уровень развития страны; анализировать состав и связи машиностроительного комплекса; обсуждать проблемы современного этапа развития российского машиностроения

Рабочая тетрадь

зад, стр.

10-11, №1,2

Текущий

10.15

П. 14

15

Факторы размещения машиностроения

Комбинированный урок

Факторы размещения машиностроения. Ведущая роль наукоёмкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать зависимость между металлоёмкостью и трудоёмкостью продукции машиностроения; выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения, районов, производящих наибольшую часть машиностроительной продукции, районов с наибольшей долей машиностроения в промышленности; составлять и анализировать схемы кооперационных связей машиностроительного предприятия

Рабочая тетрадь

зад, стр.

10-11, № 3,4

Текущий

10.15

П. 15

16

География машиностроения

Урок обобщения и систематизации знаний

Особенности географии российского машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять особенности географии машиностроения в сравнении с другими отраслями промышленности; определять различия в уровнях развития машиностроения между европейской и азиатской частями страны на основе анализа карты машиностроения; обозначать на контурной карте основные районы и крупнейшие центры машиностроения РФ; анализировать перспективы развития машиностроения в целом и в отдельных районах страны.

Практическая работа

5 «Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения»

Текущий

10.15

П. 16

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (3 ч)

17




Роль, значение и проблемы ТЭК

Изучение нового материала

Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы Российского ТЭК

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему состава ТЭК, объяснять функции его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними; анализировать топливно-энергетический баланс России и динамику его основных параметров на основе статистических материалов

Текущий

11.15

П. 17, 18.

18

Топливная промышленность

Комбинированный урок

Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефтегазовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Использование угля и его хозяйственное значение. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: обозначать на контурной карте основные районы добычи нефти, газа и угля, а также крупнеших нефте и газопроводов; составлять характеристику одного из нефтяных бассейнов, газодобывающих районов, угольных бассейнов по картам и статистическим материалам; высказывать мнение о воздействии отраслей ТЭК на окружающую среду.

Практическая работа

6 «Характеристика угольного бассейна России»

Текущий

11.15

П. 19.

19

Электроэнергетика

Изучение нового материала

Объёмы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнергетики.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС; анализировать таблицу «Типы электростанций»; высказывать мнение о зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны; аргументировать необходимость экономии электроэнергии

Рабочая тетрадь

зад, стр.

12-14, № 1,2,3,4

Задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА, стр.14

Текущий

11.15

П. 20

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (7 ч)

20




Состав и значение комплексов

Изучение нового материала

Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать состав и связи комплексов; подбирать примеры использования разных конструкционных материалов в хозяйстве и повседневной деятельности людей; анализировать и сопоставлять доли и роли комплексов в промышленности разных стран мира

Индивидуальные задания

Текущий

11.15

П 21

21

Металлургический комплекс

Изучение нового материала

Роль в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия- основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: сопоставлять важнейшие особенности чёрной и цветной металлургии; выявлять отличия «старых» и «новых» технологий производства металлов

Анализ карт

Текущий

11.15

П. 22

22







Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия.

Комбинированный урок

Чёрные металлы: объёмы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии чёрных металлов. Основные металлургические базы. Влияние чёрной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: формулировать главные факторы размещения предприятий чёрной металлургии; сопоставлять по картам географии месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров чёрной металлургии; высказывать мнение о причинах сохранения за сталью роли главного конструкционного материала; характеризовать одну из металлургических баз по картам и статистическим материалам

Текущий

11.15

П. 23

23





Цветная металлургия

Комбинированный урок

Цветные металлы: объёмы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии цветных металлов. Основные металлургические базы. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: формулировать главные факторы размещения предприятий цветной металлургии; сопоставлять по картам географии месторождений руд цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии; высказывать мнение о причинах возрастания потребности в цветных металлах; сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика»

Текущий

11.15

П. 24

24



Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность

Изучение нового материала

Состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему состава химической промышленности и выявлять роль важнейших химических отраслей в хозяйстве; соотносить изделия химической промышленности с той или иной отраслью

Текущий

12.15

П. 25

25



Факторы размещения предприятий химической промышленности

Комбинированный урок

Группировка отраслей химической промышленности. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Химические базы и химические комплексы. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: определять по карте базы и комплексы, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье; характеризовать одну из химических баз по картам и статистическим материалам

Текущий

12.15

П. 26

26

Лесная промышленность

Комбинированный урок

Лесные ресурсы РФ, их география. Состав и продукция лесной промышленности, её место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять направления использования древесины в хозяйстве, её главных потребителей; характеризовать одну из лесных баз по картам и статистическим материалам; высказывать мнение о проблемах, задачах и перспективах развития российской лесной промышленности

Текущий

12.15

П. 27

Агропромышленный комплекс (АПК) (3 ч)

27




Состав и значение АПК

Изучение нового материала

АПК: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему состава агропромышленного комплекса; сравнивать сельскохозяйственные угодья РФ с другими странами; выявлять существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики

Рабочая тетрадь зад стр.15, №1,2,3

Текущий

12.15

П. 28

28





Земледелие и животноводство

Комбинированный урок

Полеводство. Зерновые и технические культуры. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводства, их значение и география Перспективы развития животноводства

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: определять по картам и характеризовать агроклиматические ресурсы со значительными посевами тех или иных культур; определять по картам районы выращивания зерновых и технических культур; определять по картам главные районы развития разных отраслей животноводства

Практическая работа

7 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур»; практическая работа № 8 «Определение главных районов животноводства»

Текущий

12.15

П. 29

29

Пищевая и лёгкая промышленность

Комбинированный урок

Особенности лёгкой и пищевой промышленности. Факторы размещения предприятий и география важнейших отраслей. Влияние лёгкой и пищевой промышленности на окружающую среду, перспективы развития

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: устанавливать доли пищевой и лёгкой промышленности в общем объёме промышленной продукции; высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией лёгкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности; выявление на основе анализа карт основных районов и центров развития пищевой и лёгкой промышленности; подбирать примеры предприятий своего края с указанием факторов их размещения

Рабочая тетрадь

зад, стр.

17, № 1,2

Текущий

12.15

П. 30

Инфраструктурный комплекс (4 ч)

30




Состав комплекса. Роль транспорта

Изучение нового материала

Состав, место и значение в хозяйстве. Понятие об услугах. Классификация услуг. Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспортная система. Влияние на размещение населения и предприятий

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему состава инфраструктурного комплекса; сравнивать доли комплекса в экономике разных стран; сравнивать виды транспорта по различным показателям, выявлять преимущества и недостатки каждого вида

Текущий

12.15

П. 31

31




Железнодорожный и автомобильный транспорт

Комбинированный урок

Показатели развития и особенности железнодорожного и автомобильного транспорта.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать достоинства и недостатки ж\д, воздушного и авто транспорта; устанавливать причины ведущей роли ж\д транспорта; определять доли каждого вида транспорта в транспортной работе страны

Текущий

12.15

П. 32

32



Водный и другие виды транспорта

Комбинированный урок

Показатели развития и особенности морского, речного, авиационного и трубопроводного транспорта. География. Влияние на окружающую среду, перспективы развития.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать достоинства и недостатки видов транспорта; определять доли каждого вида транспорта в транспортной работе страны; обозначать на контурной карте крупнейшие морские и речные порты страны

Рабочая тетрадь

Зад стр17

№1

Стр.18-19

№2.3

Текущий

01.16

П. 33

33

Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство

Комбинированный урок

Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. География, перспективы развития. География жилищно-коммунального хозяйства. Влияние на окружающую среду, перспективы развития.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать достоинства и недостатки видов связи; сравнивать по статистическим данным уровень развития отдельных видов связи в России и других странах; анализировать статистические данные по уровню обеспеченности жильём и его благоустроенности в России и других странах; анализировать географические различия в уровне жизни населения

Тематический

01.16

П. 34

Региональная часть курса (26 ч)

Районирование России. Общественная география крупных регионов (1 ч)

34

Районирование России

Изучение нового материала

Районирование- важнейший метод географии. Виды районирования. Географическое разделение труда. Специализация территорий. Отрасли специализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему районирования; подбирать примеры районов различного уровня; определять по картам отрасли специализации отдельных территорий

Практическая работа

9 «Определение разных видов районирования России»

Текущий

01.16



35

Общая характеристика

Изучение нового материала

Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять на основе карт особенности географического положения, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения

Текущий

01.16

П. 36


Центральная Россия и Европейский Северо-Запад (6 ч)

36

Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы

Изучение нового материала

Центральная Россия и Европейский Северо-Запад - межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

Рабочая тетрадь

Зад стр.21-22

№1,2,3,4

Задания для подготовки к ЕГЭ ГИА. Стр.22

Текущий

01.16

П. 37

37

Население и главные черты хозяйства

Комбинированный урок

Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

Текущий

01.16

П. 38

38

Районы Центральной России Москва и московский столичный регион

Комбинированный урок

Центральное положение Москвы как фактор формирования региона. Исторический и религиозный факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая территориальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства региона. Культурно-исторические памятники

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

Рабочая тетрадь

Зад.стр.23 №1,2

Текущий

01.16

П. 39

39

Географические особенности областей Центрального района

Комбинированный урок

Состав. Особенности развития подрайонов.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

Рабочая тетрадь

Зад. стр24,№2

Текущий

02.16

П. 40

40

Волго-Вятский и Центрально- Чернозёмный районы

Комбинированный урок

Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

Текущий

02.16

П. 41

41

Северо-Западный район: состав, ЭГП, население

Комбинированный урок

Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

Текущий

02.16

П. 42

Европейский Север (3 ч)

42

Географическое положение, природные условия и ресурсы

Изучение нового материала

Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

Индивидуальные задания

Текущий

02.16

П. 43

43

Население

Комбинированный урок

Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности

Текущий

П. 44

44

Хозяйство

Практикум

Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Уметь: анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

Практическая работа

10 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера»

Текущий

02.16

П. 45

Европейский Юг - Северный Кавказ (3 ч)

45

Географическое положение, природные условия и ресурсы

Изучение нового материала

Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

Рабочая тетрадь

Зад. стр.26,№1.2

Текущий

02.16

П.46

46

Население

Комбинированный урок

Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности

Текущий

02.16

П. 47

47

Хозяйство

Комбинированный урок

Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Уметь: анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

Текущий

02.16

П. 48

Поволжье (3 ч)

48

Географическое положение, природные условия и ресурсы

Изучение нового материала

Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

Рабочая тетрадь

Зад стр.31, №4,5

Текущий

03.16

П. 49

49

Население

Комбинированный урок

Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности

Текущий

03.16

П. 50

50

Хозяйство

Комбинированный урок

Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития

Уметь: анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

Рабочая тетрадь задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА, стр30.

Текущий

03.16

П. 51

Урал (3 ч)

51

Географическое положение, природные условия и ресурсы

Изучение нового материала

Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

Текущий

03.16

П. 52

52

Население

Комбинированный урок

Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности

Текущий

03.16

П. 53

53

Хозяйство

Комбинированный урок

Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития

Уметь: анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

Текущий

03.16

П. 54

Восточный макрорегион - Азиатская Россия (6 ч)

54

Общая характеристика

Изучение нового материала

Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять на основе карт особенности географического положения, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения

Текущий

03.16

П. 55

55

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики

Комбинированный урок

Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Транспортные проблемы развития региона. Сокращение численности населения. Снижение доли обрабатывающих производств. Основные перспективы развития

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

Текущий

04.16

П. 56

56

Западная Сибирь

Комбинированный урок

Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

Рабочая тетрадь

Зад. стр.21, №1.

Текущий

04.16

П.57

57

Восточная Сибирь

Комбинированный урок

Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

Практическая работа №11 «Сравнение географического положения З. и В. Сибири»

Рабочая тетрадь

Зад. Стр25 №1.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА ,стр.25.

Текущий

04.16

П. 58

58

Дальний Восток

Комбинированный урок

Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

Рабочая тетрадь

Зад стр.22

№3,4

Задание для подготовки к ЕГЭ и ГИА

стр.22

Текущий

04.16

П. 59

59

Обобщающее повторение по курсу

Урок обобщения и систематизации знаний

Итоговая проверочная работа по курсу

Выполнить проверочную работу

Использовать полученные знания для решения проблемных вопросов и практических задач

Тематический

04.16

П. 60

«География Алтайского края» (9 часов)

60

61

Особенности ФГП и ЭГП Алтайского края

Лекция

Практикум

Пограничные субъекты: особенности географического положения Алтайского края, размеры территории, протяженность границ.

Пограничные субъекты: особенности географического положения Алтайского края, размеры территории, протяженность границ

Определять ГП,

Описывать ГП и ЭГП, геополитическое положение

Объяснять влияние ГП на особенности природы, хозяйства и жизни населения

Называть важнейшие природно-хозяйственные объекты края

Объяснять изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.

Называть основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования

Текущий

04.16

резерв

6263

Особенности административно- территориального устройства

Исследование

Текущий

04.16

04.16

резерв

6465






Природно-ресурсный потенциал

Практикум

Климатообразующие факторы , особенности погоды в циклонах и антициклонах. Влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, географические проблемы

Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов

Текущий

05.16

05.16

резерв

6667



Население

Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории. Городское и сельское население. Крупнейшие города.

Называть народы, распространенные и языки, религии.

Описывать особенности быта и религий отдельных народов.

Объяснять различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации, направлениях миграции.

Пр. раб №13

. «Анализ графиков численности населения и половозрастных пирамид.»

Текущий

05.16

05.16

резерв

68

Состав первичного сектора экономики


Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития Группировка отраслей по их связи с ресурсами

Называть важнейшие природно- хозяйственные объекты Алтайского края

Тематический

05.16

резерв

Итого 68 часов







Формы оценивания образовательных результатов учащихся

Тема работы

Источник формирования фондов оценочных средств для проведения контрольно - оценочной деятельности

№ урока из тематического поурочного плана

Дата проведения урока

1

Практическая работа №1 «Анализ административно-территориального деления России»

Приложение1

Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014(стр.29-34)

1

09.15

2

Практическая работа №2«Сравнение ГП РФ с другими странами»

Приложение2

Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014/; (стр.29-34)

2

09.15

3

Практическая работа №3«Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России»

Приложение3

Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014(стр.29-34)

6

09.15

4

Практическая работа №4«Характеристика особенностей миграционного движения населения России»

Приложение4

Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014(стр.29-34)

8

09.15

5

Практическая работа №5«Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения»

Приложение5

Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014(стр.29-34)

16

10.15

6

Практическая работа №6«Характеристика угольного бассейна России»

Приложение6

Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014 стр.29-34 ()

18

11.15

7

Практическая работа №7«Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур»

Приложение7

Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014/;( стр.29-34)

28

11.15

8

Практическая работа №8 «Определение главных районов животноводства».

Приложение 8

Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014(стр.29-34)

28

12.15

9

Практическая работа №9«Определение разных видов районирования России»

Приложение9

Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014(стр.29-34)

34

01.16

10

Практическая работа №10«Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера»

Приложение10

Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014(стр.29-34)

44

02.16

11

Практическая работа №11«Сравнение географического положения З. и В. Сибири»

Приложение11

Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014(стр.29-34)

57

04.16


Критерии оценивания предметных знаний прописаны в Положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся школы





Приложение 1

Практическая работа №1 «Анализ административно-территориального деления России»



Цель работы: Познакомится с административно-территориальным делением России, дать оценку его особенностей.

Последовательность выполнения работы.



  1. Подбери необходимые для выполнения работы карты атласа, текст учебника.

  2. Определи административные районы России.

  3. Сделай вывод об особенностях административно-территориального деления России, Россия больше «континентальная» или «океаническая» страна?

  4. Результаты работы запиши в тетрадь.

Задания по контурной карте.



  1. Отметь на контурной карте государственную границу России.

  2. Отметь административно-территориальные районы страны .


Приложение 2

Практическая работа №2«Сравнение ГП РФ с другими странами»

Цель: Научить учащихся оценивать географическое положение страны по отношению к другим странам, выявлять положительные и отрицательные черты географического положения, характеризовать влияние особенностей географического положения на развитие страны.

Ход работы: На контурной карте России:

- Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;

- Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;

- Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России;

- Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией;

- Синим цветом обозначьте Северный Полярный круг, а оранжевым - 50о северной широты;

- Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов СНГ;

- Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов НАТО;

- Красными кружками обозначьте "горячие точки" на территории СНГ и подпишите их названия.

- Сделайте вывод об особенностях географического положения Российской Федерации. Какие особенности географического положения оказывают наибольшее влияние на развития страны?

Приложение 3

Практическая работа №3«Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России»

Поскольку человек является и производителем, и потребителем хозяйственных благ, то раз­мещение населения следует признать очень важным показателем для экономико-геогра­фической характеристики любой территории.

Н.Н. Баранский

Цели работы:

1. Получить знания об особенностях половозрастного состава населения регионов России , размещения населения, о районах с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Объяснить причины неравномерного размещения на­селения.

2. Учиться работать с картами и статистическими материалами: сопоставлять различные формы предъявленного учебного матери­ала (карты атласа, текстовые карты, статистические материалы), делать обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Определите половозрастной состав населения регионов России, среднюю плотность населения России.

  2. Рассмотрев карту атласа «Население», текстовые карты учеб­ника, с. 48, рис. 9; с. 56-57, рис. 14; с. 58-59, рис. 15, сделайте вывод: может ли показатель средней плотности населения харак­теризовать размещение населения по территории страны?

  3. На контурной карте нанесите границы России, выделите зоны расселения: основную зону расселения и хозяйственного ос­воения и зону Севера. Легенду карты придумайте самостоятельно.

  4. Сделайте вывод о том, какие причины оказывают влияние на размещение населения по территории страны.

Приложение 4

Практическая работа №4«Характеристика особенностей миграционного движения населения России»

Анализ карт населения.

Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать информацию, делать выводы об особенностях состава и размещения населения, об особенностях миграционного движения населения.

Ход работы: Используя карты атласа, дайте ответы на вопросы:

- Приведите примеры народов, проживающих на территории нашей страны, относящихся к индоевропейской, алтайской, кавказской и уральской языковым семьям (по три примера).

- Назовите две главные зоны расселения и хозяйственного освоения России. В чем заключаются основные особенности размещения населения России?

- Назовите города-миллионеры Российской Федерации. В чем заключаются особенности их размещения?

- Определите районы с высокой и низкой плотностью населения. Объясните причины различий показателя плотности населения для разных регионов России.

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Цель: Формировать представление об особенностях национального и религиозного состава населения России и территориальных аспектах межнациональных отношений.

Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, заполните таблицу

Языковая семья

Народы

Ареал расселения

Субъекты федерации, соответствующие ареалу расселения

1.Индоевропейцы

Русские

Украинцы

Белорусы

Немцы

1

2

3

4

1

2

3

4

2. Алтайская

Татары

Чуваши

Башкиры

1

2

3

1

2

3

3.Урало -

юкагирская

Мордва

1

1

4. Северо- кавказская

Чеченцы

Кабардино-балкарцы

Ингуши

1

2

3

1

2

3

- Определите области с преобладанием русского населения.

- Назовите регионы с многонациональным составом населения.

- Определите, в каких районах России находятся республики с наибольшей численностью коренного населения.

- Приведите примеры народов, исповедующих православие, ислам, буддизм.

- Сделайте вывод об особенностях национального и религиозного состава населения нашей страны.

Приложение 5

Практическая работа №5«Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения»

Одной из основных целей изучения экономической геогра­фии следует считать умение читать экономическую кар­ту и при ее помощи и на ней находить нужные ответы.

И. И. Баранский

Цели работы:

1. Определить главные районы размещения тру­доемкого и металлоемкого машиностроения.

2. Закрепить умение анализировать и сопоставлять карты, де­лать обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Вспомните, какие отрасли машиностроения относятся к тру­доемким, какие - к металлоемким.

  2. Проанализируйте экономическую карту атласа на с. 28-29. В каких районах страны будет преобладать трудоемкое, а в каких - металлоемкое машиностроение?

  3. Обоснуйте сделанный вывод.

  4. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Виды машино­строения

Примеры

отраслей

Особенности производства

Основные

районы размещения

Факторы

размещения

Трудоемкое


Металлоемкое


Приложение 6

Практическая работа №6«Характеристика угольного бассейна России»

Цели работы:

1. Составить характеристику Печорского угольного бассейна,

2. Проверить и оценить умение сопоставлять различные формы предъявленного материала (текстовые карты, текст учебника, до­полнительная информация, статистические материалы), выбирать главное, делать обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Познакомьтесь с планом характеристики угольного бас­сейна.

  2. Изучив текст учебника «Угольная промышленность» на с. 131-13? и рис. 33 на с. 130, подберите информацию для харак­теристики Печорского угольного бассейна.

  3. Справочная информация

Угольная промышленность России находится в состоянии экономического кризиса. Какие общие экономические, социальные, экологичес­кие проблемы стоят перед регионами, в которых угольная промышлен­ность имеет важное значение? Как решать эти проблемы? Давайте совершим небольшое путешествие за Полярный круг, в район Воркуты.

Печорский угольный бассейн расположен на севере Республики Коми, в районе Воркуты. Начал активно разрабатываться во время Великой Отечественной войны. После войны мощности угледобычи здесь были увеличены, возведены новые шахты, но в целом бассейн требует уже больших средств на модернизацию. Здесь добывается около 8% российского угля, причем высокого качества. Однако больших перспектив бассейн не имеет из за высокой себестоимости угля (поскольку он находится за По­лярным кругом, шахтеры получают «северные надбавки», их зарплата в 2-3 раза выше, чем в других угольных бассейнах).

Но и сокращение добычи угля здесь осуществить сложнее. Если закрываются угольные шахты в каких-либо других угольных бассейнах, то в тех же городах и поселках можно создать новые производства, чтобы за­нять потерявших работу шахтеров. Создавать же новые производства в Заполярье экономически нецелесообразно - они будут убыточны.

3. Дайте характеристику Печорского угольного бассейна, офор­мив результаты работы в виде таблицы.

План характеристики угольного бассейна

Краткие записи результатов работы

1. Название бассейна.

Вид добываемого угля (каменный, бурый)

2. Географическое положение

3. Запасы угля:

а) обшегеологические;

б) промышленные

4. Условия залегания (близко к поверхности или глубоко, мощность пластов)

5. Объем добычи

6. Способ добычи

7. Качество добываемого угля

8. Себестоимость

9. Направление перевозок

10. Эффективность перевозок

11. Перспективы развития

Сделайте вывод: какие показатели наиболее существенно влия­ют на эксплуатацию и перспективность Печорского угольного бас­сейна?

Приложение 7

Практическая работа №7«Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур»

Цели работы:

1. Определить основные районы выращивания зерновых и технических культур. Сделать вывод, от каких причин зависит размещение основных отраслей сельского хозяйства.

2. Проверить и оценить умение анализировать экономические кар­ты, делать на основе проведенного анализа обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

Для работы необходимы экономические карты атласа на с. 35, 37, 39, 41, 44-45, 47, 51. На основе их анализа выделите ос­новные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

Результаты работы оформите в виде таблицы.

Основные культуры

Основные районы производства

Зерновые культуры:

рожь пшеница кукуруза рис

Технические культуры:

лен

сахарная свекла подсолнечник

Сделайте вывод: от каких причин зависит география основных отраслей сельского хозяйства?

Приложение 8

Практическая работа №8 «Определение главных районов животноводства».

Цели работы:

1. Определить основные районы

животноводства. Сделать вывод, от каких причин зависит размещение основных отраслей сельского хозяйства.

2. Проверить и оценить умение анализировать экономические кар­ты, делать на основе проведенного анализа обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

Для работы необходимы экономические карты атласа на с. 35, 37, 39, 41, 44-45, 47, 51. На основе их анализа выделите ос­новные районы животноводства.

Результаты работы оформите в виде таблицы.

Основные направления животноводства

Основные районы производства

Оленеводство

Скотоводство:

молочное скотоводство молочно-мясное скотоводство мясо-молочное скотоводство

Свиноводство

Овцеводство

Сделайте вывод: от каких причин зависит география основных отраслей сельского хозяйства?

Приложение 9

Практическая работа №9«Определение разных видов районирования России»

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать информацию, делать выводы о территориальной структуре хозяйства.


Ход работы:

- Используя рисунок 19 на стр. 55 учебника, определите, в каких регионах России сохранилась доиндустриальная экономика, приведите примеры таких регионов.

- Назовите примеры регионов с преобладанием индустриальной экономики.

- Приведите примеры районов, в которых складывается постиндустриальная экономика.

- Используя карты атласа, определите, в каких районах нашей страны представлена добывающая промышленность, какие из них вы отнесли бы к районам нового освоения?

- В каких районах находятся предприятия обрабатывающей промышленности.

- Какие районы вы отнесете к высокоразвитым?

- Назовите районы нашей страны с преобладанием сельского хозяйства (аграрные районы).

- Сделайте вывод о территориальной структуре хозяйства нашей страны.


Практическая работа 6:

Группировка отраслей по различным показателям.

Цель: Развитие умения комплексно анализировать информацию, формировать представление о функциях и составе межотраслевых комплексов.

Приложение 10

Практическая работа №10«Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера»

Цели работы: выявить на основе анализа исторических и природных особенностей региона и его центров возможности развития в нем рекреационного хозяйства и современную географию отдыха и туризма.

Ход работы:

Определите географическое положение района, его геополитическое и экономико-географическое положение. Отметьте их благоприятные и неблагоприятные особенности, влияние на географию населения, природу, хозяйство.

Используя карты атласа и текст учебника, нанесите на контурную карту Европейского Севера основные географические объекты (реки, озера, горы, города, моря, омывающие территорию района).

Используя дополнительные сведения, а также карты атласа и учебника, проанализируйте условия для развития рекреационного хозяйства в различных частях европейского Севера. Дайте свои рекомендации: предложения по выделению рекреационных зон и центров разных видов туризма, прокладке рекреационных маршрутов.

На контурной карте Европейского Севера выделите рекомендуемые вами рекреационные зоны.

В составе каждой из зон оконтурьте районы с той или иной специализацией рекреационного хозяйства.

В районах выделите и обозначьте значками:

территории, с подходящими условиями для развития активного туризма, в том числе спортивного (водного, горного, горнолыжного);

территории, где желательно развитие познавательного туризма (выделить древние города и крупнейшие монастыри, имеющие большое историко-культурное и архитектурное значение);

центры художественных промыслов, музеи и центры деревянного зодчества;

наиболее удачные районы для отдыха;

курорты для лечения;

предлагаемые вами интересные теплоходные маршруты, а также морские круизы показать пунктиром по рекам, водным соединениям.

Дополнительные сведения.

О некоторых природных особенностях Европейского Севера.

Экстремальность природных условий северо-восточных территорий района не позволяет создавать там крупную рекреационную зону. Основные территории, на которых возможно создание рекреационных зон, расположены на западе и юге этого обширного района.

В Хибинах проходят маршруты горного туризма и относительно развита инфраструк-

тура горнолыжного курорта. Близ города Кировска имеется единственный в стране полярный ботанический сад. Но главное, что характерно для западной части района - озера и реки. На Кольском полуострове имеется более 110 тысяч озер (в том числе озеро Имандра в районе Лапландского заповедника) и более 16 тысяч рек. Южнее, в Карелии, более 40 тысяч озер и 10 тысяч рек и речушек. Они соединяют озера и протоками связывают их в целые системы. Реки порожисты.

Все это позволяет отнести западные части Европейского Севера к территориям, наиболее удобным для организации водного туризма (особенно на байдарках) и отдыха на берегах озер и рек. Близ города Петрозаводска имеется заповедник «Водопад Кивач» на реке Суне.

По Архангельской и Вологодской областям протекают крупные реки. На западе они связаны системами водных соединений с бассейном Волги. Ранее раки на этой территории соединялись волоками, отчего она в древнее время называлась Заволочье. На месте волоков, соединяющих приток Волги реку Шексну с бассейнами Балтийского и Белого морей, были созданы Волго-Балтийский водный путь (ранее его называли Мариинским) и Северо-Двинский канал, который через систему речек и озер подходит к лавному истоку Северной Двины - реке Сухоне.

Существовал также путь с юга на север через систему рек и озер в реку Онегу.

Естественно, что системы водных путей могут быть использованы для дальнейшего развития водного туризма и отдыха, в том числе на теплоходах и катерах.

Особенность района - соседство тундры, лесотундры и тайги. Это позволяет при туристических путешествиях познакомиться с природой сразу двух или трех природных зон.

О некоторых историко-географических особенностях заселения и освоения Европейского Севера.

Густые лесные массивы и пронизывающие их системы рек и озер определили пути заселения Севера - по долинам рек, где постепенно сложились цепочки населенных пунктов, имеющих промысловое, торговое и транспортное значение.

Еще в IX веке сюда в поисках пушнины приходили новгородцы. Древние русские переселенцы из Новгородской земли, называющие себя поморами, заселили побережье Белого моря, занимаясь морским промыслом, добычей морского зверя, рыбы. На своеобразных судах - кочах и лодьях - они ходили на архипелаг Шпицберген (Грумант).

Южнее существовало Белозерское княжество. Несколько позднее (1147 год) у истоков реки Сухоны был основан ровесник Москвы - город Вологда.

Характерно, что Европейский Север не знал крепостного права. Крестьяне здесь были государственными, колонизация была в значительной степени монастырской. Первоначально в безлюдных районах отдельные монахи создавали скиты (пустыни). Затем здесь возникали монастыри, превращавшиеся в неприступные крепости: Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Соловецкий, Валаамский, Михайло-Архангельский. Вокруг монастырей - крупнейших вотчинников - по долинам крупных рек селились люди, занимавшиеся ловлей рыбы, пушным, соляным, а затем и пашенным промыслом.

В городе Вологде зародилось искусство кружевного промысла, в Великом Устюге - изготовление серебряных украшений с чернью. На Севере возникли косторезный промысел, выделка замши из оленьих шкур. Особенно развита была резьба по дереву. Здесь создавали не только отдельные изделия, но и крупные сооружения из дерева: деревянные церкви, шатры которых были покрыты деревянными пластинками (лемехами), избы с деревянными кружевами наличников вокруг окон.

Дома на Севере строили в два этажа (в нижнем этаже был хлев).

На юге, близ современного Череповца (на месте которого ранее был монастырь), существовал металлический промысел, использовавший болотные железные руды. Центром его был город Устюжна.

Население Карелии занималось бортничеством (пчеловодством), смолокурением, оружейным, кузнечным и бондарным делом, золотошвейным и жемчужным шитьем, плетением из бересты.

Зыряне (коми) занимались охотой, рыболовством, собирательством. У саами на Кольском полуострове, и у ненцев на побережье Баренцева моря главными занятиями были оленеводство и промыслы, связанные с производством из оленьих шкур одежды, сумок и чумов (жилищ).

После присоединения Севера к Московскому государству (при Иване Грозном) стала развиваться его внешняя торговля через Новые Холмогоры - Архангельск, который до основания Петербурга был единственным внешнеторговым портом России. На внешнеторговой трассе из Москвы выросли торговые центры Вологда, Тотьма, Великий Устюг. Из этих и других близлежащих городов дружины Ермака, Дежнева, Хабарова, Атласова и других землепроходцев отправлялись покорять Сибирь, а позднее - Русскую Америку.

После создания Санкт-Петербурга и перевода всей внешней торговли из Архангельска в новый порт на Балтике экономика Европейского Севера пришла в упадок. Лишь на юге Карелии возник крупный центр металлургии и военной промышленности - город Петрозаводск.

Создание железных дорог через Вологду в Архангельск, из Сибири в Котлас (на Северную Двину), из Санкт-Петербурга в специально созданный порт Романов-на-Муроме (Мурманск) связало Европейский Север с Центральной Россией.

Европейский Север служил также местом ссылки. В дореволюционное время его называли по этой причине подстоличной Сибирью. В советские времена здесь были созданы многочисленные лагеря заключенных (первый - в Соловецком монастыре). На стройках Беломорско-Балтийского канала работало 0,5 миллиона заключенных. Заключенные работали и на строительстве Печорской железной дороги (из Коноши в Воркуту). Их труд широко использовался и при освоении Печорского угольного бассейна.

Но в разные периоды времени на Севере были созданы и курорты. «Марциальные воды» (близ Петрозаводска) были первым российским курортом, созданным по указу Петра I.

Об экологической ситуации на Европейском Севере.

При оценке возможностей развития рекреационного хозяйства района надо учесть экологические и иные ограничения.

В число районов, в которых складывается острая экологическая ситуация, могут быть включены районы добычи нефти и газа Тимано-Печорского комплекса, где часто возникают экологические проблемы на трубопроводах.

Ограничения связаны и с милитаризацией Европейского Севера. Здесь находятся военные и военно-морские базы. К северу от Мурманска и на берегах Кольского фьорда разместились базы Северного флота Североморск и Полярный, на северо-востоке Кольского полуострова - Гремиха. Рядом с Архангельском находится центр военного судостроения Северодвинск, а к югу от него - зона космодрома (город Мирный близ станции Плесецк).

Естественно, что вы не будете рекомендовать развивать рекреационное хозяйство и на острове Новая Земля, где находится центр испытания ядерного оружия.




Приложение 11

Практическая работа №11«Сравнение географического положения З. и В. Сибири»


Ход работы:

Используя типовой план экономико-географической характеристики района, текст учебника, карты атласа, справочную и другую литературу, составьте сравнительную экономико-географическую характеристику двух экономических районов (

Составьте сравнительную экономико-географическую характеристику двух экономических районов в виде таблицы:

План

Черты сходства

Черты различия

1-ый район

2-ой район

Состав района

Размеры территории

Географическое положение

Природные условия и ресурсы

Характерные черты населения

Отрасли специализации промышленности

Отрасли специализации сельского хозяйства

Особенности развития транспорта и непроизводственной сферы

Проблемы и перспективы развития

Вывод о развитии районов







© 2010-2022