Рабочая программа по географии 8 класс

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

32

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зерновская школа»

Красногвардейского района

Республики Крым


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Зерновская школа»

_________ А.Л.Иванова ____________ Э.М.Онасенко

(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)

Приказ № ____от ___ ____ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету ««География России. Население и хозяйство»

для 8 класса

уровень: общеобразовательный

на период 2015/2016 учебный год

Составлено:

Настич Н.В.,

Учитель географии

МБОУ «Зерновская школа»

Рассмотрено и рекомендовано

на заседании школьного методического

объединения учителей ______________

__________________________________

Протокол № ___ от ___ ___20___ г.

Зерновое, 2015 г.



Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………. 3

Структура и содержание учебного предмета………………………………. ……………………………………………… 7

Требования к уровню подготовленности учащихся…………………………………………………………………………. 13

Календарно-тематическое планирование …………………………………………………………………………………….. 16

Критерии оценивания………………………………………………………………………………………………………. 24

Наименование учебно-методического обеспечения и

списка рекомендуемой литературы………………………………………………………………………………………….. 30

Контрольно-измерительные материалы …………………………………………………………………………………….. 31









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «География России. Население и хозяйство» 8 класса составлена в соответствии с основными положениями федерального базисного учебного плана (далее - БУП), примерной программой основного общего образования по географии для 6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина.- Москва, Просвещение, 2008) и ориентирована на работу с учебником и учебно-методическим комплексом:

  • География:. 8 класс. Комплект контурных карт. - М.: Дрофа, 2014.

  • География.. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2014.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  3. Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного ученого плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования

  4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

  5. Федеральный компонент государственого стандарта общегообразования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 №1089;

  6. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312;

  7. Федеральным законом от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

  8. Методические рекомендации КРИППО: Об особенностях преподавания предмета в 2015- 2016 уч. году

  9. Учебный план Муниципального бюджетного учреждения «Зерновская школа» на 2015/2016 учебный год.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная; парная; групповая

Специфика предмета:

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии - это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

Особенность проведения практических работ в 8 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения.

Курс «География России. Население и хозяйство» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Данный курс занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся, служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.

Цели:

- усвоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рациональногоиспользования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи:

- сформировать географический образ своей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально - экономических проблем России и ее регионов;

- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации, как классическими (картами, статистическим материалами и др.), так и современными компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и различными регионами мира

Роль предмета в достижении результатов освоения образовательной программы:

Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Методическая система достижения цели:

Формы промежуточной итоговой аттестации:

- устные ответы,

- тематические сообщения,

- самостоятельные работы,

- контрольные работы,

- тесты,

- зачётно-обобщающие уроки.

Рабочая программа учебного предмета «География России. Население и хозяйство» 8 класс рассчитана на 64 часа (2 часа в неделю ) в соответствии с БУП. Рабочая программа ориентирована на применение учебника «География» 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под ред. А. И. Алексеева. М.: Просвещение. 2014

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Название

Количество часов

Итого -68 часов

1

Россияне

5

2

Природа

26

3

Природно-хозяйственные зоны

9

4

Хозяйство

28



Содержание




Тема 1. Россия в мире (4 ч)

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.
Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.
Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.
Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы - Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.

Тема 2. Россияне (5 ч)

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост - проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия - многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.
Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Тема 3. Природа (26 ч)

История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.
Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта..

Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления. Россия - морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов - Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
Почва - особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.
Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.

Тема 4. Хозяйство (28 ч)

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.
Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».
Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.
Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.
Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.
Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.
Машиностроение - ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения..

Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.
Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.
Сельское хозяйство - важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.
Животноводство. Особенности животноводства России.
Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности..
Транспорт - «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия - страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.).

Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.

Тема 5. Природно-хозяйственные зоны (9 ч)

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.
Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия - лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи - главный сельскохозяйственный район страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.


Обязательные практические работы

География России 8-9 классы

Нанесение на контурную карту объектов, характеризующих географическое положение России.

Сравнительная характеристика географического положения России с географическим положением других стран.

Решение задач по определению поясного времени для различных регионов России.

Определение по картам и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения России, особенностей его национального состава и урбанизации.

Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.

Определение зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Составление описания климата одного из районов

территории России по тематическим картам.

Нанесение на контурную карту основных рек и озёр страны. Решение задач на определение основных показателей реки.

Обозначение на контурной карте главных типов почв России. Описание почв своей местности.

Составление сравнительной характеристики двух природно-хозяйственных зон страны.

Определение по картам и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения России, особенностей его национального состава и урбанизации.

Определение положительных и отрицательных черт географического положения России.

Нанесение на контурную карту основных районов добычи угля, нефти и природного газа. Составление характеристики одного из топливных бассейнов.

Определение основных районов и факторов размещения отраслей машиностроения России.

Обозначение на контурной карте главных металлургических районов и центров, месторождений руд чёрных и цветных металлов.

Составление сравнительной характеристики главных районов лесной промышленности России.

Нанесение на контурную карту размещения посевов выращивания зерновых и технических культур России.

Определение особенностей, преимуществ и недостатков одного из видов транспорта России.

Обозначение на контурной карте природно-хозяйственного районирования России. Составление развёрнутого типового плана экономико-географической характеристики территории.

Построение схемы внешних территориально-производственных связей Центральной России.

Сравнительная характеристика природы, населения и хозяйства Краснодарского края и Республики Крым.

Составление характеристики одной из отраслей промышленности Поволжья.

Определение отраслей промышленности Урала, влияющих на экологическую ситуацию в районе.

Оценка природно-ресурсного потенциала Западной и Восточной Сибири.

Анализ внешнеэкономических связей России.

В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:
1) знать / понимать:
географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;
положение России на карте часовых поясов;
административно-территориальное деление России;
историю формирования и заселения территории России;
вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
численность, плотность и воспроизводство населения России;
особенности естественного движения населения;
основные направления миграций;
состав трудовых ресурсов;
национальный и религиозный состав населения России;
особенности размещения населения;
типы поселений;
связь рельефа с тектоническим строением;
закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
факторы, определяющие особенности климата России;
основные климатические пояса и типы климата России;
влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
особенности морей, омывающих берега России;
ресурсы морей и их использование человеком;
крупнейшие речные системы и озера страны;
границу распространения многолетней мерзлоты;
меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
основные типы почв, их размещение по территории страны;
особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
состав и структуру хозяйства России;
основные факторы размещения отраслей хозяйства;
важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;
главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;
главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);
изменения в экономике России и своей области;
природные зоны России;
особенности природно-хозяйственных зон;
влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
что такое территориальная организация общества;
что такое Всемирное наследие;
объекты Всемирного природного и культурного наследия России;
что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;
2) уметь:
характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);
определять поясное время;
определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию;
использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;
устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;
пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;
анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;
устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;
анализировать статистические показатели развития хозяйства России;

анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;
составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;
объяснять структуру экспорта и импорта в России;
устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;
отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
3) оценивать:
географическое положение России, своей области (республики, края);
природно-ресурсный потенциал страны;
климатические ресурсы России;

водные ресурсы России и своей местности;
влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;
тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;

современные проблемы России.

Уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определять географические координаты, направления и измерять расстояния на местности, глобусе, плане и географической карте; проводить глазомерную съемку участка местности; ориентироваться на местности; определять поясное время; читать карты различного содержания;

- учитывать фенологические изменения в природе своей местности; проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценивать их последствия;

- пользоваться приборами и инструментами (барометром, термометром, гигрометром, флюгером) для наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; различать комфортные и дискомфортные значения параметров природных компонентов своей местности - температуры, влажности, давления, преобладающих направлений и силы ветра;

- решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей ее сохранения и улучшения;

- обладать умениями и навыками рационального природопользования и сохранения окружающей среды для жизни людей; иметь представления о различных видах загрязнения окружающей среды и их предельно допустимых значениях и необходимых мерах, предпринимаемых в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.








Календарно - тематическое планирование

География России. Природа, население, хозяйство (8 класс)

№ п\п

Содержание урока

Дата

Количество часов

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Д/З

Примечание

план

факт

1

Введение. Особенности географического положения России. Формирование территории государства.

Практическая работа №1«Нанесение на контурную карту объектов, характеризующих географическое положение России» (обучающая)




Знать: связь между географическим положением и другими компонентами природы; в каких поясах лежит Россия. Уметь: определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.



2

Границы и размеры территории России. «Определение положительных и отрицательных черт географического положения России»






3

Часовые пояса. Местное и поясное время.






4

Практическая работа №2 « Решение задач по определению местного и поясного времени для разных регионов России» (обучающая)







5

Административно- территориальное устройство России.







6

Геологическое строение территории России.




Знать: основные формы рельефа, их связь со строением земной коры, основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории, горы и равнины.

Уметь: показывать на карте эти объекты и объяснять причины такого размещения.

Знать: взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа.

Уметь приводить примеры.

Знать: закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения (см. номенклатуру).

Уметь: определять месторасположение этих объектов на карте.




7

Тектоническое строение. Основные тектонические структуры.






8

Рельеф России, условия формирования основных форм рельефа






9

Характеристика равнин России. Практическая работа №3 «Нанесение на контурную карту равнинных форм рельефа страны» (тренировочная)






10

Горные системы России. «Нанесение на контурную карту горных форм рельефа»






11

Неблагоприятные природные явления и процессы на территории России.






12

Минеральные ресурсы, полезные ископаемые. Топливные ресурсы. Основные месторождения.






13

Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные районы и месторождения.






14

Практическая работа №4 «Определение зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми» (итоговая)







15

Контрольная работа №1 «Введение. Геологическое строение. Рельеф. Полезные ископаемые России»






16

Климат России, климатообразующие факторы. Изменение солнечной радиации по сезонам года.




Знать: факторы, определяющие климат России, понятие «сезонность».

Уметь: использовать знания для фенологических наблюдений в природе.

Понимать закономерность распределения тепла и влаги.

Уметь: анализировать карты

Уметь: объяснять обра-зование циклонов и антициклонов;

Знать: характеристику типов климатов.

Уметь: составлять прогноз погоды

Знать: о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека; неблагоприятные явления.

Уметь: приводить примеры и объяснять причины явлений

Знать: понятие «комфортность» («дискомфортность») климатических условий

Уметь: приводить примеры адаптации человек к условиям окружающей среды.



17

Атмосферная циркуляция, её влияние на климат регионов России.






18

Расположение территории в климатических поясах. Типы климата. Изменение климата по сезонам года






19

«Составление описания климата одного из районов территории России по тематическим картам»






20

Влияние климата на освоение территории и развитие хозяйства России.






21

Неблагоприятные климатические условия на территории России.






22

Характеристика морей России.




Знать: особенности внутренних вод, основные географические понятия, касающиеся работы реки; номенклатуру, меры по сохранению природы, защите людей от стихийных природных явлении; особенности вод своего региона; бассейны, режим, использование.

Уметь: показать объекты и южную границу многолетней мерзлоты на карте, распределение рек по бассейнам океанов; объяснять их размещение



23

Внутренние воды: реки и озера.







24

Болота, ледники, подземные воды, многолетняя мерзлота, искусственные водоемы.






25

Практическая работа №5 «Нанесение на контурную карту основных рек и озер страны. Решение задач на определение основных показателей реки» (тренировочная)






26

Почва и почвенные ресурсы.




Знать: понятие почвы, факторы почвообразования, основные свойства, закономерности, значение, охрану почв, мелиорацию земель, распространение почв.

Уметь: объяснять существенные признаки почв, анализировать карту почв, приводить примеры.

Знать: понятие ПТК, уровни ПТК, физико-географические районы России природно-хозяйственные зоны роль Докучаева В.В. и Берга Л.С. в создании учения о природных зонах, характеристику арктических пустынь, тундр, лесотундр, лесные зоны: тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни, понятие «высотная поясность»

Уметь: объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов, набор высотных поясов в горах, природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы; составлять краткую характеристику территорий на основе разнообразных источников.



27

Природно-хозяйственные зоны России. Зона арктических пустынь.






28

Тундра и лесотундра.






29

Природа лесных зон и тайги.






30

Природа лесостепей и степей.






31

Засушливые территории России.






32

Горные области.






33

Практическая работа №6 «Составление сравнительной характеристики двух природно-хозяйственных зон России» (итоговая)






34

Природные национальные объекты России: заповедники, заказники, природные парки и другие объекты.






35

Контрольная работа №2 «Климат. Внутренние воды. Почвы. Природные зоны России »







36

Численность населения России.




Знать: численность населения страны, факторы, влияющие на численность, миграцию и ее основные виды, основные направления миграций на разных этапах истории, причины миграций.

Уметь: объяснять различия в естественном приросте по отдельным отраслям, приводить примеры миграций.

Знать: понятия: трудовые ресурсы, экономически активное население; неравномерность распределения трудоспособного населения, занятость. Уметь приводить примеры.

Знать: особенности населения России, урбанизация, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических и экологических проблем; городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения, особенности.

Знать: народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, основные религии.

Уметь: объяснять существенные признаки социальных явлений, приводить примеры, работать с картой.



37

Структура населения: половая, возрастная.






38

Народы России: национальный и этнический состав.

Практическая работа №7 «Определение по картам и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения России, особенностей его национального состава и урбанизации». (обучающая)






39

Размещение населения, миграции.






40

Городское и сельское население. Урбанизация.






41

Особенности хозяйства России.




Знать: изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, условия и факторы размещения предприятий; основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов российской Федерации. Уметь: объяснять, чем различаются условия и факторы размещения; выделять описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала , экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни




42

Факторы размещения производства.






43

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Угольная промышленность.






44

Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы и месторождения добычи.






45

Практическая работа №8 «Нанесение на контурную карту основных районов добычи угля, нефти и природного газа. Составление характеристики одного из топливных бассейнов». (тренировочная)






46

Электроэнергетика. Специфика различных типов электростанций.






47

Металлургический комплекс. Черная металлургия.






48

Цветная металлургия.






49

Практическая работа№9 «Обозначение на контурной карте главных металлургических районов и центров, месторождений руд черных и цветных металлов» (обучающая)






50

Машиностроительный комплекс России. Основные отрасли машиностроения.






51

Факторы размещения отраслей машиностроения.

Практическая работа№10 «Определение основных районов и факторов размещения отраслей машиностроения России (обучающая)






52

Контрольная работа №3 «Население России. Электроэнергетика. ТЭК. Черная и цветная металлургии. Машиностроение России»






53

Химическая промышленность.






54

Лесопромышленный комплекс.






55

Сельское хозяйство. Отраслевая структура растениеводства.






56

«Нанесение на контурную карту районов выращивания зерновых и технических культур».





57

Животноводство. Специализация животноводства.





58

Агропромышленный комплекс. Структура АПК.





59

Пищевая промышленность.





60

Легкая промышленность.





61

Транспортная инфраструктура. Специфика транспорта как отрасли хозяйства.







62

Сухопутный транспорт. Особенности железнодорожного и автомобильного транспорта.





63

Трубопроводный и другие виды сухопутного транспорта.





64

Водный транспорт: морской и речной.






65

Воздушный транспорт.

Практическая работа №11 «Определение особенностей, преимуществ и недостатков одного из видов транспорта России» (итоговая)





66

Социальная инфраструктура: сфера услуг. Информационная инфраструктура.






67

Контрольная работа №4 «Транспорт. Пищевая и легкая промышленность. Социальная промышленность»





68

Повторение пройденного материала


























Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Отметка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Отметка"3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Отметка"1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная отметка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение отметки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Отметка"4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Отметка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику отметку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Отметки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления отметок за проверочные тесты.


  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Тесты


  • 0-49% - «2»

  • 50-69% - «3»

  • 70-89% - «4»

  • 90-100% - «5»


Учебно-методический комплекс

Данная программа базируется на учебно-методическом комплексе: «География России. Природа» в который входят:

  1. Используемый учебник: А.И. Алексеева и др. "География России. Природа и население» 8 класс, М.: «Просвещение»,2014

  2. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс - М.: Дрофа, 2007.

  3. И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой "География России. Природа." 8 класс - М.: Дрофа, 2008.

  4. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.- М. : «ВАКО», 2006

  5. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "География России. Природа." 8 класс - М.: Дрофа, 2008.

  6. Атлас. География России. Природа. 8 класс.

  7. 6.Контурные карты. 8 класс - М.: Дрофа, 2008. 2. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы уч-ся по географии.

  8. Моисеева О.П.Тематический тестовый контроль по Географии России

  9. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы.- М:Дрофа, 2004.

  10. Энциклопедия для детей. Экология.-М.: Аванта+, 2004.

  11. Интернет-ресурсы.

  12. 1.Учебник «География России». Природа. Население. 8 класс. В.П Дронов

  13. 2. Г.П.Субботин Задачник по географии М. «Аквариум» 2005

  14. 3.Тесты география 8 класс М. «Дрофа» 2002

  15. 4.География краткий справочник школьника 6-10 классы М. «Дрофа» 2005

  16. Дополнительная литература:

  1. Алексеев А.И. География России. Природа и население - М.:Дрофа,2007.

  2. Дронов В.П., Баринова И.И,, Ром В,Я., Лобжанидзе А.А, География России. Природа. Население. Хозяйство - М.:Дрофа,2007.

  3. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.:Дрофа,2007.

  4. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.:Дрофа2007.

  5. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением /И.А. Кугут, Л.И.Елисеева и др. -М.: Глобус, 2010.

Кабинет географии, подготовленный к учебному процессу в соответствии с требованиями и нормами САНПиНа.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;

  • Обсуждения;

  • Мини - сочинения;

  • Работа с источниками;

  • Доклады;

  • Защита презентаций;

  • Рефлексия



© 2010-2022