Конспект урока по физической географии Казахстана

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Арал -наша трагедия, Балхаш -наша печаль, Каспий -наша совесть.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Вид урока по форме проведения: нетрадиционный

(урок -международный форум).

Цели:

Образовательные -обобщить и систематизировать знания о физико-географическом положении водных объектов; установить причины нарушения водного баланса Арала, Балхаша, Каспия.

Развивающие -развивать умение выявлять причинно-следственную зависимость между природно-экологическими проблемами и здоровьем человека; активизировать поисковую деятельность учащихся, способствовать развитию интеллектуальных умений и навыков;

Воспитательные -воспитание экологически грамотного подрастающего поколения, воспитание патриотизма и любви к родному краю, формирование бережного отношения к объектам природы.

Оборудование: физическая карта Казахстана ,видеоматериал «Арал -моя боль», иллюстрации , фотографии., ТСО.

Организационно-подготовительный этап: за 2-3 недели формируются игровые группы и распределяются роли; ознакомление с правилами игры; сбор и анализ материала, подготовка сообщения.


Ход урока:


1этап

Вступительное слово учителя: формулировка темы. цели урока.

(Звучит музыка)

Учитель:

Говорят, что в незапамятные времена древняя казахстанская степь была покрыта обильной и пышной растительностью, морями и реками. Однажды бай устроил в честь своего сына соревнование, кто дальше всех плюнет. В знак победы был обещан годовалый верблюжонок. В этом соревновании выиграл сын бая. Богачу это понравилось, и он решил в честь победителя зарезать сто баранов, да еще самых жирных.

Ели люди и хвалили сына бая за его умение плеваться…

К вечеру того дня с песков подул горячий ветер и дул три дня и три ночи. От его горячего дыхания высохла трава, моря и реки засыпало песком.

-Отчего случилась такая беда?- спросили люди мудреца-странника.

-Земля -наша мать !-ответил он. -На нее плевать нельзя. Нанесенную Земле обиду можно слезами только смыть…

- Как знать, быть может эта древняя притча отразилась и сегодня в ответ на наши необдуманные поступки.

Итак, наш урок посвящен проблемам Арала, Балхаша, Каспия

2.Игровой этап

На международный форум приглашены делегация экологов из разных стра н,как Ближнего,так и Дальнего Зарубежья, медики, а также международные журналисты.

Форум открывает министр экологии и охраны окружающей среды.

Выступление ученика: Уважаемые участники форума! Разрешите поприветствовать Вас и пожелать плодотворной работы.Как известно экологические проблемы страны влияют на экосистемы других государств.Поэтому в мире растет понимание,что в условиях глобализации стратегия активного международного сотрудничества и партнерства со всеми заинтересованными государствами ,является единственно верной и эффективной.

Для нас всегда особое значение имели отношения с нашими соседями-

Россией,странами Центральной Азии,с которыми нас связывают не только общие исторические,но и единая экологическая система.

У нас общие водные ресурсы,горные экосистемы и связанные с ними транс граничные экологические проблемы.

Все это связывает нас работать в условиях тесного сотрудничества.

Цель нашего форума: решить вопросы-Кто виноват? Что делать?

Постараемся сделать выводы и предложить решения этих вопросов.

Учитель географии: Как известно,Казахстану досталось тяжелое наследство

После распада СССР проблема Аральского моря.

Показ фильма «Арал-моя боль.»

Репортер США на английском языке:

-Каким раньше было Аральское море?.

-Что стало причиной снижения уровня Аральского моря?

Ответ дают экологи из Казахстана.

Журналист телеканала «Евразия»:

-Каковы последствия Аральской катастрофы?

Отвечает эколог из Узбекистана:

-Экология окружающей нас среды,а значит существование всего живущего на планете,волнует мир давно. К этой проблеме человечество обращается не один десяток лет,но именно в последние годы, когда люди становятся свидетелями серии экологических катастроф, вечный вопрос «быть или не быть» становится особенно актуальным.В том числе и для нас, живущих в Узбекистане, где в последние десятилетия произошла одна из крупнейших трагедий века-аральская.

Арал, некогда дававший многотысячному населению региона жизнь и благополучное существование, сегодня несет боль и многие беды, связанные напрямую со здоровьем людей и нанесением огромного вреда всей экосистеме Приаралья.По сведениям ООН, с высохшего дна Арала ежегодно выносится до 700 тысяч тонн вредных солей в радиусе более одной тысячи километров,из которых более 500кг осаждается на каждый гектар почвы в дельте реки Амударьи.

Грунтовые воды, засоленность земель, постоянные ветры с пылью сделали свое дело- деревья в Нукусе практически не приживаются, а если и живут, то представляют собой довольно печальное зрелище. А теперь еще в результате усыхания моря в наступление пошли пески, которые со всех сторон окружили город.Положение должно исправиться, если оградить Нукус поясом лесонасаждений.К реализации этого проекта приступили представители Программы развития ООН совместно с местными властями.Согласно пректу 550гектаров земли будет засажено породами деревьев,приспособленных к здешним условиям.Это тополь, карагач,лох,ясень,шелковица, которые «зеленым поясом» в 17 км закроют город от песков.

Учитель географии: Проблема охраны окружающей среды с каждым днем становится все ощутимее, любое нарушение экологического баланса прежде всего бьет по человеку, по его здоровью, а главное бьет по будущему.

Арал, некогда давший многотысячному населению жизнь и благополучное существование, сегодня несет боль и многие беды, связанные напрямую со здоровьем людей.

-Как же Аральская катастрофа влияет на здоровье людей?

Отвечает медик:Влияние воды на санитарно-эпидемиологическое состояние.

-Интенсивное регулирование поверхностного стока р.Сырдарьи резко ухудшило условия ее самоочищения.В результате увеличилась степень микробного загрязнения речной воды,что представляет эпидемиологическую опасность.Это привело к ухудшению показателей здоровья населения. По сложившимся медико-экологическим показателям увеличились инфекционные,паразитарные,природно-очаговые и соматические заболевания.

Одна из главных причин заболеваемости населения является плохое качество воды.Практически вся потребляемая вода высокой минерализации.

Учитель географии:Можно ли спасти Аральское море?

Министр экологии:Я предлагаю создать проект «Малый Арал-Большие надежды».Давайте под этой эгидой,разработаем программу.

Эколог из Азербайджана:

Что касается обмеления Арала,то наши ученые предлагают только один путь решения:1) уменьшить площадь земель, поливаемых из Амударьи и Сырдарьи.

2) Желательно построить канал Иртыш-Арал.

3) Никаким образом не соглашаться на перекачку воды из Каспия в Арал.

Эколог из России:

Россия заинтересована в возобновлении водных ресурсов Арала,в связи с этим, кардинальное решение проблемы видится только в осуществлении донорской подпитки рек центр.Азии путем переброски сюда дополнительных ресурсов извне.При этом наиболее реальным и экономичным вариантом является подача части стока сибирских рек Оби и Иртыша-в центр Азии.

Кроме того, строительство сибирского канала позволит создать мощный и надежный экономический мост, который свяжет между собой Срединный регион России со странами центральной Азии.

Без сомнения, это будет способствовать развитию масштабного социально-экономического сотрудничества между государствами.

В зоне влияния канала «Сибирь-ценральная Азия» также получат интенсивное развитие промышленность,энергетика,транспортные коммуникации,разовьется разносторонняя инфраструктура.

Эколог из США:

Структурная перестройка сельского хозяйства

Немедленное и резкое сокращение плана по хлопку

Наладить охрану почвенного покрова

Эколог из Туркменистана:

Восстановить ,охранять,мелиорировать пастбища, а также вновь опустыненные земли.

Эколог из Узбекистана:

Отказаться от хлопкового монокультурного земледелия,восстановить традиционно возделываемые в оазисах культуры, уменьшить водозабор на единицу орошаемой площади,улучшить технику и режимы орошения, полностью исключить сброс оросительных вод в дренажно-коллектурную сеть-все это позволит три-четыре раза сократить объемы дренажных стоков с орошаемых земель.

Учитель географии: Экстенсивный путь развития орошаемого земледелия в Средней Азии при взятых высоких темпах гидротехнического строительства привел к истощению водно-земельных ресурсов региона,подвел к экологической катастрофе Приаралья и гибели Арала.

Теперь надо спасать природу,спасать орошаемое земледелие,культуру людей,возвращать доброе начало самой древней на земле человеческой деятельности-мелиорации почв.Именно это намечается перестройкой.

Стихотворение «Балхаш»читает ученик.

-Дать физико-географическое положение о.Балхаш?

Учитель географии: в настоящее время состояние озера Балхаша такое же как и у Арала в начале 60-х годов, т.е. в начале интенсивного хозяйственного использования стока рек. Балхаш готов повторить судьбу Арала.Назрела неотложная необходимость решения проблемы на международном уровне.

Ученик: «Характеристика фауны озера Балхаш».

Министр экологии:

Сейчас состояние озера Балхаш заметно изменилось. Постоянное сокращение суммарного стока рек, впадающих в озеро, привело к тому,что его уровень оказался на критической отметке: 340 м над уровнем моря-ниже допустимых фенологических колебаний.Площадь поверхности сократилась более чем на 2000 кв.км.Сокращение водного зеркала коснулась в первую очередь нерестилищ. Происходит также интенсивное загрязнение вод озера выбросами промышленных предприятий, сточными водами городов и сельскохозяйственных предприятий, промышленными и бытовыми отходами.

Но это еще не все проблемы. Около 73% всего водного стока озера Балхаш дает река или, 70% ее стока формируется на территории КНР.

Промышленный бум,интенсивное развитие сельского хозяйства Западного Китая создают угрозу дальнейшего сокращения стока вод в Балхаш.Если это произойдет, то мы будем иметь повторение сценария Аральской экологической катастрофы. Назрела острая необходимость решения проблем озера Балхаш на международном уровне.

Репортер из США:

-Что мешает сделать озеро Балхаш чистым?

Ответ эколога из Казахстана:

Ученые подсчитали,что за год Балхашский горно-металургический комбинатпрмышленный комплекс загрязняет 220 кв км поверхности озера. В воде растворяются и оседают на дно 580 тонн микроэлементов и тяжелых металлов,а цинка,никеля,меди и кадмия в Балхаше и без того содержится столько, что зашкаливает предельно-допустимую концентрацию.

Министр экологии:

-Озеро Балхаш является уникальным водоемом, образованным природой много веков назад.Современные прблемы Балхаша достались нам в наследство как результат непродуманных проектов ирригационной политики.Сегодня они усугубились водными и воздушными загрязнениями,

бесхозяйственным водопользованием, опустыниванием,угрозой снижения стока рек.Мы пришли к пониманию того, что главной задачей является сохранение уникальной экосистемы Или-Балхашского водного бассейна для будущих поколений.Нам надо решить проблему Балхаша.

Предложите меры по улучшению.

Эколог из Казахстана:

Мы считаем, что если ликвидировать Капчагайскую ГЭС можно спасти озеро,сбросив в него 28. куб.км воды Капчагайского водохранилища.Это позволит увеличить количество воды Балхаша на 25% и восстановить его до исходных размеров.

Эколог из Узбекистана:

-Мы предлагаем создать искусственный дождь с помощью потока горячих газов.Искусственный дождь будет создаваться с помощью подъема потока газа влажного воздуха от поверхности земли на высоту конденсации влаги и выпадения ее в виде дождя.

Эколог из Туркменистана:

Проект получения холодного воздуха с использованием энергии воды горных рек.Эта система позволит получать холодный воздух с температурой +5,-12 С

что даст возможность вблизи рек создавать экологически чистые хранилища для сельскохозяйственных и других нужд.

Эколог из России:

Проблему Балхаша можно решить,если создать водоохранную систему,сократить количество выбросов ядохимикатов с прилегающих к озеру промышленных предприятий.

Учитель географии:

Лидерами антиядерного движения «Невада-Семей» было уже отвоевано постановление о том, чтобы не начинать строительство на Балхаше атомной электростанции.

Дело осталось,казалось бы за малым-сберечь и сохранить озера.И больше не наносить им вреда.

Балхаш может повторить судьбу Арала,если мы будем относиться к нему наплевательски.

Мы уже нанесли Земле обиду.Вопрос только в том,как мы будем свою вину исправлять? Неужели слезами?

Показ видеофильма: «Каспийское море».

Министр экологии:

Каспийское море представляет собой очень чувствительную экосистему.За последние десятилетия под воздействием антропогенных и биохимических

факторов резко ухудшилось состояние экосистем в целом.

«Влияние нефтяного загрязнения на окружающую среду».

Выступления экспертов.

Эксперт из Азербайджана:

В Республике Азербайджан основными источниками нефтяного загрязнения Каспийского моря являются речной сток,разведка,нефтедобыча и транспортировка нефти и нефтепродуктов. Анализ состава сбрасываемых в Каспий сточных вод указывает на преобладание в количественном отношении нефтепродуктов

Эксперт из Туркменистана:

В Туркменистане основными источниками нефтяного загрязнения являются эксплуатация и разведка морских и прибрежных нефтепромыслов,предприятия нефтяной и нефтехимической промышленности.Несмотря на то,что в последние годы по Восточному побережью Каспийского моря не отмечена тенденция к увеличению содержания загрязняющих веществ,состояние моря и береговой охранной полосы, вызывает тревогу. Это связано с тем,что не происходит коренных изменений в технологии бурения и эксплуатации морских нефтяных и газовых скважин,утилизации отходов производства,обеспечении необходимым современным оборудованием.

Эксперт из Казахстана:

Для предотвращения экологической катастрофы на Каспий необходимо:

- ограничить добычу нефти согласно межправительственных соглашений

Прикаспийских государств;

- застраховать биологические ресурсы моря;

- ужесточить контроль за нефтяными операциями на море ,повысить штрафные санкции за загрязнение каспийских вод.

Заключительное слово министра:

Ситуация Арала, Балхаша, Каспия-сегодня стала важнейшей региональной экологической проблемой. Ни одна страна в мире не может сегодня решить экологические проблемы. Лишь общими усилиями всего человечества мы сможем достичь развития в будущем.Мы едины,мы частичка нашей Вселенной, мы должны сохранить нашу голубую планету в чистоте и порядке.

3 этап Заключительный этап

Учитель географии:

У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы,но в конечном счете природу может спасти только его любовь.

Я хочу, чтобы вы помнили,что все озера-это чудесный светлый дар природы.Их надо беречь, о них надо заботиться,поскольку без этих живых источников драгоценной влаги немыслима жизнь на планете.

Я благодарю всех участников за участие в международном форуме.

Подводится общий итог работы. Выставление оценок за урок.

4 этап Рефлексия:

-Ребята,какой этап урока вам понравился?

-Было ли у вас на уроке время на скуку и посторонние занятия?

© 2010-2022