Рабочая программа по географии 10 класс

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

20

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зерновская школа»

Красногвардейского района

Республики Крым


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Зерновская школа»

_________ А.Л.Иванова ____________ Э.М.Онасенко

(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)

Приказ № ____от ___ ____ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Экономическая и социальная география мира»

для 10 класса

уровень: общеобразовательный

на период 2015/2016 учебный год

Составлено:

Настич Н.В.,

Учитель географии

МБОУ «Зерновская школа»

Рассмотрено и рекомендовано

на заседании школьного методического

объединения учителей ______________

__________________________________

Протокол № ___ от ___ ___20___ г.

Зерновое, 2015

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………. 3

Структура и содержание учебного предмета……………………………………………………………………………….. 3

Требования к уровню подготовленности учащихся………………………………………………………………………… 9

Календарно-тематическое планирование …………………………………………………………………………………….. 11

Критерии оценивания…………………………………………………………………………………………………………. 18

Наименование учебно-методического обеспечения и

списка рекомендуемой литературы……………………………………………………………………………………………. 23

Контрольно-измерительные материалы ……………………………………………………………………………………….24








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основании примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г. Программы среднего (полного) общего образования по географии 6-10 (базовый уровень). Под редакцией И. В. Душиной.-М.:Дрофа,2007.

Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне). Ориентирована на работу с учебником и учебно-методическим комплексом:

  • География: Экономическая и социальная география мира. 10 класс.: Комплект контурных карт. - М.: Дрофа, 2014.

  • География. Экономическая и социальная география мира» 10 класс.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2014.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  3. Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного ученого плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования

  4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

  5. Федеральный компонент государственого стандарта общегообразования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 №1089;

  6. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312;

  7. Федеральным законом от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

  8. Методические рекомендации КРИППО: Об особенностях преподавания предмета в 2015- 2016 уч. году

  9. Учебный план Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Зерновская школа» на 2015/2016 учебный год.





Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

  • развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

  • вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

1. Обеспечить соответствия образования обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

2. Организовать педагогические условия для реализации индивидуальных особенностей обучающихся на основе индивидуальных образовательных программ.

3. Внедрить разнообразные формы взаимодействия с обучающимися, обеспечивающие реализацию индивидуальных образовательных программ обучающихся.

4. Реализовать систему внеурочной деятельности и обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса.

5. Организовать интеллектуальные и творческие соревнования, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.

6.Организовать научно-практическую связь с учреждениями высшего образования.

7.Создать условия для осознанного выбора профессии обучающимися, в сотрудничестве с предприятиями города.

Содержание курса «География мира» дает возможность подгото­вить учащихся к правильному восприятию окружающей действитель­ности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формиро­вание теоретических знаний, практических умений и навыков, необ­ходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

На изучение курса отводится 34 часа, 1 час в неделю.

Основные методы обучения: информационно-развивающий, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, творчески-репродуктивный

Основные формы работы: Основными формами организации учебных занятий в старшей школе при изучении географии на базовом уровне являются лекции, комбинированные уроки, практические занятия, тестирование, семинары,

самостоятельная работа с разными источниками информации, выполнение заданий по плану, поисковая, исследовательская работа по картам, составление обобщающих таблиц, индивидуальная работа по заданиям.

Используемые технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, технология объяснительно-иллюстративного обучения технология, развивающего обучения, технология развития критического мышления.

Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок закрепления знаний, урок комплексного применения ЗУН учащихся, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, диктанты, работы с контурными картами.


ГЕОГРАФИЯ. СОВРЕМЕННЫЙ МИР
10 класс


(34 ч; 1 ч в неделю)

Этот курс обобщает географические знания, полученные обучающимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Структура курса

Название тем

Общее кол-во часов

Практикумы

1

Введение

1


2

Современная политическая карта мира

5


3

География мировых природных ресурсов

6


4

География населения мира

5


5

Научно - техническая революция и мировое хозяйство

4


6

География отраслей мирового хозяйства

13


Всего

34


Содержание курса


Тема 1. Человек и ресурсы Земли (6 ч)

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество - природная среда» в Средневековье. Промышленная революция - качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.
Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.
Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов.
Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.
Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.
Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление.
Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.
Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества.

Тема 2. География населения (5 ч)

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.
Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.
Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда.
Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города - главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.
Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.

Тема 3. Политическая карта мира (5 ч)

Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.
Государство - главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира.
Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН - массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.

Тема 5. География мировой экономики (13 ч)

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.
Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе.
Международное разделение труда - высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.
Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК - основные экспортеры нефти.
Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.
Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.
Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.
Сфера услуг - совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные.
Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

Практические работы обязательные

10-11 классы

Политическая карта мира

Составление таблицы "Формы государственного правления и административно-территориального деления стран мира".

Характеристика политико-географического положения страны (по выбору).

Взаимодействие общества и природы. География мировых природных ресурсов

Нанесение на контурную карту мира основных топливно-рудных бассейнов Земли.

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по выбору).

География населения мира

Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.

Крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.

География отраслей мирового хозяйства

Анализ основных факторов размещения производства в мире.

Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.

Зарубежная Европа

Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы.

Зарубежная Азия

Построение картосхемы и диаграммы экономических связей крупных стран Азии (по выбору).

Северная Америка

Сравнительная характеристика хозяйства главных экономических районов США.

Африка

Составление экономико-географической характеристики одной из развивающихся стран мира (по выбору).

Австралия и Океания

Составление маршрута путешествия по одной из стран мира (в виде презентации)

Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь

Характеристика основных глобальных проблем мира.





Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:
1) знать / понимать:
этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;
важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;
особенности научно-технической революции;
понятие «природопользование», виды природопользования;
идеи устойчивого развития общества;
особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира;
этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;
занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;
крупнейшие города и агломерации мира;
причины и виды миграций;
культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;
секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;
понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;
крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;
географическую номенклатуру, указанную в учебнике;
2) уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;
определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;
определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;
характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;
уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;
составлять развернутый план доклада, сообщения;
составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;
строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;
составлять и презентовать реферат;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;
работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный);
3) оценивать:
обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;
рекреационные ресурсы мира;
современное геополитическое положение стран и регионов;
положение России в современном мире;
влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
тенденции и пути развития современного мира.







Календарно - тематическое планирование

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Тема

Кол-во

часов

Дата

Практическая работа. Контрольная работа

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Домашнее задание

Прим.

план

факт


Введение (1ч.)

1

Социально-экономическая география в системе географических наук.

1ч.





РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (33Ч)


1.Современная политическая карта мира (5ч.)

2.

Политическая карта мира.

1ч.



П.р.№1 «Характеристика политико-географического правления и административно-территориального положения страны (по выбору)»- итоговая

Знать/понимать

Этапы формирования политической карты мира, формы правления , государственный строй, типологию стран на политической карте мира.

Уметь:

Составлять развернутый план доклада, сообщения; строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять и презентовать реферат; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию.

Понятия: суверенное

государство, колония.

Метрополия, республика,

монархия, федерация,

унитарное государство,

политическая география.

3.

Многообразие стран мира.

1ч.




4.

Влияние международных отношений на политическую карту мира.

1ч.



Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим на политической карте.

5.

Государственный строй стран мира.

1ч.



Пр.раб №2 Составление систематизирующей таблицы «Формы государственного правления и административно-территориального деления стран мира» ( итоговая)

6.

Контрольная работа №1 «Политическая карта мира»

1ч.





2. География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. (6ч.)

7.

Взаимодействие общества и природы.

1ч.



Знать:

Особенности размещения основных видов природных ресурсов их главные месторождения и территориальные сочетания.

Уметь:

Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геолого-экологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. Понятия:

ресурсообеспеченность,

природно-ресурсный

потенциал.

8.

Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы.

1ч.



Пр.р.№3 « Нанесение к/к мира основных топливно-рудных бассейнов Земли» (обучающая)

9.

Земельные и водные ресурсы стран мира.

1ч.



Пр.раб №4 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира. (по выбору) - итоговая

10.

Биологические, климатические и рекреационные ресурсы.

1ч.




11.

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы.

1ч.



Обсуждение проблемы «Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем. Ресурсы и экология» и путей её решения.

12.

Контрольная работа № 2

«География природных ресурсов»

1ч.





3.География населения мира (4ч.)

13.

Численность и воспроизводство населения.

1ч.



Объяснение (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору)

Знать:

Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения,

Основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

Уметь:

Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

Оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

Понятия: этнология,

демография, депопуляция,

средняя продолжительность

жизни, экономически

активное население,

миграции, этнос.

14.

Трудовые ресурсы. Занятость населения. Состав (структура) населения.

1ч.



Пр.р.№ 5 «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира» (обучающая)

15.

Размещение и миграции населения

1ч.




16.

Городское и сельское население.

Население и окружающая среда.

1ч.



Пр.р.№6 «Крупнейшие агломерации и мегаполисы мира» (тренировочная)

Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору (Запад США, Великобритания, Юг Италии и др.)


4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (5ч.)

17.

Характеристика научно-технической революции.

1ч.



Пр.раб. №7 «Анализ основных факторов размещения производства в мире» (тренировочная)

Уметь давать характеристику

научно-технической

революции.

Знать основные понятия,

направления, черты и

сходства НТР; особенности

мирового хозяйства и

международной

экономической интеграции.

Понятия: НТР, мировое

хозяйство, ЕС, НАФТА,

АСЕАН, ЛАИ, ОПЕК.

18.

Пр. р №8 . Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира (тренировочная)

1ч.




19.

Воздействие НТР на мировое хозяйство.

1ч.



Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства, экономически развитой и развивающихся стран.


20.

Территориальная структура хозяйства и региональная политика

1ч.





21.

Контрольная работа №3

« Население мира. НТР. Мировое хозяйство»







5. География отраслей мирового хозяйства (13ч.)

22.

География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность.

1ч.



Создание картосхемы размещения основных промышленных районов мира.

Знать:

Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей.

Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Уметь давать характеристику

отрасли Мирового хозяйства.

Знать территориальную

структуру отраслей мирового

хозяйства.

Понятия: аквакультура.

Контейнеризация, свободные

экономические зоны.



23.

Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики. Электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии.

1ч.






24.

Горнодобывающая промышленность, её значение и структура. Основные черты географии чёрной и цветной металлургии.

1ч.






25.

Особенности географии машиностроительной, химической, лесной и текстильной промышленности. Промышленность и окружающая среда.

1ч.



Составление характеристики (экономико-географической) одной из отраслей (по выбору) промышленности мира (реферат, сочинение, картосхема)



26.

Агропромышленный комплекс. Растениеводство.

1ч.






27.

Животноводство и рыболовство.

1ч.






28.

География транспорта мира. Сухопутный транспорт.

1ч.






29.

Водный и воздушный транспорт.

1ч.



Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени его развития; составление проекта развития транспортных систем одного из регионов.



30.

География международных экономических отношений. Открытая экономика и свободные экономические зоны.

1ч.






31.

Международная торговля.

1ч.






32.

Международный туризм. Непроизводственная сфера.

1ч.



Составление картосхемы основных районов международного туризма для Старого и Нового Света, выделение регионов с сочетанием памятников природы и культуры, прокладка на контурной карте маршрутов мирового круизного туризма.

33.

Контрольная работа № 4 «География отраслей мирового хозяйства»

1ч.




34.

Обобщение

1ч.




КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

  • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

  • Самостоятельность ответа.

  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Отметка "4" ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  • В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • Ответ самостоятельный;

  • Наличие неточностей в изложении географического материала;

  • Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  • Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  • Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  • Понимание основных географических взаимосвязей;

  • Знание карты и умение ей пользоваться;

  • При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Отметка "3" ставится, если ученик:

  • Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  • Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  • Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  • Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  • Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  • Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  • Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  • Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  • Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  • Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  • Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  • Не делает выводов и обобщений.

  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  • Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  • Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Отметка "1" ставится, если ученик:

  • Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  • Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная отметка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка"5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Отметка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание. Учитель имеет право поставить ученику отметку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Отметка с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


Критерии выставления отметок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг - Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Отметка "5"

  • Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

  • и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

  • Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

  • Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

  • Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

  • Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

  • Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

  • Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

  • Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома).

  • Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

  • Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

  • Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

  • Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

  • Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

  • Отметка«2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

  • Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!


Список литературы

  • Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10-11 классов М., «Просвещение», 2014 г.

  • Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 2014.

  • УМК: Геогафический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2012.

  • Дополнительная литература: Кузнецов, А.П. Население и хозяйство мира. - М.: Дрофа, 2011.

  • Максаковский, В.П. Дополнительные главы. - М.: Дрофа, 2011.

  • Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 т. - М.: Дрофа, 2011.

  • Холина, В.Н. География человеческой деятельности. - СПб.: Спец-Лит, 2012.

  • Сиротин, В.И. Тематический тестовый контроль. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2010.

  • Сиротин, В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. - М.: Дрофа, 2011.

  • Максаковский, В.П. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2010.







КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;

  • Обсуждения;

  • Мини - сочинения;

  • Работа с источниками;

  • Доклады;

  • Защита презентаций;

  • Рефлексия


© 2010-2022