- Преподавателю
- География
- Урок «Земля -наш общий дом»
Урок «Земля -наш общий дом»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хахова Г.А. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Название работы
Методическая разработка урока: "Земля - наш общий дом"
Автор: Хахова Галина Аскарбиевна
Место выполнения работы:
МКОУ СОШ № 25
города Пятигорска
Пятигорск
2014 г.
Тема: «Антропогенное влияние на природу и охрана окружающей среды».
Цели и задачи урока:
Учебно-воспитательные задачи:
-
Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; загрязнение окружающей среды (качественное и количественное).
-
Показать главные источники загрязнения почвенного покрова, гидросферы, атмосферы.
-
Рассмотреть три главных пути решения природоохранных проблем.
-
Довести до сведения учащихся, что решение природоохранных проблем может осуществляться путем создания сети ОПТ и правильной природоохранной деятельности и экологической политики.
-
Развивать творческие способности учащихся.
-
Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
карта «Экологические проблемы мира», политическая карта мира, учебники, атласы, таблицы, компьютер, интерактивная доска, интернет.
Предварительная подготовка
Роли: судья, присяжные, обвинители (свидетели), адвокаты, прокурор. К уроку требуется предварительная подготовка учащихся, подбор материала, освоение ролей.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Учитель:
Человек
Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа - наша Мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Демонстрация фрагмента видеофильма «Экология и жизнь»
Итак, сегодня мы поговорим о самой глобальной проблеме двадцать первого века - загрязнение окружающей среды. «Никакого загрязнения нет,» -скажут некоторые из вас. Нет! Оно есть. Мы уже привыкли жить так. Мы ничего этого не боимся. Но знаете ли вы, что Человек истребляет природу? Он не понимает, что делает. А многие из вас даже фантик не могут донести до урны. «Ничего страшного, - скажите вы. - Это ведь небольшое загрязнение. Ну, подумаешь, бумажечку малюсенькую не там выкинул. » Нет, это ошибка. А знаете ли вы, что больше половины населения земного шара думают также? И вот представьте, что например миллиона два людей не бросили мусор в урну. Ну, много будет? Я считаю, что да. Это очень много. Возникает чувство, что планета, это большая свалка. Мы же сами живём на этой большой свалке! Мы ходим по мусору, который сами же набросали! А знаете ли вы, что загрязнение наносит вред не только природе и животным, но и нам самим?
Народная пословица гласит «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо». Сегодня Человечество уподобилось такой птице и заслуживает наказания.
Ставлю задачу перед судом разобраться в сложившейся ситуации.
Представляю участников экологического суда.
Судья. Сегодня мы слушаем дело о загрязнении окружающей среды. Обвиняется Человечество.
Загрязнение окружающей среды приводит к вредному воздействию на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания, конструкции, материалы и самого человека.
Секретарь. Приглашается для дачи показаний потерпевший - Литосфера.
Судья. Правда, что в результате хозяйственной деятельности человека происходит эрозия, засоление, деградация почв?
Литосфера. Да, ваша честь, правда. Имею доказательства. (Демонстрация фрагмента видеофильма «Экология и жизнь»)
Я литосфера - твёрдая оболочка Земли загрязнена в результате промышленной, строительной и сельскохозяйственной деятельности человека.
Из-за нерациональной организации сельского хозяйства деградировало 2 млрд га земли, т. е. площадь, которая в 2 раза больше территории Европы.
В настоящее время 3/4 всех земель мира подвержены эрозии, которая безжалостно уничтожает верхний плодородный слой почвы. Размыв верхнего слоя почвы происходит быстро, а для его восстановления требуются громадные усилия. Чтобы создать слой почвы толщиной 20 см, требуется 1500-7400 лет, так как в среднем за 100 лет образуется от 0,5 до 2 см поверхностного слоя.
В результате деятельности человека к последней четверти XX века появились пустыни, которые охватили уже 43% общей площади суши.
Процесс опустынивания обычно вызывается совокупным действием природы и человека. Уничтожение скудной растительности из-за чрезмерного выпаса скота, вырубки деревьев и кустарников, распашка земель, малопригодных для земледелия, и другие виды хозяйственной деятельности, нарушающей хрупкое равновесие в природе.
Засоление - еще один путь к опустыниванию земель. В районах, где в воде, используемой для орошения, содержится много растворимых солей, при неадекватном поливе и отсутствии дренажа часто откладываются соли, что прямо вредит растениям. Какая-то часть солей захватывается растениями, но большая часть просто остается в почве по мере испарения воды.
Судья. Обвинение принимается. У прокурора есть дополнение?
Прокурор. Да, ваша честь. Всё более серьёзной становится и проблема накопления бытового мусора. Полное разрушение почвенного покрова в результате открытых горных разработок, глубина которых достигает 500 м. Итак, общая площадь загрязнённых земель на суше составляет 1/10 часть мирового земельного фонда.
Секретарь. Приглашается потерпевший - Гидросфера.
Судья. Правда ли, что обвиняемый - Человек - загрязняет ваши воды нефтью, промышленными и сельскохозяйственными отходами?
Гидросфера. Да, ваша честь, это горькая, правда. Имею доказательства. (Демонстрация фрагмента видеофильма «Экология и жизнь»)
Я гидросфера - водная оболочка Земли. Я очень сильно загрязнена в результате сброса в реки, озёра и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод.
К концу 90-х гг. XX в. общий мировой объем сточных вод приблизился к 3-4 тыс. км3 в год, или к 20% от «водного пайка» Земли.
К числу сильно загрязненных относятся многие реки - Рейн, Дунай, Сена, Темза, Тибр, Миссисипи, Огайо, Волга, Днепр, Дон, Днестр, Нил, Ганг и др. Растет и загрязнение Мирового океана, «здоровью» которого угрожают одновременно с побережья, с поверхности, со дна, из рек и атмосферы. Ежегодно в Океан попадает огромное количество отходов. Наиболее загрязнены внутренние и окраинные моря такие как Средиземное, Северное, Ирландское, Балтийское, Черное, Азовское, Внутреннее Японское, Яванское, Желтое, Карибское, а также Бискайский, Персидский, Мексиканский и Гвинейский заливы.
Загрязнение коснулось не только внутренних морей, но и центральных частей океанов. Возрастает угроза для глубоководных впадин: имели место случаи захоронения в них токсичных веществ и радиоактивных материалов.
Но особую опасность для Океана представляет нефтяное загрязнение. В результате утечки нефти при ее добыче, транспортировке и переработке в Мировой океан ежегодно попадает (по разным источникам) от 3 до 10 млн тонн нефти и нефтепродуктов. Космические снимки показывают, что уже около 1/3 всей его поверхности покрыто маслянистой пленкой, которая снижает испарение, угнетает развитие планктона, ограничивает взаимодействие Океана с атмосферой. Больше всего загрязнен нефтью Атлантический океан. Движение поверхностных вод в Океане приводит к распространению загрязнений на большие расстояния. Особенно опасны катастрофы крупных танкеров, которые приводят к «залповым» выбросам нефти.
Кроме того, происходит радиоактивное загрязнение Мирового океана, связанное с тем, что некоторые страны долгое время в его водах хоронили свои радиоактивные отходы.
Прокурор. Ваша честь, прошу вызвать свидетеля обвинения - Океан
Секретарь. Приглашается свидетель обвинения - Океан
Океан. Масштабная экологическая катастрофа, получившая название «нефтяной Чернобыль», произошла в Мексиканском заливе 22 апреля 2010 года. Нефтяная платформа затонула после мощного взрыва и 36-часового пожара. Выбросы нефти и природного газа продолжались почти три месяца. Около пяти миллионов баррелей нефти вытекло в акваторию залива. Экологам предстоит оценить ущерб, который нанёс разлив нефти флоре и фауне не только Мексиканского залива, но и его побережья, а специалисты должны разработать стратегию восстановления региона.
Секретарь. Слово предоставляется обвиняемому - представителю нефтяной компании.
Обвиняемый. В Мексиканском заливе произошла авария, которая привела к экологической катастрофе. Компания потеряла буровую платформу стоимостью около 350 миллионов долларов и потратила 4 миллиарда долларов на ликвидацию аварии и её последствий. Поверьте, мы сами не можем до сих пор понять, почему случилась беда. Мы соблюдали все меры безопасности.
Судья. Обвинение принимается. У прокурора есть дополнение?
Прокурор. Да, ваша честь. В1979 году знаменитый путешественник Тур. Хейердал отправился в плавание по Атлантическому океану. Приведу отрывок из его воспоминаний: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно в глаза бросился мазут. До самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину».
Американский океанолог Чарлз Мур - первооткрыватель "великого тихоокеанского мусорного пятна", оно же "круговорот-помойка", полагает, что в Тихом океане у Гавайских островов кружат около 100 млн тонн плавучего хлама. Он сказал: "Первоначально я предполагал, что это остров, оказалось, что это мусор из пластика, по которому чуть ли не можно расхаживать. По консистенции пятно очень похоже на суп из пластика. Оно просто бескрайнее - по площади вдвое превышает континентальную часть США". «В течение недели всякий раз, когда я выходил на палубу, мимо плыл какой-то пластиковый хлам, - писал Мур в своей книге,- Я не мог поверить своим глазам: как мы могли загадить такую огромную акваторию? По этой помойке мне пришлось плыть день за днем, и конца ей не было видно…»
Сын известного французского океанографа Жака Кусто, отправившийся снимать на Гавайи новый фильм, чуть было не получил сердечный приступ при виде этих гор мусора.
Свидетели предостерегают: если потребители не ограничат использование пластика, который не перерабатывается, то в ближайшие 10 лет площадь поверхности «мусорного супа» удвоится и станет угрожать всем странам Тихоокеанского региона.
Секретарь. Приглашается свидетель обвинения - Атмосфера.
Судья. Правда, что в результате хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение воздуха?
Атмосфера. Да, ваша честь. Имею доказательства. (Демонстрация фрагмента видеофильма «Экология и жизнь»)
Я - воздушная оболочка Земли, загрязнена в результате работы промышленности, транспорта, а также различных топок, которые в совокупности ежегодно выбрасывают в воздушную оболочку Земли миллиарды тонн твердых и газообразных частиц. Основные загрязнители атмосферы - окись углерода (СО) и сернистый газ (8О2), образующиеся прежде всего при сжигании минерального топлива, а также оксиды серы, азота, фосфора, свинец, ртуть, алюминий, и другие металлы.
Вы знаете, что сернистый газ служит главным источником, так называемых кислотных дождей, которые особенно широко распространены в Европе и в Северной Америке. Кислотные осадки снижают урожайность, губят леса и другую растительность, уничтожают жизнь в пресных водоемах, разрушают здания, отрицательно сказываются на здоровье людей.
Судья. Обвинение принимается. У прокурора есть дополнение?
Прокурор. Да, ваша честь. В Скандинавии, которая получает кислотные осадки в основном из Великобритании и ФРГ, погибла жизнь в 20 тыс. озер, в них исчезли лосось, форель и другая рыба. Во многих странах Западной Европы происходит катастрофическая гибель лесов. Такая же гибель лесов началась и в России.
Воздействия кислотных осадков не выдерживают не только живые организмы, но и камень. Циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема её загрязнения приобрела глобальный характер.
Судья. Приглашается адвокат Человечества. Что вы можете сказать в защиту Человечества.
Адвокат. Уважаемый суд! Человек действительно широко использует природные ресурсы в хозяйственной деятельности, но при этом старается не допустить экологических катастроф. Однако случаются аварии из-за изношенности' судов и нехватки средств на их ремонт. Причиной аварии может стать и природная стихия.
Человечество не только засоряет свое «гнездо». Оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению.
Первый путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, рекультивации земель и др. Однако даже самые современные сооружения не обеспечивают полного очищения. А сверхвысокие дымовые трубы, снижая концентрацию вредных веществ в данном месте, способствуют распространению пылевого загрязнения и кислотных дождей на гораздо более обширные территории: труба высотой в 250 м увеличивает радиус рассеивания до 75 км.
Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной («чистой») технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Так, переход от прямоточного (река - предприятие - река) водоснабжения к оборотному и к «сухой» технологии может обеспечить сначала частичное, а затем и полное прекращение сброса сточных вод в реки и водоемы.
Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Но он требует огромных расходов, непосильных для многих стран.
Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении так называемых «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды. К числу «грязных» производств, прежде всего, относятся химическая и нефтехимическая, металлургическая, целлюлозно-бумажная промышленность, тепловая энергетика, производство стройматериалов. При размещении таких предприятий особенно необходима географическая экспертиза.
Секретарь. Приглашается свидетель защиты юрист-эколог.
Свидетель защиты Основой экологического законодательства РФ является закон РФ «Об охране окружающей природной среды», принятый 19.12.1991 г. До принятия этого закона в России не было общего правового документа в области охраны окружающей природной среды. Закон регулирует природоохранительные отношения, которые включают выполнение трёх задач:
-
Сохранение природной среды.
-
Предупреждение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека.
-
Оздоровление и улучшение качества природной среды.
Судья. Все свидетели заслушаны. Слово предоставляется обвиняемому - Человечеству.
Человек. Уважаемые участники судебного процесса! Прошу учесть, что человек неумышленно наносит вред окружающей среде. Общество не может прогрессивно развиваться, не взаимодействуя с природой и не пользуясь её дарами. Но мы хотим обратиться ко всем жителям нашей планеты с просьбой о бережном отношении к окружающей среде.
Секретарь. Суд удаляется для вынесения приговора.
Секретарь. Всем встать. Суд идёт.
Судья. Приговор:
1.Обязать человечество соблюдать закон «Об охране окружающей природной среды»
2.Ввести в школах предмет «Экология».
3.Посадить аллею в школьном дворе.
4.Создать на каждом предприятии общественные экологические службы, которые контролировали бы хозяйственную деятельность человека по отношению к тому или иному природному объекту.
5.Создать творческую группу учёных-экологов по разработке инновационных технологий переработки промышленных отходов, безвредному использованию современных установок.
III Заключение.
Учитель: Цели, поставленные нами в начале урока, достигнуты. Мы убедились, что вред, наносимый природе человеком, огромен, увидели источники загрязнения окружающей среды и рассмотрели пути решения глобальных проблем.
Завершаю урок стихотворением Н.А Заболоцкого «Просьба»
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится-
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб- не море!
А земля без зверей - не земля!
Люди- исполины, люди- великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце, сердце человечье!
Люди - человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно - должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
Домашнее задание:
Подготовить эссе на тему «Человек и природа»