Конспект урока в 8 классе на тему Реки России

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме: «Реки России».

Учитель: Сливка Анна Александровна

Аудитория: 8 класс

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • Отработка навыков работы с разными источниками информации; анализа данных и формулирования выводов.

  • Отработка навыков правильного оформления результатов работы с картами.

  • Закрепление знаний о климате и климатообразующих факторах.

  • Оценить уровень освоения способов визуализации числовых данных и отработать навыки применения этих способов при решении конкретной задачи.

Развивающие:

  • Развитие навыков групповой практической работы.

  • Развитие способности логически рассуждать и делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитание творческого подхода к выполнению практической работы.

  • Развитие познавательного интереса.

  • Воспитание информационной культуры.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, Физическая карта России, карты атласа, контурные карты.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. Учитель сообщает цели и задачи урока.

2. Повторение и проверка пройденного материала.

Учитель раздает обучающимся карточки:

Карточка № 1

Покажите на конкретных примерах влияние климата на другие компоненты природы, на жизнь и деятельность человека.

Карточка № 2

Что нового о циркуляции атмосферы вы узнали в курсе физической географии России?

Карточка № 3

По рисунку 44 (стр. 96-97) расскажите, где над территорией России в летнее время проходят фронтальные зоны.

Карточка № 4

Как распространяется дым, выходящий из труб, при циклональных и антициклональных условиях погоды?

Карточка № 5

При какой погоде концентрация загрязняющих веществ в приземных слоях будет выше? Почему?

Карточка № 6

Влияют ли климатические условия на добычу полезных ископаемых? В чем это проявляется?

Карточка № 7

Почему надо защищать атмосферу от загрязнения? Как это делать?

Карточка № 8

Правильно ли размещены жилые кварталы на рисунке 52 (стр. 108)? Чем нужно руководствоваться при их планировке, чтобы воздух был максимально чистым?

3. Изучение нового материала.

Вода - чудесный дар природы. Вода нужна для всего живого: для человека, животных и растений. Большинство химических реакций протекает в водной среде.

Внутренние воды России представлены реками и озерами, болотами и подземными водами, многолетней мерзлотой и ледниками. По территории страны внутренние воды распределены неравномерно.

(1)Реки. Основное внимание на первом уроке мы уделим рекам.

Россия - страна величайших речных систем. Из 34 крупнейших рек мира 6 полностью протекают по территории России (Лена, Енисей, Обь, Волга, Оленек, Колыма), а Амур и Урал - на значительном протяжении своего течения.

Реки Обь, Енисей, Лена и Амур относятся к величайшим рекам мира, а Волга является самой крупной рекой Европы.

Зад.1. Найдите по таблице на стр.125 длину реки Лены. Какие еще реки России имеют длину более 2 тыс. км.

Реки России относятся к бассейнам трех океанов и области внутреннего стока (см. рис. 7 стр. 18 в учебнике).

Зад.2. Называем и находим на картах атласа наиболее крупные реки каждого бассейна. Надо напомнить учащимся, что реки показывают от истоков к устьям, а не наоборот, что часто оказывается легче.

Миллионы жителей страны живут вдоль реки, для многих из них - это единственный способ существования, ведь река - это источник водоснабжения, энергии и пищи. Река - это символ жизни.

Еще на заре цивилизации люди предпочитали селиться вдоль рек. И тогда, и по сей день, реки символизируют крупнейшие транспортные артерии страны. Разветвленная сеть всех рек России отчасти компенсирует качество российских дорог. Однако река это не только дорога, но и энергия. У реки, кроме длины, ширины, глубины, есть еще одно измерение - высота. Эта высота измеряется превышением истока реки над устьем и называется - падением.

Отношение падения реки к длине реки называют уклоном реки.

Зад.3. Определите по физической карте высоту устья Волги.

ФИЗМИНУТКА (гимнастика для глаз)

От уклона реки зависит скорость ее течения, эродирующая и несущая способность потока, а отсюда и величина твердого стока.

Таким образом, падение, уклон и характер течения реки в значительной мере определяются рельефом территории, но зависят они и от объема воды, который несет река. Чем больше объем воды, тем меньшее время требуется на выработку устойчивого продольного профиля реки.

(2)Питание и режим рек. Объем воды, переносимый рекой, или ее водоносность обычно характеризуются двумя показателями: расходом и годовым стоком. Расход - количество воды, которое протекает через поперечное сечение реки в единицу времени. Обычно его измеряют в м3/с. Расход воды в реке чрезвычайно сильно колеблется в течение года, а подчас и в течение суток. Годовой сток - количество воды, которое река выносит за год. Он измеряется в км3/год.

Годовой сток определяется соотношением осадков и испарения на площади речного бассейна, т. е. зависит от климатических условий. Климат влияет и на соотношение различных источников питания в формировании годового стока, а через них и на внутригодовое распределение стока, т. е. на режим реки.

Для рек нашей страны характерно:

а) устойчивое увеличение с севера на юг (от тундр к пустыням) доли снегового питания;
б) значительное уменьшение подземного питания в районах распространения многолетней мерзлоты;
в) увеличение доли дождевого питания от центральных частей страны к западным и восточным ее районам. В северо-западных районах Русской равнины доля дождевого питания возрастает за счет мягких зим, способствующих увеличению жидких осадков взамен твердых. В Приморье и Приамурье доля дождевого питания увеличивается местами до 60% за счет летних муссонных дождей.

Заслушаем сообщение «Питание и режим рек»

План сообщения:

  1. Реки с весенним половодьем.

  2. Паводковый режим.

  3. Реки с летним половодьем.

  4. Реки муссонного климата.

  5. Ледостав.

Зад.4. определите продолжительность ледостава на реках юга Западной Сибири, Кольского полуострова (см. рис.54 стр. 116).

ФИЗМИНУТКА (проводит один из учеников)

(3)Охрана водных ресурсов. Когда мы говорим об охране водных ресурсов, то обычно речь идет о сохранении качества воды, ее чистоты, об охране вод от загрязнения, так как и водопотребители и водопользователи, как правило, загрязняют воду. Однако в тех районах, где потребление воды велико, где близки к исчерпанию возможности водозабора, охрана вод подразумевает и ограничение количества изымаемой воды. Здесь особенно нужно введение системы оборотного водопотребления. Ее использование создает замкнутый круг водоснабжения, что обеспечивает многократное использование одного и того же объема воды и прекращение сброса в водоемы загрязненных вод.

4. Закрепление изученного.

Блиц опрос:

  • Что такое режим реки?

  • Почему Волга разливается весной, а Амур летом?

  • Чем наводнение отличается от паводка?

  • В какое время года бывают паводки?

  • К какому режиму рек относится река Ишим? (РК)

5. Итоги урока.

Обучающимся предлагается ответить на несколько вопросов:

Что нового вы узнали на уроке?

Какие новые термины вы теперь знаете?

Как вы оцениваете свою работу на уроке? (по 5-ти бальной шкале)

Понравился ли вам урок?

На доске записывается домашнее задание § 19, прочитать и выписать какие стихийные бедствия, связаны с реками.

© 2010-2022