Календарно-тематическое планирование курса География. Россия: природа, население, хозяйство

Календарно-тематическое планирование курса "География. Россия: природа, население, хозяйство" 9 класс ( 68 часов; 2 часа в неделю) Социальная и экономическая географии России. Программа: Примерная программа основного общего образования по географии России. Составитель: Соболева Е.Б. Учебник «География. Россия: природа, население, хозяйство» (УМК «Сферы», В.П.Дронов, Л.Е. Савельева) 2010 г. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового географического образования изучением природы и хозяйства самой большой страны материка Евразии — России. Данный курс опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении курса «География. Земля и люди» (особенно темы «Евразия»), что позволяет акцентировать внимание на специфике проявлени...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование курса "География. Россия: природа, население, хозяйство"

9 класс ( 68 часов; 2 часа в неделю)

Социальная и экономическая географии России.

Программа: Примерная программа основного общего образования по географии России.

Составитель: Соболева Е.Б.

Учебник «География. Россия: природа, население, хозяйство» (УМК «Сферы», В.П.Дронов, Л.Е. Савельева) 2010 г.
Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового географического образования изучением природы и хозяйства самой большой страны материка Евразии - России. Данный курс опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении курса «География. Земля и люди» (особенно темы «Евразия»), что позволяет акцентировать внимание на специфике проявления общих географических закономерностей на территории нашей страны. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Основная часть данного курса - комплексная географическая характеристика России. На основе формирования представлений у учащихся о каждом компоненте природы страны, их взаимосвязей рассматриваются комплексы «природа - население - хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон.

Главная цель курса - сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения главной цели курса изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы, населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные и социально-экономические процессы;

  • сформировать представления о территориальной организации России в целом и отдельных ее составляющих; географических аспектах современных социально-экономических проблем страны;

  • продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих социально-ответственному поведению в российском пространстве;

  • продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

Календарно-тематическое планирование курса «География. Россия: природа, население, хозяйство».

№п/п

Дата

Название

темы урока

Элементы обязательного минимума образования

Планируемые результаты подготовки учащихся


Домашнее задание


Раздел 1. Хозяйство России - 29 часов

Тема 1. Общая характеристика хозяйства - 7 часов.

1-2.


Особенности хозяйства России.

Отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства страны. Секторы хозяйства. Межотраслевые комплексы. Факторы и условия размещения предприятий. Практическая работа №1 «Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства».

Новые понятия и представления: структура хозяйства, отрасли хозяйства, легкая и тяжелая промышленность, межотраслевые комплексы. Учащиеся должны уметь:
- называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе;
- объяснять термины: структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы.

§1

3.


Географическое положение России как фактор развития хозяйства.

Влияние на развитие хозяйства северного, транспортного, соседского, геополитического и геоэкономического положения РФ.

Новые понятия и представления: геополитическое и геоэкономическое положение страны.

Учащиеся должны уметь:
- определять ГП РФ и его влияние на развитие хозяйства.

§2, к/к 4-5

4.


Человеческий потенциал России.

Человеческий капитал. Оценка и географические различия качества населения.

Новые понятия и представления: человеческий капитал, ИЧР.

Учащиеся должны уметь:
- выявлять различия районов РФ по ИЧР.

§3

5.


Трудовые ресурсы и экономически активное население.

Соотношение понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население». География трудоспособного населения, территориальные различия в уровне его занятости.

Учащиеся должны уметь:

Объяснять термины: трудовые ресурсы, экономически активное население,

- выявлять причины безработицы.

§4

6.


Природно-ресурсный потенциал России.

Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Практическая работа №2 «Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов РФ».

Новые понятия и представления: природно-ресурсный потенциал.

Учащиеся должны уметь:

- называть виды природных ресурсов,

- определять районы наиболее богатые природными ресурсами.

§5

7.


Производственный потенциал.

Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.

Новые понятия и представления: состав производственного капитала.

Учащиеся должны уметь:

- определять районы с различной долей производственного капитала.

§6


Тема 2. Промышленность - 11 часов.


8.


ТЭК. Топливная промышленность
Угольная промышленность.

Понятие ТЭК. Особое значение ТЭК в России, обусловленное размерами страны, ее северным положением, сложившейся структурой хозяйства и экспорта страны. Изменение значения отдельных видов топлива. Угольная промышленность - "старейшая" отрасль ТЭК. География отрасли. Проблемы. Практическая работа №3 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов».

Новые понятия и представления: ТЭК, топливная промышленность, угледобывающий район.
Учащиеся должны уметь:
- называть отрасли, входящие в состав ТЭК;
- объяснять изменения структуры потребляемого топлива;
- называть и показывать главные районы добычи угля.

Стр.22, §9

9-10.


Нефтяная и газовая промышленность

Нефтяная и газовая промышленность - основа современной экономики. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности.

Учащиеся должны уметь:
- называть и показывать главные районы добычи нефти и газа;
б) районов производства поступающей продукции;
- объяснять значение нефти и газа для российской экономики.

Стр.23-29,

к/к 6-7/1

11-12.


Электроэнергетика.

Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды.

Новые понятия и представления: электроэнергетика, энергетическая система, типы электростанций.
Учащиеся должны уметь:
- называть, показывать и приводить примеры крупнейших электростанций;
- объяснять особенности размещения электростанций на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды.

§10, к/к 6-7/2

13-14


Машиностроительный комплекс.

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Практическая работа №4 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения».

Новые понятия и представления: специализация и кооперирование, наукоемкое, трудоемкое и металлоемкое машиностроение.
Учащиеся должны уметь:
- называть и показывать важнейшие районы машиностроения и крупнейшие центры;
- объяснять новые термины, особенности размещения машиностроения, значение отрасли в хозяйстве страны.

§11, к/к 6-7/4

15.


Черная металлургия.

Состав, место и значение в хозяйстве. Черная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.


Новые понятия и представления: концентрация производства, материало- и энергоемкость производства, заводы полного цикла, передельная металлургия, малая металлургия.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры и показывать на карте главные районы черной и цветной металлургии;
- объяснять новые термины урока; влияние сырьевого и энергетического факторов на размещение металлургических производств.

§12, к/к 6-7/3

16.


Цветная металлургия.

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры и показывать на карте главные районы цветной металлургии;
- объяснять влияние сырьевого и энергетического факторов на размещение металлургических производств.

§13

17.


Химическая промышленность.

Значение химии в народном хозяйстве. Состав отраслей, сложность структуры. Перспективы развития химической промышленности. Химическое производство и окружающая среда.

Новые понятия и представления: химизация, межотраслевые связи.
Учащиеся должны уметь:
- называть и показывать главные районы химической промышленности;
- объяснять значение термина "межотраслевые связи", возникновение экологических проблем, связанных с химическими производствами.

§14, к/к 6-7/5

18.


Лесная промышленность.

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Новые понятия и представления: лесопромышленный комплекс, водоемкое и энергоемкое производство, внутриотраслевые связи.
Учащиеся должны уметь:
- показывать главные районы лесной промышленности, крупные лесопромышленные комплексы;
- объяснять характер связей между производствами лесной промышленности и особенности их размещения;

§15


Тема 3. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс - 4 часа.


19.


Сельское хозяйство. Растениеводство.

Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. География основных отраслей. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.

Новые понятия и представления: с/х угодья, земледелие, технические культуры.
Учащиеся должны уметь:
- называть основные отрасли сельского хозяйства, виды с/х угодий;
- показывать на карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур.

§16-17,

к/к 10-11/1,2

20.


Животноводство.

Животноводство - производитель наиболее ценной продукции. Влияние природных условий на содержание скота. Отраслевой состав животноводства. География животноводства.

Новые понятия и представления: товарное животноводство, продуктивность, основные направления животноводства.
Учащиеся должны уметь:
- выделять и называть подотрасли животноводства;
- объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, сочетание сложившихся направлений земледелия и животноводства.

§18, к/к 10-11/3

21-22.


Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность

Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность - третье звено АПК. Особенности их развития. География пищевой и легкой промышленности. Практическая работа №5 « Определение по картам и эколого-климатическим показателям районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства».

Новые понятия и представления: АПК, трудоемкое производство, сырьевой и потребительский факторы размещения.
Учащиеся должны уметь:
- называть состав АПК, основные проблемы, связанные с развитием АПК;
- объяснять влияние различных условий на развитие и размещение пищевой и легкой промышленности.

§19,

к/к 10-11/4,5*


Тема 4. Сфера услуг - 6 часов.


23-24.


Транспорт.

Транспорт, его особое значение для хозяйства России. Сравнение отдельных видов транспорта по технико-экономическим особенностям. Отличительные черты транспортной сети страны. Важнейшие магистрали. Проблемы транспортного комплекса страны.

Новые понятия и представления: транспортная инфраструктура.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения;
- объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды.

§20,

к/к 8-9/1-3, 4-5*

25.


Связь

Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов связи: основные линии связи.

Новые понятия и представления: информационная инфраструктура, телекоммуникационная сеть, интернет, сотовая связь.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры современных видов связи;
- сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи в отдельных районах России.

§21, проект

«Наукоград Дубна»

26-27.


Наука и образование

Состав, место и значение в хозяйстве. География науки: основные районы, центры, города науки и технополисы.

Новые понятия и представления: критерии развития науки, технополис, наукоград.

Учащиеся должны уметь:
- объяснять новые термины, территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы.

§22


28.


Социальная сфера.

Состав, место и значение в хозяйстве. Географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.

Новые понятия и представления: социальная сфера.

Учащиеся должны уметь:
- выявлять основные проблемы социальной сферы.

§7-23, стр.86.


Обобщение и контроль знаний - 1 час.


29.


Обобщение и контроль знаний по разделу "Хозяйство России".

Особенности географии различных отраслей хозяйства.


Основные умения: чтение и анализ графических и статистических материалов, тематических (отраслевых) карт; объяснение межотраслевых и внутриотраслевых связей, влияния различных факторов на развитие и размещение производств, тесных взаимосвязей природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов.



Раздел II. Районы России - 34 часа


Тема 5. Европейская часть России - 23 часа


30.


Европейская и Азиатская части России

Особенности географического положения, природы, хозяйства и жизни населения. Место региона в социально-экономическом развитии страны. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем.

Учащиеся должны уметь:

- объяснить причины различия климатических условий макрорегионов,

- определить особенности развития хозяйства макрорегионов.

§24

31.


Географическое положение и природа
Европейского Севера

Состав и особенности ГП. Природная неоднородность: от ледяной арктической зоны до таежных лесов. Моря Белое и Баренцево; их роль в жизни района.


Учащиеся должны уметь:
- объяснять на примере региона влияние природных условий на хозяйственную деятельность;
- показывать на карте моря, давать их географические описания по картам;
- показывать на картах природные объекты, определяющие своеобразие района;
- давать оценку ЭГП района.

§25-26,

к/к 14-15/1-4,5*

32.


Население Европейского Севера.

Численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Культурное наследие Севера. Северные художественные промыслы. Русская деревянная архитектура. Практическая работа №6 «Описание одного из природных или культурных памятников Севера».

Учащиеся должны уметь:
- объяснять особенности размещения городов ЕС,

- определять демографические проблемы ЕС,

- называть и показывать культурно-исторические объекты, определяющие своеобразие Европейского Севера;
- объяснять влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

§27, п/р №6.

33.


Хозяйство ЕС.

Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Архангельск и Мурманск - морские ворота района и страны.

Учащиеся должны уметь:
- объяснять различия в природной и хозяйственной неоднородности разных районов Европейского Севера.

§28,

к/к 16-17/1-4,5*

34.


Северо-Западная Россия

ГП и природа. Характер поверхности. Климат. Озерный край Северо-Запада. Ладожское озеро. Балтийское море - природа, морские пути, экологические проблемы.

Учащиеся должны уметь:
- показывать состав и границы территории, основные природные объекты;
- называть факторы, определяющие ЭГП.

§29-30, проект Санкт-Петербург - "вторая столица" России

35.


Население.

Численность, естественный прирост, традиции и культура. Качество жизни населения. "Столичные" функции Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург - культурная столица России.

Учащиеся должны уметь:

- перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы,
- называть культурно-исторические достопримечательности Санкт-Петербурга, определяющие своеобразие города.

§31

36.


Санкт-Петербург - новый "хозяйственный узел" России.

Влияние ГП на статус "морской столицы". Изменение Петербургом своего ЭГП. Санкт-Петербург - центр хозяйственной жизни Северо-Запада.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять влияние ЭГП города на формирование его хозяйственной специализации;
- называть отрасли специализации.

§32,

к/к 16-17/1-4,5*

37.


Калининградская область

Особое ЭГП, его изменение во времени. Природные особенности.
Отрасли хозяйства. "Янтарный край". Рекреационное хозяйство. Проблемы развития области. Практическая работа №7

« Выявление и анализ условий для развития хозяйства области»

Новые понятия и представления: анклав, портовое хозяйство.
Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте Калининградскую область, города Калининград и Балтийск;
- оценивать ЭГП Калининградской области.

Конспект

38.


Центральная Россия: состав, географическое положение. Особенности природы.

Центральная Россия - исторический центр страны. Географическое (физико -, экономико - и политико-географическое) положение. Природные ландшафты.

Новые понятия и представления: физико-, экономико- и политико-географическое положение.
Учащиеся должны уметь:
- называть и показывать на карте: границы района, древние города, основные природные объекты;
- объяснять природные и историко-географические особенности Центральной России.

§33-34,

к/к 18-19/1,3

39.



Центральный район: особенности населения.

Центральный район - ядро формирования русского народа. Роль географического фактора. Народные промыслы. Контрасты в современной жизни населения.
Народные промыслы ЦР.

Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте состав и границы Центрального района;
- перечислять факторы, определяющие ЭГП района;
- перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы Центрального района.

§35, к/к 18-19/5*

40.


Хозяйство Центрального района

Центральный район - база индустриализации. Этапы развития хозяйства.
Специализация современного хозяйства на трудоемких и наукоемких отраслях, разнообразных видах услуг.

Новые понятия и представления: база индустриализации.
Учащиеся должны уметь:
- называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района, показывать на карте главные центры производств;
- объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района.

§36,

к/к 18-19/2,3,4*

41.


Москва - столица России

Москва - инновационный центр, крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Столичные функции города. Московская агломерация.

Новые понятия и представления: инновационный центр.
Учащиеся должны уметь:
- называть главные направления хозяйственного развития города;
- объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны;
- выделять на карте Московскую агломерацию.

Конспект

42.


Московская область.

ГП области и его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы.

Учащиеся должны уметь:
- называть главные направления хозяйственного развития области;
- определять экологические проблемы.

Анализ карт атласа

43.


ГП и природные условия Северного Кавказа

Состав района, границы, ФГП и ЭГП. Разнообразие природы. Внутренняя неоднородность района. Природные ресурсы. Значение южных морей России.

Учащиеся должны уметь:
- называть и показывать субъекты РФ в составе района;
- показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района;
- определять ГП и ЭГП района;
- объяснять особенности ГП района и природные различия его западной и восточной частей.

§37-38, к/к 22/1,2

44.


Народы Северного Кавказа

Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Казаки и горцы. Культура народов Кавказа.

Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте субъекты РФ в составе Северного Кавказа и их столицы;
- объяснять различия национального состава населения равнинных, предгорных и горных территорий

§39, к/к 22/5*

45.


Хозяйство Северного Кавказа

АПК, его структура. Рекреационные зоны. Ведущие отрасли промышленности. Ростов-на-Дону - самый крупный город Северного Кавказа.

Учащиеся должны уметь:
- называть и показывать по карте крупные города Северного Кавказа;
- определять показатель специализации по статистическим данным;
- объяснять хозяйственное различие западной и восточной частей Европейского Юга.

§40, к/к 22/3,4*

46.


Географическое положение и природа Поволжья

ГП и состав района. Волга как главная ось хозяйства и расселения. Своеобразие природных условий. Современные ландшафты. Природные ресурсы. Практическая работа №8 «Сравнение ГП Поволжья и ЕС и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство».

Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте субъекты РФ в составе Поволжья, природные объекты, определяющие своеобразие района;
- объяснять изменение природных условий и хозяйственной специализации в различных частях Поволжья;
- определять ЭГП района.

§41-42

47.


Население Поволжья.

Пестрота национального состава населения. Крупнейшие города на Волге, их особенности.

Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте города Поволжья, объяснять причины их возникновения,

- показывать на карте субъекты РФ в составе района.

§43

48.


Хозяйство Поволжья.

Изменение хозяйства района на разных этапах развития. Современный отраслевой состав. Пестрота национального состава населения. Крупнейшие города на Волге, их особенности.

Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте города Поволжья, объяснять причины их возникновения,

- называть отрасли специализации района;

- показывать на карте субъекты РФ в составе района.

§44,

к/к 20-21/1-4,5*

49


Географическое положение и природа
Урала.

Состав района. Специфика ГП. Урал как природный и экономический район. Предуралье и Зауралье.
Неоднородность природных условий, разнообразие ископаемых богатств.

Учащиеся должны уметь:
- показывать и называть субъекты РФ в составе района;
- показывать по карте объекты, определяющие природное своеобразие Урала;
- объяснять особенности природы Урала;

- давать оценку ЭГП района.

§45-46,

к/к 24-25/1-4

50


Население. Города Урала.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Рисунок размещения городов Урала. Крупнейшие города Урала, их особенности.

Новые понятия и представления: старопромышленный район.
Учащиеся должны уметь:
- определять национальный состав населения Урала,

- объяснять особенности географии городов Урала

§47, к/к 25/1

51


Этапы развития и современное хозяйство

Этапы освоения и развития хозяйства, изменение роли района в хозяйстве России. Современная структура хозяйства.

Учащиеся должны уметь:
- определять показатель специализации по статистическим данным;
- объяснять сложившуюся структуру хозяйства,

- сравнивать районы Урала по природным условиям и хозяйственному развитию;
- называть и объяснять экологические проблемы Урала;
- оценивать перспективы развития Урала.

§48, к/к 25/5,

Вопросы в тетради

52


Обобщение знаний по теме "Европейская часть России"

Общие черты географических районов Европейской части. Природные и социально-экономические особенности районов. Проблемы районов, их тесная взаимосвязь.

Новые понятия и представления: качество окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
- называть общие черты и проблемы развития географических районов;
- сопоставлять показатели специализации географических районов;
- объяснять природные и социально-экономические особенности районов Европейской части России;
- называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов.

Вопр.4 стр.203

Тема 7. Азиатская часть России - 10 часов.

53


ГП, природные условия и ресурсы Западной Сибири

Состав территории, ГП. Западносибирская равнина, особенности рельефа, климат, реки, зональность природы. Проблемы освоения Западной Сибири. Ресурсы региона. Нефтегазовый район мирового значения. Экологические проблемы.

Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района;
- давать оценку ЭГП района;
- называть и объяснять природные особенности Западной Сибири, их отличия от природы Европейской части.

§49-50, к/к 26/1-3

54


Население Западной Сибири

Формирование этнической карты Западной Сибири. Присоединение к России и заселение русскими.
Характер заселения территории.

Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте географические районы на территории Сибири;
- называть народы Сибири, читать и анализировать карту народов России, плотности заселения, миграций.

§51, к/к 26/1

55


Хозяйство Западной Сибири

Западная Сибирь - главная топливная база страны. Кузбасс - угольно-металлургическая база. ВПК. Сельское хозяйство.


Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте месторождения нефти, газа, угля, крупные центры нефтепереработки, трубопроводы;
- объяснять развитие черной металлургии;
- называть и объяснять отрасли специализации Западной Сибири.

§52, к/к 27/4,5

56


ГП, природные условия и ресурсы Восточной Сибири.

Состав района, ЭГП. Величайшее плоскогорье мира и крупнейшие реки России. Топливные, энергетические ресурсы. Минеральные ресурсы. Господство тундры и таежных лесов.

Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте состав территории;
- называть природные ресурсы и показывать районы их распространения;
- определять и оценивать ЭГП района;
- объяснять сложные природные условия;
- показывать объекты, определяющие природную специфику района.

§53-54,

к/к 28-29/1-3

57


Население Восточной Сибири

Формирование этнической карты Восточной Сибири. Присоединение к России и заселение русскими.
Характер заселения территории. Практическая работа №9 « Анализ взаимодействия природы и человека на примере Восточной Сибири»

(к/к 28-29/4).

Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте географические районы на территории Сибири;
- называть народы Сибири, читать и анализировать карту народов России, плотности заселения, миграций, религий.

§55, к/к 26/5

58


Хозяйство Восточной Сибири

Внутренние различия в хозяйственном развитии района.
Ангаро-Енисейский район Восточной Сибири - электроэнергетика, цветная металлургия, лесопромышленный комплекс. Топливная промышленность Восточной Сибири. ВПК. Экологические проблемы.

Учащиеся должны уметь:
- называть отрасли специализации, определять их показатели по статистическим данным;
- объяснять внутренние различия в хозяйственном развитии района;
- показывать на карте промышленные центры;
- объяснять возникновение экологических проблем региона;
- сравнивать специализацию Западной и Восточной Сибири, выявлять черты сходства и различия.

§56

59


ГП Дальнего Востока. Природные условия и ресурсы.

Состав территории. ДВ, его границы как природного и экономического района. Особенности ПГП и ЭГП, связь с другими регионами России. Географические открытия и заселение территории. Современные границы района. ДВ - контактная зона "суша - море", последствия для природы и хозяйства. Разнообразие и смена природных комплексов с севера на юг. Минеральные ресурсы.
Опасные природные явления - тайфуны, цунами, снегопады, землетрясения, извержения вулканов.

Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте состав территории Дальнего Востока, его границы;
- объяснять своеобразие ГП ДВ;
- называть и показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района;
- объяснять специфику природных условий;
- называть и показывать на карте месторождения полезных ископаемых.

§57-58,

к/к 28-29/1-3,

сообщения на тему «Быт и традиции народов Дальнего Востока».

60


Население Дальнего Востока

Размещение населения. Национальный состав. Коренное население Дальнего Востока.
Отличительные особенности современного населения.

Учащиеся должны уметь:
- показывать субъекты Федерации на карте;
- объяснять характер расселения коренных народов и всего населения Дальнего Востока, используя карты народов и плотности населения;
- приводить примеры влияния природных условий на жизнь, быт и традиции народов Дальнего Востока.

§59 к/к 30/1

61


Хозяйство района

Особенности ЭГП. Внутренняя неоднородность района. Южная и северная части, их природные и хозяйственные особенности.
Хозяйственная специализация. Особая роль морского транспорта.
Практическая работа №10 Сравнение географического положения ДВ и Восточной Сибири и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте крупные города Дальнего Востока;
- определять показатель специализации района по статистическим данным;
- объяснять сложившуюся специализацию Дальнего Востока.

вопросы в тетради

62


Обобщение знаний по теме "Азиатская часть России"

Общие черты и проблемы восточных районов (хозяйственные, социальные, экологические).
Межрегиональные и хозяйственные связи. Сотрудничество с зарубежными странами в развитии Востока страны.
Сравнение западных и восточных районов России.

Учащиеся должны уметь:
- находить необходимые источники географической информации для работы;
- объяснять природные и социально-экономические особенности восточных географических районов и сопоставлять их с западными регионами страны;
- объяснять роль Азиатской части во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда;
- оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития восточных районов.

Вопросы стр.200

Обобщение знаний по разделу "Районы России" - 1 час.

63


Типы районов России. Обобщение знаний по разделу "Районы России"

Различные подходы к типологии районов. Районы нового и старого освоения, аграрные, индустриальные, приморские и т. д. "Лицо" района, его роль в стране. Уровень развития районов, методы его измерения. Уровень и качество жизни населения в разных районах страны. Проблемы экологической безопасности.
Взаимодополняемость географических районов. Региональная политика.

Новые понятия и представления: уровень развития района, региональная политика.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития;
- объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов.


Вопрос 6 стр.268

Раздел 3. Россия в мире - 2 часа.

64


Россия и мировое хозяйство.

Изменение места и роли России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Место и роль России в мировой политике. Практическая работа №11 «Анализ показателей внешней торговли России с различными странами мира по статистическим данным».

Новые понятия и представления: внешние экономические связи, экспорт, импорт.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять структуру экспорта и импорта России;
- объяснять роль России в мировой политике, приводить примеры;
- оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России.

§61

65


Россия в системе мировых транспортных коридоров.

Основная цель создания транспортных коридоров. Перспективы формирования транспортных коридоров для повышения мировой значимости России.

Новые понятия и представления: транспортный коридор, международный транзит, трансконтинентальная транспортная система
Учащиеся должны уметь:
- оценивать современное состояние и перспективы России в системе мировых транспортных коридоров.


66-68

Резерв


© 2010-2022